Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технология «Виртуальная реальность» как средство развития наглядно-образного мышления для обучающихся второго класса

Работа №26487

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информатика

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
372
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ 5
1.1 Целесообразность применения новых технологий развития
наглядно-образного мышления 5
1.2 Виртуальная реальность: понятие, особенности, возможности
использования в обучении 12
Выводы по 1 главе 19
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» НА УРОВЕНЬ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
2.1. Разработка системы занятий 21
2.2 Описание педагогического эксперимента 32
Выводы по 2 главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ А - Ж

На данный момент происходит переосмысление подходов к обучению и воспитанию детей с использованием новых образовательных технологий.
Пересматриваются и совершенствуются образовательные программы с целью повышения эффективности педагогического воздействия с использованием инновационных технологий в образовании, одной из которых является виртуальная реальность. Одновременно вопросы познавательной деятельности также требует особого внимания наряду с развитием наглядно¬образного мышления.
Проблеме ведущей роли наглядно-образного мышления посвящены труды таких авторов, как Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, B.C. Мухина, Н.Н. Поддьяков и др.
Проблеме роли виртуальной реальности посвящены труды следующих авторов: Дмитрий Кириллов, Джарон Ланьер, Максим Чижов и другие.
Уровень наглядно-образного мышления в школьном возрасте, особенно для детей имеет определяющее значение для всей последующей жизни ребенка, а затем и взрослого человека.
Актуальность проблемы исследования обусловлена важностью развития наглядно-образного мышления у младших школьников.
От того насколько полно сформировано наглядно-образное мышление детей младшего школьного возраста, будет зависеть их дальнейшая успешность в школе.
Проблема заключается в том, что обладая возможностями для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, часть детей с трудом овладевают такими главными мыслительными операциями, как анализ, синтез, сравнение. В этом случае, технологии виртуальной реальности способны оказать эффективную помощь. Однако, практическая работа показывает, что целенаправленному формированию мышления школьников с использованием технологий виртуальной реальности уделяется недостаточно внимания в школьном образовании при их значительных возможностях.
Цель исследования - изучить влияние технологии «Виртуальная реальность» на уровень наглядно-образного мышления обучающихся второго класса и разработка методической рекомендации по применению данной технологии в учебном процессе.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
- раскрыть особенности мышления детей младшего школьного возраста;
- раскрыть понятие, особенности и возможности использования в обучении виртуальной реальности;
- разработка системы занятий по использованию виртуальной реальности в учебном процессе;
- исследовать влияние технологий виртуальной реальности на уровень наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - мышление обучающихся второго класса.
Предмет исследования - особенности организации обучения при помощи виртуальной реальности.
Цель направлена на проверку следующей гипотезы: в процессе целенаправленного использования технологии виртуальная реальность развитие наглядно-образного мышления у обучающихся второго класса становится более эффективным.
Методы исследования: анализ теоретических источников, анализ, обобщение и систематизация, методы диагностики, эксперимент.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ научной литературы позволил сделать следующие выводы в рамках исследования особенностей мышления младших школьников, которыми являются следующие:
В современных условиях в учебной деятельности важны: развитие познавательной активности учащихся, их самостоятельность, формирование навыков наглядно-образного (и других видов) мышления, проблемно¬поисковой деятельности. Решить данную проблему традиционными методами и приемами практически невозможно. Поэтому возникает необходимость внедрения виртуальных технологий.
Рассмотрение точек зрения разных авторов по данному вопросу, выявило что использование технологий виртуальной реальности необходимо для более эффективного развития наглядно-образного мышления.
Вопросы развития наглядно-образного мышления детей средствами виртуальной реальности оказываются недостаточно разработанными, а поэтому остаются актуальными и по сегодняшний день.
Развитию наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста в наибольшей мере способствует проведение с ними целенаправленной работы в виде использования комплексной технологии виртуальной реальности.
Исследование уровня наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста было организованно в условиях МАОУ СШ № 149 и показало следующее:
- на первом - констатирующем - этапе исследования целью являлось определение наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста. Диагностический процесс показал, что высокий уровень наглядно¬образного мышления был выявлен в группе только у четверых детей. Средний уровень развития наглядно-образного мышления был отмечен у шестерых детей. Низкий уровень развития наглядно-образного мышления был выявлен у девятерых детей в классе. Эти показатели сильно отставали от возрастной нормы;
- на основании данных диагностики первого этапа на втором - формирующем - этапе исследования была реализована программа формирующего эксперимента, направленная на содействие развитию наглядно- образного мышления детей второго класса средствами виртуальной реальности. В процессе реализации был подобран и систематизирован материал для работы с детьми; проведены занятия по моему предложенному плану; проведена консультативная работа с классным руководителем данного экспериментального класса;
- на заключительном - контрольном - этапе исследования был осуществлен анализ эффективности мероприятий по повышению развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста средствами виртуальной реальности. Анализ показал, что динамика повышения уровня развития наглядно-образного мышления после формирующего эксперимента выше, чем до его проведения.
Таким образом, проводимая в МАОУ СШ №149 работа по развитию наглядно-образного мышления значительно сокращает и количество детей, состояние наглядно-образного мышления которых в младшем школьном возрасте требует коррекции.
Статистическая обработка результатов выявила тот факт, что различия между значениями «до» и «после» эксперимента группах являются статистически значимыми.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, поставленную цель работы можно считать достигнутой, а задачи работы - решенными.



1. Агаева, Е. А. Формирование элементов логического мышления [Текст] / Е. А. Агаева // Школьное воспитание. - № 1. - 2012. - С. 15 - 18.
2. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Т. В. Башаева. - Ярославль, академия развития, 2007. - 465 с.
3. Бабаева, Ю. Д. Одаренный ребенок за компьютером / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский. - М., 2013.
4. Белошистая, А. В. Занятия по развитию математических способностей детей 7-8 лет. Книга 1: конспекты занятий. Методические рекомендации [Текст] / А. В. Белошистая. - М.: Владос, 2015. - 174 с.
5. Белошистая, А. В. После трех еще не поздно [Текст] / А. В. Белошистая. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 185 с.
6. Венгер, Л. А. Готов ли ребенок к школе [Текст] / Л. А. Венгер, Т. Д. Марцинковская, А. Л. Венгер. - М.: Знание, 1994. - 192 с.
7. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей школьного возраста [Текст] / О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская - М.: Просвещение, 2016. - 534 с.
8. Венгер, Л. А. Развитие мышления школьника [Текст] / Л. А. Венгер // Школьное воспитание. - 2014. - №7. - С.260.
9. Венгер, Л. А. Педагогика способностей [Текст] / Л. А. Венгер. - М.: Знание, 2014. - 284 с.
10. Волков, Б. С. Задачи и упражнения по детской психологии [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: Просвещение, 2014. - 534 с.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] /Л. С. Выготский. - М.: Педагогика. - 2007.
12. Галанжина, E. С. Некоторые аспекты развития образного мышления младших школьников [Текст] / Е. С. Галанжина // Искусство в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы. - Курск. - 2001. - 7 с.
13. Даршакова, Л. Б. Диагностика в школе. Содержание и организация диагностической работы в школьном образовательном учреждении. Методическое пособие / Л. Б. Даршакова. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 297 с.
14. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2000.
15. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей школьного возраста [Текст]: пособие для родителей / Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 2016. - С. 240.
16. Карих, Э. М. Развитие словесно-логического мышления
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://pedportal.net/doshkolnoe-
obrazovanie/logopediya/razvitie-slovesno-logicheskogo-myshleniya-1047469
17. Каплунович, И. Я. Структура и основные этапы развития образного мышления в школьном возрасте [Текст] / И. Я. Каплунович // Вопросы психологии. - 2004. - № 5. - С. 47-55.
18. Лях, Т. И. Психология. Вып. 1. Общая психология: Учеб. пособие для студентов. - Специальная психология / Т. И. Лях, М. В. Лях. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, - 2007.
19. Мухина, В. С. Школьная психология. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ / В. С. Мухина // Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 2014. - 239 с.
20. Немов, Р. С. Психология. Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии [Текст] / Р. С. Немов. - М.: Владос, 2015. - 675 с.
21. Нижегородцева, Н. В. - Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст] / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - М.: Владос, 2006. - 219 с.
22. Новоторцева, Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учеб. пособие / Сост. Н.В. Новоторцева. - СПб.: КАРО, 2006. - 473 с.
23. Носова, Е. А. Логика и математика для школьников [Текст] / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 483 с.
24. Поддьяков, Н. Н. Мышление школьника [Текст] / Н. Н. Поддьяков. - Волгоград, 2015. - 173 с.
25. Петровский, А. В. Психологический словарь [Текст] / A. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2014. - 283 с.
26. Прихожан, A. M. Причины, профилактика и преодоление тревожности / A. M. Прихожан // Психологическая наука и образование. - 2015. - № 2.
27. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей школьного возраста [Текст] / Е. А. Стребелевой, Г.А. Мишина. - М.: Просвещение, 2014. - 495 с.
28. Репкина, Н. В. Система развивающего обучения в школьной практике / Н. В. Репкина // Вопросы психологии. - 2017. - № 3.
29. Селевко, Г. К. Личностный подход в технологии саморазвития школьника [Текст] / Г. К. Селевко. - Ярославль-Москва: ПРО - МАНПО, 2014. - 292 с.
30. Селиванов, В. В. Процессуальные характеристики мышления в структуре интеллекта / В. В. Селиванов // Психология когнитивных процессов: Материалы III Международной конференции / ред. А. Г. Егоров,
B. В. Селиванов. - Смоленск, 2015.
31. Селиванов, В. В. Использование методов виртуальной реальности в развитии интеллекта и обучении / В. В. Селиванов // Образование в современном информационном обществе: синергетическая модель / ред. А. С. Коповский, Г. Н. Малюченко. - Саратов, 2016. - С. 135 - 139.
32. Суботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л. Ю. Суботина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 487 с.
33. Тихомирова, Л. Ф. Познавательные способности. Дети 7-8 лет [Текст] / Л. Ф. Тихомирова; худож.: Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. - Ярославль: Академия развития, 2016. - 287 с.
34. Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей [Текст] / Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. - Ярославль, 2015. - 232 с.
35. Ушинский, К. Д. О наглядном обучении / К. Д. Ушинский //
Избранные педагогические произведения. — М.: Просвещение, 1968.— С. 105-108.
36. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М., 2015. - 184 с.
37. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдов, В. П. Зинченко [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2017.
- 843 с.
38. Ярошевский, М. Г. Теоретическая психология [Текст] /М. Г. Ярошевский. - М.: - 2006. - 306 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ