Несовершеннолетние как субъекты гражданских и семейных правоотношений
|
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА I ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Становление правового статуса несовершеннолетнего и закрепление положений международных стандартов в области прав детей в законодательстве Российской Федерации .7
1.2. Общеправовой статус ребенка в Российской Федерации………………19
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕБЕНКА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетнего как основа гражданско-правового статуса ребенка …………………...……….34
2.2. Правовой анализ семейно-правового аспекта статуса ребенка………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….………………...…….70
ГЛАВА I ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Становление правового статуса несовершеннолетнего и закрепление положений международных стандартов в области прав детей в законодательстве Российской Федерации .7
1.2. Общеправовой статус ребенка в Российской Федерации………………19
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕБЕНКА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетнего как основа гражданско-правового статуса ребенка …………………...……….34
2.2. Правовой анализ семейно-правового аспекта статуса ребенка………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….………………...…….70
Чрезвычайно важным представляется тот факт, что 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка, что особенно важно - закрепившую его в качестве субъекта прав. Конвенция о правах ребенка создала новую модель отношения к детям, послужила толчком для изменения положения ребенка в семье и обществе. Положения Конвенции основаны на том, что ребенку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, реализация которых невозможна без определения понятия ребенка, его семейного статуса, порядка и способов защиты его прав и законных интересов.
Обусловлено это тем, что правовое положение ребенка не должно отличаться на национальном и международном уровнях; каждая страна гарантирует защиту прав и интересов ребенка на равных основаниях при несомненной важности традиций и культурных ценностей каждого народа. Так, согласно статьи 38 Конституции Российской Федерации государство гарантирует поддержку семьи, материнства и детства, создавая, таким образом, один из важнейших конституционных принципов.
Россия, на пути стабильности и формирования условий для поступательного экономического и социального развития, прочно входит в международное правовое пространство. Поэтому сейчас в Российской Федерации проводится ряд мероприятий, направленных на то, чтобы поднять уровень жизни детей, обеспечить их правовую защищенность, и реализующих, таким образом, требования Конвенции о правах ребенка. И какими бы не были внутренние трудности, ограниченные ресурсы, напряженная международная ситуация, остается острая необходимость сохранения всеобъемлющего присоединения к международно-правовым актам, имеющих своей задачей обеспечение защиты подрастающего поколения от влияния негативных факторов и создания всех предпосылок для развития здорового молодого поколения.
Все выше перечисленное обосновывает актуальность темы исследования выпускной квалификационной работе.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в ходе реализации гражданско-правовых и семейно-правовых особенностей правового статуса несовершеннолетнего гражданина.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются международные нормативно-правовые акты, законодательные акты Российской Федерации регулирующие правовое положение детей, а также материалы судебной практики по этому направлению. Определение семейного статуса ребенка, выявление его особой правовой природы позволит обосновать положение детей как специальных субъектов гражданских и семейных правоотношений.
Цель данной работы состоит во всестороннем рассмотрении и изучении правового статуса несовершеннолетнего, определяемого международными положениями по защите прав ребенка, а также нормами российского законодательства.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть становление правового статуса несовершеннолетних;
- систематизировать международные нормы, устанавливающие права несовершеннолетних;
- провести правовой анализ комплекса прав ребенка по законодательству Российской Федерации в соотношении с международными правовыми стандартами в области прав детей;
- исследовать общеправовой статус несовершеннолетних;
- проанализировать особенности правоспособности и дееспособности несовершеннолетних в гражданско-правовой части статуса ребенка;
- выявить особенности семейно-правового нормативного регулирования правоотношений с участием детей.
Теоретической базой исследования стали труды российских ученых правоведов, в которых авторы рассматривает проблемы правового положения несовершеннолетних в России. Нормативной базой исследования послужили международные и российские нормативные акты.
Научная новизна обусловлена решением проблемы комплексного общетеоретического анализа правового статуса несовершеннолетних как правового института. Системного анализа правового статуса ребенка, с разграничением и связью гражданско-правового и семейного аспектов ранее не проводилось.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что комплексный правовой анализ статуса несовершеннолетнего является определенным вкладом в развитие общей теории правового положения ребенка в Российской Федерации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при формировании дальнейших мер российской правовой и государственной политики в области защиты прав ребенка, приняты во внимание в правотворчестве при разработке и совершенствовании российского законодательства. В работе использовались общенаучные методы познания: диалектический, функциональный, системно-структурный, а также специальные юридические методы исследования: формально-юридический, структурного анализа соответствующего законодательства. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении автором обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретическая и практическая значимость исследования, элементы новизны. В первой главе рассмотрены вопросы правового регулирования положения детей на международном уровне и в России, определены основные составляющие правового статуса несовершеннолетнего. Во второй главе исследованы особенности гражданско-правового и семейного аспектов статуса ребенка. В заключении сделаны выводы по исследуемой теме и внесены предложения.
Обусловлено это тем, что правовое положение ребенка не должно отличаться на национальном и международном уровнях; каждая страна гарантирует защиту прав и интересов ребенка на равных основаниях при несомненной важности традиций и культурных ценностей каждого народа. Так, согласно статьи 38 Конституции Российской Федерации государство гарантирует поддержку семьи, материнства и детства, создавая, таким образом, один из важнейших конституционных принципов.
Россия, на пути стабильности и формирования условий для поступательного экономического и социального развития, прочно входит в международное правовое пространство. Поэтому сейчас в Российской Федерации проводится ряд мероприятий, направленных на то, чтобы поднять уровень жизни детей, обеспечить их правовую защищенность, и реализующих, таким образом, требования Конвенции о правах ребенка. И какими бы не были внутренние трудности, ограниченные ресурсы, напряженная международная ситуация, остается острая необходимость сохранения всеобъемлющего присоединения к международно-правовым актам, имеющих своей задачей обеспечение защиты подрастающего поколения от влияния негативных факторов и создания всех предпосылок для развития здорового молодого поколения.
Все выше перечисленное обосновывает актуальность темы исследования выпускной квалификационной работе.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в ходе реализации гражданско-правовых и семейно-правовых особенностей правового статуса несовершеннолетнего гражданина.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются международные нормативно-правовые акты, законодательные акты Российской Федерации регулирующие правовое положение детей, а также материалы судебной практики по этому направлению. Определение семейного статуса ребенка, выявление его особой правовой природы позволит обосновать положение детей как специальных субъектов гражданских и семейных правоотношений.
Цель данной работы состоит во всестороннем рассмотрении и изучении правового статуса несовершеннолетнего, определяемого международными положениями по защите прав ребенка, а также нормами российского законодательства.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть становление правового статуса несовершеннолетних;
- систематизировать международные нормы, устанавливающие права несовершеннолетних;
- провести правовой анализ комплекса прав ребенка по законодательству Российской Федерации в соотношении с международными правовыми стандартами в области прав детей;
- исследовать общеправовой статус несовершеннолетних;
- проанализировать особенности правоспособности и дееспособности несовершеннолетних в гражданско-правовой части статуса ребенка;
- выявить особенности семейно-правового нормативного регулирования правоотношений с участием детей.
Теоретической базой исследования стали труды российских ученых правоведов, в которых авторы рассматривает проблемы правового положения несовершеннолетних в России. Нормативной базой исследования послужили международные и российские нормативные акты.
Научная новизна обусловлена решением проблемы комплексного общетеоретического анализа правового статуса несовершеннолетних как правового института. Системного анализа правового статуса ребенка, с разграничением и связью гражданско-правового и семейного аспектов ранее не проводилось.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что комплексный правовой анализ статуса несовершеннолетнего является определенным вкладом в развитие общей теории правового положения ребенка в Российской Федерации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при формировании дальнейших мер российской правовой и государственной политики в области защиты прав ребенка, приняты во внимание в правотворчестве при разработке и совершенствовании российского законодательства. В работе использовались общенаучные методы познания: диалектический, функциональный, системно-структурный, а также специальные юридические методы исследования: формально-юридический, структурного анализа соответствующего законодательства. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении автором обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретическая и практическая значимость исследования, элементы новизны. В первой главе рассмотрены вопросы правового регулирования положения детей на международном уровне и в России, определены основные составляющие правового статуса несовершеннолетнего. Во второй главе исследованы особенности гражданско-правового и семейного аспектов статуса ребенка. В заключении сделаны выводы по исследуемой теме и внесены предложения.
Из всего объема общественных отноше¬ний, регулируемых правом, участниками которых являются несовершеннолетние граждане, при всем их многообразии, выделим наиболее значимые:
1. Отношения, возникающие в связи с рождением ребенка, возникно-вением родительских прав и обязанностей по его воспитанию, необхо-димостью оказания на этом этапе социальной и медицинской помощи со стороны государства в лице органов исполнительной власти, а также органами местного самоуправления семье, детским учреждениям (в том числе бесплатное медицинское обслуживание).
2. Отношения, возникающие по поводу осуществления несовершен-нолетним права на начальное и среднее общее образование, отдых, пользование достижениями культуры, науки и т.д.
3. Общественные отношения, складывающиеся в ходе дальнейшей социализации несовершеннолетнего: трудоустройство, трудовая деятель-ность, поступление в учебное заведение, учеба.
4. Отношения, возникающие по поводу нарушения несовершеннолет-ним правовых норм и запретов (нарушение норм уголовного, админис-тративного, трудового права).
Учитывая неполную правосубъектность несовершеннолетних граждан, даже в первом приближении очевидна необходимость гарантированной защиты их прав в процессе участия в каждой из перечисленных групп общественных отношений.
Следует заметить, что, особенно в раннем возрасте, защита прав и законных интересов детей возложена на родителей или лиц, их заменя-ющих. Однако на сегодняшний день в российском обществе сложилась ситуация, когда родители не всегда могут, в силу объективных причин, а в ряде случаев не желают (отказываются) защищать права несовер-шеннолетнего, выполнять родительские обязанности.
Поэтому важное значение имеет четкое правовое определение правового статуса ребенка. В этих целях обособление семейного аспекта статуса ребенка предполагает исследование разных аспектов, при этом акцент в исследовании необходимо сделать на оценке степени их практической значимости. В любом случае, очевидно, что правовой статус ребенка, базируясь на правах, установленных международными источниками, Конституцией Российской Федерации конкретизируется в отраслях российского законодательства, прежде всего в гражданском и семейном праве. Развитие и индивидуализация правового статуса ребенка находит свое воплощение в специальных правах и обязанностях ребенка, которые в определенной степени зависят от социального, семейного положения, а также обуславливаются личными качествами самого носителя этих прав, его способностями и навыками.
На основе проведенного правового анализа можно сделать однозначный вывод, что современное российское законодательство, регулирующее правовое положение несовершеннолетних как в гражданском, так и в семейном контекстах, соответствует общепринятым международно-правовым нормам и позволяет обеспечить гарантии прав и свобод этой категории граждан.
Взаимодействие различных отраслей права при определение правового статуса несовершеннолетних в нормах различной правовой принадлежности создают предпосылки к созданию комплексных нормативных актов, посвященных правам несовершеннолетних.
Необходима конкретизация правовых предписаний, повышение качества действующих норм права, что должно снять имеющиеся в законодательстве противоречия в отношении гражданско-правового положения несовершеннолетних и таким образом способствовать совершенствованию практики их применения.
По результатам исследования были установлены основные положения, характеризующие конституционно-правовой статус ребенка, сделан вывод о том, что дети представляют собой наиболее уязвимую категорию, так как, изначально имея равные права с совершеннолетними, фактически обладают гораздо меньшими возможностями по их реализации, зависят в реализации имущественных прав от родителей или опекунов, попечителей.
В связи с этим государство установило дополнительные права, не свойственные взрослым членам общества, а также особый порядок их реализации, защиты. Несомненно, эффективное функционирование механизма защиты прав и свобод в правовом государстве предполагает наличие специфического набора средств и методов, к числу которых мы можем отнести:
- конституционно-судебный механизм защиты прав ребенка;
- защиту личных прав ребенка в судах общей юрисдикции;
- защиту прав ребенка через органы прокуратуры;
- защиту прав ребенка путем обращения к уполномоченному по правам человека Российской Федерации;
- защиту прав ребенка путем обращения к уполномоченному по правам ребенка при Президенте РФ;
- международно-правовые формы защиты прав ребенка.
Проведенное исследование в целом позволяет сделать следующие выводы:
1. Становление правового статуса ребенка исторически шло путем наделения его все большим объемом прав с одновременной выработкой механизма государственной защиты;
2. Нормы международных источников права, закрепляющие базовые права несовершеннолетних в полном объеме включены в законодательство Российской Федерации;
3. Семейное и гражданское законодательство во многом пересекаются в процессе реализации прав несовершеннолетних. При этом, в гражданском аспекте правового статуса ребенка формируются его базовые права и гарантии, которые с учетом его положения в семье и особых «качеств» находят индивидуальную реализацию в семейно-правовом статусе.
4. Основным критерием отграничения отношений, регулируемых семейным законодательством, от гражданско-правовых отношений является принадлежность участников этих отношений к семье. Всецело это относится к несовершеннолетним гражданам с их особым, индивидуализированным правовым статусом.
3. Обосновывается, что главным отличительным признаком правового статуса несовершеннолетних является его сложное сочетание гражданско-правового и семейного аспектов с индивидуальной направленностью правосубъектности.
Таким образом, защита прав несовершеннолетних, гарантируемая государством, и, находящаяся под его пристальным вниманием, призвана в полной мере реализовать сформированный в законодательстве Российской Федерации правовой статус несовершеннолетнего.
И в заключение хотелось бы выразить надежду, что наше государство в дальнейшем будет уделять достаточно внимания комплексу мер, связанному с охраной прав несовершеннолетних, обеспечивая тем самым свое будущее существование и основу развития России, как великой мировой державы.
1. Отношения, возникающие в связи с рождением ребенка, возникно-вением родительских прав и обязанностей по его воспитанию, необхо-димостью оказания на этом этапе социальной и медицинской помощи со стороны государства в лице органов исполнительной власти, а также органами местного самоуправления семье, детским учреждениям (в том числе бесплатное медицинское обслуживание).
2. Отношения, возникающие по поводу осуществления несовершен-нолетним права на начальное и среднее общее образование, отдых, пользование достижениями культуры, науки и т.д.
3. Общественные отношения, складывающиеся в ходе дальнейшей социализации несовершеннолетнего: трудоустройство, трудовая деятель-ность, поступление в учебное заведение, учеба.
4. Отношения, возникающие по поводу нарушения несовершеннолет-ним правовых норм и запретов (нарушение норм уголовного, админис-тративного, трудового права).
Учитывая неполную правосубъектность несовершеннолетних граждан, даже в первом приближении очевидна необходимость гарантированной защиты их прав в процессе участия в каждой из перечисленных групп общественных отношений.
Следует заметить, что, особенно в раннем возрасте, защита прав и законных интересов детей возложена на родителей или лиц, их заменя-ющих. Однако на сегодняшний день в российском обществе сложилась ситуация, когда родители не всегда могут, в силу объективных причин, а в ряде случаев не желают (отказываются) защищать права несовер-шеннолетнего, выполнять родительские обязанности.
Поэтому важное значение имеет четкое правовое определение правового статуса ребенка. В этих целях обособление семейного аспекта статуса ребенка предполагает исследование разных аспектов, при этом акцент в исследовании необходимо сделать на оценке степени их практической значимости. В любом случае, очевидно, что правовой статус ребенка, базируясь на правах, установленных международными источниками, Конституцией Российской Федерации конкретизируется в отраслях российского законодательства, прежде всего в гражданском и семейном праве. Развитие и индивидуализация правового статуса ребенка находит свое воплощение в специальных правах и обязанностях ребенка, которые в определенной степени зависят от социального, семейного положения, а также обуславливаются личными качествами самого носителя этих прав, его способностями и навыками.
На основе проведенного правового анализа можно сделать однозначный вывод, что современное российское законодательство, регулирующее правовое положение несовершеннолетних как в гражданском, так и в семейном контекстах, соответствует общепринятым международно-правовым нормам и позволяет обеспечить гарантии прав и свобод этой категории граждан.
Взаимодействие различных отраслей права при определение правового статуса несовершеннолетних в нормах различной правовой принадлежности создают предпосылки к созданию комплексных нормативных актов, посвященных правам несовершеннолетних.
Необходима конкретизация правовых предписаний, повышение качества действующих норм права, что должно снять имеющиеся в законодательстве противоречия в отношении гражданско-правового положения несовершеннолетних и таким образом способствовать совершенствованию практики их применения.
По результатам исследования были установлены основные положения, характеризующие конституционно-правовой статус ребенка, сделан вывод о том, что дети представляют собой наиболее уязвимую категорию, так как, изначально имея равные права с совершеннолетними, фактически обладают гораздо меньшими возможностями по их реализации, зависят в реализации имущественных прав от родителей или опекунов, попечителей.
В связи с этим государство установило дополнительные права, не свойственные взрослым членам общества, а также особый порядок их реализации, защиты. Несомненно, эффективное функционирование механизма защиты прав и свобод в правовом государстве предполагает наличие специфического набора средств и методов, к числу которых мы можем отнести:
- конституционно-судебный механизм защиты прав ребенка;
- защиту личных прав ребенка в судах общей юрисдикции;
- защиту прав ребенка через органы прокуратуры;
- защиту прав ребенка путем обращения к уполномоченному по правам человека Российской Федерации;
- защиту прав ребенка путем обращения к уполномоченному по правам ребенка при Президенте РФ;
- международно-правовые формы защиты прав ребенка.
Проведенное исследование в целом позволяет сделать следующие выводы:
1. Становление правового статуса ребенка исторически шло путем наделения его все большим объемом прав с одновременной выработкой механизма государственной защиты;
2. Нормы международных источников права, закрепляющие базовые права несовершеннолетних в полном объеме включены в законодательство Российской Федерации;
3. Семейное и гражданское законодательство во многом пересекаются в процессе реализации прав несовершеннолетних. При этом, в гражданском аспекте правового статуса ребенка формируются его базовые права и гарантии, которые с учетом его положения в семье и особых «качеств» находят индивидуальную реализацию в семейно-правовом статусе.
4. Основным критерием отграничения отношений, регулируемых семейным законодательством, от гражданско-правовых отношений является принадлежность участников этих отношений к семье. Всецело это относится к несовершеннолетним гражданам с их особым, индивидуализированным правовым статусом.
3. Обосновывается, что главным отличительным признаком правового статуса несовершеннолетних является его сложное сочетание гражданско-правового и семейного аспектов с индивидуальной направленностью правосубъектности.
Таким образом, защита прав несовершеннолетних, гарантируемая государством, и, находящаяся под его пристальным вниманием, призвана в полной мере реализовать сформированный в законодательстве Российской Федерации правовой статус несовершеннолетнего.
И в заключение хотелось бы выразить надежду, что наше государство в дальнейшем будет уделять достаточно внимания комплексу мер, связанному с охраной прав несовершеннолетних, обеспечивая тем самым свое будущее существование и основу развития России, как великой мировой державы.
Подобные работы
- ГРАЖДАНИН КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - ГРАЖДАНИН КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Правовая характеристика граждан (физических лиц) как субъектов гражданского права
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданских отношений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Правовое положение несовершеннолетних по гражданскому и семейному законодательству (отчет по преддипломной практике, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова)
Отчеты по практике, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2023 - РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Семейные правоотношения: понятие, состав, виды
Бакалаврская работа, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Злоупотребление правом в семейных правоотношениях
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



