ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ 7
1.1. Феномен психологической готовности к обучению в основной школе 7
1.2. Характеристика образовательных программ: сравнительный анализ.. 15
1.3. Влияние процесса обучения на развитие личности младших школьников 21
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К
ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗНЫМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2 . Анализ и интерпретация полученных результатов исследования 30
2.3 . Рекомендации по формированию психологической готовности к
переходу в среднее звено школы у младших школьников 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ 7
1.1. Феномен психологической готовности к обучению в основной школе 7
1.2. Характеристика образовательных программ: сравнительный анализ.. 15
1.3. Влияние процесса обучения на развитие личности младших школьников 21
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К
ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗНЫМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2 . Анализ и интерпретация полученных результатов исследования 30
2.3 . Рекомендации по формированию психологической готовности к
переходу в среднее звено школы у младших школьников 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Одним из наиболее значимых периодов личностного развития школьников приходится на время их перехода из начальной школы в основную, когда существенно изменяется объективная социальная ситуация развития. Исходя из этого, одной из важнейших задач школы является диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене образовательной школы.
Переход младших школьников на вторую ступень общего образования совпадает с ещё одним важным этапом в жизни школьников - вступлением в подростковый возраст, именуемый критическим. Ряд исследователей (Л.С. Выготский, Т.Н. Князева, Ш.А. Амонашвили) считают его сложным, имеющим свою специфику и оказывающим влияние на развитие личности в целом. Низкий уровень подготовленности учащихся к обучению в основной школе может привести к негативному отношению к учебной деятельности и школе в целом, снизить школьную успеваемость и ухудшить психическое состояние.
Образование в начальной школе является базой всего последующего обучения. В связи с этим важное значение имеет система обучения, предлагаемая школой. Современная школа реализует и предоставляет широкий выбор образовательных программ, по которым могут обучаться дети в соответствии со своими индивидуальными способностями и склонностями. Такой спектр программ предлагают Н.Ф. Федорова, Л.В. Занков, Р.Г. Чуракова, А.А. Плешаков, Л.Г. Петерсон, Н.Б. Истомина и ряд других авторов. Соответственно, каждая система отличается содержанием и определенным набором компетенций на выходе из начальной школы. Наиболее распространенными образовательными программами в г.Белгород являются «Перспективная начальная школа», «Начальная школа 21 века», «Школа России» и развивающая система обучения Л.В. Занкова.
О влиянии процесса обучения на развитие личности учащихся говорили такие ученые, как Л.Я. Лернер, А.В. Петровский, Л.В. Занков, Л.В.
Выготский и многие другие исследователи в этой области. Под влиянием процесса обучения происходит перестройка всех психических функций личности учащегося. Развиваясь изначально под контролем взрослых, ребенок постепенно освобождается от их зависимости и строит собственные программы изменений и развития основных структур его личности.
На протяжении многих лет исследователи занимаются проблематикой готовности учащихся к обучению в школе. В настоящий момент эта тема хорошо изучена, а вот переход на среднюю ступень обучения не имеет такой степени проработанности. Противоречие между недостаточной теоретической разработанностью проблемы готовности к переходу младших школьников в среднее звено общеобразовательной школы, обучающихся по разным образовательным программам и запросом практической деятельности психолога образования обусловило выбор темы нашего исследования.
Проблема исследования: каковы особенности психологической готовности к переходу в среднее звено школы у младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам?
Цель исследования: изучить особенности психологической готовности к переходу в среднее звено школы у младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам.
Объект исследования: психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено школы.
Предмет исследования: особенности психологической готовности к переходу в среднее звено школы у младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам.
Гипотеза исследования: структура психологической готовности к переходу в среднее звено школы отличается у младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам. А именно, в структуре психологической готовности к переходу в среднюю школу младших школьников, обучающихся по программе Л.В. Занкова будет доминировать интеллектуальный компонент; «Перспективная начальная школа» - мотивационный; «Начальная школа 21 века» и «Школа России» - регулирующий.
Задачи:
1. Проанализировать подходы, имеющиеся в психолого-педагогических исследованиях, по проблеме психологической готовности младших школьников к переходу в среднее звено школы.
2. Провести сравнительный анализ образовательных программ: «Начальная школа 21 века»; система развивающего обучения Л.В. Занкова; «Перспективная начальная школа»; «Школа России».
3. Изучить уровень развития компонентов психологической готовности к переходу в среднее звено школы младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам.
4. Провести сравнительный анализ структуры психологической готовности к переходу в среднюю школу младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам.
5. Выявить различия в структуре психологической готовности к переходу в среднюю школу младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам.
6. Разработать рекомендации психологам, учителям начальных классов, родителям.
Теоретическую основу исследования составили представления о готовности к обучению в школе на различных ее этапах (Т.Н.Князева,
H. И.Гуткина, И.В.Дубровина, Н.В.Лебедева, Т.Ю.Юферева и другие); положения об образовательных программах, их особенностях и влиянии процесса обучения на развитие личности (Н.Ф.Виноградова, Н.Г.Чуракова, Д.Б.Эльконин, М.А.Бантова и другие).
Методы исследования:
I. Теоретические: сравнение, анализ и обобщение материала.
2. Эмпирические: тестирование.
3. Методы количественной и качественной обработки эмпирических данных (критерий Краскела-Уоллиса).
4. Методы анализа и интерпретации данных.
Математическая обработка данных осуществлялась с помощью стандартных программ из пакета SPSS-13.
Методика: комплексная методика изучения психологической готовности младшего школьника к обучению в основной школе Т.Н.Князевой.
База исследования: МБОУ «Гимназия №2» г.Белгорода, МБОУ "СОШ № 11" г. Белгорода, МБОУ "СОШ № 21" г. Белгорода, МБОУ «СОШ №20 с УИОП» г. Белгорода. В качестве испытуемых выступили учащиеся 4-х классов. Общий объем выборки составил 102 человека в возрасте 9-10 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Переход младших школьников на вторую ступень общего образования совпадает с ещё одним важным этапом в жизни школьников - вступлением в подростковый возраст, именуемый критическим. Ряд исследователей (Л.С. Выготский, Т.Н. Князева, Ш.А. Амонашвили) считают его сложным, имеющим свою специфику и оказывающим влияние на развитие личности в целом. Низкий уровень подготовленности учащихся к обучению в основной школе может привести к негативному отношению к учебной деятельности и школе в целом, снизить школьную успеваемость и ухудшить психическое состояние.
Образование в начальной школе является базой всего последующего обучения. В связи с этим важное значение имеет система обучения, предлагаемая школой. Современная школа реализует и предоставляет широкий выбор образовательных программ, по которым могут обучаться дети в соответствии со своими индивидуальными способностями и склонностями. Такой спектр программ предлагают Н.Ф. Федорова, Л.В. Занков, Р.Г. Чуракова, А.А. Плешаков, Л.Г. Петерсон, Н.Б. Истомина и ряд других авторов. Соответственно, каждая система отличается содержанием и определенным набором компетенций на выходе из начальной школы. Наиболее распространенными образовательными программами в г.Белгород являются «Перспективная начальная школа», «Начальная школа 21 века», «Школа России» и развивающая система обучения Л.В. Занкова.
О влиянии процесса обучения на развитие личности учащихся говорили такие ученые, как Л.Я. Лернер, А.В. Петровский, Л.В. Занков, Л.В.
Выготский и многие другие исследователи в этой области. Под влиянием процесса обучения происходит перестройка всех психических функций личности учащегося. Развиваясь изначально под контролем взрослых, ребенок постепенно освобождается от их зависимости и строит собственные программы изменений и развития основных структур его личности.
На протяжении многих лет исследователи занимаются проблематикой готовности учащихся к обучению в школе. В настоящий момент эта тема хорошо изучена, а вот переход на среднюю ступень обучения не имеет такой степени проработанности. Противоречие между недостаточной теоретической разработанностью проблемы готовности к переходу младших школьников в среднее звено общеобразовательной школы, обучающихся по разным образовательным программам и запросом практической деятельности психолога образования обусловило выбор темы нашего исследования.
Проблема исследования: каковы особенности психологической готовности к переходу в среднее звено школы у младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам?
Цель исследования: изучить особенности психологической готовности к переходу в среднее звено школы у младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам.
Объект исследования: психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено школы.
Предмет исследования: особенности психологической готовности к переходу в среднее звено школы у младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам.
Гипотеза исследования: структура психологической готовности к переходу в среднее звено школы отличается у младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам. А именно, в структуре психологической готовности к переходу в среднюю школу младших школьников, обучающихся по программе Л.В. Занкова будет доминировать интеллектуальный компонент; «Перспективная начальная школа» - мотивационный; «Начальная школа 21 века» и «Школа России» - регулирующий.
Задачи:
1. Проанализировать подходы, имеющиеся в психолого-педагогических исследованиях, по проблеме психологической готовности младших школьников к переходу в среднее звено школы.
2. Провести сравнительный анализ образовательных программ: «Начальная школа 21 века»; система развивающего обучения Л.В. Занкова; «Перспективная начальная школа»; «Школа России».
3. Изучить уровень развития компонентов психологической готовности к переходу в среднее звено школы младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам.
4. Провести сравнительный анализ структуры психологической готовности к переходу в среднюю школу младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам.
5. Выявить различия в структуре психологической готовности к переходу в среднюю школу младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам.
6. Разработать рекомендации психологам, учителям начальных классов, родителям.
Теоретическую основу исследования составили представления о готовности к обучению в школе на различных ее этапах (Т.Н.Князева,
H. И.Гуткина, И.В.Дубровина, Н.В.Лебедева, Т.Ю.Юферева и другие); положения об образовательных программах, их особенностях и влиянии процесса обучения на развитие личности (Н.Ф.Виноградова, Н.Г.Чуракова, Д.Б.Эльконин, М.А.Бантова и другие).
Методы исследования:
I. Теоретические: сравнение, анализ и обобщение материала.
2. Эмпирические: тестирование.
3. Методы количественной и качественной обработки эмпирических данных (критерий Краскела-Уоллиса).
4. Методы анализа и интерпретации данных.
Математическая обработка данных осуществлялась с помощью стандартных программ из пакета SPSS-13.
Методика: комплексная методика изучения психологической готовности младшего школьника к обучению в основной школе Т.Н.Князевой.
База исследования: МБОУ «Гимназия №2» г.Белгорода, МБОУ "СОШ № 11" г. Белгорода, МБОУ "СОШ № 21" г. Белгорода, МБОУ «СОШ №20 с УИОП» г. Белгорода. В качестве испытуемых выступили учащиеся 4-х классов. Общий объем выборки составил 102 человека в возрасте 9-10 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Проблема психологической готовности младших школьников к переходу в основную, на наш взгляд, имеет особую значимость. Проанализировав подходы, имеющиеся в психолого-педагогических исследованиях, по проблеме психологической готовности младших школьников к переходу в среднее звено школы, мы установили следующее. Т.Н. Князева определяет психологическую готовность к обучению в основной школе как интегративное психическое образование, включающее в себя совокупность качеств учащегося, необходимых для успешного вхождения ученика в новую среду обучения. Разработанная ею модель психологической готовности к обучению в основной школе включает в себя компоненты: интегративно-личностный, интеллектуальный, социальный, мотивационный, регулирующий, ориентировочный.
Следующей задачей нашего исследования являлась сравнительная характеристика образовательных программ, используемых в нашем исследовании. Учебно-методический комплект (УМК) «Перспективная начальная школа» формирует желание и умение учиться, развивает личность учащегося и его творческие способности.
Обучение в системе развивающего обучения Л.В. Занкова происходит на высоком уровне трудности с соблюдением ее меры, а также осуществляется быстрый темп прохождения учебного материала.
Образовательная программа «Школа России» ориентирует ребенка на существование различных точек зрения, воспитывает толерантное отношение к окружающим, формирует познавательную активность и самостоятельность учеников.
Учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» способствует формированию у детей учебно-познавательных мотивов, учебных задач с соответствующими учебными операциями, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Затем нами были рассмотрены особенности влияния процесса обучения на развитие личности младших школьников. Учебная деятельность оказывает влияние на познавательную сферу детей, мотивационно-потребностную, эмоциональную. Таким образом, каждая образовательная программа способствует формированию различных сторон психики ребенка.
Следующий этап нашей работы состоял в изучении особенностей психологической готовности к переходу в среднее звено школы младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам, мы установили следующее. Образовательная программа «Начальная школа 21 века» заявляет в своих целях о развитии регулирующего и мотивационного компонентов, но формирует интегративно-личностный и ориентировочный. Система Л.В. Занкова направлена на формирование интеллектуального и ориентировочного компонентов, а доминирующими оказались интеллектуальный и интегративно-личностный. «Перспективная начальная школа» ставит своей целью развитие мотивационного и социального компонентов, но в большей степени оказывает влияние на ориентировочный и мотивационный. Для образовательной программы «Школа России» характерна сформированность мотивационного и ориентировочного компонентов в отличие от заявленных в целях ориентировочного и регулирующего.
Структура психологической готовности к переходу в среднее звено школы отличается у младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам. А именно, в структуре психологической готовности к переходу в среднюю школу у младших школьников, обучающихся по программе Л.В. Занкова доминируют интеллектуальный и интегративно-личностный компоненты, но низкий уровень развитости мотивационного. «Перспективная начальная школа» равномерно формирует все компоненты, но в наибольшей степени ориентировочный. «Начальная школа 21 века» формирует интегративно-личностный и ориентировочный компоненты, а в меньшей степени развивает регулирующий. «Школа России» отличается формированием мотивационного компонента, но пониженной развитостью интеллектуального.
Методы математической обработки данных с использованием критерия Краскелла-Уоллиса позволили выявить значимые различия среди интеллектуального, интегративно-личностного, мотивационного и ориентировочного компонентов психологической готовности к обучению в основной школе у младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам. Таким образом, мы подтвердили гипотезунашего исследования о различиях в структуре психологической готовности к переходу в среднее звено у младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам.
На основании полученных результатов исследования были составлены рекомендации для психологов образовательных учреждений, направленных на формирование у младших школьников психологической готовности к обучению в основной школе.
Следующей задачей нашего исследования являлась сравнительная характеристика образовательных программ, используемых в нашем исследовании. Учебно-методический комплект (УМК) «Перспективная начальная школа» формирует желание и умение учиться, развивает личность учащегося и его творческие способности.
Обучение в системе развивающего обучения Л.В. Занкова происходит на высоком уровне трудности с соблюдением ее меры, а также осуществляется быстрый темп прохождения учебного материала.
Образовательная программа «Школа России» ориентирует ребенка на существование различных точек зрения, воспитывает толерантное отношение к окружающим, формирует познавательную активность и самостоятельность учеников.
Учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» способствует формированию у детей учебно-познавательных мотивов, учебных задач с соответствующими учебными операциями, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Затем нами были рассмотрены особенности влияния процесса обучения на развитие личности младших школьников. Учебная деятельность оказывает влияние на познавательную сферу детей, мотивационно-потребностную, эмоциональную. Таким образом, каждая образовательная программа способствует формированию различных сторон психики ребенка.
Следующий этап нашей работы состоял в изучении особенностей психологической готовности к переходу в среднее звено школы младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам, мы установили следующее. Образовательная программа «Начальная школа 21 века» заявляет в своих целях о развитии регулирующего и мотивационного компонентов, но формирует интегративно-личностный и ориентировочный. Система Л.В. Занкова направлена на формирование интеллектуального и ориентировочного компонентов, а доминирующими оказались интеллектуальный и интегративно-личностный. «Перспективная начальная школа» ставит своей целью развитие мотивационного и социального компонентов, но в большей степени оказывает влияние на ориентировочный и мотивационный. Для образовательной программы «Школа России» характерна сформированность мотивационного и ориентировочного компонентов в отличие от заявленных в целях ориентировочного и регулирующего.
Структура психологической готовности к переходу в среднее звено школы отличается у младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам. А именно, в структуре психологической готовности к переходу в среднюю школу у младших школьников, обучающихся по программе Л.В. Занкова доминируют интеллектуальный и интегративно-личностный компоненты, но низкий уровень развитости мотивационного. «Перспективная начальная школа» равномерно формирует все компоненты, но в наибольшей степени ориентировочный. «Начальная школа 21 века» формирует интегративно-личностный и ориентировочный компоненты, а в меньшей степени развивает регулирующий. «Школа России» отличается формированием мотивационного компонента, но пониженной развитостью интеллектуального.
Методы математической обработки данных с использованием критерия Краскелла-Уоллиса позволили выявить значимые различия среди интеллектуального, интегративно-личностного, мотивационного и ориентировочного компонентов психологической готовности к обучению в основной школе у младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам. Таким образом, мы подтвердили гипотезунашего исследования о различиях в структуре психологической готовности к переходу в среднее звено у младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам.
На основании полученных результатов исследования были составлены рекомендации для психологов образовательных учреждений, направленных на формирование у младших школьников психологической готовности к обучению в основной школе.





