ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ ПРЕДМЕТНО ПРОСТРАНСТВЕННОГО ИНТЕРЬЕРА В РАЗВИТИИ ОБРАЗНОГО
МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНО ВОЗРАСТА 8
1.1 Психологические особенности развития образного мышления детей в дошкольном возрасте 8
1.2 Особенности возрастного этапа детей младшего дошкольного возраста 13
1.3 Предметно-пространственное заполнение интерьера как развитие образного мышления 18
2. РАЗРАБОТКА ИНТЕРЬЕРА ИГРОВОЙ КОМНАТЫ 24
2.1 Основные требования к проектированию игровой комнаты 24
2.2 Модель-описание предметно-пространственного интерьера игровой комнаты 31
2.3 Разработка дизайн проекта-интерьера игровой комнаты 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ИЛЛЮСТРАЦИИ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого. Предметный мир детства - это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности. Дети не могут развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществляется только при условии, что у ребёнка есть необходимые для этого соответствующие объекты и средства, сформированы способы действия. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребёнку найти занятия по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с людьми, понимать и оценивать их чувства и поступки.
В последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. Обстановка помещений для детей должна нести не только развлекательный характер, но и познавательный - воспитывать и развивать ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель или работник [19].
Социальные условия жизни, которые складываются из общения, окружающих игр, развивающего влияния окружающей среды - очень значимы для ребенка [12]. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, — рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды. У ребенка активно развивается центральная нервная система. В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами. Так формируется психика человека, потому что психика — отражательная способность мозга, значит, окружающая среда, общение со взрослыми в этом окружающем пространстве и, конечно, активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой и социумом, составляют генетическую программу становления человека в ранние и годы его жизни.
Для детей свойственно постоянное движение. Им нравиться постоянно открывать для себя что-то новое, и делают это они довольно активно, они не могут и не хотят сидеть на одном месте, требуют к себе постоянного внимания родителей и окружающих. Но, родителям тоже необходим отдых, посещать любимые заведения, совершать покупки. Родители маленьких детей зачастую сталкиваются с такой проблемой, как отсутствие специализированных детских развлекательных центров и игровых комнат в различных учреждениях.
Конечно, в первую очередь детская игровая комната необходима для развлечения ребенка, пока родители заняты, но помимо этого она должна нести и развивающий характер. Задачи пространственно-предметной развивающей среды должны быть направлены на проявление творческих способностей, учить познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств. Моделирование предметной среды должно создавать условия для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.
Именно поэтому интерьер играет большую роль в развитии детей. Окружающая обстановка должна радовать ребенка, способствовать пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса. Детям должно быть комфортно и уютно. Особенное влияние предметно-пространственный интерьер оказывает на развитие игровой деятельности ребенка младшего возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Уже на ранних возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.
Актуальность темы исследования заключается в том, что, несмотря на все разнообразие заведений в городе Барнауле, в настоящее время очень мало детских кафе. В городе насчитывается около 160 мест общественного питания, и только примерно 30 из них имеют детские комнаты или уголки [25]. Поэтому и принято было решение оформить детскую комнату в кафе в самом центре города Барнаула.
Анализ источников показал, наличие теоретических и методических разработок, касающихся развития образного мышления у детей младшего дошкольного возраста. И.В. Дубровина вместе с соавторами А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, Е.М. Кравцовой, О.А. Москвиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, в своем методическом пособии подробно описывает про особенности развития мышления у детей. Рубинштейн С.Л. в своем учебнике «Основы общей психологии», также затрагивает вопросы мышления. Хочется отметить Гонину О.А., в своем учебнике и практикуме для прикладного бакалавриата, она последовательно излагает важные теоретические положения современной детской психологии, рассматривает закономерности психического развития детей.
Педагог-методист Светлова И.Е, много лет посвятившая изучению и разработке программ подготовки и адаптации детей к школе, в своей книге «Развиваем образное мышление», описывает, как правильно развивать образное мышление у детей 3-4 лет.
Выдающийся отечественный ученый Л.С. Выготский, работавший во многих областях психологии, сделал все возможное, чтобы детская психология стала полноценной наукой, чтобы она смогла решать важнейшие практические задачи обучения и воспитания детей. Этапы становления и развития отечественной детской психологии он описывает в своей книге «Психология развития ребенка».
Цветовые решения интерьера изучены в книге Ким А.Л. «1001 идея цветовых решений интерьера». В ней можно найти много практических советов по выбору красок и оттенков, подходящих к общему стилю и обстановке.
Развитие творчества ребенка младшего дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды, об этом рассказывает Новоселова, С.Л. в своей книге «Развивающая предметная среда детства». Книга содержат новейшие концептуальные положения и практические советы, адресованные в первую очередь заведующим дошкольных учреждений, директорам УВК, методистам, а также дизайнерам, участвующим в проектировании развивающей предметной среды.
Цели исследования: создание многофункциональной, развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возраста.
Объект исследования: Интерьер игровой комнаты кафе.
Предмет исследования: Процесс организации предметно-пространственной среды игровой комнаты в кафе.
В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи исследования:
1) Выявить особенности образного мышления детей младшего дошкольного возраста.
2) Определить значение интерьера в развитии ребенка.
3) Охарактеризовать общие принципы дизайн - проектирования детской игровой комнаты.
4) Разработать дизайн игровой комнаты.
Методы исследования:
• Теоретические: анализ литературы в рамках исследуемой проблемы, абстракция и синтез.
• Практические: эскизирование, макетирование.
Практическая значимость исследования заключается в определении стратегии и тактики построения игровой развивающей предметной среды.
Структура выпускной квалификационной работы - введение, содержание:
2 главы, заключение, список литературы, иллюстрации, приложение.
Можно было бы сделать вывод, что решением проблемы всестороннего развития могут быть постоянные занятия с детьми. Но для маленьких детей это совсем не выход. Поэтому я попыталась создать такую предметно-пространственную среду, само пребывание в которой способствовало бы развитию детей. Достигается это за счет многофункционального интерьера (дети могут играть, рисовать, смотреть мультфильмы).
Кроме мобильности и функциональности, важной задачей для меня была эстетическая ценность и создание домашнего уюта, ведь дети младшего школьного возраста только-только учатся некоторое время находиться вне дома. Дети любят все яркое, в их мире нет места печалям и заботам, поэтому я в нашем проекте особое внимание уделили цветовому решению. Основной колорит теплый, а акценты расставлены цветами радуги. Яркие цвета украшают помещение, делают его особенным и уникальным, помогают создать свой мир.
Обязательным условием является изготовление всех составляющих интерьера из экологически чистых материалов. К сожалению, сейчас в погоне за дешевизной, многие используют искусственные материалы - ДСП и ДВП, пропитанные вредными веществами, линолеум, выделяющий токсичные элементы, дешевые пластиковые стеклопакеты, которые в итоге пагубно влияют на детское здоровье. Использование экологически чистых материалов позволит избежать многих проблем с детским здоровьем, в частности с бичом современности - аллергией.
Во многих уголках и детских комнатах можно встретить однотонное, серое и унылое оформление интерьера. Такая скучная обстановка еще угнетает детский разум. Поэтому, на мой взгляд, обязательным условием является использование в интерьере жизнерадостных, праздничных, светлых цветов. Однако здесь главное не переусердствовать, так как очень яркие цвета быстро утомляют и надоедают. Здесь, как и во всем, нужна умеренность. Такое цветовое решение привлечет внимание ребенка, поможет ему адаптироваться, вызовет интерес.
В целом, проектирование интерьера детской игровой комнаты - довольно сложный процесс, который должен разрабатываться в содружестве нескольких специалистов - психологов, педагогов, художников и, наконец, дизайнеров. К сожалению, в нашей стране, в отличие от зарубежных коллег, данному вопросу не уделяется должного внимания, так как, как не странно, проблемы образования стоят у нас далеко не на первом месте. Надеюсь, что новая волна молодых, талантливых, вдумчивых, инициативных специалистов - дизайнеров смогут изменить такое положение вещей. Ведь дети - наше будущее, и то, что мы сейчас вложим в них, через несколько лет напрямую отразиться на будущем нашей страны!
На мой взгляд, все поставленные задачи выполнены. Интерьер получился красочным, легким, по-детски жизнерадостным и веселым, а также очень удобным и функциональным.
1. Белошистая, А.В. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / А.В. Белошистая - М.: ВЛАДОС, 2005. - 296 с.
2. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский - М.: Эскмо, 2004. - 512 с.
3. Гонина, О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О.О. Гонина. - М.: Юрайт, 2015. - 461 с.
4. Грашин, А.А. Дизайн детской предметной развивающей среды / А.А. Грашин. - М.: Архитектура-С, 2001 - 292 с.
5. Ким, А.С. 1001 идея цветовых решения вашего интерьера / А.С. Ким. - Астрель, 2013 - 240 с.
6. Князева, О.Л. Я. Ты. Мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста / О.Л. Князева, , Р.Б. Стеркина. - М.: Дрофа, 1999.
7. Куллен, П. Философия цвета в интерьере: Подбираем цвета для декорирования дома / П. Куллен, К. Уорренден. - М.: Контэнт, 2008 - 168 с.
8. Миронова, М.М. Психология. Занятия с детьми младшего дошкольного возраста / М.М. Миронова. - М.: Корифей, 2005. - 253 с.
9. Младший школьник: развитие познавательных способностей / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова [и др.] - М.: Просвящение, 2003. - 148 с.
10. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда детства / С.Л. Новоселова. - М.: Просвщение, 2001 - 89 с.
11. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда / С.Л. Новоселова. - М.: Мозайка-синтез, 2001 - 73 с.
12. Павелко, Н.Н, Психология и педагогика. / Н.Н. Павелко, С.О. Павлов. - М.: КНОРУС, 2012. - 496 с.
13. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - М.: Педагогика-пресс, 1994 - 526 с.
14. Реан, А.А., Психология и педагогика: Учебник для вузов. / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб: Питер, 2002. - 432с.
15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2000 - 712 с.
16. Светлова, И.Е. Развиваем образное мышление / И.Е. Светлова. - М.: Эскмо, 2006, - 62 с.
17.Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: «Академия», 2007. - 384 с.
Стандарты
18. ГОСТ 52169 - Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования - ГОСТ 52169-2012 - М.: Стандартинформ, 2014 - 42 с.
Электронные ресурсы
19. Научная статья по специальности «Народное образование. Педагогика. [Электронный ресурс]. - Режим доступаhttps: //cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-realizatsii-kompetentnostnogo-podhoda-v-doshkolnom-obrazovanii
20.Образное мышление. Как развить? [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://sunmag.me/sovety/31 -03-2014-obraznoe-myshlenie-kak-
razvit.html
21. Предметно-пространственная среда: ее принципы и требования к
построению. [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://20.kropds.ru/metodicheskaya-kopilka
22. Спасительная педагогика В. А. Сухомлинского. [Электронный ресурс]. - Режим доступаhttp://www.proza.ru/2012/09/25/1268
23. Формирование мышления. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.studfiles.ru/preview/1668249/page:21/
24. Характеристика развития детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/65-lichnostnoe-i-psixicheskoe-razvitie-doshkolnika/871 -xarakteristika-razvitiya-detej -mladshego-doshkolnogo-vozrasta-3-4-goda
25.Электронный справочник с картами городов: 2ГИС. [Электронный ресурс] - Режим доступаhttps://2gis.ru/barnaul