Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КИСТЕВАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Работа №92788

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
182
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития творческих способностей у
детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности 8
1.2 Особенности развития творческих способностей у детей младшего
школьного возраста на занятиях декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования 22
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ "РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ" 32
2.1 Учебная программа занятий «Роспись по дереву» 32
2.2 Методика преподавания Хохломской росписи 35
2.3 Занятия и учебно-воспитательные задачи 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ИЛЛЮСТРАЦИИ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 63

Тема кистевой росписи по дереву как фактора развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительному искусству актуальна потому, что формирование творческой личности следует осуществлять через знакомство с традиционной культурой и искусством России, через использование национального декоративно-прикладного искусства. А воображение - это часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем отражается внешний мир, мир который находит свое изображение в декоративно-прикладном искусстве. А так же дополнительное образование играет важную роль в развитии учащихся: помогает проявить и реализовать себя; открывает и развивает новые способности детей; заполняет их свободное время. Это позволяет не только обучить основам художественного ремесла, но и способствовать формированию индивидуальности, стиля и творчества в целом.
Если ребёнок будет осваивать графические навыки в изобразительном искусстве (в рисунке, живописи, композиции), то в процессе овладения может развить их, но более успешно и легче для ребёнка их развивать на занятиях росписи по дереву. Если ребёнок владеет навыками, в том числе графическими, то изучение народного искусства ради совершенствования традиционных художественных промыслов приобретает тем самым особую актуальность. В сущности именно ради сохранения художественной национальной традиции, необходимо заботиться о развитии графических навыков у детей.
В связи с выше изложенным, проблема настоящего исследования заключается в том, чтобы найти те приёмы обучения декоративно-прикладному искусству, которые помогут наиболее успешно развивать графические навыки у детей. А также помогать и создавать им условия для более глубокого изучения данного материала и тем самым расширить объём предусмотренный школьной учебной программой, развивать у детей стремление к самообразованию, формировать необходимые для этого графические навыки и умения.
Проблемы формирования творческих способностей средствами декоративной деятельности рассмотрены в диссертационных исследованиях Т.В. Гановой, И.В. Козлова, H.H. Пучковой, Т.Я. Ягуповой и др.
Тему росписи по дереву исследовали такие ученые как: B.C. Бадаев, И.В.Земцова, Л.Н. Пальмина, E.H. Прилуцкая, и др.
Плодотворные идеи о сочетании науки и искусства о труде воспитателя можно найти в работах В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева, позднее — в педагогических исканиях Л. Н. Толстого.
Методика преподавания в трудах - М.С. Соколова, Т.Я. Шпикалова.
Источниками для выпускной квалификационной работы послужили:
• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"N 273-ФЗ - этот документ является основополагающим документом государственных и коммерческих услуг. Из этого закона была использована статья 10. Структура системы образования и статья 12. Образовательные программы;
• Методическая разработка урока учебной практики по теме «Кистевая роспись» - является наглядным примером в работе (Прил.2)
• Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367
Цель исследования: выявление эффективных способов развития графических навыков у детей младшего школьного возраста в кружке росписи по дереву.
Реализация поставленной цели и проверка решается следующими задачами исследования:
1. Ознакомиться и проанализировать научно-методическую, психолого-педагогическую, искусствоведческую литературу по исследуемой теме.
2. Изучить психологические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть различные подходы к обучению младших школьников и различные виды народных росписей.
Объект исследования: развитие графических навыков.
Предмет исследования: развитие графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях кружка росписи по дереву.
Методы исследования:
-анализ специальной литературы по теме исследования;
-анализ интернет - источников;
-опытно-экспериментальная работа;
-анализ опытно-экспериментальной работы.
Цели, задачи исследования и обзор литературы и характеристика источников обусловили содержание и структуру дипломной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения и презентации результатов работы.
В 1.1. параграфе рассматривается психолого-педагогические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.
Развитие связанно не только с количеством изменений каких-либо психических проявлений, свойств и качеств. В психическом развитии человека есть этапы, которые отличается друг от друга своей спецификой. В пределах каждого возраста есть индивидуальные этапы, когда условия для развития тех или иных психических свойств и качеств будут наиболее благоприятными.
В 1.2. изучаются особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования.
Дополнительное образование детей - это поисковое образование, одобряющее иные пути развития графических навыков у детей младшего школьного возраста. С каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования.
На занятиях кружка росписи по дереву в системе дополнительного образования, учащиеся приобретают первые графические навыки в изобразительном искусстве; вопросно-ответная беседа о произведениях народного искусства; устное рисование; приемы кистевой росписи; использование аппликации как элемента, организующего декоративную композицию, и как средства познания форм действительности для декоративного обобщения.
В параграфе 2.1. идет речь об учебной программе занятий «Роспись по дереву».
Главной задачей на занятиях кружка «Роспись по дереву» является задача привить любовь к творчеству, развивать художественные способности, а также - выявлять эти способности.
В параграф 2.2 о методике преподавания Хохломской росписи.
Методика преподавания Хохломской росписи строится по краткосрочной модифицированной программе, которая предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми младшего школьного возраста на уроках росписи по дереву для учреждений дополнительного образования от 7 до 10 лет.
В параграфе 2.3 информация об организации и содержании учебно-воспитательного процесса.
Образовательный процесс, устроенный по типу учебно-тематического плана, представляет собой:
• Наименование различных разделов и тем.
• Рабочее место, оборудование, инструменты, техника безопасности. Материалы для росписи по дереву.
• Технология выполнения и освоение основных элементов росписи.
• Основные исторические сведения о народной росписи
• Изучение техники выполнения и видов росписи по дереву (Простые узоры и орнаменты).
• Искусство росписи по дереву (на примерах Хохломской, Мезенской, Полх-Майдан, Городецкой росписи).
• Основные мотивы Хохломской росписи.
• Изучение простых типовых композиции (полоса, квадрат, круг).
• Составление простейших композиций.
Важное значение имеет четкость, организованность, доступность учебной работы, заинтересованность учебным заданием. Для каждого ребенка индивидуален подход и темп занятий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе проанализировано научно-методическая, психолого-педагогическая, искусствоведческая литературу по исследуемой теме.
Разработано методическое обеспечение занятий по кистевой росписи и проведён анализ опытно-экспериментальной работы по внедрению методического обеспечения занятий по кистевой росписи.
Изучены психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Рассмотрены различные подходы к обучению младших школьников и различные виды народно кистевой росписи.
Нашли те приёмы обучения кистевой росписи, которые помогут наиболее эффективно развить графические навыки у детей. Постоянные упражнения, занятия, оттачивание технических приемов, способов, графических и живописных навыков. На занятиях по изобразительному искусству учитель должен принимать во внимание сенсорный и эстетический опыт, приобретенный ребенком в детском саду. Отсюда активное привлечение на уроки декоративной работы детей. Одно из главных условий успеха в обучении детей изобразительной деятельности и развития их графических навыков - это подход к каждому ребенку. Чтобы осуществить такой подход, надо внимательно наблюдать за детьми в процессе их деятельности отмечать, что характерно для каждого: что удается, а что нет, какие трудности возникают у ребенка в процессе создания рисунка, как он относится к этим занятиям, какому из них отдает предпочтение. Учитель должен уметь сочетать развитие мышления и речи учеников с эстетическим познанием и художественным развитием.
Освоив знания, навыки и умения, необходимые для работы с детьми по развитию изобразительного творчества, учитель не останавливаться на достигнутом. Очень важно продолжать поиски новых методов воспитания детей средствами изобразительной деятельности. Только творчески работающий педагог может формировать творческую личность.
Можно сказать, что важным условием художественной деятельности обучающихся является их самостоятельные действия, которые, в свою очередь, находятся во взаимосвязи с действиями учителя. А главной задачей учителя является привить любовь к творчеству, развивать художественные способности, а также - выявлять эти способности у детей.



1. ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов
2. ГОСТ 7.12-93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила
3. Программа Сайт «Хохлома» [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.webartplus.narod.ru/folk176.html.
4. Методика проведения занятий Учебное издание [Электронный ресурс]- Режим доступа:http://xn—btb1bbcge2a.xn--p1ai/load/13-1-0-798
5. Теория и методика преподавания кистевой росписи -http://fb.ru/article/154033/hohloma—chto-eto-takoe-hohloma-kartinki-uzoryi- foto
6. Роль искусства в развитии ребенка [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/art/razvitie.html
7. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]-Режим доступа:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/230357
8. Хохломская роспись история и современная жизнь промысла- http://www.liveinternet.ru/users/4776897/post341709956
9. Учебно-методическое пособие по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» Декоративно-прикладное искусство и дизайн.
Нормативная документация:
10. ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации
11. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.02.2014 N 31402)
12. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С.Комаровой. - М., 1982.
13. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись.
Скульптура. Графика. Декоративное искусство / Гл. ред. В. М. Полевой.— М.: Сов. Энциклопедия, 1986.
Литература
1. Алексеева В. В. Что такое искусство? М 1973.
2. Арбат Ю.А Русская народная роспись по дереву.
3. Блонский П. П. Курс. Педагогики. М., 1916 .
4. Бродский И. И. Статьи, письма, документы. [Текст]— М., 1956.
5. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика. — Ростов н / Д., 2007.
6. Величко. Н. Роспись: Техники. Приемы. Изделия. - М.: АСТ-ПРЕСС,
1999. - 176.
7. Верещагин В.В. Мастера искусства об искусстве.[Текст]— М.-Л., 1937¬1939.
8. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1982.[Текст] — 144 с.
9. Горячева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 1991. 159.
10. Дехтерев Б. Иллюстрация - произведение художественное // Детская литература. - 1969.
11. Езикеева В.А. Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества. - М., 1973.
12. Емельянова Т.И. Золотая Хохлома. Альбом, 2001.
13. Жегалова, С. К. Русская народная живопись [Текст] / С.К. Жегалова. - М.: Прикладное искусство, 2003. - 300с.
14. Жегалова С. К., Жижина С. Г., Попова 3. П., Просвиркина С. К., Черняховская Ю.С. Сокровища русского народного искусства: Резьба и роспись по дереву.-М., 1967.
15.Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. - М., 1968.
16. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. - М., Изд.
АПН РСФСР, 1959.
17. Ильин Е.П Психология творчества, креативности, одаренности. - Спб.:Питер,2009.
18. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников.— М.: Просвещение, 1980.
19. Комарова Т. С. Учитесь рисовать. М., 1974;
20. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов. М.: Мнемозина, 1995.
21. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке.— М.: Просвещение, 1985.
22. Крупская Н. К. — наше будущее.[Текст]— М., 1984.— С.122.
23. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии, 1972. .[Текст]— С.8,9
24. Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1997. .[Текст]—
25. Куприянов Б.В., Салина Е.А., Крылова Н. Г., Миновская О.В. Учреждение дополнительного образования детей как воспитательная организация.- Москва: ГОУ ЦРСДОД, 2003 г. - С. 22.
26. Левин С. Д. Ваш ребенок рисует. М., 1987.
27. Максимов Ю. В. Народное декоративно-прикладное искусство — детям.
— В кн.: Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Декоративное искусство — детям. М., 1976, с. 48—100.
28. Макарова Б. Г. В начале было детство: Записки педагога. — М.: Педагогика, 1990. — 256 с
29. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 198 с.
30. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. - М.: Педагогика, 1987.
31. Мелик-Пашаев А.А.Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1981.
32. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. i . Ленин В. И. Поли. собр. Сочинений.
33. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.
34. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика, 1981.
35. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать, творить // Искусство. — 2012. — № 4 (4). — С. 5.
36. Нестеров М.В - Мастера искусства об искусстве. М.-Л., 1937-1939.
37.Орлов А.Н. Гуманизация профессионального взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения // Инновации современного образовательного процесса. — Барнаул, 2006.
38.Орлова, Л.В. Рабочая тетрадь «Хохломская роспись» / Л.В. Орлова - М.: мозаика -Синтез, 2002.
39. Полунина В. Н. Искусство и дети. М., 1982.
40. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. - М.: Педагогика, 1988.
41. Репин И. Е. Далёкое близкое. 7-е изд. М., 1964(Крупская Н. К. и — наше будущее.— М., 1984.— С. 122.)
42. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф.фак.пед.ин-тов.- М: АГАР,
2000.
43. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. [Текст]— М., 1965, с. 129.
44. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: Учеб. пособие для студ. Выс. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 304 с.
45. Стрезикозин В. П. Актуальные проблемы начального обучения. М., 1976, с.
46. Ушинский К. Д. Соб. соч.[Текст]— М., 1948- 1952.
47.Чистяков П. П. Письма записные книжки, воспоминания. [Текст]— М.-Л., 1953.
48. Шевчук Л. В. Дети и народное творчество.- М., 1985.
49. Шокорова Л.В., Мамырина Н.С. Значение академического и декоративного рисунка в подготовке будущих художников народного декоративно-прикладного искусства / Л.В. Шокорова, Н.С. Мамырина // Мир науки, культуры, образования. - 2017.
50. Шокорова Л.В Народное декоративно-прикладное искусство Алтая: монография / под науч. ред. Т. М. Степанской. - Барнаул, 2012.
51. Шокорова Л.В. Обучение художественному ремеслу в Западной Сибири: история, проблемы, перспективы: монография / Л.В. Шокорова. - Барнаул, 2016.
52. Шпикалова Т. Я. Ш83 Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. — 2-е изд., доп. и перераб. —М.: Просвещение, 1979.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ