Введение 3
1 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Становление взглядов на процесс управления персоналом и
основные подходы к его исследованию 7
1.2 Понятие системы управления персоналом, принципы и методы ее
построения 13
1.3 Методы оценки эффективности системы управления
персоналом 22
1.4 Этапы и способы совершенствования системы управления
персоналом организации 27
2 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ МУ САНАТОРИЙ
ЦЕНТРОСОЮЗА РФ 33
2.1 Общая характеристика МУ санаторий Центросоюза РФ 33
2.2 Анализ структуры персонала 39
2.3 Кадровая политика и организация деятельности службы по работе
с персоналом. Оценка подсистемы формирования персонала 41
2.4 Оценка системы управления развитием персонала 50
2.5 Анализ эффективности использования персонала 54
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В
МУ САНАТОРИЙ ЦЕНТРОСОЮЗА РФ 63
3.1 Направления совершенствования системы управления персоналом 63
3.2 Ресурсное обеспечение предложенных мероприятий 70
3.3 Показатели эффективности разработанных мероприятий 73
Заключение 76
Список использованных источников 79
Данная дипломная работа выполнена на современном этапе развития отечественной и мировой экономики характеризуется изменениями требований к персоналу предприятия, возрастанием роли данной составляющей в организации как единой системе. В условиях демократизации общества и ограниченности прочих ресурсов известный девиз «Кадры решают все!» вновь приобретает актуальность. Да и при наличии в достаточных объемах всех необходимых ресурсов без эффективной команды не может быть реализована самая удачная рыночная стратегия, обеспечена непрерывность и ритмичность бизнес-процессов. Данный девиз становится особенно значимым для российских экономики и производства. Сегодня можно утверждать, что недооценка руководством эффективных современных методов управления производственным процессом становится одной из главнейших преград в управлении развитием экономики. Ускорение научно-технического и социально-экономического прогресса, усложнение производственных и межличностных отношений, связанное с резким повышением роли человеческого фактора, оказали воздействие на изменение роли кадровой подсистемы в организации и выдвинули управление персоналом на высшую ступень управленческой деятельности.
Актуальность темы определяется тем, что приобретает проблему управления человеческими ресурсами на предприятии в условиях нестабильности рынка и роста конкуренции. В этой связи в контексте исследования нельзя не сказать об особом значении человеческих ресурсов для предприятий сферы услуг, где уровень мотивации, настроение, работоспособность, общность целей и ценностей персонала напрямую влияет на качество обслуживания потребителей этих услуг, а значит и на конечные результаты экономической деятельности предприятия.
Вложения в человеческие ресурсы в кадровую политику в наше время стали долгосрочными факторами конкурентоспособности и выживания предприятия. Управления людьми имеет важное значение для всех организаций. Без людей нет организации. Без эффективных работников ни одно предприятие не сможет достичь своих целей и выжить. Человек становиться важнейшим элементом производственного процесса на предприятии.
Методология исследования. Теоретической основой дипломной работы являются труды Г.И Александрова, Банько Н.А, М. Васина, А.Е Маслова, А.К. Гастев, П.М. Керженцев, Л.И. Евенко, Ю.А. Балашов, Й Ниссинен и др.
В ходе выполнения работы были использованы методы анализа литературы,синтеза,классифицирования,наблюдения,анкетирования,анализа документации и управленческой информации предприятия.
Целью исследования является разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в МУ санаторий Центросоюза РФ.
Для достижения цели в исследовании предполагается решение следующих задач:
1. Изучить основы управления персоналом организации.
2. Произвести комплексный анализ системы управления персоналом в МУ санаторий Центросоюза РФ, в связи с чем:
- рассмотреть кадровую политику и организацию деятельности службы по работе с персоналом и дать оценку подсистемы формирования персонала на предприятии;
- оценить систему управления развитием персонала на предприятии;
- проанализировать эффективность использования персонала на предприятии.
3. Разработать направления совершенствования системы управления
персоналом.
4. Спрогнозировать и обосновать эффективность разработанных мероприятий для МУ санаторий Центросоюза РФ.
Объект исследования: МУ санаторий Центросоюза РФ г. Белокуриха.
Предмет исследования: система управления персоналом в МУ санаторий Центросоюза РФ.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель и задачи работы, объект и предмет исследования.
Научная новизна дипломной работы состоит в следующем:
-систематизированы подходы управления с персоналом;
-выделены особенности социальной структуры трудового коллектива;
-предложен метод оценки эффективности применения управления персоналом;
-установлена взаимосвязь между эффективностью применения методов управления персоналом в организации и удовлетворенностью сотрудников работой;
-разработаны предложения по совершенствованию методов управления с персоналом в организации.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения использованных в работе результатов анализа методов управления персоналом в МУ Санаторий Центросоюза Р.Ф.
Основные результаты и положения, выносимые на защиту:
1.Эффективность применения методов управления с персоналом отражается в удовлетворенности работой и показателях их производительной деятельности.
2. Формирования благоприятного социально-психологического климата в персонале и создание эффективной системы как метод управления в большой степени влияют на производительность труда работников.
3. Комплексный анализ методов и диагностики системы управления персоналом в организации.
Личный вклад заключается в следующем :
-автором систематизированы ряд теоретических основ методов управления персоналом в организации;
-самостоятельно определены цели и задачи дипломной работы;
-проведен комплекс исследований в условиях функционирования реального предприятия, результаты которых представлены в данной работе;
-произведены выводы и результаты исследований.
Структура и содержание работы. Работа состоит из введения, основной части, содержащей теоретический разделы, а также заключения, списка использованной литературы.
В первой главе изучены основы управления персоналом организации, где рассмотрены проблемы становления взглядов на проблему управления персоналом и основные подходы к ее исследованию; понятия системы управления персоналом, принципы и методы ее построения; методы оценки эффективности системы управления персоналом этапы и способы возможного совершенствования системы управления персоналом на предприятия.
Вторая глава посвящена комплексному анализу системы управления персоналом в МУ санаторий Центросоюза РФ, в связи, с чем рассмотрена кадровая политика и организация деятельности службы по работе с персоналом и дана оценка подсистемы формирования персонала на предприятии; оценена система управления развитием персонала на предприятии; проанализирована эффективность использования персонала на предприятии.
В третьей главе определены пути совершенствования системы управления персоналом в МУ санаторий Центросоюза РФ и спрогнозированы показатели разработанных мероприятий и обоснована их эффективность
Основные результаты выполненной дипломной работы сводятся к следующему. В ходе исследования необходимо сделать ряд выводов.
В теоретической части исследования было выяснено, что система управления персоналом представляет собой совокупность приемов, методов, технологий, процедур работы с кадрами.
Все элементы системы управления персоналом условно делятся на три блока:
1. Технологии формирования персонала, к которым относятся кадровое планирование, определение потребности в найме, набор, отбор, найм, высвобождение, иногда сюда включают адаптацию работников.
2. Технологии развития персонала, объединяющие обучение, карьеру и формирование кадрового резерва.
3. Технологии рационального использования персонала, включающие оценку, мотивацию, нормирование труда.
Процесс совершенствования системы управления персоналом требует оценки, разработки этапов и способы совершенствования, а также обоснования эффективности предложенных мер.
В связи с этим в аналитической части исследования был проведен комплексный анализ системы управления персоналом на конкретном предприятии. МУ санаторий Центросоюза РФ является государственным унитарным предприятием. МУ санаторий Центросоюза РФ представляет собой крупный функциональный комплекс, в свою очередь включающий в себя подразделения: гостиничный, лечебно-оздоровительный, культурно-досуговый, комплекс по питанию.
Управление персоналом предприятия осуществляется в соответствие с кадровой политикой МУ санаторий Центросоюза РФ.
Целью деятельности службы по работе с персоналом является повышение производительности труда посредством разработки и внедрения системы управления человеческими ресурсами, направленной на максимальную реализацию потенциала сотрудников Общества, повышение удовлетворенности персонала условиями труда, выполняемой работой.
Оперативный план работы с персоналом на предприятии включает в себя:
- кадровое планирование;
- определение потребности в персонале;
- привлечение, адаптацию и высвобождение персонала;
- планирование рационального использования персонала;
- обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала;
- планирование деловой карьеры и профессионального продвижения;
- планирование расходов на персонал;
- контроль и развитие отдельных видов планирования.
В результате анализа системы управления персоналом в МУ санаторий Центросоюза РФ было выявлено ряд проблем:
- работа в области адаптации работников санатория противоречит документально зафиксированным положениям и в реальности существует на уровне устных установок, внутреннего ощущения специалистов;
- управление карьерой и создание кадрового резерва на предприятии имеет фрагментарный характер, отсутствует необходимая для этих целей база данных.
- наблюдается невысокая эффективность применения социально-психологических методов мотивации работников, что сказывается на уровне корпоративизма и удовлетворенности трудом в отдельных рабочих группах.
В связи с выявленными недостатками в проектной части исследования были предложены следующие мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом в МУ санаторий Центросоюза РФ:
1. Разработка общей и специализированной программ адаптации персонала.
2. Разработка и реализация положений, посвященных планированию и управлению карьерой, а также разработка эффективной базы данных кадрового резерва на предприятии.
3. Разработка оценочно-обучающей программы по усилению воздействия социально-психологических методов.
В заключение исследования были спрогнозированы и обоснованы показатели эффективности предложенных мероприятий. В целом реализация рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом в МУ санаторий Центросоюза РФ положительно отразиться на следующих результатах деятельности предприятия:
- формировании благоприятного имиджа санатория;
- удовлетворенности потребителей услуг санатория и привлечении новых покупателей;
- повышении конкурентоспособности на рынке санаторно-курортных услуг;
- росте продаж и как следствие росте доходности МУ санаторий Центросоюза РФ.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации (по состоянию на 10 марта 2009 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. - 207 с.
2. Андреев С.В. Кадровый потенциал и проблемы занятости в условиях перехода России к рыночным отношениям. - М.: «Экзамен», 2014. - 316 с.
3. Артемьев Г.С. Управление персоналом. Лекции / Ресурсы интернет: - http: //www.webarhimed.ru/page-66 .html.
4. Балашов Ю.А. Мотивация и стимулирование персонала: основы построения системы стимулирования // Кадры предприятия. - 2009 - № 2. - C.62 - 64.
5. Банько Н.А., Карташов Б.А., Яшин Н.С. Управление персоналом. Часть II: Учебное пособие. - Волгоград: ВолгГТУ, 2014. - 88с.
6. Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. Управление персоналом. - Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2008. - 329 с.
7. Бобыкин В.Р. Технология управления персоналом. - М.: «Триада, ЛТД», 2008. - 441 с.
8. Богданова Е.Л. Маркетинговая концепция организации персонала менеджмента и конкурентоспособной рабочей силы. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2008. - 410 c.
9. Браверман А., Саулин А Интегральная оценка результатов работы предприятий // Вопросы экономики. - 2010. - №7. - С.31-37.
10. Виноградов Е.А., Маусов Н.К., Ламскова О.М. Персонал в фирмах индустриально развитых стран. - М., 2010. - 329 с.
11. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия,
организация, процесс: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2009. - 547 с.
12. Волгин А.П., Матирко В.И., Модин А.А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики: Опыт ФРГ. - М.: Дело, 2008. - 415 с.
13. Отчет о деятельности МУ санаторий Центросоюза РФ за 2014-2015 гг.
14. Дрофа В.В., Половинке В.С. Управление персоналом научно-производственных организаций. - М.: Информ-Знание; Омск: Изд-во Наследие. Диалог-Сибирь, 2014. - 208 с.
15. Евенко Л. И. Эволюция концепций управления человеческими
ресурсами // Стратегия развития персонала (Материалы конференции). - Нижний Новгород. - 20010. - 109 с.
16. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 20015. - 464 с.
17. Иванцевич Д.Ж., Лобанов А.М. Человеческие ресурсы управления. - М.: Дело, 2009. - 194 с.
18. Ивановская Л.В., Свистунова В.М. Обеспечение системы управления персонала на предприятии. - М.:ГАУ, 2009. - 366 с.
19. Ильин А. И. Планирование на предприятии: Учебник. - М.: Новое знание, 2009. - 348 с.
20. Как найти специалиста? Кадровая политика: треугольник
взаимоотношений // Деловая неделя. - 2007. - № 3 (016). - С.21-23.
21. Кибанов А. М. Управление персоналом организации. - М.: 2007. - 212 с.
22. Кибанова А.Я. Стратегическое управление персоналом. - М.: ИНФРА- М, 2006. - 324 с.
23. Кибанов А.М. Методы построения системы управления персоналом // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2010. - №6. - С. 21-24.
24. Кирьянов А.В. Концепция управления человеческими ресурсами в
организации. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/bandurin/article/
sbrn08/09.shtml.
25. Китов А. И. Экономическая психология. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 341с.
26. Коротков Э. М. Концепция менеджмента. - М.: ДеКа, 2010. - 319 с.
27. Кочеткова А.И. Основы управления персоналом. - М.: ТЕИС, 2005. - 506 с.
28. Кравченко К.А. Как повысить эффективность службы управления персоналом в организации // Управления персоналом. - 2010. - №3. - С. 17-20.
29. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2007. - 312 с.
30. Маусов Н.К., Кулапов М.Н. Управление карьерой персонала в условиях производства. - М.: Изд-во РЭА, 2007. - 268 с.
31. Менеджмент и рынок: германская модель. Учебное пособие / под ред. А.П. Лихова. - М.: Издательство БЕК, 1995. - 317 с.
32. Моргунов Е. Б. Управление персоналом: Учебное пособие. - М.: Журналистика, 2005. - 436 с.
ЗЗ.Обегом Ю.Г. Эффективность системы управления персонала: Учебное пособие. - М.: Изд-во РЭА, 2005. - 261 с.
34.Основы менеджмента: Учебник / Под ред. Д.Д. Вачугова. - М.: Высш.школа, 2005. - 367с.
35. Попов А. В. Теория и организация американского менеджмента. - М.: Экономика, 2011. - 422 с.
36. Построение системы управления персонала. Основные принципы // Сайт сетевого издания «Управление персоналом» / Ресурсы интернет: -http://www.staffmanagement.ru/
37. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Учебное пособие / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - 390 с.
38. Правила внутреннего трудового распорядка санатория «Центросоюз».
39. Розанова В. А. Психология управления: Учебное пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-Пресс, 2008. - 381 c.
40. Семёнов, А.К. Основы менеджмента: Учебник. - 2-е изд. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2009. - 245 с.
41. Синк С.Д. Управление производительностью: планирование,
измерение и оценка, контроль и повышение. - М.: Прогресс, 2009. - 392 с.
42. Татулов Б.Э. Проблемы оценки эффективности управления персоналом / Ресурсы интернет: -http://www.cfin.ru/bandurin/article/ sbrn05/21.shtml.
43. Тимофеев М.И. Мотивы и потребности: новые подходы // Мотивация и оплата труда. - 2007. - № 1. - С.52 - 56.
44. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 327 с.
45. Управление персоналом организации: Учебник / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Инфра-М, 2007. - 638 с.
46. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, М. Еремина. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2010. - 496 с.
47. Управление по результатам / Пер. с фин. / общ. ред. Я. А. Леймана. - М.: Прогресс, 2010. - 294 с.
48. Управление - это наука и искусство: Файоль, Эмерсон, Тейлор, Мэйо, Фора / под ред. А.П. Шмидта. - М.: Республика, 2000. - 493 с.
49. Устав санатория «Центросоюз».
50. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2009. - 467с.
51. Шепеленко С.Г. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. - М.: ИКЦ «Март», 2012. - 160 с.