ГЛАВА 1. Возможности использования цифрового микроскопа на уроках биологии 7
1.1. Характерный особенности устройства цифрового микроскоп 7
1.2. Педагогические особенности использования цифрового микроскопа 12
ГЛАВА II. Применение цифрового микроскопа на уроках биологии 19
2.1. Основные цели и задачи применения цифрового микроскопа на уроках 19
2.2. Методика проведения лабораторных работ на уроках с использованием
цифрового микроскопа 22
2.3. Анализ полученных результатов в практической деятельности на уроках
биологии 26
Заключение 32
Библиографический список 34
Приложение 1 37
Приложение 2 40
Приложение 3 42
Приложение 4 44
Приложения 5 47
Актуальность. Биология - это один из многих предметов естественно - научного цикла. Благодаря изучению этого предмета учащиеся обеспечиваются фундаментом для практической деятельности, формируется их мировоззренческая позиция, для представления общей картины мира.
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Поэтому главной целью современного образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для достижения этой цели был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования.
В современном образовании основной задачей является всестороннее развитие личности учащегося и его умения адаптироваться в современном мире. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому существует необходимость применения новых педагогических методов в образовательном процессе. Методов и приемов построения обучения довольно много. В данной работе будет отслежено использование такого современного оборудования как: цифровой микроскоп, мультимедийный проектор, компьютер. Использование такого оборудования может позволить достичь результатов более высокого уровня, как по предмету, так и для развития личности ученика в целом.
Использование цифрового микроскопа в образовательном процессе дает возможность: повысить интерес к предмету, повысить качество обучения, изучать исследуемый объект не одному учащемуся, а группе одновременно (так как информация может быть выведена на монитор компьютера), отразить существенные стороны биологических объектов, воплотить в жизнь принцип наглядности, выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Поэтому разработка методов использования цифрового микроскопа на уроках биологии позволит повысить мотивацию учащихся, а значит и повысить качество знаний по предмету.
Методологическая основа исследования:
• Информационные технологии в образовании (Захарова И. Г.)
• Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы (Гершунский Б.С.
• Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе (Копилович Л.Г.)
• Устройство и основные части оптического микроскопа
После того как была изучена методическая особенность использования цифрового микроскопа пришли к выводу как его можно использовать при проведении лабораторных работ с детьми. С помощью микроскопа можно изучить строение клеток растений, животных, червей, членистоногих, грибов и т.д. Важно и то, что очень многие из указанных объектов после исследования, организованного с помощью цифрового микроскопа, не претерпели никаких воздействий. Необходимость совершенствования процесса обучения в школах на уроках биологии и с целью мотивации и повышения качества подвигли к выбору данной темы диссертации.
Теоретическая основа исследования:
• «Использование цифрового микроскопа на уроке» (Пугал Н.А., Евстегнеев В. Е., Аверчинкова О.Е.)
• Использование цифрового микроскопа на уроках биологии и химии (Зайцева Е.А., Кирилова Е.Г.)
• Компьютерная микроскопия (Е. Клыкова, О. Егорова, В. Пантелеев)
• Курс эффективного преподавателя. Как раскрыть в школьниках самое лучшее (Гордон Т.)
Анализ литературы по использованию цифрового микроскопа на уроках биологии позволило убедиться в преимуществе использования этого средства обучения и отработать навыки работы с цифровым микроскопом.
Цель исследования - разработать и применить методику использования цифрового микроскопа на уроках биологии.
Объект исследования - урок биологии с использованием цифрового микроскопа.
Предмет исследования - методика использования электронного микроскопа на уроках биологии.
Гипотеза исследования: методика использования цифрового микроскопа на уроках биологии будет способствовать развитию интереса к предмету и формированию естественно - научной картины мира.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1) описать возможности цифрового микроскопа на разных этапах урока;
2) определить особенности использования цифрового микроскопа, структуру методики работы с ним;
3) выявить основные цели и задачи применения цифрового микроскопа на уроках;
4) разработать методику использования электронного микроскопа на уроках биологии и применить ее.
5) произвести анализ полученных результатов в практической деятельности на уроках.
В процессе выполнения исследования были использованы следующие методы:
• изучение и анализ научной литературы по выбранной теме;
• изучение и обобщение работ по схожей тематике;
• эксперимент;
• сравнение, обобщение;
• анализ
Научная новизна исследования заключается в том, что разработана методика использования цифрового микроскопа при проведении лабораторных работ по биологии, которая поможет в более успешном усвоении учебного материала.
Теоретическая значимость заключается в том, что подобранная литература в ходе изучения выбранной темы, может помочь при внедрении цифрового микроскопа в свою работу.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика проведения лабораторных работ может быть использована в педагогической практике учителей биологии и направленна на достижение повышения качества образования по биологии.
Структура научно-исследовательской работы: данная работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В ходе работы над темой научно-исследовательской работы «Методика использования электронного микроскопа на уроках биологии» было осуществлено знакомство с методикой научно-педагогического исследования.
Анализ литературы по теме научно - исследовательской работы убедил меня в том, что информационные технологии, а в частности использование электронного микроскопа является важной частью современного образования в формировании личности и естественно - научной картины мира.
В процессе работы над данной темой отрабатывала навыки и умения:
• обосновать актуальность исследования;
• применять теоретические методы исследования;
• составлением библиографического списка с соблюдением ГОСТа
• различными способами чтения научно-педагогической литературы
(изучающее, ознакомительное, выборочное, определение главной мысли, выделение аргументов);
• практическими способами поиска и переработки научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний.
По итогам проведенной работы можно сказать о том, что:
1) описаны возможности использования цифрового микроскопа на разных этапах и типах урока, а так же и во внеурочное время;
2) были определены особенности использования использования цифрового микроскопа на уроках биологии, изучена структура методики работы с ним;
3) выявлены основные цели и задачи применения цифрового микроскопа на уроках биологии;
4) в результате своей исследовательской работы мною разработана методика использования цифрового микроскопа и применена на уроках биологии;
5) произведен анализ полученных результатов в практической деятельности на уроках.
Опираясь на полученные результаты можно сказать, что благодаря использованию цифрового микроскопа можно не только повысить интерес к предмету, но и качество знаний учащихся, что подтверждается приведенными итогами лабораторных работ на рисунках 2 - 6.
Разработанная методика проведения лабораторных работ может быть использована в педагогической практике учителей биологии и направленна на достижение повышения качества образования по биологии.
В заключении отмечу, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в плане формирования мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний, приобретения и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся.
1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст]: учеб. пособие / В.П. Беспалов. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
2. Вильяме, Р. Компьютеры в школе [Текст] : учеб. пособие / Р. Вильяме, К. Маклин, под ред. В.В Рубцова. - М.: Профессия, 1988. - 333 с.
3. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы [Текст] / Б.С. Гершунский. _ М.: Педагогика, 1987. - 264 с.
4. Гордон, Т. Курс эффективного преподавателя. Как раскрыть в школьниках самое лучшее [Текст] / Т. Гордон. - М. : Ломоносов, 2010. - 433 с.
5. Дурнева, И.А. Особенности методики использования электронного микроскопа на уроках биологии. [Электронный ресурс] / И.А. Дурнева, М.Н. Мирнова // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - №12. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/. - Загл. с экрана (дата обращения: 01.04.2016).
6. Зайцева, Е.А. Использование цифрового микроскопа на уроках биологии и химии. [Электронный ресурс] / Е.А. Зайцева, Е.Г Кирилова. - Режим доступа: http: //www.festival .1 september.ru/articles/566658. - Загл. с экрана (дата обращения 06.12.2015)
7. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст]: учебное пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2003. - 246 с.
8. Использование цифровых микроскопов на уроках естественного цикла.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98698327. - Загл. с экрана (дата
обращения 06.12.2015)
9. Использование электронного микроскопа. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.ngpedia.ru/id65934p1.html (дата обращения
06.12.2015)
10. Клементьев, С.Д. Электронный микроскоп [Текст]. / С.Д. Клементьев. - М.: Медиа, 1947. - 188 с.
11. Клыкова, О.Е. Компьютерная микроскопия [Текст]. / О.Е. Клыкова, В.И. Егорова. - М.: Техносфера, 2005. - 304 с.
12. Копилович, Л.Г. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе [Текст]. / Л.Г. Копилович. - М.: Академия, 2007. - 156 с.
13. Макарова, О.Б. Информационные и коммуникационные технологии в естественнонаучном образовании [Текст]. / О.Б. Макарова. - Новосибирск.: НГПУ, 2011 - 16 с.
14. Мижериков, В.А. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Мижерикова, В.А. Ермоленко. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 268 с.
15. Мирнова, М.И. Информационная компетентность как компонент профессиональной подготовки будущего учителя биологии [Текст] / М.И. Мирнова // Культура. Наука. Интеграция. - 2012. - №4. - С. 43-46 .
16. Мирнова, М.Н. Конструирование и организация современного урока биологии с применением информационно-коммуникационных технологий [Текст] / М.И. Мирнова // Современная наука,- 2010. - №2. - С. 92-96.
17. Пасечник, В.В. Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : методическое пособие В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / В.В.Пасечник - 4-е изд., стереотип. - М. : Дрофа. 2015. - 60 с.
18. Пасечник, В.В. Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. Учреждений / В.В. Пасечник - М. : Дрофа. 2015. - 141 с.
19. Попова, М. А. Использование цифрового микроскопа на уроках биологии. [Электронный ресурс] / М.А. Попова. - Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/231388. - Загл. с экрана, (дата обращения 06.12.2015).
20. Пугал, Н.А. Методические рекомендации по проведению школьных биологических исследований с использованием цифрового микроскопа [Текст] / Н.А. Пугал, О.Е. Аверчинкова, В.Е. Евстегнеев. - М.: Химлабо, 2008. - 143 с.
...