Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игра как средство развития познавательной мотивации студентов специальности «Дизайн» среднего профессионального образования

Работа №92959

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
93
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические условия развития мотивации у студентов
среднего профессионального образования 8
1.1. Сущность понятия «мотивация». Мотивация учебной и познавательной
деятельности 8
1.2. Психофизиологические особенности восприятия учебной информации..14
1.3. Игра как форма обучения 19
Глава 2 Возможности применения игровых методов обучения в
профессиональней подготовке студентов 29
2.1. Методы игрового обучения в общем и профессиональном образовани..29
2.2. Разработка дидактической игры для студентов специальности «Дизайн»
среднего профессионального образования 40
Заключение 48
Список источников и литературы 50
Приложение 53


Проблема формирования учебной мотивации в настоящее время приобретает особое значение. В структуре современного образования используется множество методик, техник и приемов для достижения учебных целей. При данном уровне технического развития и объеме обрабатываемой информации ключевой задачей образования является парадигма, сформулированная Бернардом Шоу: «научить учиться». Путь, ведущий к знания - деятельность. Активная познавательная деятельность учащихся во время образовательного процесса есть результат проявления устойчивой мотивации. Игровая деятельность - первый вид познавательной активности. Игра, знакомая с раннего возраста, развивает, побуждает и увлекает своим процессом, способствует познанию мира вокруг нас. Обучение в игровой форме способствует легкому восприятию и усвоению знаний, повышает интерес, побуждает к саморазвитию. Мотивация динамична по своей сути и комплексное воздействие на личность приводит к прогнозируемому результату. Развитая мотивационная сфера учащихся обуславливает результативность выполняемых действий, итогом которой становятся качественно новые знания, умения и навыки. Проблема мотивации образования лежит на стыке обучения и воспитания. Осознанная необходимость целенаправленного образования учащимися - тот уровень мотивации, который педагоги и психологи пытаются достичь. Не удивительно, что с давних пор эта тема рассматривается и глубоко изучена как отечественными, так и зарубежными учеными. Множество публикаций освещают эту тему, среди них труды Е.П. Ильина, П.М. Якобсона, А.Н. Леонтьева, В.И. Ковалёва, А.А. Вербицкого, Л.И. Божович, С.Н. Марковой, Д.Г. Левитес и многих других. Исследования затрагивают различные аспекты, освещая ту или иную сторону, одни касаются условий формирования, вторые способов развития мотивации, другие классифицируют по различным признакам влияющие факторы, все эти работы являются весомыми и значимыми в современной образовательной системе.
Психолог, Л.И. Божович писала о проблемах развития мотивации личности, экспериментально исследовала динамику личностной направленности, условия формирования гармонического развития. Одна из первых сформулировала понятие мотива, подробно рассмотрела факторы его влияния на уровень мотивации[9].
И.А. Джидарьян в своей работе рассказывал о месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. Излагал причины изменений уровня мотивации, их влияние на поведение человека [16].
А.К. Маркова, педагог психолог с многолетним опытом, структурировала в своих трудах уровни развития и этапы формирования устойчивой мотивации. Предложенная, Марковой классификация мотивов является основополагающей на настоящее время. Выделяя внешние и внутренние факторы она распределила их не только по уровню воздействия на обучающегося, но и по мощности проявления в процессе обучения. Так же она охарактеризовала психологию развития и обучения взрослых, основы профессиональной деятельности, пути самосовершенствования личности [29].
Д.Г. Левитес рассматривал в своих работах особенности личности и присущие качества педагога, влияющие на процесс развития мотивации учащихся, описывал подходы и способы деятельности осуществляемых во время проведения учебного занятия. Изучал критерии оценки и методику исследования уровня мотивации учащихся, разработал ряд опросников для реализации системы оценивания результатов[23].
Огромный вклад в исследование структуры мотивации был внесен Б.И. Додоновым, который не только выделил четыре главных компонента мотивационной деятельности, но и подробно разъяснил значение качества результата действий для самого субъекта. Им была создана концепция эмоциональной направленности личности. На основе возникающих ситуаций эмпирически описал типы ценных эмоции, выделяя: альтруистические (помощь и сопереживание другому), коммуникативные (общение с другими), праксические (процесс и результаты деятельности), глорические (слава и достижения), гностические (познание), пугнические (борьба и соревнование), романтические (восприятие таинственного), эстетические (восприятие прекрасного), гедонистические (душевный и телесный комфорт), акизитивные (приобретение и накопление). Стремление человека к эмоциям определённого типа характеризует его общую эмоциональную направленность. Для исследования эмоциональной направленности Б. И. Додоновым был разработан метод компонентного анализа эмоционального содержания интересов, мечтаний и воспоминаний.
Неоценимый вклад в педагогику в целом внес чешский педагог-гуманист,
Ян Амос Каменский, в частности предложил дидактические принципы обучения: природосообразность, наглядность, последовательность,
сознательность, посильность, прочность, систематичность, которые являются актуальными по сей день. Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве.
Выдающийся психолог, Л.С. Выготский исследуя методы объективного изучения сложных форм человеческой деятельности, подверг критическому анализу труды всех современных ему психологических концепции, пришел к выводу, что структура сознания — это «динамическая смысловая система» находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов. При этом он выделял способы воздействия на развитие качеств личности в постоянно изменяющейся окружающей среде. Выготским введён термин социальная ситуация развития, определяемая как «своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» [13].
В.Я. Платов являющийся сторонником активного обучения, сформулировал признаки игрового процесса с точки зрения образовательных функций. Разграничил виды игр, классифицировал их, описал характер, принципы, структуру и обучающую способность. Выделил плюсы и минусы использования каждого вида игры в образовательном процессе[32].
Объект исследования: игровая деятельность.
Предмет исследования: формирование познавательной мотивации студентов средствами игровой формы обучения.
Цель - разработка дизайн-концепции игры для проведения учебных занятий, по дисциплинам художественных направлений подготовки, мотивирующей к познавательной деятельности. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение учебной мотивации, подробно описать ее классификации и виды.
2. Охарактеризовать психофизиологические особенности восприятия в подростковом возрасте.
3. Определить влияние игровой формы занятия на степень мотивации личности в процессе обучения.
4. Рассмотреть опыт применения игровой формы обучения.
5. Разработать дизайн-концепцию игры для студентов среднего профессионального образования.
При выполнении работы использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования: исторический, наблюдения, анализа, синтеза, классификации, абстрагирования, аналогии, проектирования и верстки.
В качестве источников были использованы примеры опыта применения игровых форм обучения в учебных заведения различных направлений подготовки и ступенях образования. Одним из обширнейших, оказался опыт использования настольных игр в обучении иностранным языкам в Санкт- Петербургском университете МВД России. В процесс обучения этого заведения включены разнообразие игр по своей форме и принципу использования. Рассмотрены и другие примеры применения методов игровых форм в обучении студентов.
Дипломная работа включает в себя: введение; первую главу, включающую три параграфа, описывающих аспекты развития и становления учебной мотивации, принципы и виды применения методов игрового обучения, особенности систем чувственного восприятия человека; вторую главу, состоящую из двух параграфов, изучающих опыт применения игровых технологий на всех ступенях образования и описывающих разработку проекта; заключения; приложения; списка литературы и источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Игра, как форма обучения, занимает свое место в структуре современного образования. Эта форма занятий широко используется педагогами для достижения ряда задач, поставленных в рамках образовательного процесса.
Изучив аспекты развития познавательной мотивации учащихся, было выявлено множество факторов воздействующих на ее уровень, как со стороны самой личности, так и внешних факторов влияющих на человека. Все аспекты побуждают к деятельности учащегося активным или пассивным способом, способствуют формированию мотивов, целей, устойчивого интереса, системы взглядов личности, в своей совокупности отражая уровень мотивации.
При рассмотрении особенностей формирования восприятия человеком любого вида информации средствами органов чувств, в разных возрастных категориях, выявлены критерии оценки активного стремления познания. Сгруппированы факторы познания по способу их получения и усвоения. Определены принципы воздействия на анализаторы в процессе обучения, влияющие на становление и развитие личности.
В процессе исследования многообразия форм игры и определения основных принципов, сделан акцент на влияние игровой деятельности в познавательных и мотивирующих аспектах. Выявлены положительные и отрицательные моменты всех форм познавательной игровой деятельности, сформулированы представления о мотивирующей функции игры.
В работе предложен анализ опыта применения игровых форм обучения, на основе которых можно судить о распространенности применения метода в современной системе образования. Систематизированы результаты, полученные опытным путем действующими педагогами профессионального образования.
Итогом работы является разработанное приложение к занятию в игровой форме для студентов художественных направлений подготовки. При создании игры были учтены особенности восприятия учащихся, приемлемость применения в образовательном процессе, основы метода преподавания и другие аспекты, влияющие на результативность деятельности. В качестве приложения составлена настольная игра на основе терминологии в вопросно-ответной форме, имеющая вид лото. Игра - это уникальный механизм аккумуляции и передачи социального опыта, как практического - по овладению средствами решения задач, так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Применение игрового метода связано с востребованностью повышения эффективности обучения за счет более активного включения слушателей в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний здесь и сейчас.
В результате всей работы была достигнута цель, поставленная на начальной стадии. Изготовлена игра, готовая к практической апробации на предполагаемой аудитории и дальнейшему внедрению в образовательный процесс.
Список



1. Lanternfish ESL [Электронный ресурс] - http: // bogglesworldesl. com / guesswhat. htm. - статья в интернете.
2. BusyTeacher [Электронный ресурс] - http: // www. eslgamesplus. com / board-games-cards-games. - статья в интернете.
3. Иванов И. С. Научно-методический электронный журнал [Электронный ресурс] - http://e-koncept.ru/2017/870008.htm.-статья в интернете.
4. Страница ролевого направления сайта детской организации «Остров Сокровищ» Гимназии 45 [Электронный ресурс] - http://old.vostrove.ru/fauler. - статья в интернете.
5. Частная школа «Перспектива». [Электронный ресурс] -http://www.sys- tema.ru- статья в интернете.
Список используемой литературы
6. Андриянова А. Словарь дизайнера. [Электронный ресурс] -https://linstyle.ru/dictionary/slovar-b.html-статья в интернете.
7. Агаджанова М. А. Современные настольные игры как инновационная психолого-педагогическая технология профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов / М. А. Агаджанова. // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции. - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2016. - № 5.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. : учебное пособие для студентов вузов / Л.В.Аников: - М.: Просвещение, 2012.
9. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 2002.
10. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. - М.: Сов. энциклопедия, 2004.
11. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр -М., 1997; 2 изд., испр. и доп. 2003
12. Вербицкий А.А., Н.А. Бакмаева. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении // Вопросы психологии, 2001. - № 4.
13. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л.: Гос. учеб.-педагогич. 1935.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский; Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.
15. Даль, В.Е. «Толковый словарь живого великорусского языка»/ В.Е. Даль. - М.: Дрофа, 2011.
16. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности - М.: Наука, 2004.
17. Иванов И. С., Иванова Ж. Б., Кусков А. С. Настольные игры как нестандартный интерактивный метод обучения бакалавров юриспруденции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017.
18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002
19. Илюшина М. И. Инновационные игровые технологии в работе с замещающими семьями / М. И. Илюшина, О. В. Артемова. - Калуга: РПА «Креатив», 2013.
20. Караяни А.Г. Слухи как средство информационно-психологического противодействия. Психологический журнал том 24 - М. Наука. 2003.
21. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. ред. А. А.
Бодалев; АН СССР, Инст. психологии. - М.: Наука, 2003
22. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1980
23. Левитес Д.Г. Педагогические технологии. - М. : Инфра 2013.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Прогресс, 2003.
25. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Наука, 2003.
26. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - М., 1985
27. Мандель, Б. Р Сравнительная педагогика: история, теория, проблематика : учебное пособие / Б. Р Мандель. - М. : Директ-Медиа, 2016.
28. Мандель Б.Р., Психология развития. Полный курс : иллюстрированное учебное пособие / Б. Р. Мандель. - М. : Директ-Медиа, 2015
29. Маркова А.К. Психология обучения подростка. М., 1995.
30. Маркова С.Н. Изучение учебной мотивации, М.: Наука, 2004.
31. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении - М. Просвещение, 1992г.
32. Платов В. Я. Деловые игры. Разработка, организация, проведение. - М. Профиздат. 1991.
33. Платонова Н.И. Энциклопедический словарь юного художника. - М. Педагогика 1983
34. Реан А. А. Психология личности. — СПб.: Питер, 2013
35. Строкова И. В. Бизнес-тренинг в виде деловой настольной игры «Рычаги вашей свободы» как необходимое звено в подготовке экономистов и бухгалтеров / И. В. Строкова. // Сибирский торгово-экономический журнал, 2011. - № 14
36. Словарь дизайнерских и арт терминов. [Электронный ресурс] -http://romashin-design.com/dict-статья в интернете.
37. Трофимова Е. Д. Обобщение педагогического опыта. Новые подходы к формированию понятийного аппарата учащихся на уроках истории и обществознания // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014.
38. Черчес Т.Е. Особенности восприятия аудиовизуальной информации в научно-познавательных фильмах // Коммуникация в современной парадигме социального и гуманитарного знания. М.: Изд-во МГУ и Российской коммуникативной ассоциации, 2008.
39. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение. 1979.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ