ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 6
2.1. Обзор основного и дополнительного образования 6
2.2. Проблемы профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования 8
2.3. Развитие НТИ. Поддержка научно-технической сферы 9
2.4. Проблемы развития технической грамотности в Алтайском крае в сфере дополнительного образования 12
2.5. Актуальность применения дистанционного образования 13
2.6. Информационная система как средство реализации дистанционного обучения 18
ГЛАВА 2. ОБЗОР КОММЕРЧЕСКИХ И СВОБОДНО РАСПРОСТРОНЯЕМЫХ LMS/LCMS 20
2.1. Коммерческие LMS/LCMS 20
2.2. Свободно распространяемые LMS/LCMS 23
2.3. Обзор свободно распространяемых LMS LCMS 31
2.4. Вывод по обзору коммерческих и свободно распространяемых LMS/LCMS 32
2.5. Требования к разрабатываемой модели информационно-образовательного портала 33
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 35
3.1. Модель взаимодействия информационно-образовательной системы с внешним миром ...35
3.2. Модель входа и регистрации в ИС 35
3.3. Модели курсов информационно-образовательной системы 38
3.4. Модель электронных ресурсов и элементов курса, используемых в системе
дистанционного обучения 39
3.5. Модель взаимодействия преподавателя и обучающегося с помощью видеоотчетов 40
3.6. Модель блока общения в информационно-образовательной системе 41
3.7. Модель системы оценки знаний 42
3.8. Защита выпускной квалификационной работы (ВКР) 45
3.9. Журнал оценок 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В современном российском обществе, как практически и во всем мире, в последние годы наблюдается обострение проблем, имеющих технический, технологический характер. При этом подобные проблемы связанны с тем что человек чувствует себя неуверенно в мире, который трудно представить без компьютеров, систем автоматизации, мехатронных и робототехнических систем, умных домов, интернет-технологий, гаджетов. Проблема эта возникает из-за отсутствия в системе классического школьного образования методов и способов формирования всех компетенций, которые нужны человеку для повседневной жизни, обучении в колледжах, техникумах, вузах.
Для развития современного общества требуется усилить роль технической направленности в образовании. Вот тут на помощь приходит дополнительное образование, которое идет вспомогательным к основному образованию и формирует определенные компетенции у избранной группы людей.
Система дополнительного образования Российской Федерации на сегодняшний день по праву рассматривается как значимая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Дополнительное образование органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности, что нашло отражение в Национальной доктрине образования Российской Федерации и Федеральной программе развития образования.
Государство поддерживает развитие системы дополнительного образования в стране создавая технопарки, центры молодежного инновационного творчества, развивая и совершенствуя уже работающие детско-юношеские центры. Осуществляется финансовая поддержка, благодаря которой закупается необходимое оборудование, то есть происходит улучшение материальной базы, что способствует проявлению и привлечению новых людей к техническому творчеству. Нужно отметить что территориально Россия огромна и поэтому поддержка развития дополнительного образования осуществляется регионально, учитывая особенности социально-экономического развития региона.
Развитие и поддержка дополнительного образования в Алтайском крае поднимает общий интеллектуальный потенциал региона, делая его наукоемким, что способствует появлению грамотных специалистов в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности, пищевой промышленности, биофармокластере и т.д. Формирование технического интеллектуального потенциала позволит подготовить к выходу сельское хозяйство, обрабатывающую и пищевую промышленность на новые технологические рельсы.
Формирование технических компетенций у детей невозможно без компетентных педагогов. На сегодняшний день замечено отсутствие целенаправленной структуры в области дополнительного образования. Особенно дополнительного образования учителей. Существует много разных структур, которые занимаются педагогикой, но все они находятся в области основного образования. А вот в дополнительном образовании учителя являются в основном самоучками. Актуальным становится вопрос отсутствия в сфере технического творчества и интеллектуальных систем программ подготовки учителей дополнительного образования. Так же следует заметить, что большинство кружков технической направленности, центров молодежного инновационного творчества, технопарков находятся в городах и тем самым дети из деревенской местности лишены возможности раскрыть свой творческий потенциал. Решить все выявленные проблемы возможно с помощью образовательного портала, который бы был доступен с любого уголка Алтайского края.
Целью выпускной квалификационной работы магистра является разработка информационной модели информационно-образовательного портала для обучения педагогов дополнительного образования.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы магистра было выявлено, что государственная политика в сфере образования настойчиво продвигает развитие естественно-научного мировоззрения граждан России в том числе в области технического творчества, привлечения молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышения престижа технических специальностей. В связи с этим особое внимание государство обращает на переподготовку педагогов школ и колледжей основного и дополнительного образования, как на начальное звено формирования в обществе интереса к науке и технике. Наиболее удачным вариантом переподготовки педагогов является дистанционное образование, реализуемое с помощью информационных систем. В Алтайском крае в сфере дополнительного образования информационно-образовательная система для подготовки педагогов дополнительного образования отсутствует.
В данной магистерской работе была разработана информационная модель информационно-образовательного портала для обучения педагогов дополнительного образования, а точнее:
1. Проведен обзор существующих систем управления обучением (LMS/LCMS);
2. Разработаны требования к информационной модели информационно-образовательного портала;
3. Разработана модель взаимодействия информационно-образовательной системы с внешним миром;
4. Разработана модель входа и регистрации в ИС;
5. Разработана модель курсов информационно-образовательной системы;
6. Разработана модель электронных ресурсов и элементов курса, используемых в системе дистанционного обучения;
7. Разработана модель взаимодействия преподавателя и обучающегося с помощью видеоотчетов;
8. Разработана модель блока общения в информационно-образовательной системе;
9. Разработана модель система оценивания знаний;
10. Журнал оценок.
Таким образом была предложена информационная модель информационно-образовательного портала для обучения педагогов дополнительного образования.
Цель, поставленная в выпускной магистерской работе, была достигнута.
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12.2012 [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/66/ свободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
2. Серебрякова Е. А. Российская система образования: достоинства и недостатки // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 703-707.
3. Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 свободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71102914/#ixzz4kA5BgMbe. свободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
5. Федеральный закон от 23 августа 1996г. ^Г27-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 02.07.2013) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/свободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
6. Национальная технологическая инициатива [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://asi.ru/nti/ свободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
7. Фонд «Вольное дело» [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://volnoe-delo.ru/about/свободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
8. WORLDSKILLS [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://worldskills.ru/ свободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
9. JuniorSkills [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://worldskills.ru/juniorskills/свободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
10. Проект концепции развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на
период до 2020 года [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.altairegion22.ru/official_docs/projects/proekt-kontseptsii-razvitiya-dopolnitelnogo- obrazovaniya-detei-v-altaiskom-krae-na-period-do-2020-goda/ свободный. Загл. С экрана.
Яз. Рус.
11. Покушалова Л. В. Дистанционное обучение - «образование для всех» и «образование через всю жизнь» // Молодой ученый. - 2011. - №3. Т.2. - С. 154-156.
12. Пугачев А. С. Дистанционное обучение - способ получения образования // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С. 367-369.
13. Желудкова Л. И., Высочина Т. А. Дистанционное образование как инновационная форма обучения [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 35-37.
14. Обзор рынка дистанционного образования в России. E-learning [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://bishelp.ru/business/upravlj aem-biznesom/obzor-rynka-distancionnogo- obrazovaniya-v-rossii-e-learning свободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
15. Приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 N 137 «Об использовании дистанционных
образовательных технологий» [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54824/ свободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
16. Абаев А. М. Проблемы и перспективы развития системы учреждений дополнительного образования детей [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 100-102.
17. Дистанционные образовательные технологии как средство расширения информационного образовательного пространства [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://iga.ru/page/distancionnye-obrazovatelnye-tehnologii-kak-sredstvo-rasshireniya- informacionnogoсвободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
18. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите
информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ свободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
19. Информационные системы: Учебник для вузов / Ю. С. Избачков, В. Н. Петров, А. А. Васильев, И. С. Телина - 3-е изд. — СПб.: Питер, 2011. — 544 с.: ил.
20. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / М.Б. Лебедева, С.В. Агапонов, М.А. Горюнова, А.Н. Костиков, Н.А. Костикова, Л.Н. Никитина, И.И. Соколова, Е.Б. Степаненко, В.Е. Фрадкин, О.Н. Шилова / Под общ. Ред. М.Б. Лебедевой. - СПб.: БХВ-Петербург, 2010. - 336 с.: ил.
21. 1С-Битрикс: Управление сайтом [Электронный ресурс]: Режим доступа:https://www.1c- bitrix.ru/products/cms/свободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
22. Дистанционное обучение [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://coolreferat.com/Дистанционное_обучение_5 свободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
23. Система управления Netcat [Электронный ресурс]: Режим доступа:https://netcat.ru/свободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
24. NetCat - система управления сайтами [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.netcatnw.ru/свободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
25. Система управления inDynamic [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.indynamic.ru/свободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
26. Система управления Amiro.CMS [Электронный ресурс]: Режим доступа:
https://www.amiro.ru/свободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
27. Система управления Прометей [Электронный ресурс]: Режим доступа:
https://www.prometeus.ru/index.html свободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
28. Система управления обучением ATutor [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.atutor.ca/свободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
29. Платформа для электронного обучения Claroline [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.claroline.net/свободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
30. Система дистанционного обучения Claroline LMS [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://hotuser.ru/distanczionnoe-obuchenie/772--claroline-lmsсвободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
31. Система управления обучением Dokeos [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.dokeos.com/свободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
32. Аналитическая записка «Выбор системы дистанционного обучения» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ra-kurs.spb.ru/2/0/3/1/?id=13свободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
33. Moodle - система дистанционного обучения [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://opentechnology.ru/products/moodleсвободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
34. Moodle - система учебник для начинающих [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://rumoodler.com/свободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
35. Система управления обучением OLAT [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.id.uzh.ch/de/dl/elearning/services/olatunizh.htmlсвободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
36. Система управления обучением Sakai [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.sakaiproject.org/свободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
37. Учебник по Visio 2016 [Электронный ресурс]: Режим доступа:
https://support.office.com/ru-ru/article/Учебник-по-Visio-2016 свободный. Загл. С экрана. Яз. Рус.
38. Информационные системы: учеб. пособие /Е.В. Бурцева, И.П. Рак, А.В. Селезнев, А.В. Терехов и др. - Тамбов: Изд-во Тамб.гос.техн. ун-та, 2009. - 128 с.
39. Инюшкина О.Г. Проектирование информационных систем. - Екатеренбург: Форт-Диалог Инсеть, 2014. -240 с.
40. Избачков Ю.С., Петров В.Н. Информационные системы: - Спб.: Питер, 2005. - 656 с.
41. Гвоздева Т.В., Баллод Т.В. Проектирование информационных систем. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 508 с.