ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 5
1.1. Различные подходы к понятию познавательной деятельности
обучающихся 5
1.2. Требования к планированию содержания учебного материала,
направленного на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроке математики 10
1.3. Общая характеристика методов и средств активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики 13
Выводы по Главе 1 21
Глава II. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА УРОКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 22
2.1. Логико-математический анализ главы «Обыкновенные дроби» 22
2.2. Требования к конструированию урока математики, направленного
на активизацию познавательной деятельности обучающихся 26
2.3. Комплекс уроков математики к главе «Обыкновенные дроби», направленных на активизацию познавательной деятельности
обучающихся 32
Выводы по Главе II 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
Одним из основных требований, заложенных в ФГОС ООО, является достижение обучающимися основной образовательной программы, личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. Личностные результаты предполагают формирование у обучаемых умений ставить цели и строить жизненные планы, готовности и способности к саморазвитию и личностному самоопределению, что невозможно без стремления учащегося самостоятельно овладевать знаниями и умениями, строить свою образовательную траекторию. Интерес является мощным побудителем активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.
Активизация познавательной деятельности школьников - актуальная проблема современной педагогической науки. Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения. Работать над активизацией познавательной деятельности - это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов.
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся не нова. Ей посвящены труды многих ученых педагогов (Л.М. Аристовой, Т.Л. Блиновой, Е.Я. Голанда, М.А. Данилова, Л.А. Ивановой, Б.П. Есипова, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, Н.А. Половинковой, Г.И. Щукиной и других), но она и сегодня остается актуальной. Стремительно изменяется жизнь, также быстро изменяются взгляды и представления детей, появляются новые объективные причины потери у них интереса к школе.
Несмотря на то, что данная проблема достаточно глубоко исследована, отдельные вопросы, касающиеся методов активизации познавательной деятельности при обучении отдельных школьных предметов, в частности, при обучении математике, нуждаются в дополнительном изучении. Необходимо разработать конструкты уроков, в основе которых будут лежать методы активизации познавательной деятельности обучающихся при обучении математике. Таким образом, вышесказанное говорит о том, что тема «Активизация познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения математике» является актуальной.
Объектом работы является процесс обучения математике в общеобразовательной школе, предметом - методы и способы активизации познавательной деятельности обучающихся 5 класса на уроках математики.
Целью данной работы является разработать комплекс уроков математики, направленных на активизацию познавательной деятельности обучающихся 5 класса в процессе обучения математике .
Задачи работы:
1) проанализировать психолого-педагогическую, методическую и интернет литературу с целью анализа различных подходов к определению понятия познавательной деятельности обучающихся;
2) рассмотреть требования к содержанию материала, направленного на активизацию познавательной деятельности обучающихся;
3) выделить методы обучения для активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения математике;
4) провести логико-математический анализ главы «Обыкновенные дроби»;
5) выявить требования к конструированию урока математики, направленного на активизацию познавательной деятельности обучающихся;
6) разработать конструкты уроков к главе «Обыкновенные дроби», направленные на активизацию познавательной деятельности обучающихся.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, обобщение и анализ результатов.
Для достижения целей Стандарта от учителя требуется не только знание своего предмета, но и психолого-педагогических особенностей, методов и форм, которые при грамотном использовании помогут сформировать всесторонне развитого, активного и самостоятельного ученика, который в дальнейшей жизни сможет применить знания и опыт, полученный в процессе обучения.
Для достижения заявленной цели был проведён анализа психолого - педагогической, научно-методической литературы по проблеме активизации познавательного интереса, была раскрыта сущность активизации познавательного интереса на уроках математики. На основании анализа литературы, можно сделать вывод, что активизация познавательной деятельности - это деятельность, осуществляемая в процессе обучения, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения.
Также были рассмотрены различные методы, использование которых способствует повышению познавательного интереса, повышению мотивации к обучению, в том числе и к математике, стремлению к самостоятельному получению знаний, повышению качества знаний.
Исходя из выделенных требований к конструированию уроков математики, были составлены конспекты уроков, направленных на активизацию познавательного интереса у обучающихся 5 класса.
Таким образом, все задачи данной работы решены и цель достигнута.
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
2. Блинова Т.Л. Активизация познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2005. - С. 100.
3. Возрастные особенности: средняя школа // Классный сайт с Еленой Александровной URL: https://skrabinskaya.wordpress.com / (дата обращения: 14.02.2020).
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
5. Глобальная сеть рефератов: [Электронный ресурс]: - URL: http://allbest.ru/k-2c0b65625b3ac78a4c53b88521316d36.html (дата обращения: 21.04.2020).
6. Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. МАТЕМАТИКА:
Составитель Гончарова Л.В., 2002. Час занимательной математики/ Под ред. Л.Я. Фальке. - М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь:
Сервисшкола, 2003-137 с.
7. Гумницкий Г.К. Потребность и интерес. М.: Педагогика, 1968. - 268с.
8. Дидактические требования к современному уроку - четкое
формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами// Уроки.нет. Всё для учителя URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm (дата обращения:
09.12.2020).
9. Коваленко В.Г.. Дидактические игры на уроках математики: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 195 с.
10. Кругликов В.Н., Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности/ В.Н. Кругликов, Е.В. Платонов, Ю.А. Шаранов - СПб.: П-2, 2006г. - 190 с.
11. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
12. Логинова Б.: /Планируемые результаты начального общего образования //Методическое пособие - М.: Просвещение, 2010.
13. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / Вопросы психологии. - 1982. - №4. - 5-17 с.
14. Методы обучения// Библиотека. URL:
http://www.libma.ru/nauchnaia literatura prochee/teorija obuchenija konspekt le kci i/p11.php (дата обращения: 14.12.2020).
15. Миниахметова Г. Д. Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии с требованиями реализации ФГОС [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 160-165...