ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Теоретические подходы к развитию профессиональных
компетенций педагогов дошкольного образовательного учреждения 8
1.2. Формирование методических условий в процессе развития
профессиональных компетенций педагогов 15
1.3. Мотивация развития профессиональных компетенций
педагогов дошкольного образовательного 21
учреждения
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 37
2.1. Общая характеристика организации и её специфика 37
2.2. Содержание опытно-поисковой работы по мотивации развития профессиональных компетенций педагогов дошкольных
образовательной организации 47
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Развитие системы дошкольного образования предполагает модернизацию системы методической работы в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ) в соответствии с приоритетами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Выделение среди этих приоритетов категорий развития ребенка предполагает сосредоточение методических усилий на активизацию развивающего потенциала образовательной среды детского сада, на создании вариативных моделей деятельности педагогического коллектива, отвечающих всему разнообразию образовательных потребностей разных категорий детей в возрасте до одного года до семи. Как подчеркивал известный психолог С.Л. Рубинштейн, ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, воспитание, обучение и развитие - три стороны одного процесса [7, с. 3].
Происходящее в дошкольном образовании изменчиво, с одной стороны, они предполагают работу ДОУ в инновационном режиме, с другой стороны, требуют стабильных качественных результатов деятельности на основе опыта с учетом специфики детских садов их традиций и приоритетов и в соответствии с образовательной и социальной ситуацией.
Основная фигура всех изменений - педагог ДОУ, играющий роль своеобразного посредника между ребенком и окружающим образовательным пространством. В современных условиях развития дошкольного образования педагог выполняет различные функции: создает развивающую образовательную среду; выступает партнером ребенка в освоении окружающей среды; оценивает эффективность влияния окружающей среды на развитие детей.
Методическая поддержка педагога в настоящий момент является важнейшим условием профессионального развития педагога.
Методическая работа старшего воспитателя приобретает новые основания, связанные с созданием оптимальных условий для развития педагогических компетенций.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018 - 2025 годы ставит задачу: «...внедрение новой системы моральных и материальных стимулов поддержки педагогических работников, которая позволит им непрерывно повышать свои профессиональные компетенции и мастерство.» [36]. Из года в год педагогическое сообщество слышит о непрерывном профессиональном развитии.
А хотят ли сами педагоги непрерывно развиваться и повышать свои педагогические компетенции? Что именно хотят педагоги от своей работы: уважения со стороны детей и родителей, признания со стороны руководства, хорошую зарплату или карьерный рост? Проблема развития профессиональных компетенций педагогических кадров ДОУ имеет огромное значение. Подготовка высококвалифицированных кадров, обеспечивающих образование на всех его уровнях, в том числе дошкольном, всегда является проблемой не только в России, но и в мире.
В психолого-педагогической литературе значительное число исследований, направленных на изучение деятельности дошкольных образовательных учреждений. Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Э.Э. Симанук и другие придают большое значение разработке проблем повышения квалификации педагогов в процессе профессиональной деятельности.
А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, М.П. Сибирская и др. посвятили свои работы решению проблемы повышения квалификации с точки зрения технологической организации профессионального обучения.
Предметом изучения особенности развития профессиональной компетентности в процессе повышения квалификации педагогов стали у И.В. Гришина, М.Г. Ермолаева, Э.М. Никитин, М.М. Поташник, Е.П. Тонконогая, П.И. Третьяков и другие.
При определении сущности, структуры и перечня профессионально-педагогических компетенций педагогов учитывались научные разработки Э.Ф. Зеера, И.А. Зимняя, И.А. Колесникова, Л.П. Панина, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин, А.В. Хуторский и др.
Регулярные изменения в системе образования означают, что разработка и пересмотр системы мотивации профессиональных компетенций дошкольных педагогов становится все-таки непрерывным процессом. Это дает возможность говорить о противоречиях:
• между актуализированными требованиями к педагогам дошкольных образовательных учреждений и отсутствием эффективной системы мотивации, которая позволит повысить общую результативность и качество деятельности педагогов
• между идеей повышения качества образовательной деятельности, обеспечения роста творческой инициативы педагогов и отсутствием путей создания и внедрения эффективной системы мотивации в практику управления дошкольным образовательным учреждением;
• между потребностью руководителем учреждения по повышению эффективности образовательных услуг, предоставляемых организацией, за счет комплексного развития и отсутствием у руководителя программы менеджмента для внедрения новых направлений системы мотивации в организации.
Необходимость разрешения указанных противоречий определяет актуальность данного исследования, а также определяет основную проблему: отсутствие эффективной системы мотивации, способствующей развитию профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования, не позволит реализовать приоритетные направления развития дошкольной образовательной организации.
Разрешение данных противоречий позволяет обосновать психологопедагогическую проблему, какими должны быть методические условия для развития мотиваций профессиональных компетенций педагогов дошкольных организаций в процессе их трудовой деятельности?
Данное обстоятельство определило тему нашего исследования: «Методические условия развития мотивации профессиональных компетенций педагогов дошкольного образовательного учреждения».
Цель исследования - определить методические условия развития мотивации повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: процесс формирования профессиональной компетенции педагога дошкольного образовательного учреждения
Предмет исследования - методические условия развития мотивации повышения профессиональной компетенции педагога дошкольного учреждения.
Гипотеза исследования - повышение профессиональной компетенции педагога дошкольного учреждения будет эффективным, если будут реализованы следующие методические условия:
• определена важность каждого педагогического работника ДОУ;
• организованы эффективные методические условия, совершенствующие систему мотивации профессиональной компетенции педагогов;
• реализация плана мероприятий по повышению профессиональной компетенции педагогов дошкольного учреждения с учетом профессиональных затруднений и опыта педагогической деятельности.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и понятие профессиональной компетенции и развития мотивации труда педагога дошкольного образования
2. Подобрать и апробировать комплекс диагностических методик исследования, для выявления уровня компетенции и факторов мотивации педагогов к саморазвитию.
3. Организовать методические условия для развития мотивации профессиональной компетенции педагогов ДОУ.
Теоретико-методологические основы данной работы опираются на исследования К.Ю. Белой, Л.М. Волобуевой, Е.В. Коротаевой, П.Н. Лосева, Л.Н. Атмаховой, С. Адамса, Ф. Герцберга, Р. Дафта, А. Реана и др.
Среди исследований эффективности мотивации персонала необходимо отметить работы следующих отечественных ученых: В.А. Дятлов, М.Б. Курбатова, М.И. Магура, В.В. Травин, С.А. Шапиро и др.
База исследования: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9 «Улыбка» г. Реж.
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялись через публикации в Международном сетевом издании «Солнечный свет» (Традиции и инновации в развитии профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования); во Всероссийском журнале «Дошкольник.РФ» № 42 (163) (Развитие мотивации профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования); на IV Международной конференции «Традиции и инновации в педагогическом образовании». На базе МАДОУ «Детский сад № 9» осуществлялись согласно теме исследования семинары-практикумы, консультации, Педагогические советы.
На сегодняшний день модернизация образования осуществляется интенсивно. Вместо прежнего образа жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, наступает новый уровень жизни: «Образование для всех, образование через всю жизнь».
Система образования сегодня требует регулярное повышение уровня знаний педагога. От воспитателей дошкольных организаций во многом зависит то, насколько нововведения, заложенные в содержании, организации и технологии учебного процесса, будут содержательными и внедрены в практику работы с воспитанниками, включенными в деятельность детского сада.
На начало исследования перед нами стояли вопросы:
• Какой уровень профессиональных компетенций у педагогов?
• Что мотивирует педагогов на непрерывный профессиональный рост и повышение уровня профессиональной компетенции?
• Какие необходимо создать методические условия для развития профессиональных компетенций педагогов дошкольного образовательного учреждения?
В процессе реализации ранее поставленных задач были решены все вопросы.
В процессе написания первой главы, после рассмотрения теоретического материала по проблеме исследования, мы выяснили, как разные авторы (Э.Ф. Зеер, Е.И. Исаев, В.Д. Шадриков, И.А. Зимняя, О.Е. Ломакин) описывают «компетенции» и «профессиональные компетенции», подобрали подходящее, на наш взгляд, определение «профессиональных компетенций педагогов дошкольного образовательного учреждения». Профессиональная компетенция педагога дошкольного
образовательного учреждения - сложное многокомпонентное понятие, выражаемое высоким уровнем психолого педагогических знаний, владении запасом методических навыков, ценностных ориентаций и личностных качеств педагога, обеспечивающих эффективность педагогической работы с дошкольниками.
Одним из показателей профессиональной компетенции воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Так же были рассмотрены теоретические основы системы мотивации педагогического и непедагогического персонала ДОУ, работающего с детьми.
В рамках опытно-поисковой работы проведён анализ основных элементов системы мотивации персонала МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9 «Улыбка», г. Реж, Свердловской области.
Результаты показали, что в образовательном коллективе сплоченный коллектив, педагоги активно взаимодействуют друг с другом.
Уровень профессиональных компетенций показал:
• не умеют точно сформулировать цели и систему задач воспитательно-образовательной работы;
• слабое знание форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с задачами, содержанием, этапом освоения знаний и умений;
• не ориентируются в научно-педагогической литературе по вопросам воспитания, обучения и развития, оздоровления детей;
• редкое использование современных технологий обучения (элементы проблемного обучения, моделирование и др.);
Анализ проведенных диагностических методик по выявлению уровня мотивации к профессиональному развитию показал, что педагоги имеют большое желание к самореализации, профессией своей удовлетворены и проявляют к ней особый интерес, есть стремление к повышению своей квалификационной категории, но мешает внутренняя неуверенность в своих способностях.
Проведя исследование, мы убедились, что сложности в профессиональном росте воспитателей возникают по нескольким причинам.
Во-первых, непрерывный профессиональный рост - это построение профессиональной карьеры в течение всей трудовой деятельности человека. Не всегда на первоначальном профессиональном пути своей жизни люди умеют найти себя. В результате чего, педагоги - это бывшие юристы, экономисты, менеджеры, успешно прошедшие переподготовку.
Во-вторых, педагоги-пенсионеры, которые не особо хотят что-то менять в своей работе, но из-за нехватки кадров в детских садах продолжают трудовую деятельность.
В-третьих, молодые специалисты, которым не хватает элементарно практической деятельности в детском саду.
Но все же не стоит забывать и о педагогах опытных, стремящихся к саморазвитию, они есть и их не мало.
Педагоги с опытом работы могут стать прекрасными наставниками молодым воспитателям; оказание платных образовательных услуг даст дополнительный заработок педагогам; внедряя в работу современные образовательные технологии и представляя их педагогическому сообществу, даст возможность получить общественное признание и позволит повышать квалификационную категорию; участие во всероссийских профессиональных конкурсах, вебинарах, форумах, чтение методической и педагогической литературы поможет повысить уровень самообразования.
Таким образом, изучая что-то новое, внедряя инновации в работе с детьми, обмениваясь опытом с коллегами, педагоги повысят свою профессиональную компетентность, тем самым с уверенностью будут проходить процедуру аттестации и достигнут желаемого успеха в трудовой деятельности.
1. Анцыферова, Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни / Л.И. Анцыферова // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова и др. - Москва : 1991. - С. 27 - 43.
2. Асаева, И.Н. Развитие профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений разного вида: Автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.07 / И.Н. Асаева. - Екатеринбург,
2009. 23 с.
3. Асаева, И.Н. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации. / И.Н. Асаева // Журнал «Образование и наука». 2008. № 5 (53).
4. Атмахова, Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: дисс... канд. пед. Наук: 13.00.07 / Л.Н. Атмахова. - Екатеринбург, 2006. - 177 с.
5. Афанасьева, Т.П. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / Т.П. Афанасьева, B.C. Лазарев , И.А. Елисеева, Т.И. Пуденко; под ред. В.С. Лазарева. - Москва : 1995. - 157с.
6. Афонькина, А.Ю. Аудит личностных качеств и профессиональных компетенций педагога ДОО. Диагностический журнал. / А.Ю. Афонькина. - Волгоград : Учитель, 2014. - 93 с. - Текст: непосредственный.
7. Афонькина, А.Ю. Настольная книга старшего воспитателя. / А.Ю. Афонькина, З.Ф. Себрукович. - Волгоград : Учитель, 2015. - 154 с. - Текст: непосредственный.
8. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. - Москва: Просвещение, 1982. - С. 131.
9. Багадаева, О. Ю. Мотивация персонала как организационное условие снижения профессионального стресса педагогов ДОО. / О. Ю. Багадаева // Современное дошкольное образование. 2016. № 10. С. 26-37.
10. Багаутдинова, С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. / С.Ф. Багаутдинова // Управление ДОУ. - 2010. - № 3. С. 82 - 85.
11. Балашов, Ю. К. Мотивация и стимулирование персонала: основы построения системы стимулирования / Ю.К. Балашов, А.Г Коваль. // Кадры предприятия. - 2002. - №7. - С. 52-59.
12. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ,
планирование, формы и методы. / К.Ю. Белая. - Москва: Перспектива,
2010. - 290 с.
13. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько - Воронеж, 1977. - 188 с.
14. Битина, Б.П. Педагогическая диагностика: сущность,
функции, перспективы. / Б.П. Битина // Педагогика, 2010. - № 6. - С. 61.
15. Бичева, И.Б. Развитие профессиональной компетентности
педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений: Автореф. дисс.канд. пед. наук: 13.00.08 / Бичева И.Б. - Нижний Новгород, 2003. 29 с...