ВВЕДЕНИЕ
3
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Q
РАЗДЕЛ II.
ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 27
РАЗДЕЛ III.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Главной целью государства является создание благоприятных условий для функционирования всех отраслей человеческой жизнедеятельности: экономических, политических, а также социальных. Одной из форм конкретной практической реализации социально-экономической политики является социальная защита населения.
В настоящее время, в период нестабильного экономического положения Российской Федерации, все острее ощущаются проблемы дефицита бюджета федерации и регионов, снижения покупательской способности граждан, расширения социальной поляризации, увеличения количества граждан, проживающих за чертой бедности. На этом фоне происходит снижение уровня жизни большей части населения.
Поэтому назревает необходимость регулирования проявлений экономического кризиса. Одним из факторов этого регулирования является система социальной защиты населения, которая включает в себя комплекс экономических, правовых, организационных и этико-нормативных мер.
Региональная социальная защита населения является частью общегосударственной политики в упомянутой сфере. Большую роль здесь играют принимаемые нормативно-правые акты, призванные регулировать отношения в сфере социальной защиты.
Основой всех правовых актов, действующих в системе социальной защиты населения, является Конституция, которая провозгласила Российскую Федерацию социальным государством и возложила на себя ответственность по решению вопросов социальной защиты граждан.
В Российской Федерации действует ряд Федеральных законов, которые призваны регламентировать отношения в отдельных отраслях социальной защиты населения, так, например, это Федеральные законы «О государственной социальной помощи» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В Белгородской области разрабатываются и реализуются государственные программы по социальной защите населения. Разработанная в 2013 году и действующая с 2014 года программа посвящена социальной поддержке граждан4.
Однако, несмотря на принятие программ, которые структурируют работу органов управления, определяют перечень проводимых мероприятий и результаты реализации программы, система социальной защиты населения нуждается в совершенствовании.
Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения продиктована сложившимися неблагоприятными социально - экономическими условиями. В этой связи слабозащищенные слои населения, как никогда нуждаются в государственной помощи, а региональная политика по социальной поддержке граждан должна быть отработана наилучшим образом.
Степень научной разработанности темы. Осмыслением сущности социальной защиты, социального консенсуса, социального неравенства и его факторов занимаются такие отечественные ученые, как Н.С. Данакин, В.И. Жуков, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, Е.Р. Ярская-Смирнова.
Развитие гражданского общества, повышение активности некоммерческих организаций, в том числе в вопросах социальной защиты населения, привлекли внимание исследователей к изучению и их потенциала. Появился определенный перечень работ, касающихся проблем благотворительности и социальной ответственности бизнеса: Н.Г. Веселова, Ф.М. Неганов, Н.Н. Филлипова, А.Е. Чирикова.
Актуальность данной проблематики обусловила проведение исследований, направленных на поиски путей совершенствования системы социальной защиты населения, осуществляемого с участием многих субъектов социальной защиты, активизацию деятельности некоммерческих организаций: Е.А. Волосникова, Э.В. Дубинина, Е. А. Здравомыслова, Л.Н.Коновалова, А.С. Плигузов, В.Н. Якимец8.
Вопросы развития социальной политики органов государственной власти, социальной защиты населения Белгородской области нашли свое отражение в трудах Е.В. Белой, М.Б. Белоусовой, Т.А. Сережко9.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью улучшения условий жизнедеятельности слабозащищенных категорий граждан, нуждающихся в государственной поддержке и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по совершенствованию социальной защиты населения в Белгородской области.
Объект исследования - государственная политика в сфере социальной защиты населения.
Предметом исследования является организация системы социальной защиты населения в Белгородской области.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка рекомендаций по совершенствованию социальной защиты населения в Белгородской области.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретические основы организации социальной защиты населения.
2. Проанализировать практику организации системы социальной защиты населения в Белгородской области.
3. Обосновать направления совершенствования системы социальной защиты населения в Белгородской области.
Теоретико-методологической основой исследования являются структурно-функциональный анализ Т. Парсонса10 11, элементы методологии Парето-Лоренца-Джини (экономический анализ социальной дифференциации), теория потребностей А. Маслоу (классификация потребностей).
В работе использовались общетеоретические методы, такие как анализ и синтез, формализация, дедукция и индукция. А также эмпирические методы исследования: изучение документов, анализ статистики, контент- анализ.
Эмпирическая база исследования представлена нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Белгородской области, регулирующими вопросы социальной защиты населения, данными статистики Белгородской области, материалами СМИ, Интернет-ресурсами14.
Практическая значимость исследования заключается в возможном использовании полученных результатов и разработанных рекомендаций в деятельности органов государственного управления, а также при чтении специальных курсов для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление».
Апробация исследования. Материалы выпускной квалификационной работы прошли апробацию и были опубликованы в научно-практическом сборнике, посвящённому исследованиям социологических проблем15.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, а также приложений.
Социальная защита населения представляет собой неотъемлемую часть социально-экономической политики любого социального государства. Поскольку Российская Федерация является социальным государством, на неё, а также на её регионы, возложена задача исполнять взятые на себя обязательства. В первую очередь поддержка государством своего населения необходима в период неустойчивости экономики. Из-за провалов экономики в первую очередь страдают граждане, которые могут оказаться без средств заработка в виду непредсказуемой работы рынка. Это, а также инфляция - всё это может стать причиной снижения уровня жизни населения.
Однако социальная защита населения ориентирована не только на выплату компенсаций или пособий по безработице. Под её опекой находятся многие граждане, которые в силу сложившихся обстоятельств, относятся к лицам, наименее защищенным. Это пенсионеры, инвалиды, дети-сироты, семьи с малым достатком, одинокие матери, многодетные семьи, безработные, лица без определенного места жительства. Очевидно, что данные категории граждан как никто другой нуждаются в поддержке со стороны государства.
Система социальной защиты населения представляет собой сложную и многомерную сеть из экономических и правовых мер, направленных на обеспечение жизни, благосостояния граждан в определенных социальноэкономических условиях.
Социальная защита неоднородна, но состоит из категорий, которые вместе и образуют систему социальной защиты. Первой категорией является социальное обеспечение. В данную категорию входят: пенсии (по старости, инвалидности и пр.), пособия (по временной нетрудоспособности, родам, по уходу за ребенком), помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или льготные детские сады, лагеря), предоставление инвалидам средств передвижения.
Вторая категория - социальное страхование. Это защита экономически активного населения от риска потерять работу и трудоспособность, болезни, старости, материнства, травм, полученных на производстве и многих других. При наступлении любого из вышеперечисленных рисков последуют денежные выплаты (пенсии по старости, болезни, потере кормильца), которые будут производится из средств внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования).
Третья категория представлена социальными гарантиями. Это гарантии на бесплатную медицинскую помощь, минимальный размер оплаты труда, бесплатное образование, пенсии, пособия.
Четвертая категория - социальная помощь. Социальная помощь предоставляется гражданам, которые в силу непреодолимых причин, не могут самостоятельно обеспечить себе доход. Формами социальной помощи могут быть бесплатные обеды, выдача одежды.
Также социальная защита базируется на нескольких основополагающих принципах - это принципы адресности, социальной справедливости, социального партнерства, экономической эффективности, приоритет государственных начал.
В Белгородской области органом государственной власти, ответственным за реализацию функций по социальной защите является управление социальной защиты населения Белгородской области (УСЗН). В компетенцию органа входит подготовка нормативно-правовых актов, предоставление из бюджета области субвенций муниципальным образованиям на реализацию мероприятий по социальной защите населения, а также контроль над работой всех подведомственных учреждений, коих в Белгородской области насчитывается 82.
Работа УСЗН, как и любого другого органа власти, строится на чётком соблюдении законодательства, за рамки которого выход невозможен.
Основное внимание всей выпускной квалификационной работы сосредоточено на одной из категории социальной защиты - это социальное обслуживание.
Основным документом, регулирующим работу в сфере социального обслуживания, принятым в Белгородской области, является Постановление Правительства Белгородской области № 464-пп «О реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»». Основными видами социального обслуживания, обозначенным в документе, являются обслуживание социальными работниками на дому и стационарное обслуживание в специализированных учреждениях.
В виду того, что в Белгородской области население стремительно стареет, то есть растет процент людей старше трудоспособного возраста, неминуемо возникают проблемы, связанные с повышением качества жизни людей, достигших пенсионного возраста.
Предложенный проект о создании нового вида социального обслуживания призван решить эту проблему. Для его реализации необходимо провести ряд мероприятий:
1. Создать методологию, которая определит алгоритм подачи документов в органы социальной защиты населения, условия договора, сумму оплаты услуг социального обслуживания.
2. Оснастить учреждения (дома-интернаты) всем необходимым оборудованием - кровати, полотенца, покрывала, подушки, ноутбуки, проекторы, чтобы быть готовым принять новых постояльцев, которые захотят проводить своё время в стенах организации.
3. Создать новые рабочие места для юристов и специалистов по IT- технологиям. Так как предлагается ввести обязательные уроки юридической грамотности для пенсионеров, а также проведение кинопоказов в качестве досуга и развлечения, понадобятся новые приглашенные специалисты.
В результате реализации проекта планируется улучшить качество жизни одиноких пенсионеров, предложив им альтернативу постоянному пребыванию в доме-интернате - проводить своё свободное время с пользой и радостью, но, не находясь в числе проживающих в стенах интерната. Успешно реализуемый проект позволит Белгородской области оказаться в числе регионов, успешно развивающих инновационные виды социальной защиты населения.
1. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] : одобрено Генассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. : вступила в силу для Российской Федерации 05 мая 1998 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г., с
изменениями от 21 июля 2014 // Российская газета. - 2014. - №7 (4831). - 21 января.
3. О государственной социальной помощи в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: [Электронный ресурс] : федер. закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 07.03.2017) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] : федер. закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // Справочноправовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
7. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 10 декабря 1995 г. № 195- ФЗ (отменен) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
8. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 2 декабря 2013 г. № 442- ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
9. Положение о Пенсионном Фонде Российской Федерации (России) [Электронный ресурс] : Постановление Верховного совета Российской Федерации от 2 января 1991 г. № 2122-1 (ред. от 05.08.2000) // Справочноправовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
10. Устав Белгородской области [Электронный ресурс] : Закон Белгородской области от 31 декабря 2003 г. № 108 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Регион. вып. Белгородская область».
11. Социальный кодекс Белгородской области [Электронный ресурс] : Закон Белгородской области от 2 декабря 2004 г. № 165 (ред. от 26.12.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Регион. вып. Белгородская область».
12. Об утверждении государственной программы Белгородской
области «Социальная поддержка граждан в Белгородской области на 2014 - 2020 годы» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства
Белгородской области от 16 декабря 2013 г. № 523-пп (ред. от 23.01.2017) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Регион. вып. Белгородская область».
13. Об установлении величины прожиточного минимума по Белгородской области за I квартал 2017 года [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской области от 2 мая 2017 г. № 147- пп Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Регион. вып. Белгородская область».
14. О реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской
Федерации» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства
Белгородской области от 16 декабря 2014 г. № 464-пп (ред. от 20.03.2017) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Регион. вып. Белгородская область».
15. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Белгородской области [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской области от 22 июня 2009 г. № 206-пп (отменен) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Регион. вып. Белгородская область»...