Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Свобода и необходимость в философском дискурсе и в свете общественно-исторических процессов

Работа №92914

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

философия

Объем работы42
Год сдачи2021
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
83
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Свобода и необходимость как философская проблема 8
1.1. Категории свободы и необходимости 8
1.2. Истина и свобода 10
Глава 2. Свобода и необходимость в историко-философской
ретроспективе 17
2.1. Свобода и необходимость в философии Нового времени 17
2.2. Свобода и необходимость в философии европейского Просвещения 21
2.3. Свобода и необходимость в понимании И. Канта 25
2.4. Свобода и необходимость в философии Н.А. Бердяева 30
2.5. Свобода, необходимость и смысл жизни в размышлениях
философов ХХ века 33
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 39


Актуальность темы. Каждая историческая эпоха занимает исключительное место в мировом развитии и мировой культуре, привнося новые идеи, определяя дальнейшее развитие науки и техники.
История философии представляет собой длительный и противоречивый процесс, который обогащался множеством взглядов, идей, теоретических разработок как в теории познания, так и в других сферах философского знания. На протяжении всего периода существования философии центральными становились многие проблемы, однако важное место в исследованиях разных периодов занимала проблема свободы и необходимости, ответственности личности. Многие исследователи предлагали различные подходы к пониманию данных категорий.
В нашей работе рассматриваются проблемы свободы, которые поднимались в рамках ряда философских направлений. Акцент сделан на ключевых концепциях Нового и новейшего времени. Мы старались показать, как виднейшие мыслители нескольких столетий проблему свободы и необходимости включали в контекст своих онтологических, гносеологических и этических учений.
Несмотря на то, что эти умозрительные теории не получили широкого практического применения, их можно рассматривать как направление, по которому человечеству необходимо продолжать поиски, двигаться в своем миропознании и жизненной практике.
Степень изученности темы. Для реализации цели исследования в работе были использованы источники и литература отечественного и зарубежного происхождения, которые помогли глубже и шире осветить исследуемую проблему.
Отдельное место в формировании философии нового времени имели исследования Р. Декарта, которые заложили фундамент знаний о разуме, и о первичности разума в процессе познания, и получения объективных знаний об окружающем мире. Декарт разработал научный метод, основанный на приоритете разума, на основании которого человек может выявлять закономерности окружающей действительности.
Идеи Б. Спинозы, являющийся одним из рационалистов, в исследованиях которого учение о субстанции занимало центральное место. Философ вводит новый смысл понятия субстанции, выделив такие ее важнейшие свойства, как единство и бесконечность. Спиноза изучает субстанцию с точки зрения философского монизма. За единую и бесконечную субстанцию философ принимает Бога, который выступает как причина, и как первопричина.2
Учения Французского Просвещения связаны с именами Вольтера, Руссо, Дидро, Монтексье, Гольбаха, Гельвеция. В отдельных работах исследователей отражались не только закономерности окружающей действительности, но и возможные варианты ее перестроения, что выражалось в создаваемых ими утопических системах.
Одним из наиболее крупных деятелей эпохи Просвещения стал Ф. Вольтер. Его онтология деизма представляла Бога как законодателя правил природы и морали, философа на небесном троне, справедливом судье человеческих поступков и «бесконечно искусном работнике». Он одновременно отвергал как основы вероучения мировых религий, так и атеизм.
Следующим выдающимся деятелем Эпохи Просвещения является Ж. Ж. Руссо, который выступил одним из идеологов Эпохи Просвещения. В своей работе «Об общественном договоре» философ был первым, кто указал на противоречивый характер общественного прогресса, и поставил ряд вопросов, которые не поднимались до этого времени.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В курсовой работе была рассмотрена одна из фундаментальных тем философии: свобода и необходимость, и был проведен анализ данных категорий в человеческой деятельности в историко-философской ретроспективе. В рамках рассмотрения данного вопроса были затронуты фундаментальные теории и положения философии и была дана попытка ответить на вопрос о степени свободы человека и ее соотношении с необходимостью в контексте теорий различных периодов. Анализ вышеуказанных аспектов позволил сформулировать выводы: категория свободы, является одной из основных категорий при изучении активности сознания, так как именно волевыми усилиями человека, направленностью его сознания осуществляется познание окружающего мира. В данном случае она обусловлена развитием человеческой воли, и она перестает быть волей лишь когда не имеет заданного ориентира в развитии. Проблема свободы и необходимости являлась объектом изучения начиная с периода античности и в последующие эпохи, где она была основательно разработана в учениях многих философов.
Изученные в работе особенности и неоднородность теоретических разработок философии свободы, а также определение места человека в мире, его участие в собственной жизни людей и жизни других, позволяют сделать вывод, что категория «свобода», «необходимость» на протяжении длительного периода остаются достаточно противоречивыми категориями, которые понимаются неоднозначно самим человеком, так как свобода, ответственность – это те фундаментальные константы, которые определяют место человека и его зависимость от других.
Таким образом, анализируя различные подходы к соотношению можно заключить, что свобода и необходимость — философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Многие философы считают, что человек не может быть поистине свободным, он подчинен законам, действующим в обществе, и поступает в большинстве случаев так, как необходимо, а не так как хотелось бы.
В реальной жизни не все зависит от человека, есть силы, влияние которых человек не может предотвратить, а, следовательно, не может принять то решение, которое ему хочется. Когда человек не осознает этого, он как бы становиться рабом обстоятельств. Но когда он понимает границы данного влияния, он уже может осознанно принять решение.
Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, те. независимых от сознания человека законов. Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать определенным образом и сложившиеся общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.




Список использованных источников и литературы

I. Источники

1.1. Асмус, В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля / В.Ф. Асмус [Электронный ресурс]. – URL:
https://root.elima.ru/texts/?id=432. (дата обращения 04.02.2021)
1.2. Делокаров, К.Х. Философия. Право. Философия права / К.Х.
Делокаров // Право и современные государства. – 2016. – №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-pravo-filosofiya-prava (дата обращения 10.01.2021)
1.3. Остапчук, К. С. Понятие естественной справедливости в трудах Аристотеля в контексте современных проблем правопонимания / К.С.
Остапчук // Теория и практика общественного развития. – 2017. – №9. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-estestvennoy-spravedlivosti-v-trudah-
aristotelya-v-kontekste-sovremennyh-problem-pravoponimaniya. (дата обращения 10.01.2021)
1.4. Васильева, М.Ю. Проблема свободы в трансцендентальной философии И. Канта / М.Ю. Васильева // Власть. – 2015. – №7 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-svobody-vtranstsendentalnoy-filosofii-i-kanta (дата обращения 04.02.2021)
1.5. Нешатаев, И. Г. Развитие понятия свободы личности в философии
Гегеля / И.Г. Нешатаев // Вестник МГТУ. – 2000. – №3. – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-ponyatiya-svobody-lichnosti-v-filosofiigegelya (дата обращения 04.02.2021)
1.6. Усманова, Л. Т. Философское учение Н. А. Бердяева о свободе, открывающей просторы творчества / Л.Т. Усманова // Философская мысль. –
2019. – №12 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskoe-uchenie-n-a-berdyaeva-o-svobodeotkryvayuschey-prostory-tvorchestva (дата обращения 04.02.2021)
1.7. Спиноза, Б. Этика [Электронный ресурс]. – URL:
https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5969476. (дата обращения 06.02.2021)

II. Литература

2.1. Алексеев, П. В. Философия. Учебник. 2-е изд. / П.В. Алексеев,
А.В. Панин. – М., 2018. – 587 с.
2.2. Бердяев, Н.А. Философия неравенства / Н.А. Бердяев. – М.: АСТ, Астрель, 2010. –349 с.
2.3. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. Из истории отечественной философской мысли / Н.А. Бердяев. – М.: Правда, 1989. –
607 с.
2.4. Гринин, Л.Е. Лекция: роль личности в истории: история и теория вопроса / Л.Е. Гринин // Философия и общество. – 2011. – №4. – С. 29 – 34.
2.5. Калинина, И.А. Понятие свободы личности в трудах Иммануила Канта / И.А. Калинина // Вестник ТГУ. – 2009. –№4. – С. 89 – 93.
2.6. Кант, И. Критика чистого разума. Перевод / И. Кант. – М.: Мысль, 1994. – 591 с.
2.7. Кузьмин, Ю.А. Необходимость и свобода как философская проблема / Ю.А. Кузьмин // Скиф. – 2017. – № 9. – С. 34 – 39.
2.8. Клименко, Е.В. Концепция свободы: от Просвещения к либерализму / Е.В. Клименко // Вестник СПбГИК. – 2014. – №2 (19). – С. 65 –
72.
2.9. Лобанова, Ю.О. Смысл свободы как высшей ценности в философии Н.А. Бердяева / Ю.О. Лобанова // Новые идеи в философии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). – М.: БукиВеди, 2017. – С. 16-19.
2.10. Лурье, С.Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования / С.Я.
Лурье. – Л., 1970. – 543 с.
2.11. Линский, Б.И. Рациональная истина и человеческая свобода // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2006. №2 / Б.И. Линский. – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ratsionalnaya-istina-i-chelovecheskaya-svoboda-1
(дата обращения: 06.02.2021)
2.12. Мольер. Вольтер. Руссо. Дидро. Ренан; Кристалл, Редактор – М., 1998. – 510 c.
2.13. Поспелова, О. В. Политическое действие и проблема свободной воли в практической философии Дж. Серля / О.В. Поспелова // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2011. – № 23. – С. 128 – 132.
2.14. Патырбаева, К. В. Субъект исторического процесса в философии Гегеля / К.В. Патырбаева // Вестник Пермского университета. Философия.
Психология. Социология. – 2012. – № 3. – С. 65 – 70.
2.15. Поль Анри Гольбах - Избранные произведения: в 2-х т. – М.:
Мысль, 1963. – 354 с.
2.16. Поляков, Р.Е. К вопросу об основах философии права / Р.Е. Поляков. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 11 (22).
– Т. 1. – С. 190-193.
2.17. Разин, А.В. Свобода и необходимость / А.В. Разин // Вестник РУДН. Серия: Философия. – 2015. – № 2. – С. 65 – 69.
2.18. Рабош, В.А. Свобода как синтез хаоса и рациональности в философии И. Канта / В.А. Рабош // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2008. – № 56. – С. 25 – 31.
2.19. Сабитова, А.Р. Роль свободного выбора в жизни человека / А.Р.
Сабитова // Манускрипт. – 2019. –№ 4. – С. 65 – 69.
2.20. Поляков, Р.Е. К вопросу об основах философии права / Р.Е. Поляков. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 11 (22).
– Т. 1. – С. 190-193.
2.21. Франк, С.Л. Сочинения /Вступ. статья, сост., подготовка текста и примеч. Ю.П. Сенокосова / С.Л. Франк. – М.: Правда, 1990. – 608 с.
2.22. Шустова, О.Б. История развития философской проблемы свободы и ответственности ученого и философа в контексте рациональности / О.Б. Шустова, Г.Н. Сидоров // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2019. – №6. – С. 76 – 80.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ