Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале волшебной сказки

Работа №92966

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
221
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ 7
1.1. Формирование нравственных представлений у детей как
педагогическая проблема 7
1.2. Особенности формирования нравственных представлений у детей
старшего дошкольного возраста 16
1.3. Возможности волшебной сказки в формировании нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ 36
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня
сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Содержание педагогической работы по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
на материале волшебной сказки 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56

Вопросы формирования нравственных ориентиров и представлений, духовного совершенствования человека волновали общество всегда. И в наше время проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В современном мире отмечается упадок культуры и переоценка системы ценностей. Прежде всего, об этом свидетельствует резкое падение уровня нравственности, что проявляется в социальном поведении, в отношении людей друг к другу, в росте потребительства, распущенности, вседозволенности. Именно поэтому сохранение и защита таких духовных ценностей человека как милосердие, добродушие, сострадательность, становятся важными задачами современного общества. Несомненно, одну из главных ролей в нравственном воспитании детей играет дошкольные образовательные организации.
Подтверждением значимости нравственного воспитания подрастающего поколения является ФГОС ДО. Так в общих положениях стандарта отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, государства и общества. Стандарт направлен на решение следующих задач: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и т.д.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом в нравственном воспитании человека. В данном возрасте формируются нравственные ориентиры, изменяются социальные роли и функции ребёнка; чрезвычайно интенсивно происходит усвоение этических правил и норм поведения, устанавливаются новые связи и взаимоотношения детей с жизнью общества.
Основы нравственных представлений закладываются уже в дошкольном детстве. Детство - это пора, когда впечатления, особенно ярки и значительны, в ребёнке проявляются восприимчивость, отзывчивость, эмоциональность, чувствительность, впечатлительность, чувство
сострадания и др.
К проблеме нравственного воспитания обращались ведущие педагоги и психологи: Л.М. Архангельский, Б.Г. Ананьев, Е.А. Аркин, В.Г. Белинский, Л.И. Божович, Р.С. Буре, Е.А. Генике, Г.Н. Година, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, С.А. Козлова, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, Я.З. Неверович, В.А. Сухомлинский, А.Д. Шатова.
Большой потенциал в формировании нравственных представлений имеет волшебная сказка. Она позволяет ребенку понимать реальную действительность. В сказке нет нравоучений и наставлений, а нужная информация усваивается при помощи образов, которые интересны ребенку. Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в ярких образах сказки, способствуют становлению нравственных представлений. В сказках нравственные идеи и ценности предстают наглядно, в ярких и волнующих образах, вызывая эмоции, формируя чувства и личностное отношение к нравственным коллизиям, именно это и способствует успешности воспитательного процесса. Однако в педагогической практике решение данной задачи осуществляется не в полной мере. Таким образом, возникает противоречие: между значимостью формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием потенциала волшебной сказки в формировании нравственных представлений. Однако, несмотря на значительный потенциал волшебной сказки в формировании нравственных представлений, ее возможности в дошкольном образовании используются не в полной мере.
Таким образом, нами было выявлено противоречие: между необходимостью формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на материале волшебных сказок в формировании нравственных представлений старших дошкольников.
Проблема исследования: поиск теоретических оснований и практических направлений формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале волшебной сказки.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему выпускной квалификационной работы: «Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале волшебной сказки».
Объект исследования - процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале волшебной сказки.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке комплекса занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале волшебной сказки.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «нравственные представления» применительно к дошкольному возрасту.
2. Выявить особенности формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить возможности волшебной сказки в формировании нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование уровня сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе практического исследования.
5. Спроектировать содержание работы по формированию нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста на материале волшебной сказки.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психологической и
педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, проектировочная работа.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, содержание занятий по волшебной сказке, как одного из видов продуктивной деятельности, способствующего формированию нравственных представлений, повышению качества уровня их развития.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 «Теремок» города Екатеринбурга. В проектировочной работе приняли участие 20 детей в возрасте 5 - 6 лет, обучающихся по программе «Детство».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, содержащего 54 наименования изданий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вопросы формирования нравственных ориентиров и представлений, духовного совершенствования человека волновали общество всегда. И в наше время проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В современном мире отмечается упадок культуры и переоценка системы ценностей. В результате множества негативных факторов, дети оказались в условиях нравственного и духовного хаоса. Именно поэтому в системе воспитания проблема нравственности стоит превыше всего.
В данной работе изучена и проанализирована психолого­педагогическая литература по проблеме формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Определены эффективные методы и приемы формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале волшебной сказки.
В результате сопоставления позиций ряда авторов по проблеме формирования нравственных представлений, в данной работе мы остановимся на определении Е.А. Г еник. Нравственные представления - это важные смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой [20].
На основе определения понятия «нравственные представления» были определены критерии сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста:
• когнитивный;
• эмоционально-мотивационный;
• поведенческий.
Чтобы выявить уровни сформированности выдвинутых критериев были подобраны диагностические задания «Что такое хорошо и что такое плохо» (А.А. Хилько), прослушивание и беседа с детьми по произведению Г.Х. Андерсена «Снежная королева», методика «Если бы у тебя был цветик- семицветик?» (Е.Е. Шевцова).
В результате проведения данных диагностических заданий были получены следующие результаты. Высокий уровень сформированности нравственных представлений был выявлен у 10 детей (50%), средний уровень был выявлен у 8 человек (40%) и низкий уровень у 2 детей (10%).
На основе результатов диагностики был разработан комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале волшебной сказки.
Успешному формированию нравственных представлений может способствовать:
• систематическое использование метода эмоционального воздействия, метода сравнения, метода побуждения к сопереживанию;
• подбор репертуара сказок с учётом ярко выраженных нравственных ориентиров таких, как: «12 месяцев» С.Я. Маршака, «Гуси-лебеди» и «Пёрышко Финиста - ясна сокола», "Цветик-семицветик" В.П. Катаева, народная сказка «Сивка-бурка», народная сказка «Кощей Бессмертный», Е. Хочинская «Сказка про добро и зло», Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король», русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая», «Мальчик с пальчик» Шарль Перро, сказка «Морозко», русская народная сказка «Волшебное кольцо», русская народная сказка «Кирик», русская народная сказка «Жадная старуха», народная сказка «Царевна- лягушка», русская народная сказка «По щучьему веленью».
• рассказывание и чтение сказок, анализ и обсуждение качеств героев, проведение развивающих игр, рисование и раскрашивание эпизодов из сказок, проигрывание различных этюдов;
- перевод наглядных образов в обобщённые нравственные представления в процессе работы со сказкой у детей старшего дошкольного возраста.
Мы предполагаем, что в результате реализации разработанного нами комплекса занятий, у детей значительно повысится уровень сформированности нравственных представлений в совокупности выделенных критерий.


1. Абрамова, Г. С. Практическая психология / Г. С. Абрамова. - Москва: 2004. - 471с.
2. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е. А. Алябьева. - Москва: Просвещение, 2003. - 128 с.
3. Авилова, Е. А. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Е. Авилова. - Москва: Пресс, 2004. - 96с.
4. Авдулова, Т. П. Формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте / Тезисы докладов участников конференции «Ломоносов - 2001». - Москва: 2001. - 213 с.
5. Антилогова, Л. Н. Нравственное сознание личности и его структура
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/www.spf.kesu.ru/
portal/psy2002/1.8.shtml
6. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание / Н. В. Архангельский. - Москва: Просвещение, 1979. - 160с.
7. Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. - Москва: 1999. - 374с.
8. Батурина, Г. И., Кузина, Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. - Москва: 2012.
9. Бабаева, Т. И. Примерная образовательная программа дошкольного образования. / Т. И. Бабаева, О. В. Солнцева, и другие. Санкт-Петербург: ООО Издательство « Детство-пресс », 2014. - 321 с.
10. Бахтина, В. А. Художественные функции фантастики в авторской и русской народной сказке / В. А. Бахтина. - Москва: Саратов, 2009. - 250 с.
11. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Москва: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
12. Большой энциклопедический словарь / Главный редактор А. М. Прохоров. Издание 2-е, перераб. и доп. Москва: Санкт-Петербург., 2000. - 1456 с.
13. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. Издательство: « Питер » Мастера психологии, 2008. - 398 с.
14. Бондаревская, Е. Е. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Е. Е. Бондаревская. - Педагогика, 1995, № 44 - С. 29 - 36.
15. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольника / Р. С. Буре.
• Издательство: Мозаика-Синтез, 2016. - 80 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ