Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в художественной деятельности

Работа №92967

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
174
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Развитие творческих способностей у детей как педагогическая
проблема 7
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей младшего
школьного возраста 1 6
1.3. Художественная деятельность как средство развития творческих
способностей у детей младшего школьного возраста 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 38
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
творческих способностей у детей младшего школьного возраста 38
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей у детей
младшего школьного возраста в художественной деятельности 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75

Современное образование в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на творческое развитие учащихся. Эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческого воображения каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, универсальных учебных действий, навыков самообразования и, конечно, творчества во всех его проявлениях.
Значимость развития творческих способностей в младшем школьном возрасте подтверждается и Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, где подчеркивается, что от традиций учебного познания необходимо перейти к всеобщему образовательному творчеству. Школы ориентированы на разностороннее развитие обучающегося, и, как следствие, на гармоничное сочетание учебной и творческой деятельности. В Федеральном законе «Об образовании» также говорится о том, что «обучающиеся имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, а учебные заведения должны создавать условия для творческого развития младших школьников, оказывать содействия лицам, проявившим высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной, исследовательской деятельности, и художественном творчестве» (Ст.5 п.2).
Младший школьный возраст является благоприятным периодом развития творческих способностей. Именно в этом возрасте ребенка отличают такие качества, как любознательность, впечатлительность, эмоциональность, а также умение удивляться, трудолюбие, способность к творчеству и инициативность, что позволяет говорить о сензитивности младшего школьного возраста в развитии творческих способностей.
Проблемой развития творческих способностей занимались известные психологи: Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.И. Савенков, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин и др. Развитию творческих способностей в художественной деятельности посвящали свои труды: А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Д.Б. Кабалевский, Т.С. Комарова, ЕД Критская, Е.А. Флерина, Л.В. Школяр, С.Т. Шацкий,.
Большую роль в развитии творческих способностей играет художественная деятельность. Именно в этом виде деятельности ребенок развивается как неординарная и творческая личность. В процессе художественной деятельности у обучающихся формируется целостная картина мира, развиваются творческие способности, эстетическое восприятие, художественно-образное воображение, практические навыки и умения в процессе самовыражения в искусстве.
Однако, как показывает практика, потенциал художественной деятельности используется не в полной мере. Отчасти это можно объяснить недостаточной разработанностью содержания занятий на основе художественной деятельности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Таким образом, в педагогической практике возникает противоречие между требованиями образовательного стандарта о необходимости развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе организации художественной деятельности для их развития.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: поиск теоретических оснований и практических направлений развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста в художественной деятельности.
Выявленные актуальность проблемы и противоречие позволили определить тему исследования: «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в художественной деятельности».
Объект исследования - процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста в художественной деятельности.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке комплекса занятий по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе художественной деятельности.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «творческие способности».
2. Выявить особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть возможности художественной деятельности в развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста
4. Провести диагностическое исследование уровня развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе практического исследования.
5. Спроектировать содержание работы по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе художественной деятельности.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, проектировочная работа.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, содержание занятий на основе художественной деятельности, которые могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, повышения качества уровня их развития в процессе разных видов художественной деятельности, а также для организации внеурочной деятельности.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 69. В практическом исследовании приняли участие 17 детей в возрасте 6 - 7 лет, обучающихся по программе «Планета знаний».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 63 наименований изданий, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одним из приоритетных направлений современной системы Российского образования является проблема развития творческих способностей личности. Теоретический анализ литературы и проведенное практическое исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования, и позволили сделать следующие выводы.
Для изучения и теоретического обоснования сущности понятия «творческие способности» мы рассмотрели существующие трактовки, которые отражают разные подходы в исследовании данной проблемы. В данном исследовании мы опираемся на позицию А.А. Мелик-Пашаева и его определение творческих способностей, под которым он понимает психологические особенности личности, позволяющие ей качественно и легко овладевать способами освоения и созидания художественных образов в одном или нескольких видах искусства [36].
На основе определения понятия «творческие способности» были определены показатели и разработаны уровни развитости творческих способностей у младших школьников в художественной деятельности. Таким образом, к основным показателям развитости творческих способностей были отнесены:
• эстетическое отношение;
• творческое воображение;
• практические умения и навыки в разных видах художественной
деятельности (А.А. Мелик - Пашаев).
Для выявления уровня развитости творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе практического исследования были использованы следующие методики: диагностика «Художественно­
экспрессивный тест» (Л.В. Школяр), методика «Придумай рассказ» (Дж. Родари), методика «Выбери музыку» (Л.В. Школяр).
Результаты проведения данных диагностических методик позволили определить начальный уровень развития творческого воображения у младших школьников: низкий уровень развития творческого воображения был выявлен у 4 детей (24%), средний уровень - у 5 школьников (29%), высокий уровень был выявлен у 8 детей (47%). Полученные результаты стали доказательством необходимости разработки содержания педагогической работы по развитию творческого воображения.
Нами был разработан комплекс занятий, по развитию творческих способностей младших школьников в процессе художественной деятельности. Содержание деятельности включало в себя развитие творческих способностей младших школьников в совокупности выделенных показателей.
Для развития показателя эстетическое отношение используются следующие методы:
• метод создания художественного контекста (Л.В. Горюнова);
• метод контрастного сопоставления (О.П. Радынова);
• метод эмоционального сопереживания (А.А. Мелик-Пашаев);
• метод осознания личностного смысла произведений (А.А. Пиличаускас);
• беседа.
Для развития показателя творческое воображение используются такие методы как:
• метод моделирования художественно-творческого процесса (Л. В. Школяр);
• метод создания композиций (Л.В. Горюнова);
• метод пластического интонирования (Т.Е. Вендрова);
• беседа.
Для развития показателя совокупность специальных умений и навыков используются представленные методы:
• метод сочинения уже сочиненного (В.О. Усачева);
• беседа.


1. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы - Казань, 2006. - 500 с.
2. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - Москва: Прогресс, 1974. - 392 с.
3. Арсеньев, А. С. Естественнонаучное и гуманитарное знание в педагогическом процессе / А.С. Арсеньев, // Педагогика искусства и школа. - Москва: Наука, 1992. - 241 с.
4. Бахарева, Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе // Нач. школа. - 1991. - №8. - С. 48-51.
5. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - Москва: Академия, 2000. - 192 с.
6. Беляев, И.А. «Творчество как форма становления индивидуальной целостности человека», 2010. - С. 57-61,
7. Библер, B.C. Мышление, как творчество. - Москва: Политиздат, 1975. - 399 с.
8. Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, H.JI. Васильева - Москва: Издательство "Совершенство", 1998. - 352 с.
9. Благонадежина, Л. В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие /Л.В. Благонадежина // Вопросы психологии. -1968. - № 4. С. 96-105.
10. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. [Электронный ресурс] // Ростов. 1983. URL: https://psrbook.com/scholarly/psrhologrcheskre-osnovy-rntellektualnoy- aktivnosti.html (дата обращения: 22.03.2019)
11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - Санкт-Петербург, 2017. - 400 с.
12. Большакова, Л.А. Развитие творчества младшего школьника / Л.А. Большакова // Завуч начальной школы. - 2002. - № 2. - С. 12-16.
13. Буткевич, В.В., Методика организации эстетического воспитания младших школьников: монография / В.В. Буткевич: Начальная школа, 2008. - 144 с.
14. Величко, Ю.В. О соотношении понятий «креативность», «творческие способности», «творческое воображение», «творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов, 2014. - С. 629-631.
15. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: рекомендации к разработанный комплекс программ по искусству для школьных и внешкольных занятий / под ред. Г.П. Шевченко, Б.П. Юсова. -Луганск: Издательство ЛГУ, 1990. - 125 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ