Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по каллиграфическому рисованию

Работа №92937

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы109
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. .8
1.1. Анализ литературы по проблеме развития творческих способностей у
детей 8
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста 18
1.3. Каллиграфическое рисование как средство развития творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 32
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня развитости творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста на занятиях по каллиграфическому рисованию 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 101

Актуальность развития творческих способностей человека сформулирована в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» [16]. В целевых ориентирах процесса образования говорится наряду с интеллектуальным, духовно­нравственным и о творческом развитии личности. В «Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России» о творчестве говорится, как о базовой национальной ценности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие самостоятельной творческой деятельности ребенка [47]. Так же во ФГОС ДО подчеркивается необходимость развития творческого потенциала каждого ребенка.
Старший дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей у детей. Особыми возможностями в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста обладает изобразительная деятельность, не только в классических ее видах, но и в неклассических, таких, как каллиграфическое рисование. Каллиграфия, это одна из направлений изобразительного искусства, еще в литературе можно встретить такое название, как искусство красивого письма. Каллиграфия, приложенная к рисованию, выделяется в неклассический способ рисования - каллиграфическое рисование. Каллиграфическое рисование, понятно и доступно детям старшего дошкольного возраста, именно, благодаря различным способам изображения линии, штриха, точки. По мнению ученых И.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, И.А. Лыковой, Б.М. Неменского, Н.М. Сокольниковой и Е.А. Флериной, творческие способности детей проявляются наиболее ярко в неклассическом рисовании.
Вопрос о развитии творческих способностей детей является одной из основных проблем дошкольной педагогики, поскольку до сих пор не изучен «феномен детского творчества», а также вопросы, которые связанны с творческими возможностями ребенка дошкольного возраста являются открытыми. Так же недооценен потенциал такого вида изобразительной деятельности как каллиграфическое рисование. Данный вид деятельности редко используется на занятиях по изобразительной деятельности, но при этом является очень важным для творческого развития дошкольника. Ребенок знакомится с нетрадиционной техникой рисования, развивает навыки графического изображения предметов, овладевает умением преобразовывать впечатления, полученные от знакомства с окружающим миром, от чтения художественной литературы, знакомства с иллюстрациями, картинами, скульптурами, произведениями декоративно-прикладного искусства.
Одним из преимуществ каллиграфического рисования в детском саду является ее способность к развитию не только изобразительных и технических умений, а и таких личностных черт как настойчивость, выдержка, аккуратность, самостоятельность и способность сосредоточиться. Благодаря каллиграфическому рисунку ребенок овладевает трудовыми умениями. Л. С. Выготский писал «Воспитание, понимание в самом широком смысле этого слова, должно в сущности быть основным стержнем, вокруг которого строится все развитие личности ребенка» [8]. Усилия воспитателя и родителей должны быть направлены на формирование у дошкольника культуры труда (умения содержать в порядке рабочее место, в чистоте - рабочие инструменты, планировать последовательность выполнения работы).
Так же посредством каллиграфического рисования ребенок может проявить самостоятельность и испытать чувство радости от положительного результата труда. Этот вид изобразительной деятельности способствует повышению уровня подготовки к предстоящему обучению в школе. Н, не смотря на все плюсы использования каллиграфического рисования, как средства развития творческих способностей, потенциал этого вида деятельности практически не используется. Не в полной мере разработано содержание данного вида изобразительной деятельности, которое учитывает задачи развития творческих способностей у старших дошкольников.
Таким образом, на основании проблемы исследования были выявлено противоречие между: необходимостью развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса на основе каллиграфического рисования.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях на занятиях по каллиграфическому рисованию.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по каллиграфическому рисованию».
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий по каллиграфическому рисованию, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по каллиграфическому рисованию, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы и иных источников рассмотреть проблему развития творческих способностей у детей.
2. Определить особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить возможности каллиграфического рисования в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать и провести диагностические задания по выявлению исходного уровня развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования.
5. Разработать содержание комплекса занятий по каллиграфическому рисованию, направленное на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы авторов, изучающих творческие способности и (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, В.Д. Шадриков, И.В. Дубровина, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, Н.В. Кондратьева, Л.Г. Карпова, А.И. Савенков, Т.С. Комарова, и др.), работы исследователей, раскрывающие психолого­педагогические особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выготский, Р.Г. Казакова и др.), каллиграфическое рисование ,как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, представлена в роботах авторов (Н.П. Сакулина, С. В. Погодина, Е.А. Флерина и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностика, анализ продуктов творчества детей.
Исследование по развитию творческих способностей осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого­педагогической и методической литературы по проблеме исследования; определялись особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста; выявлялись возможности занятий по каллиграфическому рисованию в развитии творческих способностей детей, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня развития творческих способностей у старших дошкольников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению уровня развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий по каллиграфическому рисованию, направленного на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Определялись этапы организации процесса, подбирались и уточнялись методы и приемы развития творческих способностей у детей.
База проектировочной работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 254 г. Екатеринбург. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (51 источник), приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании изученной литературы таких авторов как С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.Н. Лук, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, И.А. Лыкова, Л.С. Выготский и др. сделаем следующие выводы:
1. Творческие способности - это результат овладения человеком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида творчества (художественного, музыкального, технического и т.д.) (А.Н. Леонтьев).
Развитие творческих способностей - это динамический процесс преобразования творческих способностей, при котором происходит закономерное и качественное изменение структурных компонентов изучаемого феномена в процессе специально организованной деятельности (Л.Г. Карпова).
Говоря о результатах процесса развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, мы будем опираться на классификацию критериев и показателей по Л.Н. Дроздиковой:
Оригинальность - качество личности или продукта деятельности, выражающееся как самобытность, неповторимость, своеобразие, нестандартность;
Творческая самостоятельность - способность ребёнка самому, без подсказки извне принимать и внедрять в своей творческой деятельности индивидуальные решения;
Владение художественными техниками - способность ребёнка варьировать материалами и инструментами для создания выразительного образа в творческом продукте (рисунке, аппликации, лепке).
2. Старший дошкольный возраст благоприятен для развития творческих способностей, так как непосредственно в данное время закладывается основы для творческой деятельности. Характерные черты развития мышления в период дошкольного детства выражаются в переходе от наглядного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления. Основной особенностью этого этапа развития считается совершенствование речевой функции в процессе вербального взаимодействия, отвлечённого от конкретной ситуации, что определяет появление сложных языковых форм.
Развитие памяти, внимания ребёнка имеет огромное значение для развития творческих способностей ребёнка. Непосредственно данные качества, по данным психологов, скитаются базовыми для развития творческих способностей и повышают творческо-поисковую активность. Развитие творческих способностей осуществляется на основе двух подходов: следует культивировать творческое воображение; в особенной культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством.
3. Каллиграфическое рисование предоставляет широкие возможности для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что специфика такого способа рисования требует от ребёнка творческой активности, работы мысли, воображения, самостоятельности, инициативы.
Рассмотрев методические пособия и программы по изобразительной деятельности (каллиграфическому рисованию) Н.А. Лепской, Т.С. Комаровой, Я.Л. Коломенского, можно сказать, что каллиграфическое рисование способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей ребенка, пространственного мышления, воображения, внимания, памяти, усидчивости, аккуратности. Чтобы сохранить интерес и мотивацию у ребенка к взаимодействию и созданию новой работы, педагоги интегрируют творческую деятельность с игровыми упражнениями: «Оживи картину из твоей любимой сказки», «5 рисунков», «Незаконченные
рисунки».
4. В соответствии с критериями и показателями развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по каллиграфическому рисованию подобраны и применены следующие диагностические задания:
• по показателю оригинальность - методика Е. Е. Шулешко и В. В. Степановой, диагностическое задание «Незаконченные рисунки» Я.Л. Коломенского и Е.А. Панько.
• по показателю творческая самостоятельность - методика И.А. Горячевой, Диагностическое задание "Рассказ по картинкам" Г.А. Адашинской.
• по показателю владение художественными техниками - методика Е.Н. Потаповой, диагностическое задание «Полоски».
Результаты диагностики показали, что на высоком уровне развитие творческих способностей у 7 детей, на среднем уровне у 8 детей, на низком уровне у 5 детей, в процентном соотношении: высокий уровень - 35%; средний уровень - 40 %; низкий уровень - 25 %.
5. Разработан комплекс занятий «В мире животных», направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по каллиграфическому рисованию, с учетом выделенных показателей развитости творческих способностей, определенных в первой главе исследования. Тематика комплекса занятий по каллиграфическому рисованию была выбрана не случайно. В ходе работы с детьми, была выявлена большая любовь к животным.
На занятиях по каллиграфическому рисованию дети знакомятся с различными материалами (мел, гуашь, акварель, карандаши, фломастеры), репродукциями русских художников (И.И. Левитан, А. К. Саврасов, М. В. Нестеров, И. Шишкин, Д.Д.Прокофьев и др.), используются игровые упражнения («5 рисунков», «Незаконченные рисунки», «Полоски» и др.).
Процесс развития творческих способностей можно выстраивать при помощи следующих методов: методы наглядности - рассматривание репродукций картин художников, изображений вылепленных изделий и т.д.; словесные - беседа, чтение и т.д.; проблемно-мотивационный (включение проблемной ситуации и т.д.); игровые (игровые упражнения, например «Волшебный комочек» и т.д.


1. Барташникова И.А. Учись играя / И.А. Барташникова, А.А.
Барташников. - Харьков: Фолио, 1997. - 24 с.
2. Богдеско И. Т. Каллиграфия. — СПб.: Агат, 2005
Кауч М. Творческая кллиграфия. — М.: Белфакс, 1998.
3. Богоявленская Д. Б. Вчера и сегодня психологии творчества / Д.Б. Богоявленская, Л. Дорфман, К.Мартиндейл и др. Творчество в искусстве - искусство творчества. - М.: Наука; Смысл, 2000. - 198 с.
4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Д.Б. Богоявленская. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320с.
5. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.— М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. - 345с.
6. Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. - М.: Пед. ОбществоРоссии, 2012. - 147с.
7. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей / Н.А. Ветлугина. - М.: 1972. - 190 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: книга для учителя / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93с.
9. Гаврина, С. Е. , Кутявина Н. Л. ,Топоркова И. Г. ,Щербинина С. В. Книга тестов: - М. : ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». - 2008 - 80 с.
10. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Ч 1. /Г.Н. Давыдова. - М.: Издательство Скрипторий, 2017. - 88 с.
11. Дружинина В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.
12. Дубровская, Н.В. Конспекты занятия по художественно­творческой деятельности : блок занятий на третью неделю нояб. в подготов. к шк. группе / Н. В. Дубровская // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 7. - С. 24-26.
13. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника.
Методическое пособие для воспитателей и родителей. [Электронный ресурс]. - URL: ййр://1кшетпе1/ау1ог-о1еа-йуасйепко/(дата обращения:
10.04.2020)
14. Евтушенко, С. Дорожки к познанию красоты / С. Евтушенко, Е. Быкова, О. Первова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 7. - С. 13-16.
15. Ефремов В. И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001. с. 38-39 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ