ГЛАВА 1. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕСДТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Повышение познавательной активности школьников как педагогическая
проблема 7
1.2. Мультимедийные презентации на уроках биологии в основной школе...11
1.3. Роль мультимедийной презентации на уроках биологии в качестве
средства повышении познавательной активности учащихся 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ 24
2.1. Методические и дидактические приемы использования мультимедийных
презентаций 24
2.2. Технология разработки и проведения уроков с использованием
мультимедийных презентаций, их результативность по развитию познавательной активности учащихся 31
2.3. Диагностические мероприятия по определению уровня познавательной
активности школьников 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Актуальность постановки проблемы познавательной активности школьников обусловлена тем, что в условиях модернизации общего образования России необходимо реализовать качественно новую личностно - ориентированную развивающую модель школы с целью общего развития личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться. Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через применения активных форм обучения. Активность обучения может быть представлена: от воспроизводящей деятельности, через преобразующую, к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения. Исследованием данной проблемы занимались известные педагоги и психологи. Среди них, такие как Бабанский Ю.К., Герасимов С.В., Максимов В.Н., Мечинская Н.А., Пидкасистый П.И., Талызина Н.Ф., Харламов И. Ф., Шамова Т.И., Щукина Г. И. и др.
Но в любое время одной из важнейших проблем дидактики является, каким образом активизировать учащихся на уроке? Какие методы и средства обучения необходимо применять, чтобы повысить активность учащихся на занятиях? Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации учащихся.
Цель исследования: Выявление условий повышения познавательной активности учащихся при использовании мультимедийной презентации на уроках биологии.
Объектом нашего исследования является познавательная активность учащихся.
Предметом нашего исследования является мультимедийная презентация, как средство повышения познавательной активности учащихся.
Задачи исследования:
1. Изучение уровня познавательной активности учащихся.
2. Повышение уровня познавательной активности учащихся, путем
применения новейших информационных технологий.
3. Совершенствование навыков подготовки презентаций.
4. Анализ динамики изменения познавательной активности учащихся.
Гипотеза исследования: Применение мультимедийных презентаций на уроке биологии позволит повысить познавательную активность учащихся.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования:
1) аналитический метод изучения литературы
2) наблюдение, тестирование, анкетирование
3) обработка и интерпретация результатов
Опытно - экспериментальной базой исследования выступали учащиеся МБОУ СОШ лицей «Бригантина» г. Заринска.
Психологи считают, что школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность. Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника как субъект учения. Все вышесказанное позволяет утверждать о том, что субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как познавательная активность.
Теоретическая значимость: Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес на каждом этапе урока биологии необходимо работать в инновационном режиме, используя информационные технологии, что и является основным направлением модернизации образования. Применение мультимедийных презентаций несет в себе образный тип информации, понятный школьникам, формирует у них познавательную активность, интерес к обучению.
Практическая значимость:
- интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс;
- позволяет преподавателю значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразить формы, способы ее восприятия учащимися;
- создает условия для использования наиболее эффективных методов и форм обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);
- экономии учебного времени, энергии преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорение темпа;
- материал, предлагаемый учащимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета;
- способствует развитию креативности детей через создание образовательных информационных продуктов;
- способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразования и самовоспитания;
- способствует выявлению и поддержке одаренных детей.
Современный урок с применением компьютерной презентации строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль.
Современный урок - это такой урок, когда учащийся может сказать, что сам под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, исследует факты и делает выводы, когда он может проявить собственное «я». Это процесс сотрудничества, сотворчества учителя и ученика. Предполагается большая самостоятельная работа учащихся с фактическим материалом, с первоисточниками, формирование умений анализировать, синтезировать, обобщать полученный материал, делать выводы. Ученик должен уметь отстоять собственное мнение, проявить активную жизненную позицию. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а коммуникативность. Для достижения этой цели современный учитель также должен проявлять новую педагогическую позицию - учителя-управленца, в отличие от традиционного представления об учителе как источнике информации. Содержание образования, и его характер полностью определяются текущим состоянием общества и теми требованиями, которые общество предъявляет человеку. Сегодня человек если не в детском саду, то уж на пороге общеобразовательной школы попадает в условия компьютеризованного учебного процесса. Компьютерно-ориентированные методики обучения являются реализацией новых информационных технологий обучения.
Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, частично-поисковый и другие. Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. В то же время, подготовка к уроку с применением компьютерной презентации - это довольно трудоемкий процесс, требующий достаточно большого времени и владения в необходимом объеме технологией создания презентации с использованием прикладной программы Microsoft Power Point. При этом к учебной, как и к другим видам презентаций, предъявляются определенные требования, рассмотренные в данной работе выше. Необходимы также определенные знания и навыки в качестве пользователя персонального компьютера для демонстрации презентации в ходе урока. Только при названных условиях возможна реализация всех преимуществ применения компьютерной презентации на уроках:
1. Повышается привлекательность урока, его эстетическая форма: качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране, что повышает интерес учащихся к обучению;
2. Обеспечивается высокий уровень наглядности на уроке;
3. Увеличивается плотность урока, т.е. более рационально используется время, в результате повышается производительность урока;
4. Повышается уровень интерактивности обучения;
5. Позволяет реализовать технологию дифференцированного обучения за счет структурирования учебного материала и обеспечения перехода к нужной информации (для сильных, слабых и дополнительного материала) с помощью гиперссылок;
6. Преподаватель, создающий или использующий презентацию к уроку, должен обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что так же положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
Однако, при всех преимуществах применения компьютерной презентации, при подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным является ее применение. Надо всегда помнить, что ИКТ - это не цель, а средство обучения, позволяющее, в первую очередь, обеспечить высокую наглядность - дидактический принцип обучения, упомянутый в известной фразе К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас...), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно...» [6].
Анализ данной проблемы позволяет сделать обобщающие выводы и практические рекомендации:
1. Успех в работе по развитию познавательной активности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.
2. В своей деятельности учитель должен учитывать противоречивый характер процесса познания. Постоянно встречающимся противоречием процесса познания является противоречие между индивидуальным опытом учащихся и приобретаемыми знаниями. Это противоречие создает хорошие предпосылки для создания проблемных ситуаций, как педагогического условия развития познавательной активности.
3. Учитель должен уметь выделять доминирующие мотивы. Осознав их, он может оказывать существенное влияние на мотивационную сферу учащихся.
4. Работая над развитием познавательной активности учащихся, учителю следует много внимания уделять прсблемс познавательного интереса. Выступая в качестве внешнего стимула к учению, познавательный интерес является самым сильным средством развития познавательной активности. Искусство учителя состоит в том, чтобы познавательный интерес стал для учащихся лично значимым и устойчивым. Важным педагогическим условием развития познавательной активности является приобщение учащихся к самостоятельной работе. Обучая учиться самостоятельно, преподаватель должен стремиться к тому, чтобы самообразовательная работа учеников характеризовалась целенаправленностью и системностью.
Для решения задачи развития познавательной активности учащихся важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя - возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность. Желательно, чтобы через посредство широкого применения самостоятельных работ учитель стремился к тому, чтобы проблему ставили сами учащиеся.
В комплексе педагогических условий и средств развития познавательной активности учащихся определяющим является содержание изучаемого материала. Именно содержание предмета является одним из ведущих мотивов развития у школьников познавательного интереса. Отбор содержания учебного материала должен производиться с учетом интересов учащихся. При отборе содержания материала необходимо учитывать его перспективность, практическую и личностную значимость для учащихся, актуальность.
Для решения задачи развития познавательной активности учащихся важно применять активные методы обучения, адекватные содержанию материала. Применение мультимедийных презентаций на уроке биологии на основном этапе обучения позволит повысить познавательную активность учащихся, возрастет качество знаний обучающихся, увеличиться творческий потенциал участников образовательного процесса. Основными направлениями для дальнейшего исследования в этой области знаний является расширение области применения мультимедийных презентаций. Это послужит увеличению возможностей учебно-познавательной деятельности в системе естественнонаучного образования.
1. Ананьев, Б.Г. О развитии детей в процессе обучения[Текст] // Советская педагогика.- 1957.-№7.- С.73-74.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 2008 . - 58с.
3. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 2007.-23с.
4. Андреев, А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере
образования [Текст]: школьные технологии / А.А. Андреев. - М.:
Просвещение: Владос, 2001. - №3. - 576 с.
5. Андреева, П.М. Социальная психология: [Текст]: учебник для вузов / П. М. Андреева . - М.: Наука, 1994 .-147с.
6. Анциферова, Л. И. Методологические проблемы психологии развития[Текст] /Л. И. Анциферова//В сб.: Принцип развития в психологии. - М.- 2000.-368 с.
7. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] / А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 135 с.
8. Асмолова, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий[Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
9. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст]: / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 310 с.
10. Бабанский, Ю. К. Осуществить реформу на научной основе [Текст]: / Ю. К. Бабанский // Народное образование. - 1985. - 79 с.
11. Бабанский, Ю. К. Оптимизация педагогического процесса в вопросах и ответах [Текст] / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. - Киев, Рад. школа, 1983, C. 287.
12. Бабанский, Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. [Текст] / Ю. К. Бабанский. - Ростов - на Дону, 1970. - 128 с.
13. Башмаков, М. И. Процесс обучения в информационной среде [Текст] / М. И. Башмаков, С.Н. Поздняков Н. А. Резник // Школьные технологии. - 2000. - №6. - 86 с.
14. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям [Текст]/ В.Б. Бондаревский, //М.: Наука.-1995.-130с.
15. Брыксина, О.Ф., Овчинникова О.А. Среда Microsoft Power Point как инструментальное средство педагога. [Текст]/ О.Ф. Брыксина, О.А. Овчинникова// Самара. СИПКРО-2004. — 40 с.
16. Василькова, Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций [Текст]/ Ю.В. Василькова , Т.А. Василькова// М. -2000.-89с.
17. Васюкова, Е. Е. Мотивация и перспективы будущего [Текст]/ Е.Е.Васюкова,// Вопросы психологии . - Наука-2000.- №4.- С. 159—160.
18. Векслер, С.И. Современные требования к уроку [Текст] / С.И. Векслер,// М.Просвещение.- 1985. -147с.
19. Волков, К.Н. Психологи о педагогических проблемах [Текст]/ К.Н. Волков, // -М.: Педагогика. - 1981.-10с.
20. Выгодский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выгодский, // - М.: Педагогика.- 1991.-123с.
...