Удовлетворенность пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в муниципальном и частном ЛПУ г. Барнаула (на примере КГБУЗ «Городская больница № 4» (поликлиника) и медицинского центра «Пигмалион»)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического изучения удовлетворенности качеством оказания платных медицинских услуг 12
1.1 Основные подходы к изучению удовлетворенности качеством оказания
медицинских услуг 12
1.2 Методологические основы и методика исследования удовлетворенности
пациентов качеством оказания платных медицинских услуг 35
Глава 2. Уровень удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в ЛПУ г. Барнаула разных форм собственности 54
2.1 Оценка пациентами муниципальных и частных ЛПУ качества оказания
платных медицинских услуг 54
2.2 Отношение врачей к оказанию платных медицинских услуг в
муниципальных ЛПУ 79
2.3 Рекомендации по улучшению качества оказания платных медицинских услуг в муниципальном и частном ЛПУ г. Барнаула 87
Заключение 93
Библиографический список 99
Приложение 1 111
Приложение 2 117
Приложение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического изучения удовлетворенности качеством оказания платных медицинских услуг 12
1.1 Основные подходы к изучению удовлетворенности качеством оказания
медицинских услуг 12
1.2 Методологические основы и методика исследования удовлетворенности
пациентов качеством оказания платных медицинских услуг 35
Глава 2. Уровень удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в ЛПУ г. Барнаула разных форм собственности 54
2.1 Оценка пациентами муниципальных и частных ЛПУ качества оказания
платных медицинских услуг 54
2.2 Отношение врачей к оказанию платных медицинских услуг в
муниципальных ЛПУ 79
2.3 Рекомендации по улучшению качества оказания платных медицинских услуг в муниципальном и частном ЛПУ г. Барнаула 87
Заключение 93
Библиографический список 99
Приложение 1 111
Приложение 2 117
Приложение 3
Актуальность темы исследования. Важным звеном в реформе системы здравоохранения, проводимой в нашей стране, является улучшение качества медицинской помощи. Одним из показателей оценки качества оказания медицинских услуг, по мнению специалистов, служит степень удовлетворенности пациентов. Именно поэтому массовые опросы пациентов в государственных и муниципальных клиниках становятся инструментом оценки деятельности не только руководства ЛПУ, но и глав муниципальных образований, субъектов Российской Федерации. Однако государство, взяв под контроль бесплатную медицину, не обращает внимание на повышение качества медицинских услуг в платном секторе здравоохранения, ссылаясь на то, что улучшение качества медицинских услуг здесь должно происходить по законам свободной конкуренции. Но, стоит заметить, что на современном этапе развития рынка, конкуренция поставщиков платных медицинских услуг, вне зависимости от формы собственности ЛПУ, затруднена и не приводит к желаемым последствиям. В данной ситуации актуальным становится проведение опросов потребителей платных медицинских услуг с целью выяснения их ожиданий и уровня удовлетворенности.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема оценки качества медицинской помощи вызывает к себе интерес как отечественных, так и зарубежных исследователей. Среди зарубежных авторов, занимающихся изучением вопросов удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи можно назвать S.V. Eisen, M.C. Grob, A. Parasuraman, V. Zeithaml, L. Berry, Liljander V., Т. Strandvik. Первые отечественные работы, выполненные по социологическим методикам в области анализа качественных показателей медицинского обслуживания, проводились в рамках социальной гигиены и организации здравоохранения. Изучением удовлетворенности пациентов качеством оказания амбулаторно-поликлинической помощи (АНН) занимались такие авторы, как Н.Г. Калоиани, Г.И. Заборовский, А.А. Бирко, М.А. Камалиев, И.Ф. Присакарь, М.Г. Паланчук, С.С. Смирнов, О.В. Трофимова. Вопросам удовлетворенности населения деятельностью стационаров в таких аспектах, как условия содержания больных, квалификация персонала, отношение персонала к больным, условия работы и здоровье работающих, организация медицинской помощи, посвящены работы С.М. Борисовой и А.И. Борисова, Т.И. Коцеруба, В.А. Миняева. Позднее социологические опросы населения, организуемые для определения степени удовлетворенности пациентов медицинским обслуживанием, были признаны одним из средств контроля за качеством медицинской помощи (КМП) со стороны потребителей медицинских услуг Г.А. Адыширин, В.К. Юрьев, А.Л. Линденбратен, В.В. Архипов. Более того, сам показатель удовлетворенности населения был детально разработан и, по мнению Т.А. Сибуриной, включает в себя интегральную оценку всех сторон медицинского обслуживания, начиная с эффективности и качества проводимых мероприятий, условий получения медицинской помощи, ее организации и заканчивая психологическими аспектами взаимодействия пациентов с медицинскими работниками.
С недавнего времени показатель удовлетворенности населения качеством оказания медицинских услуг стал являться критерием для оценки деятельности глав муниципальных образований, что вызвало возрастание интереса к изучению данной проблематики. Разработкой критериев изучения удовлетворенности пациентов занимаются такие современные исследователи как Т.Г. Светличная, О.А. Цыганова, С.Э. Мартынова, О.И. Лузгарева.
Также наблюдается интерес к изучению данной проблематики со стороны маркетинговых и консалтинговых компаний, выполняющих исследования по заказу руководства частных клиник, преследующих частные интересы.
Объект исследования - удовлетворенность населения платным медицинским обслуживанием.
Предмет исследования - удовлетворенность пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в ЛПУ разных форм собственности.
Цель исследования - выявить основные факторы удовлетворенности пациентов государственных и частных ЛПУ качеством оказания платных медицинских услуг для разработки рекомендаций по повышению качества их оказания.
Задачи исследования:
1. определить основные теоретико-методологические подходы, относящиеся к проблеме исследования;
2. выявить и сравнить уровень удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в ЛПУ разных форм собственности;
3. установить основные факторы, влияющие на уровень удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в ЛПУ разных форм собственности;
4. выяснить отношение врачей к оказанию платных медицинских услуг;
5. разработать рекомендации по повышению качества оказания платных медицинских услуг населению в ЛПУ разных форм собственности.
Гипотезы исследования:
1. Теоретико-методологической основой исследования является концепция «идеальных типов» М. Вебера, а также теория неоправданных ожиданий Р. Брукса.
2. Уровень удовлетворенности пациентов муниципальных ЛПУ
качеством оказания платных медицинских услуг будет ниже соответствующего показателя для пациентов частных ЛПУ.
3. К основным факторам, влияющим на степень удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг, можно будет отнести отношение врача ведущего прием, время, проведенное в очереди, цена услуги.
4. Врачи муниципальных ЛПУ, ведущие платный прием, не заинтересованы в оказании платных медицинских услуг.
5. Необходимо разработать рекомендации для нескольких адресатов, от действия которых может зависеть изменение уровня удовлетворенности
пациентов качеством платного медицинского обслуживания: для
руководителей ЛПУ.
Методы сбора эмпирической информации:
Основными теоретическими методами сбора и анализа информации являются сравнительно-сопоставительный анализ, методы систематизации и аналогии. Основными эмпирическими методами сбора и анализа информации являются анкетный опрос, полустандартизированное интервью, традиционный анализ документов.
Теоретико-методологическая основа исследования.
При рассмотрении механизма формирования у пациентов удовлетворенности качеством оказания платных медицинских услуг мы опирались на концепцию М. Вебера об «идеальных типах» и концепцию «неоправданных ожиданий» Р. Брукса. Рассмотрение критериев оценки качества оказания медицинской услуги осуществлялось в работе через призму теории управления качеством, которая была разработана такими авторами, как С. Д. Ильенкова, А. В. Бандурин, C. Ю. Ягудин, Э. М. Воронина, А. В. Квитко, В. И. Кузнецов, В. С. Мхитарян, Е. С. Шустерман.
Эмпирическая база исследования
Эмпирической базой послужило социологическое исследование, которое проводилось в период с сентября по декабрь 2016 года в лечебно-профилактических учреждениях г. Барнаула муниципальной (КГБУЗ Городская больница №4 (поликлиника)) и частной форм собственности (Медицинский центр «Пигмалион»). В качестве респондентов выступили пациенты, обратившиеся за платной медицинской помощью в муниципальное (55 человек) и частное (45 человек) ЛПУ, врачи, ведущие прием в муниципальном и частном ЛПУ (17 человек), руководители ЛПУ, врачи-организаторы здравоохранения (10 человек). Формирование выборки осуществлялось методом целевого отбора доступных единиц.
Научная новизна
1. Определена методологическая основа изучения удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в ЛПУ разных форм собственности;
2. Выявлена степень удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в ЛПУ разных форм собственности;
3. Установлены факторы, влияющие на формирование у пациентов удовлетворенности качеством оказания платных медицинских услуг;
4. Выявлено отношение врачей, ведущих платный прием, руководителей ЛПУ, врачей-организаторов здравоохранения к оказанию платных услуг в государственных ЛПУ;
5. Разработаны рекомендации, способствующие повышению уровня
удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг для нескольких адресатов: руководителей ЛПУ, органов исполнительной и законодательной власти регионального и федерального уровней, образовательных учреждений, занимающихся последипломной подготовкой медицинского персонала.
Положения, выносимые на защиту:
1. Наиболее подходящей теоретико-методологической основой изучения удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг являются концепция «идеальных типов» М. Вебера и теория «неоправданных ожиданий» Р. Брукса.
2. Уровень удовлетворенности пациентов муниципальных ЛПУ г.
Барнаула качеством оказания платных медицинских услуг является боле низким, чем платных ЛПУ. Число респондентов, удовлетворительно оценивающих качество оказания платных медицинских услуг в муниципальных ЛПУ составляет 38, 7%, в платных ЛПУ - 74,5%.
3. Пациенты, непосредственные потребители платных медицинских услуг, при оценке качества их оказания обращают внимание в первую очередь на функциональный аспект, к которому относятся следующие составляющие: отношение врача, ведущего прием, отношение младшего и среднего медицинского персонала, время, затраченное на получение услуги (включая время пребывания в очереди и в кабинете), использование инновационного оборудования, квалификация врача.
4. Уровень удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг зависит от таких характеристик пациентов как: образование, уровень дохода, отношение к оказанию платных медицинских услуг. Также на формирование ожиданий пациентов влияют стереотипы: «в частных клиниках врачи «тянут» деньги из пациентов», «платная медицинская услуга в муниципальном ЛПУ должна быть оказана с более высоким уровнем качества».
5. Платность медицинской услуги является ее специфическим свойством, повышающим уровень ожиданий пациента.
6. Рекомендации даны для нескольких адресатов. Руководителям ЛПУ рекомендовано: планирование обследования и лечения пациента с учетом рационального использования его времени; введение обязательного членства врачей во врачебных ассоциациях и палатах для развития механизма контроля за качеством работы врача; развитие немедицинских сервисных услуг. Органам законодательной и исполнительной власти регионального и местного уровня целесообразно: создать условия для развития механизма саморегулирования отрасли здравоохранения посредством общественных врачебных ассоциаций; изменить систему распределения доходов ЛПУ от оказания платных медицинских услуг; создать новые социальные институты гражданского общества, деятельность которых в первую очередь должна быть направлена на защиту интересов пациента. Образовательным учреждениям, занимающимся последипломной подготовкой специалистов- медиков, рекомендовано включить в учебные программы изучение вопросов маркетинга медицинских услуг, предпринимательской деятельности медицинских учреждений.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении основных подходов к изучению удовлетворенности качеством оказания платных медицинских услуг, выявлении и обосновании наиболее эффективного подхода для исследования проблемы, в выделении специфических характеристик, присущих платным медицинским услугам, разработке авторского определения удовлетворенности качеством оказания медицинских услуг. Полученные в результате исследования теоретические положения способствуют систематизации и увеличению знаний в области социологии бизнеса, социологии медицины.
Практическая значимость работы
1. Обусловлена дальнейшим использованием разработанной методики для оценки уровня удовлетворенности качеством оказания медицинских услуг в государственных и частных ЛПУ г. Барнаула и края;
2. Обусловлена внедрением разработанных рекомендаций по повышению качества оказания платных медицинских услуг в ЛПУ, явившихся базой проведения социологического исследования;
3. Обусловлена использованием предложенных рекомендаций общественными организациями, профессиональными сообществами врачей для определения основных направлений деятельности организаций.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования и его результаты изложены в публикациях автора:
1. Смоленская М.А. Удовлетворенность пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в муниципальном и частном ЛПУ г. Барнаула // Синергия наук. 2017. № 9. - С. 381 - 386. - URL: http://synergy- journal.ru/archive/article0322;
2. Смоленская М.А. Удовлетворенность пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в муниципальном и частном ЛПУ г. Барнаула // Социология в современном мире: Наука, образование, творчество. - Вып.8.2 (в печати).
Основные результаты диссертационного исследования были представлены на региональной молодежной конференции:
1. III Региональная конференция «Мой выбор - НАУКА!» (Апрель, 2016).
2. IV Региональная конференция «Мой выбор - НАУКА!» (Апрель, 2017).
Структура работы включает в себя введение, 2 главы включающих в себя 5 параграфов, заключение, приложения и список используемой литературы.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема оценки качества медицинской помощи вызывает к себе интерес как отечественных, так и зарубежных исследователей. Среди зарубежных авторов, занимающихся изучением вопросов удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи можно назвать S.V. Eisen, M.C. Grob, A. Parasuraman, V. Zeithaml, L. Berry, Liljander V., Т. Strandvik. Первые отечественные работы, выполненные по социологическим методикам в области анализа качественных показателей медицинского обслуживания, проводились в рамках социальной гигиены и организации здравоохранения. Изучением удовлетворенности пациентов качеством оказания амбулаторно-поликлинической помощи (АНН) занимались такие авторы, как Н.Г. Калоиани, Г.И. Заборовский, А.А. Бирко, М.А. Камалиев, И.Ф. Присакарь, М.Г. Паланчук, С.С. Смирнов, О.В. Трофимова. Вопросам удовлетворенности населения деятельностью стационаров в таких аспектах, как условия содержания больных, квалификация персонала, отношение персонала к больным, условия работы и здоровье работающих, организация медицинской помощи, посвящены работы С.М. Борисовой и А.И. Борисова, Т.И. Коцеруба, В.А. Миняева. Позднее социологические опросы населения, организуемые для определения степени удовлетворенности пациентов медицинским обслуживанием, были признаны одним из средств контроля за качеством медицинской помощи (КМП) со стороны потребителей медицинских услуг Г.А. Адыширин, В.К. Юрьев, А.Л. Линденбратен, В.В. Архипов. Более того, сам показатель удовлетворенности населения был детально разработан и, по мнению Т.А. Сибуриной, включает в себя интегральную оценку всех сторон медицинского обслуживания, начиная с эффективности и качества проводимых мероприятий, условий получения медицинской помощи, ее организации и заканчивая психологическими аспектами взаимодействия пациентов с медицинскими работниками.
С недавнего времени показатель удовлетворенности населения качеством оказания медицинских услуг стал являться критерием для оценки деятельности глав муниципальных образований, что вызвало возрастание интереса к изучению данной проблематики. Разработкой критериев изучения удовлетворенности пациентов занимаются такие современные исследователи как Т.Г. Светличная, О.А. Цыганова, С.Э. Мартынова, О.И. Лузгарева.
Также наблюдается интерес к изучению данной проблематики со стороны маркетинговых и консалтинговых компаний, выполняющих исследования по заказу руководства частных клиник, преследующих частные интересы.
Объект исследования - удовлетворенность населения платным медицинским обслуживанием.
Предмет исследования - удовлетворенность пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в ЛПУ разных форм собственности.
Цель исследования - выявить основные факторы удовлетворенности пациентов государственных и частных ЛПУ качеством оказания платных медицинских услуг для разработки рекомендаций по повышению качества их оказания.
Задачи исследования:
1. определить основные теоретико-методологические подходы, относящиеся к проблеме исследования;
2. выявить и сравнить уровень удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в ЛПУ разных форм собственности;
3. установить основные факторы, влияющие на уровень удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в ЛПУ разных форм собственности;
4. выяснить отношение врачей к оказанию платных медицинских услуг;
5. разработать рекомендации по повышению качества оказания платных медицинских услуг населению в ЛПУ разных форм собственности.
Гипотезы исследования:
1. Теоретико-методологической основой исследования является концепция «идеальных типов» М. Вебера, а также теория неоправданных ожиданий Р. Брукса.
2. Уровень удовлетворенности пациентов муниципальных ЛПУ
качеством оказания платных медицинских услуг будет ниже соответствующего показателя для пациентов частных ЛПУ.
3. К основным факторам, влияющим на степень удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг, можно будет отнести отношение врача ведущего прием, время, проведенное в очереди, цена услуги.
4. Врачи муниципальных ЛПУ, ведущие платный прием, не заинтересованы в оказании платных медицинских услуг.
5. Необходимо разработать рекомендации для нескольких адресатов, от действия которых может зависеть изменение уровня удовлетворенности
пациентов качеством платного медицинского обслуживания: для
руководителей ЛПУ.
Методы сбора эмпирической информации:
Основными теоретическими методами сбора и анализа информации являются сравнительно-сопоставительный анализ, методы систематизации и аналогии. Основными эмпирическими методами сбора и анализа информации являются анкетный опрос, полустандартизированное интервью, традиционный анализ документов.
Теоретико-методологическая основа исследования.
При рассмотрении механизма формирования у пациентов удовлетворенности качеством оказания платных медицинских услуг мы опирались на концепцию М. Вебера об «идеальных типах» и концепцию «неоправданных ожиданий» Р. Брукса. Рассмотрение критериев оценки качества оказания медицинской услуги осуществлялось в работе через призму теории управления качеством, которая была разработана такими авторами, как С. Д. Ильенкова, А. В. Бандурин, C. Ю. Ягудин, Э. М. Воронина, А. В. Квитко, В. И. Кузнецов, В. С. Мхитарян, Е. С. Шустерман.
Эмпирическая база исследования
Эмпирической базой послужило социологическое исследование, которое проводилось в период с сентября по декабрь 2016 года в лечебно-профилактических учреждениях г. Барнаула муниципальной (КГБУЗ Городская больница №4 (поликлиника)) и частной форм собственности (Медицинский центр «Пигмалион»). В качестве респондентов выступили пациенты, обратившиеся за платной медицинской помощью в муниципальное (55 человек) и частное (45 человек) ЛПУ, врачи, ведущие прием в муниципальном и частном ЛПУ (17 человек), руководители ЛПУ, врачи-организаторы здравоохранения (10 человек). Формирование выборки осуществлялось методом целевого отбора доступных единиц.
Научная новизна
1. Определена методологическая основа изучения удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в ЛПУ разных форм собственности;
2. Выявлена степень удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в ЛПУ разных форм собственности;
3. Установлены факторы, влияющие на формирование у пациентов удовлетворенности качеством оказания платных медицинских услуг;
4. Выявлено отношение врачей, ведущих платный прием, руководителей ЛПУ, врачей-организаторов здравоохранения к оказанию платных услуг в государственных ЛПУ;
5. Разработаны рекомендации, способствующие повышению уровня
удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг для нескольких адресатов: руководителей ЛПУ, органов исполнительной и законодательной власти регионального и федерального уровней, образовательных учреждений, занимающихся последипломной подготовкой медицинского персонала.
Положения, выносимые на защиту:
1. Наиболее подходящей теоретико-методологической основой изучения удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг являются концепция «идеальных типов» М. Вебера и теория «неоправданных ожиданий» Р. Брукса.
2. Уровень удовлетворенности пациентов муниципальных ЛПУ г.
Барнаула качеством оказания платных медицинских услуг является боле низким, чем платных ЛПУ. Число респондентов, удовлетворительно оценивающих качество оказания платных медицинских услуг в муниципальных ЛПУ составляет 38, 7%, в платных ЛПУ - 74,5%.
3. Пациенты, непосредственные потребители платных медицинских услуг, при оценке качества их оказания обращают внимание в первую очередь на функциональный аспект, к которому относятся следующие составляющие: отношение врача, ведущего прием, отношение младшего и среднего медицинского персонала, время, затраченное на получение услуги (включая время пребывания в очереди и в кабинете), использование инновационного оборудования, квалификация врача.
4. Уровень удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг зависит от таких характеристик пациентов как: образование, уровень дохода, отношение к оказанию платных медицинских услуг. Также на формирование ожиданий пациентов влияют стереотипы: «в частных клиниках врачи «тянут» деньги из пациентов», «платная медицинская услуга в муниципальном ЛПУ должна быть оказана с более высоким уровнем качества».
5. Платность медицинской услуги является ее специфическим свойством, повышающим уровень ожиданий пациента.
6. Рекомендации даны для нескольких адресатов. Руководителям ЛПУ рекомендовано: планирование обследования и лечения пациента с учетом рационального использования его времени; введение обязательного членства врачей во врачебных ассоциациях и палатах для развития механизма контроля за качеством работы врача; развитие немедицинских сервисных услуг. Органам законодательной и исполнительной власти регионального и местного уровня целесообразно: создать условия для развития механизма саморегулирования отрасли здравоохранения посредством общественных врачебных ассоциаций; изменить систему распределения доходов ЛПУ от оказания платных медицинских услуг; создать новые социальные институты гражданского общества, деятельность которых в первую очередь должна быть направлена на защиту интересов пациента. Образовательным учреждениям, занимающимся последипломной подготовкой специалистов- медиков, рекомендовано включить в учебные программы изучение вопросов маркетинга медицинских услуг, предпринимательской деятельности медицинских учреждений.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении основных подходов к изучению удовлетворенности качеством оказания платных медицинских услуг, выявлении и обосновании наиболее эффективного подхода для исследования проблемы, в выделении специфических характеристик, присущих платным медицинским услугам, разработке авторского определения удовлетворенности качеством оказания медицинских услуг. Полученные в результате исследования теоретические положения способствуют систематизации и увеличению знаний в области социологии бизнеса, социологии медицины.
Практическая значимость работы
1. Обусловлена дальнейшим использованием разработанной методики для оценки уровня удовлетворенности качеством оказания медицинских услуг в государственных и частных ЛПУ г. Барнаула и края;
2. Обусловлена внедрением разработанных рекомендаций по повышению качества оказания платных медицинских услуг в ЛПУ, явившихся базой проведения социологического исследования;
3. Обусловлена использованием предложенных рекомендаций общественными организациями, профессиональными сообществами врачей для определения основных направлений деятельности организаций.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования и его результаты изложены в публикациях автора:
1. Смоленская М.А. Удовлетворенность пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в муниципальном и частном ЛПУ г. Барнаула // Синергия наук. 2017. № 9. - С. 381 - 386. - URL: http://synergy- journal.ru/archive/article0322;
2. Смоленская М.А. Удовлетворенность пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в муниципальном и частном ЛПУ г. Барнаула // Социология в современном мире: Наука, образование, творчество. - Вып.8.2 (в печати).
Основные результаты диссертационного исследования были представлены на региональной молодежной конференции:
1. III Региональная конференция «Мой выбор - НАУКА!» (Апрель, 2016).
2. IV Региональная конференция «Мой выбор - НАУКА!» (Апрель, 2017).
Структура работы включает в себя введение, 2 главы включающих в себя 5 параграфов, заключение, приложения и список используемой литературы.
В наше время, когда к обществу применим эпитет потребительское, люди обеспокоены проблемой качества потребляемых товаров и услуг, а производители интересуются уровнем удовлетворенности потребителей качеством, предоставляемых им экономических благ (товаров и услуг). В данной работе рассматривается актуальная тема, касающаяся удовлетворенности потребителей качеством платных медицинских услуг. Актуальность выполненной работы обусловлена двумя моментами:
1. увеличением объема оказания платных медицинских услуг в ЛПУ разных форм собственности;
2. заинтересованностью поставщиков медицинских услуг в повышении качества их оказания.
Изучение удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в работе проводилось на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом.
В теоретической части работы были рассмотрены трактовки и подходы к пониманию понятия «удовлетворенность» с точки зрения таких наук как психология, экономика, социология. Рассматриваются основные характеристики медицинских услуг, как экономического товара, особенно в связи с их платностью для пациентов.
В эмпирической части работы приводятся результаты конкретного социологического исследования, проводившегося по разработанной автором методике. Выводы, представленные в данной части работы, позволяют ответить на вопросы относительно причин, влияющих на формирование удовлетворенности у пациентов.
Уровень удовлетворенности пациентов муниципальных ЛПУ г. Барнаула качеством оказания платных медицинских услуг является более низким, чем платных ЛПУ. Число респондентов, удовлетворительно оценивающих качество оказания платных медицинских услуг в муниципальных ЛПУ составляет 21,8%, в платных ЛПУ - 89%.
Пациенты, непосредственные потребители платных медицинских услуг, при оценке качества их оказания обращают внимание в первую очередь на функциональный аспект, к которому относятся следующие составляющие: отношение врача, ведущего прием, отношение младшего и среднего медицинского персонала, время, затраченное на получение услуги (включая время пребывания в очереди и в кабинете), использование инновационного оборудования, квалификация врача.
Ведущим мотивом при обращении за платными медицинскими услугами в государственное ЛПУ является отсутствие возможности получить данную услугу бесплатно (63,6%)., в то время как для посетителей частных клиник на первое место выходит желание получить более качественную услугу (46,7%).
Уровень удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг зависит от таких характеристик пациентов как: образование, уровень дохода, отношение к оказанию платных медицинских услуг. Материальное положение пациентов, обращающихся за платными медицинскими услугами в муниципальные ЛПУ, можно охарактеризовать преимущественно как ниже среднего (56,4%), поскольку их доходов «хватает только на еду и одежду, а покупка бытовой техники является проблемой». Материальное положение пациентов частных ЛПУ в целом, выше, чем у тех, кто получает платные медицинские услуги в государственных ЛПУ. Среди них встречаются те, кого можно отнести к людям с доходом выше среднего (20%).
В среде пациентов распространены стереотипы, связанные с оказанием платных медицинских услуг, которые играют роль установок и ожиданий. В качестве стереотипов можно выделить следующие: «в частных клиниках врачи «тянут» деньги из пациентов», «платная медицинская услуга в муниципальном ЛПУ должна быть оказана с более высоким уровнем качества».
Платность медицинской услуги является ее специфическим свойством, повышающим уровень ожиданий пациента.
Врачи, ведущие платный прием, в большинстве случаев склонны ориентироваться на мнение пациентов об их работе (82,4%), однако, представления врачей о том, что для пациента составляет первостепенную важность при получении платной услуги, расходятся с реальным положением дел. Данное явление, на наш взгляд, оказывает негативное влияние на формирование удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг.
Значительная часть врачей (70,6%) отмечают, что оказание платных медицинских услуг для них не только невыгодно (мало влияет на заработок), но и создает лишние проблемы, связанные с выполнением дополнительного объема работы, а также повышенной конфликтностью пациентов, посещающих платные приемы;
Для врачей и экспертов характерно преимущественно негативное отношение к оказанию платных медицинских услуг в государственных клиниках. Эксперты указывают на дестабилизирующую функцию данного вида услуг в экономике, отмечают их отрицательное влияние на доступность медицинских услуг в целом, разрушительную роль в системе этических взаимоотношений пациента и врача.
Благодаря анализу мнения пациентов, врачей, руководителей ЛПУ, организаторов здравоохранения нам удалось выделить ряд проблем, связанных с оказанием платных медицинских услуг муниципальными и частными ЛПУ, которые должны быть устранены с целью повышения качества платного медицинского обслуживания.
Выделенные проблемы можно разделить на две группы: муниципального и частного ЛПУ.
К группе проблем в КГБУЗ «Городская больница № 4» (поликлиника) мы относим трудности, вызванные недостаточно успешной системой организации оказания платных медицинских услуг, решение которых возможно осуществить силами руководства данного ЛПУ.
К данным проблемам отнесем следующие:
1. неудобный график приема специалистов;
2. грубость, невнимательность, равнодушие персонала к пациентам;
3. недостаточная информированность пациентов о перечне платных медицинских услуг, оказываемых в ЛПУ;
4. недостаточная оснащенность материально-технической базы ЛПУ;
Разработанные рекомендации содержат перечень мер, соблюдение которых руководителями ЛПУ будет способствовать возникновению благоприятных условий для повышения уровня удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в ЛПУ разных форм собственности.
Рекомендации для руководителей ЛПУ заключаются в следующем: планирование обследования и лечения пациента с учетом рационального использования его времени; осуществление платного приема пациентов в специально отведенное время. При этом необходимо не допускать ведения платного приема одновременно с бесплатным во избежание дополнительных конфликтов между пациентами, пациентами и врачами; улучшение материально-технического оснащения ЛПУ (увеличить число мест ожидания приема у специалиста, сделать удобнее окно регистратуры); улучшение качества оформления стенда, информирующего пациентов о перечне платных медицинских услуг, предоставляемых в ЛПУ;
Полученные в работе результаты представляют собой практическую значимость, которая обусловлена практическая значимость работы обусловлена:
1. дальнейшим использованием разработанной методики для оценки уровня удовлетворенности качеством оказания медицинских услуг в муниципальных и частных ЛПУ г. Барнаула и края;
2. внедрением разработанных рекомендаций по повышению качества оказания платных медицинских услуг в ЛПУ, явившихся базой проведения социологического исследования;
3. использованием предложенных рекомендаций общественными организациями, профессиональными сообществами врачей для определения основных направлений деятельности организаций.
Стоит заметить, что в связи с происходящими в настоящий момент процессами модернизации сферы здравоохранения, изменения законодательства, особенно в части, касающейся оказания платных медицинских услуг населению, результатом которых явилось уменьшение объема оказания названных услуг в государственных и муниципальных ЛПУ, результаты, полученные в ходе исследования, а также сама тема работы не потеряли своей актуальности.
Необходимо сказать, что в сложившейся ситуации, когда уровень доверия платным ЛПУ является достаточно низким, пациенты, нуждающиеся в оказании платных услуг, продолжат обращаться в государственные и муниципальные клиники, однако их платежи переместятся в сектор теневой экономики, станут неформальными, что может способствовать развитию уровня коррупции. Поэтому, на наш взгляд, меры по уменьшению объема оказания платных медицинских услуг, не являются решением проблемы. Для того, чтобы было возможно наметить пути выхода из сложившейся ситуации необходимо учитывать мнение пациентов. При помощи массовых социологических опросов удастся найти ответы на многие вопросы, касающиеся платного оказания медицинских услуг в ЛПУ разных форм собственности.
1. увеличением объема оказания платных медицинских услуг в ЛПУ разных форм собственности;
2. заинтересованностью поставщиков медицинских услуг в повышении качества их оказания.
Изучение удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в работе проводилось на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом.
В теоретической части работы были рассмотрены трактовки и подходы к пониманию понятия «удовлетворенность» с точки зрения таких наук как психология, экономика, социология. Рассматриваются основные характеристики медицинских услуг, как экономического товара, особенно в связи с их платностью для пациентов.
В эмпирической части работы приводятся результаты конкретного социологического исследования, проводившегося по разработанной автором методике. Выводы, представленные в данной части работы, позволяют ответить на вопросы относительно причин, влияющих на формирование удовлетворенности у пациентов.
Уровень удовлетворенности пациентов муниципальных ЛПУ г. Барнаула качеством оказания платных медицинских услуг является более низким, чем платных ЛПУ. Число респондентов, удовлетворительно оценивающих качество оказания платных медицинских услуг в муниципальных ЛПУ составляет 21,8%, в платных ЛПУ - 89%.
Пациенты, непосредственные потребители платных медицинских услуг, при оценке качества их оказания обращают внимание в первую очередь на функциональный аспект, к которому относятся следующие составляющие: отношение врача, ведущего прием, отношение младшего и среднего медицинского персонала, время, затраченное на получение услуги (включая время пребывания в очереди и в кабинете), использование инновационного оборудования, квалификация врача.
Ведущим мотивом при обращении за платными медицинскими услугами в государственное ЛПУ является отсутствие возможности получить данную услугу бесплатно (63,6%)., в то время как для посетителей частных клиник на первое место выходит желание получить более качественную услугу (46,7%).
Уровень удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг зависит от таких характеристик пациентов как: образование, уровень дохода, отношение к оказанию платных медицинских услуг. Материальное положение пациентов, обращающихся за платными медицинскими услугами в муниципальные ЛПУ, можно охарактеризовать преимущественно как ниже среднего (56,4%), поскольку их доходов «хватает только на еду и одежду, а покупка бытовой техники является проблемой». Материальное положение пациентов частных ЛПУ в целом, выше, чем у тех, кто получает платные медицинские услуги в государственных ЛПУ. Среди них встречаются те, кого можно отнести к людям с доходом выше среднего (20%).
В среде пациентов распространены стереотипы, связанные с оказанием платных медицинских услуг, которые играют роль установок и ожиданий. В качестве стереотипов можно выделить следующие: «в частных клиниках врачи «тянут» деньги из пациентов», «платная медицинская услуга в муниципальном ЛПУ должна быть оказана с более высоким уровнем качества».
Платность медицинской услуги является ее специфическим свойством, повышающим уровень ожиданий пациента.
Врачи, ведущие платный прием, в большинстве случаев склонны ориентироваться на мнение пациентов об их работе (82,4%), однако, представления врачей о том, что для пациента составляет первостепенную важность при получении платной услуги, расходятся с реальным положением дел. Данное явление, на наш взгляд, оказывает негативное влияние на формирование удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг.
Значительная часть врачей (70,6%) отмечают, что оказание платных медицинских услуг для них не только невыгодно (мало влияет на заработок), но и создает лишние проблемы, связанные с выполнением дополнительного объема работы, а также повышенной конфликтностью пациентов, посещающих платные приемы;
Для врачей и экспертов характерно преимущественно негативное отношение к оказанию платных медицинских услуг в государственных клиниках. Эксперты указывают на дестабилизирующую функцию данного вида услуг в экономике, отмечают их отрицательное влияние на доступность медицинских услуг в целом, разрушительную роль в системе этических взаимоотношений пациента и врача.
Благодаря анализу мнения пациентов, врачей, руководителей ЛПУ, организаторов здравоохранения нам удалось выделить ряд проблем, связанных с оказанием платных медицинских услуг муниципальными и частными ЛПУ, которые должны быть устранены с целью повышения качества платного медицинского обслуживания.
Выделенные проблемы можно разделить на две группы: муниципального и частного ЛПУ.
К группе проблем в КГБУЗ «Городская больница № 4» (поликлиника) мы относим трудности, вызванные недостаточно успешной системой организации оказания платных медицинских услуг, решение которых возможно осуществить силами руководства данного ЛПУ.
К данным проблемам отнесем следующие:
1. неудобный график приема специалистов;
2. грубость, невнимательность, равнодушие персонала к пациентам;
3. недостаточная информированность пациентов о перечне платных медицинских услуг, оказываемых в ЛПУ;
4. недостаточная оснащенность материально-технической базы ЛПУ;
Разработанные рекомендации содержат перечень мер, соблюдение которых руководителями ЛПУ будет способствовать возникновению благоприятных условий для повышения уровня удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в ЛПУ разных форм собственности.
Рекомендации для руководителей ЛПУ заключаются в следующем: планирование обследования и лечения пациента с учетом рационального использования его времени; осуществление платного приема пациентов в специально отведенное время. При этом необходимо не допускать ведения платного приема одновременно с бесплатным во избежание дополнительных конфликтов между пациентами, пациентами и врачами; улучшение материально-технического оснащения ЛПУ (увеличить число мест ожидания приема у специалиста, сделать удобнее окно регистратуры); улучшение качества оформления стенда, информирующего пациентов о перечне платных медицинских услуг, предоставляемых в ЛПУ;
Полученные в работе результаты представляют собой практическую значимость, которая обусловлена практическая значимость работы обусловлена:
1. дальнейшим использованием разработанной методики для оценки уровня удовлетворенности качеством оказания медицинских услуг в муниципальных и частных ЛПУ г. Барнаула и края;
2. внедрением разработанных рекомендаций по повышению качества оказания платных медицинских услуг в ЛПУ, явившихся базой проведения социологического исследования;
3. использованием предложенных рекомендаций общественными организациями, профессиональными сообществами врачей для определения основных направлений деятельности организаций.
Стоит заметить, что в связи с происходящими в настоящий момент процессами модернизации сферы здравоохранения, изменения законодательства, особенно в части, касающейся оказания платных медицинских услуг населению, результатом которых явилось уменьшение объема оказания названных услуг в государственных и муниципальных ЛПУ, результаты, полученные в ходе исследования, а также сама тема работы не потеряли своей актуальности.
Необходимо сказать, что в сложившейся ситуации, когда уровень доверия платным ЛПУ является достаточно низким, пациенты, нуждающиеся в оказании платных услуг, продолжат обращаться в государственные и муниципальные клиники, однако их платежи переместятся в сектор теневой экономики, станут неформальными, что может способствовать развитию уровня коррупции. Поэтому, на наш взгляд, меры по уменьшению объема оказания платных медицинских услуг, не являются решением проблемы. Для того, чтобы было возможно наметить пути выхода из сложившейся ситуации необходимо учитывать мнение пациентов. При помощи массовых социологических опросов удастся найти ответы на многие вопросы, касающиеся платного оказания медицинских услуг в ЛПУ разных форм собственности.



