Глава 1. Теоретические и практические основы организации внеурочной деятельности по биологии 7
1.1 Возможности использования информационно-коммуникационных
технологий во внеурочной и внеклассной работе 7
1.2 Формы организации внеурочной деятельности 14
1.3 Организация работы обучающихся во внеурочной деятельности по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий 25
Глава 2. Экспериментальная работа по интенсификации учебной деятельности с использованием ИКТ в рамках внеурочных мероприятий по биологии 28
2.1. Разработка мероприятий по биологии и внедрение их в учебно-воспитательный процесс 28
2.2. Организация опытно-экспериментального исследования по
интенсификации интереса и мотивации школьников во внеурочной деятельности по биологии 30
2.3. Оценка и анализ результатов работы школьников во внеурочной
деятельности по биологии с использованием ИКТ 34
Заключение 38
Библиография 39
Приложение 1 41
Приложение 2 42
Приложение 3 43
Как организовать воспитывающую внеурочную деятельность школьников, как целенаправленно достигать в ней воспитательных результатов, в каких культурных формах и на каком содержании это лучше делать? Вот те вопросы и проблемы, которые мне бы хотелось осветить в своей работе.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Воспитание в школе — это не специальные мероприятия. Как подчёркивается в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), «подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодёжи. Это приводит к ещё большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, атомизации личности, снижению её жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни».
По мнению ученых - педагогов, психологов, воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художе-ственную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Данная тема является актуальной в связи с переходом на новые образовательные стандарты. Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Не менее важным является использование во внеурочной деятельности информационно коммуникационных технологий. Они открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают
результативность самостоятельной работы, дают новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных знаний и умений. Использование информационно коммуникативных технологий во внеурочной деятельности способствует развитию мотивации учащихся, развитию познавательной деятельности и творческих способностей. Умение работать с компьютером - это ещё и один из элементов молодёжной культуры.
Важна и роль педагога в реализации данного вопроса. Лишь творчески работающий педагог, имеющий достаточно богатый опыт, может помочь ребёнку раскрыть свои способности через внеурочную деятельность. А для этого педагог должен уметь создать условия для исследовательской деятельности учащихся, уметь предоставить им возможность применения полученных знаний, проверки своих гипотез.
Проблема исследования: поиск форм и методов, средств и условий повышения интенсификации самостоятельной работы обучающихся во внеурочной деятельности при изучении биологии.
Объект исследования: внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования: педагогические условия организации
внеурочной учебной деятельности по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Цель исследования: выявить, экспериментально апробировать
педагогические условия интенсификации самостоятельной внеурочной работы по биологии с использованием ИКТ.
В.И. Андреев отмечает, что педагогические условия - это результат целенаправленного отбора, констатирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей. В нашем диссертационном исследовании под педагогическими условиями будем понимать совокупность необходимых и достаточных мер, которые создают наиболее благоприятную обстановку (или среду) для повышения интенсификации самостоятельной работы обучающихся во внеурочной деятельности при изучении биологии.
Задачи исследования:
• С помощью психолого-педагогической литературы, выяснить проблемы организации внеурочной деятельности по биологии.
• Систематизировать формы, методы, средства ИКТ на внеурочных занятиях и во внеурочной деятельности по биологии.
• Выявить организационно-педагогические условия и использование ИКТ во внеурочной деятельности по биологии
• Проанализировать результаты эксперимента по организации мероприятий с использованием ИКТ во внеурочной деятельности по биологии.
Гипотеза: организация внеурочной деятельности по биологии с
использованием ИКТ будет результативной, если предлагать учащимся задания, которые требуют использования программного обеспечения, красочные и содержательно-насыщенные информационные цифровые ресурсы, в том числе и разработанные учителем.
Методы исследования:
• Теоретические методы: изучение и анализ научной литературы, обобщение полученных результатов.
• Эмпирические методы: анкетирование, опрос, эксперимент, обработка данных.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности. Разработанные прикладные средства: презентации, интерактивные игры, являются результатами прикладного характера.
В ходе работы было выяснено, что существуют разные формы организации внеурочной деятельности: познавательная, досугово - развлекательная, игровая и другие.
В результате систематизации методов и средств, было установлено: основными методами внеурочной деятельности по биологии являются объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские. Средства обучения: аудиовизуальные, автоматизирующие средства.
Для реализации внеурочной деятельности по биологии необходимо выполнение организационно педагогических условий, таких как реализация принципов наглядности, занимательности, использование игровых моментов.
Внеурочная работа по биологии является важной формой обучения и воспитания обучающихся, содержание и методика, которой определяется учителем и учащимися в зависимости от их интересов, опыта и возможностей учителя. Внеурочные занятия с разнообразными формами и методами создают для становления творческой личности благоприятные условия. Позволяют не только ответить на возникающие у учащихся вопросы, но существенно конкретизировать и расширить их знания в области биологии. Знакомят с профессиями и специальностями, связанными с биологией и ее приложениями.
Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, использование ИКТ во внеурочной деятельности по биологии способствует развитию самостоятельной познавательной деятельности и творческих способностей. Цель и задачи достигнуты.
1. Абдулгалимов, Г. Л. Информационные технологии для учителя предметника : учеб. пособие / Г. Л. Абдулгалимов. - М. : РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. - 244 с.
2. Андреев, О. П. Полеты во сне и наяву или алгоритм ролевой игры / О. П. Андреев, Н. А. Комольцева // Воспитательная работа в школе. - 2009. - № 10. - С. 61-67.
3. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2011. - 223 с.
4. Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе. Ч. II. Из практики использования интерактивных досок разных типов в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга [Текст] : сб. метод. разработок / сост. М. Н. Солоневичева. - СПб. : РЦОКОиИТ, 2010. - 88 с.
5. Красильникова, В. А. Использование информационных и
коммуникационных технологий в образовании [Текст]: учеб. пособие / В. А. Красильникова. - 2-е изд. перераб. и дополн. - Оренбург : Оренбургский гос. ун-т, 2012. - 291 с.
6. Линецкий, Б. Л. Интерактивное оборудование для образовательных учреждений [Текст] / Современные педагогические технологии интернет-обучения : сб. ст. / ред. колл.: А. Н.Тихонов [и др.]. - М. : ФГУ ГНИИ ИТТ Информика, 2008. - С. 173-182.
7. Нагорнова, А. Ю. Основы педагогики и психологии младшего
школьника [Текст] / А. Ю. Нагорнова [и др.]. - Ульяновск : УлГПУ, 2012. - 329 с.
8. Пешкова, В. Е. Педагогика. Ч. 6. : Педагогическая информатика. Курс лекций [Текст] : учеб. пособие / В. Е. Пешкова. - Майкоп : АдыгГУ, 2010. - 151 с.
9. Поляков, С. Д. Психопедагогика воспитания [Текст] / С. Д. Поляков. - М. : [б.и.], 1996. - 81 с.
10. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.
11. Синицына, Г. П. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности [Текст] : метод. пособие / Г. П. Синицына, Н. С. Макарова, М. А. Максимова ; под общ. ред. Н. В. Чекалевой. - Омск : [б.и.], 2008. -100 с.
12. Современные информационные технологии в образовании: Южный федеральный округ [Текст] : материалы науч.-метод. конф. (Ростов-на- Дону, 11-13 мая 2011 г.) / ЮФУ ; Южно-Российский регион. центр информатизации ; ред. Л. А. Крукиер, Г. В. Муратова. - Ростов н/Д : [б.и.], 2011. - 314 с.
13. Хейзинг, Й. Homo ludens : Человек играющий [Текст] / пер. с нидерланд. и примеч. В. Ошиса. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 350 с.
14. Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Естествознание [Текст]: сб. учеб.-метод. материалов для педагогических вузов / сост. Н. П. Безрукова, А. С. Звягина, Е. В. Оспенникова ; под общ. ред. Е. В. Оспенниковой. - М. : Университетская книга, 2008. - 480 с.
15. Цырлина, Т. В. Обреченные на успех. Авторские школы
гуманистического типа [Текст] / Т. В. Цырлина. - Курск : КГПУ, 1995. - 132 с.
16.Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. [б.и.], 1960. - 156 с.