Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изменение индивидуально-психологических характеристик взрослых в результате психологического консультирования

Работа №92755

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы90
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
91
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. Литературный обзор 10
1. 1.История исследований психотерапии 10
1.1.1 Этапы развития исследований психотерапи 12
1.2 Эффективность различных подходов в психотерапии 20
1.2.1 Психоаналитическая терапия 20
1.2.2 Гештальт терапия 27
1.2.3 Краткосрочная стратегическая терапия 33
1.3 Метаанализ психотерапевтического воздействия 35
1.4 Общие выводы по главе 38
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 41
2.1 Цели и задачи исследования 41
2.2 Описание выборки 42
2.3 Методы исследования 43
2.3.1 «Шкалы позитивного аффекта и негативного аффекта» (ШПАНА)..43
2.3.2 Методика «Компоненты субъективного мира личности" 44
2.3.3 Шкала депрессии Т. Зунга (АДАПТАЦИЯ Т.И.БАЛАШОВОЙ) 46
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 48
2.5 Процедура исследования 50
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 51
3.1 Характеристика выборки и описательные статистики 51
3.2 Сравнение различных моделей психологической помощи 55
3.2.1 Изменения в уровне выраженности депрессии 55
3.2.2 Сравнение позитивного и негативного аффектов 57
3.2.3 Различия в картине субьективного мира между группами
получавшими разный вид психологической помощи 61
3.3 Социальные показатели 64
3.3.1 Влияние семейного статуса 64
3.3.2 Влияние фактора "наличие детей" 68
3.3.3 Влияние образования и вида занятости 69
3.3.4 Влияние биографических факторов на картину внутреннего мира.. .70
3.4. Обсуждение полученных результатов 71
ВЫВОДЫ 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 85


АННОТАЦИЯ
Целью настоящего исследования является выявление изменений индивидуально-психологических характеристик клиентов в результате психологической помощи разных видов: психодинамическая терапия, гештальт-терапия и краткосрочная терапия, ориентированная на решение конкретной задачи.
Также были исследованы две контрольные группы - первая группа «листа ожидания», участники которой собирались обратиться за психологической помощью. Вторая контрольная группа получала медикаментозную помощь, при отсутствии всякого терапевтического воздействия.
Изучались следующие индивидуально-психологические характеристики: уровень депрессивности, измеренный по шкале Зунге, частота уровня позитивных и уровня негативных аффектов, измеренные по опроснику ШПАНА (русский эквивалент опросника PANAS). Также была использована авторская методика Н.Л. Васильевой «Картина субъективного мира».
Были получены следующие результаты:
Все виды терапии, повышали частоту испытываемого респондентами позитивного аффекта(р<0,05).
Картина субъективного мира изменялась только при использовании вербального вида терапии. Среди терапий вербального вида наибольшие изменения индивидуально-психологических характеристик отмечались в результате психодинамической терапии, гештальт-терапии (по сравнению с краткосрочной терапией). (р<0,05).
Также были выявлены статистически значимые отличия между группами, показывающие наибольшие изменения индивидуально психологических характеристик в результате получения психологической помощи: психодинамической терапии, гештальт-терапии, по сравнению с краткосрочной терапией (и группой контроля) при работе с негативным аффектом. (p<0,05).
Выбор темы исследования обусловлен тем, что в настоящее время консультативная помощь стала частью российской действительности, в то время, как исследований различных направлений этой формы помощи практически нет. В данной работе сделана попытка изучения особенностей индивидуально-психологических изменений, к которым приводят различные виды психологической работы: психодинамическая психотерапия, гештальт- терапия и краткосрочная терапия.
Объект исследования:
Психологическое консультирование
Предмет исследования:
Изменение индивидуально-психологических характеристик взрослых, в связи с использованием разных направлений психологического консультирования: гештальт-консультирование, психодинамическое консультирование, краткосрочное консультирование.
Цель исследования:
Выявление изменений индивидуально-психологических характеристик у взрослых клиентов получивших психологическую помощь разных видов.
Задачи исследования:
1. Сравнить изменения уровня депрессивности в результате разных направлений психологической помощи;
2. Сравнить изменения уровня негативного аффекта в результате разных направлений психологической помощи;
3. Сравнить изменения уровня позитивного аффекта в результате разных направлений психологической помощи;
4. Сравнить динамику субъективной картины мира у клиентов, получивших психологическую помощь в разных направлениях.
Этапы проведения исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы эффективности направлений психологической помощи;
2. Провести анализ литературы по вопросу, какие индивидуально-психологические характеристики наиболее чувствительны к изменениям в результате психологической помощи.
3. Подобрать методы психологического исследования изменения индивидуально психологических характеристик;
4. Выявить изменения индивидуально-психологических характеристик в результате психологической помощи разных типов.
Гипотезы исследования:
1. Клиенты, получавшие психологическую помощь различных видов, имеют изменения индивидуально психологических характеристик в отличие от людей, не получавших никакой помощи.
2. Изменение уровня депрессивности, уровня позитивных и уровня негативных аффектов различается в зависимости от направления получаемой психологической помощи.
3. Изменения в субъективной картине мира различны в зависимости от направления получаемой психологической помощи.
Выборка:
В исследовании приняли участие 177 женщин, из них:
Гештальт-консультирование - 40 человек;
Психодинамическое консультирование - 32 человек;
Краткосрочное консультирование - 37 человек;
Медикоментозная терапия - 38 человек.
Группа контроля - 30 человек.
В связи с малочисленностью группы мужчин, было принято решение отказаться от этой группы испытуемых.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ;
2. Экспериментально - психологические методы:
- методика «Дифференциальной диагностики депрессивных состояний» В. Зунга (адаптация Т.И.Балашова);
- методика «Шкалы позитивного аффекта и негативного аффекта» (ШПАНА) на основе англоязычной методики PANAS.
- методика «Компоненты субъективного мира личности» Н.Л. Васильевой.
3. Методы статистической обработки.
(Многомерный дисперсионный анализ, Хи-квадрат Пирсона, метод сравнения средних Манна Уитни)
Научная новизна:
Полученные данные способствуют расширению области знаний относительно эффективности психотерапевтической помощи на российской выборке.
Практическая значимость:
Выработка методических рекомендаций для подготовки студентов консультантов.
Предоставление потенциальным клиентам информации об особенностях различных видов терапии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с целью и поставленными задачами исследования, был проведен теоретический анализ имеющейся литературы, выбраны наиболее адекватные целям исследования методики и проведен сбор эмпирических данных. Было обследовано 177 женщин, из них: Гештальт-консультирование - 40 человек;
Психодинамическое консультирование - 32 человек;
Краткосрочное консультирование - 37 человек;
Медикоментозная терапия - 38 человек.
Группа контроля - 30 человек.
Были получены следующие результаты:
Научные результаты: В настоящем исследовании было продемонстрировано, что при использовании терапии любого вида отмечалось уменьшение уровня депрессивности и повышение уровня позитивного аффекта, снижение уровня негативного аффекта.
Были найдены различия, но эти различия оказались не столь велики, как разница между контрольными группами.
В качестве дополнительных данных, можно отметить влияние, отмеченное на уровне статистической тенденции, семейного статуса на то, как человек реагирует на терапевтическое вмешательство, но этот пункт нуждается в дополнительной проверке в рамках независимого исследования.
В целом поставленные во введении цели и задачи данного исследования можно считать достигнутыми.
Методологическая новизна исследования:
Данное исследование было проведено с учетом всех стандартов и правил, используемых в настоящее время в опоросе оценки эффективности психологической помощи, в соответствии с форматом RCT (randomized controlled trials), что является для российского научного поля относительно редким событием.
Помимо этого в исследование была включена качественная методика, использование которой позволило получить интересные результаты о наличии разниц в использовании разных видов психологической помощи для такой исключительно субъектной характеристики, как самые ранние детские воспоминания.
Практическая значимость:
Были найдены статистически значимые отличия между группами, говорящие о большей эффективности психодинамической терапии, гештальт- терапии по сравнению с краткосрочной терапией (и группой контроля) в вопросе работы с уровнем негативного аффекта уровняи депрессивности.
Поставленные во введении цели и задачи можно в ходе данного исследования считать достигнутыми. Мы считаем необходимым продолжение исследования других индивидуально-психологических характеристик.



1. Айзенк Г. Дж. Сорок лет спустя: новый взгляд на проблемы эффективности в психотерапии // Психологический журнал. Т. 14. 1994. №
4. С. 3-19.
2. Бекетов Ю.А., Божко С.А., В.В.Кошелев. Взаимосвязь эффективности различных видов терапии с параметрами когнитивного стиля пациентов при лечении невротических расстройств Вестник новых медицинских технологий - 2007 - Т. XIV, № 2 - С. 133.
3. В.В. Гараева. Роль взаимодействия и изменений в исследовании критериев эффективности психотерапии фундаментальные исследования №2, 2010.
4. Ермаков А.Л. Гештальт-терапия личностных расстройств. //Сибирский вестник психиатрии и наркологии, 2005 № 2.
5. Кейсельман (Дорожкин) В.Р. Котерапия: групповые феномены, методы, эффекты. - СПб.: “Речь”, 2007. - 192 с.
6. Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учеб. для вузов / Изд. 2-е, перераб . — СПб.: Питер, 2002. - 672. (Национальная медицинская библиотека).
7. Лаутербах В. Эффективность психотерапии: критерии и результаты оценки // Психотерапия: От теории к практике. Материалы I съезда Российской Психотерапевтической Ассоциации. - СПб., изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995. С. 28-41.
8. Осин Е.Н Измерение позитивных и негативных эмоций: Разработка русскоязычного аналога шкалы PANAS Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2012. Т. 9, №4. С. 91-110.
9. Остед К.Ш. / В кн. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Р Корсини, А. Д. Дж Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2003.- С. 1043-1045.
10. Психотерапия — что это? Современные представления / под ред. Дж.К. Зейга.
11. Перлз Ф.С.,Гудмен П.,Хефферлайн Р.Теория и практика гештальт- терапии. М,2001-384 с.
12. Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Д. Клинический психоанализ: Интерсубъективный подход М: Когито-Центр 1999 г.
13. Соколова, Е.Т. Психотерапия: теория и практика: учебное пособие / Е.Т. Соколова. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: Академия, 2006.
14. Фицджеральд Р Эклектическая психотерапия. - СПб.: Питер, 2001
15. Франк Д. Дж. / В кн. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб.: Питер,
2003. - С. 1045.
16. Фрейд З. Конечный и бесконечный анализ «Конечный и бесконечный
анализ»: МГ Менеджмент; Москва; 1998
ttp://www.litres.ru/pages/biblio_book
17. B, Parsons, Quitkin F M, McGrath P J, Stewart J W, Tricamo E, Ocepek-Welik- son K, et al. 1989. "Phenelzine, imipramine, and placebo in borderline patients meeting criteria for atypical depression." Psychopharmacology bulletin 25 (4): 524-34.
18. Bauer G.P., Kobos J.G Brie / therapy: Short-term psychodynamic intervention.
19. Bergin A. The evaluation of therapeutic outcomes // Handbook of psychother¬apy and behavior change / Eds. S.L.Garfield, A.E.Bergin. N. Y.: Wiley, 1971. P 217-270.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ