ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ 9
1.1. Анализ методических и организационных проблем обучения
МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ 9
1.2. Возможности использования мобильных приложений и сервисов в
ШКОЛЬНОМ курсе математики 15
1.3. Проектирование методов обучения на основе мобильных
ПРИЛОЖЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ при организации самостоятельной работы учащихся 26
Выводы по материалам главы 1 39
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
НА ОСНОВЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ 41
2.1. Планирование использования мобильных приложений при
изучении математике 41
2.2. Практика (опыт) использования методов при изучении
математики 46
2.3. Основные результаты опытно-поисковой работы и их обсуждение 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ЛИТЕРАТУРА 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Без базовой математической подготовки невозможно достичь высокого уровня образования, так как всё больше специальностей связано с непосредственным применением математики. Следовательно, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. При обучении математики у обучающихся появляется ряд трудностей в освоении учебного материала и не всегда хватает мотивации на их преодоление. Математика требует к себе серьезного внимания при переходе из класса в класс объем изучаемого материала увеличивается и усложняется, а время, отводимое на уроке не всегда достаточно для формирования и закрепления математических умений и навыков. Возникает необходимость увеличения доли самостоятельной работы обучающихся в аудиторной и неаудиторной деятельности. В связи с этим перед учителем стоит задача организации самостоятельной работы с вовлечением обучающихся в учебную деятельность. Большой вклад в развитие самостоятельной работы учащихся в процессе обучения внесли педагоги Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, Л.С. Выгодский, Д.Б. Эльконин, В.А. Сластенин и др.
В этих условиях становится актуальным включение в методы обучения новые приемы и средства. Одним из приоритетов является использование информационно-коммуникационных технологий. Согласно требованиям, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования внедрение информационно-коммуникационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию учащихся к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.
Вопросами применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе занимались исследователи и педагоги М.П. Лапчик, Б.Е. Стариченко, И.Н. Семенова, А.В, Слепухин. Для повышения успешности образовательного результата зарубежные и отечественные авторы Дж. Келлер, К. Сузуки, А.Г. Асмолов, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров рассматривают информационно-коммуникационные технологии как средство повышения мотивации обучающихся. На протяжении длительного времени информационно-коммуникационные технологии ассоциировались со стационарными компьютерами и ноутбуками, но развитие техники позволяет в процессе обучения использовать более новые технические средства - мобильные технологии.
И.Н. Голицына, Н.Л. Плотникова, Б.Е. Стариченко относят мобильные технологии к перспективным информационно-коммуникационным технологиям. В своей педагогической практике используют мобильные приложения и сервисы на уроках информатики и математики М.Ю. Новиков, И.И. Роганова, И.И. Раскина, Н.А. Курганова и др. Но при этом анализ литературы показывает, что, недостаточно изучен вопрос использования мобильных приложений и сервисов при организации самостоятельной работы в 5-8 классах в процессе обучения математики.
Мобильные технологии включают в себя смартфоны, планшеты и др., которые не только не уступают, а иногда и превосходят, по своим характеристикам и становятся более доступными для обучающихся. Потенциал мобильных приложений дает возможность расширить представление учебной информации и позволяет использовать на всех этапах урока и различных видах деятельности, в том числе и при организации самостоятельной работы в аудиторной и неаудиторной деятельности. За счет мобильных приложений и сервисов в самостоятельной работе можно увеличить количество тренировочных задний, достичь оптимальный тем работы каждого ученика, разнообразить и дифференцировать задания, поддержать интерес к изучению математики...
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:
1) На основе анализа нормативной и научно-педагогической литературы определены проблемы современного математического образования.
2) Анализ описанного в научно-методической литературе опыта применения мобильных приложений и сервисов на уроках математики в качестве средства обучения определяет возможности их использования: расширение форм представления обучающей информации и повышение наглядности, организация опросов и тестирования в качестве инструмента формирующего оценивания, повышение мотивации за счет игры, организация совместной учебной деятельности, использование для повторения учебного материала на разных этапах урока.
3) Сформулированы и обоснованы принципы отбора мобильных
приложений и сервисов: кроссплатформенность, доступность,
эргономичность и соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН), единство форматов, вариативность заданий, дифференциация по нарастающей сложности заданий, учета возрастных особенностей обучающихся, оперативной обратной связи. Указанные принципы позволили построить методы обучения для организации самостоятельной работы обучающихся с использованием мобильных приложений и сервисов, для реализации дидактических задач.
4) Проведенная опытно-поисковая работа доказала целесообразность применения методов обучения при организации самостоятельной работы учащихся в аудиторной и неаудиторной деятельности с применением мобильных приложений и сервисов в процессе обучения математике для формирования и закрепления математических умений и навыков.
Апробация результатов работы в МАОУ СОШ №59 г. Екатеринбурга показала, что разработанные методы обучения с использованием мобильных приложений и сервисов позволяют организовать самостоятельную работу обучающихся в аудиторной и неаудиторной деятельности.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.
1. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. - М.: НексПринт, 2010. - 95 с.
2. Бабанский Ю. К. Педагогика. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
3. Бондарь А.А. Применение интерактивной среды GeoGebra при решении
геометрических задач на построение // Мерзлякова О.П., Обучение в современной школе: сборник методических разработок по
естественнонаучным, математическим и технологическим дисциплинам. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2019. - С. 11-18.
4. Бормотова А.Г., Мамалыга Р.Ф. Из опыта проектирования урока математики с использованием модели "перевернутый класс" // Сардак Л.В. Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий: [Электронный ресурс]: межвузовский сборник научных работ. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018. - С. 188-195.
5. Выготский Л. С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
6. Галицына И.Н., Половникова Н.Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании // Образовательные технологии и общество. - 2011. - №1. - С. 241-252.
7. Дацук В.В., Ковшова Ю.Н. Контроль усвоения знаний учащимися при
обучении математике с применением Google-класса и электронного образовательного ресурса Matific // Василенко Т.А. Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VII Всероссийской
студенческой научно-практической конференции с международным
участием (г. Новосибирск, 19-21 декабря 2018 г.),. - Новосибирск: НГПУ,
2018. - С. 191-192.
8. Изотова А.С. Проблема развития пространственного мышления учащихся 5-6 классов // Актуальные проблемы математического образования в школе и вузе. - Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2015. - С. 91-93.
9. Каспаринский Ф.О. Организация использования аудиовизуальных записей синхронных занятий в процессе дистанционного обучения // XXI Всероссийская научная конференция «Научный сервис в сети Интернет» URL: https://keldysh.ru/abrau/2019/proc.pdf (дата обращения: 19.04.2020).
10. Колчанов А.В., Душа Е.В. Создание виртуальной математической библиотеки с использованием технологии "QR-код" // Школьные годы. - 2017. - №71. - С. 14-16.
11. Коробова Т.М., Овчарова Л.А. Применение Web 2.0 технологий на уроках математики при формировании основных математических компетенций в условиях ФГОС // Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования материалы IV региональной научно-практической (очно-заочной) конференции. - Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2017. - С. 333-337.
12. Лапчик М.П. Информатика и технология: компоненты педагогического образования // Информатика и образование. - 1992. - №1. - С. 3-6.
13. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М: Педагогика, 1981. - 186 с.
14. Липатникова И.Г. Содержание математического образования в контексте реализации концепции математического образования Федерального государственного стандарта общего образования // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий.
• 2015. - №1. - С. 5-13.
15. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика. 6 класс. Учебник.
• М.: Вентана-Граф, 2017. - 304 с...