Глава 1. Теоретические основы формирования функциональной грамотности студентов колледжа 7
1.1. Место функциональной грамотности в образовательном процессе
колледжа 7
1.2. Пути и трудности формирования функциональной грамотности
студентов колледжа 9
1.3. Формирование функциональной грамотности студентов в курсе
«Информатика» 12
Глава 2. Формирование информационной и компьютерной грамотности студентов колледжа в курсе «Информатика» 14
2.1. Методика формирования информационной и компьютерной
грамотности студентов колледжа в курсе «Информатика» 14
2.2. Разработка методики формирования информационной и компьютерной
грамотности студентов колледжа в курсе «Информатика» 17
2.3. Реализация методики формирования информационной и
компьютерной грамотности студентов колледжа в курсе «Информатика» 21
Заключение 37
Список литературы 39
Приложение 1 Лекционный материал 47
Приложение 2 Практические и лабораторные работы 52
Приложение 3 Анкета для определения компьютерной грамотности студентов 54
Приложение 4 Задания для определения информационной грамотности
студентов 68
Приложение 5 Фрагмент урока по теме «Защита информации» 70
Главной целью современного образования является достижение учащимися уровня, достаточного для обеспечения его самореализации и гарантирующего прогресс в развитии и поступательное движение современного общества. Основой любого уровня образованности является, прежде всего - грамотность. В буквальном смысле под грамотностью понимается способность личности читать, понимать и составлять простые короткие тексты, имеющие отношение к повседневной жизни.
В современных условиях развития общества для человека традиционной элементарной грамотности становится недостаточно. Среди факторов, вызывающих необходимость повышения уровня общего образования, можно перечислить следующие:
• изменения структуры занятости и профессионально-квалификационных требований к работнику;
• расширение использования в повседневной жизни современных технических средств и бытовых приборов, хозяйственных химических средств и т.д.;
• усложнение политической и гражданской жизни, а также новые процессы, влияющие на общую социально-политическую атмосферу и т.д.;
• большие геополитические изменения и растущая интернационализация различных сфер и областей в обществе [39].
В свою очередь функциональная грамотность выходит за рамки школьного образования и рассматривается как этап и аспект непрерывного образования.
На официальных сайтах организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) можно найти следующие определения.
Функциональная грамотность - это целый ряд навыков и умений: познавательных, эмоциональных и поведенческих.
В исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) проверялись три типа грамотности: грамотность чтения, математическая грамотность и естественно-научная грамотность.
В исследовании под грамотностью чтения понималась способность человека к осмыслению письменных текстов, использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Для понятия «математическая грамотность» в проведенном исследовании PISA было принято следующее определение: это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Под естественно-научной грамотностью в исследовании понималась способность учащихся использовать естественно-научные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть изучены и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений [13].
Ряд ученых для определения уровня функциональной грамотности выделяют такие формы грамотности как:
• общая грамотность;
• информационная грамотность;
• компьютерная грамотность;
• коммуникативная грамотность;
• владение иностранными языками;
• политическая грамотность;
• экономическая грамотность;
• грамотное решение бытовых проблем;
• грамотность действий в чрезвычайных ситуациях и другие [44].
На уроках информатики наиболее эффективно происходит формирование информационной и компьютерной грамотности. Информационная грамотность - это набор умений и навыков учащегося, позволяющий ему запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать нужную информацию, создавать и обмениваться новой информацией. Под компьютерной грамотностью понима¬ют владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере, использования средств вычислительной техники; понимание основ информа¬тики и значения информационной технологии в жизни общества [5].
В современном мире информация становится главным ресурсом общества, а компьютер - главным орудием построения информационного общества. Совершенствование персонального компьютера и разработка программного обеспечения способствуют быстрому внедрению компьютера во многие сферы жизнедеятельности. Компьютеризация существенно влияет на процессы обучения, промышленного производства, на постановку и решение научных задач, на исследования в области мышления и процессов познания. Таким образом, овладение информационной и компьютерной грамотностью является необходимым условием для нормального существования человека в современном обществе [45].
Проблема исследования состоит в выявлении совокупности средств формирования у студентов колледжа функциональной грамотности в курсе «Информатика».
Цель исследования: теоретически обосновать процесс формирования функциональной грамотности студентов колледжа в курсе «Информатика» и провести экспериментальную проверку методики ее реализации.
Объект исследования: функциональная грамотность студентов колледжа.
Предмет исследования: формирование информационной и компьютерной грамотности студентов в курсе «Информатика».
Гипотеза исследования: формирование информационной и компьютерной грамотности студентов колледжа в курсе «Информатика» будет эффективным, если:
- выявлены особенности формирования информационной и компьютерной грамотности, способствующие развитию функциональной грамотности;
- определены и реализованы способы формирования информационной и компьютерной грамотности, как формы функциональной грамотности;
- выявлены критерии и показатели оценки формирования информационной и компьютерной грамотности в курсе «Информатика».
На основе объекта, предмета, цели и гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить опыт формирования у студентов функциональной грамотности.
2. Определить пути формирования функциональной грамотности студентов колледжа.
3. Выявить трудности формирования информационной и компьютерной грамотности студентов колледжа.
4. Разработать и апробировать на практике колледжа методику формирования информационной и компьютерной грамотности в курсе «Информатика».
5. Разработать оценочный материал для определения эффективности применения разработанной методики в реальном процессе формирования информационной и компьютерной грамотности студентов колледжа в курсе «Информатика».
Методической и теоретической основой исследования стали труды отечественных ученых и ученых стран СНГ в области формирования функциональной грамотности студентов. В качестве методов исследования применялись общие и частные методы, включая прямой сравнительный эксперимент и статистический анализ полученных результатов исследования.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступил Колледж Алтайского государственного университета. В исследовании приняли участие студенты первого курса в возрасте от 16 до 18 лет.
Функциональная грамотность студентов становится неотъемлемой составляющей современного профессионального образования. Это обусловлено тем, что функциональная грамотность определяется, как уровень образован¬ности. Он, в свою очередь, представляется как совокупность предметных, межпредметных, интегративных знаний, умений, навыков и способов решения функциональных проблем, которые обучающиеся применяют в процессе деятельности связанной с процессами восприятия, преобразования информации, решение типовых профессиональных задач, а также задач по взаимодействию с обществом.
В работе установлено, что существует несколько форм грамотности для определения уровня функциональной грамотности. На уроках информатики, из всех существующих форм, наиболее эффективно будут формироваться информационная и компьютерная грамотность студентов. Студент, обладающий такими формами грамотности, будет владеть целым комплексом различных умений и навыков, которые в свою очередь не только входят в состав функциональной грамотности, но и обуславливают нормальное существование человека в современном обществе.
На основе теоретического анализа литературы нами были выявлены особенности формирования информационной и компьютерной грамотности, способствующие развитию функциональной грамотности. С учетом всех особенностей и требованиями ФГОС мы разработали учебный материал, способствующий формированию информационной и компьютерной грамотности студентов колледжа в курсе «Информатика».
Для определения эффективности разработанных материалов, нами был разработан оценочный материал для определения уровня сформированности информационной и компьютерной грамотности студентов. Разработанная экспериментальная методика преподавания и оценочный материал были применены на занятиях со студентами Колледжа АлтГУ.
В ходе эксперимента, помимо разработанных лекционных и практических занятий, а так же оценочного материала на определение сформированности компьютерной и информационной грамотности, нами проводился предварительный, текущий, периодический и итоговый контроль по каждой изучаемой теме. Проведение таких форм контроля позволяет выявить уровень подготовки учащихся и пробелы в знаниях, спланировать дальнейшую работу и отследить уровень освоения каждой темы.
Результаты, полученные в ходе эксперимента, были подтверждены статистическими расчетами. Применение критерия Вилкоксона-Манна-Уитни для проверки гипотезы о различии полученных данных контрольной и экспериментальной групп позволяет говорить об эффективности экспериментальной методики, т.к. до начала эксперимента значения критерия в группах совпадают, а после окончания эксперимента - различаются.
Правильность разработанного оценочного материала и подобранных условий его выполнения подтверждает рассчитанный нами коэффициент полноты выполнения задания. Значения коэффициента до проведения эксперимента меньше, чем после эксперимента.
Коэффициент корреляции говорит нам о том, что связь между полученными данными до и после эксперимента существенна. Т.е. полученные данные не являются случайными.
Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение. Формирование функциональной грамотности студентов колледжа будет эффективным, если учебный материал будет разработан с учетом особенностей формирования функциональной грамотности студентов и результатов освоения учебной программы.
1. Амонашвили, Ш.А. Размышления об оценочной основе педаго-гического процесса [Текст] / Ш.А. Амонашвили // Размышления о гуманной педагогике. - М. : Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 274 с.
2. Бабанский, Ю.К. Выбор методов обучения [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М. : Педагогика, 1981. - 176 с.
3. Багишаев, З.Я. Приоритеты современного образования и стратегия его развития [Текст] / З.Я. Багишаев // Педагогика. - 2003. - № 9. - С. 10-14.
4. Басова, Е.А. Формирование у подростков функциональной грамотности в сфере коммуникации (на материале гуманитарных предметов) [Текст] : дисс... канд. пед. наук. - СПб, 2012. - 221 с.
5. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Текст] / В.С. Безрукова. - Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ- УПИ, 2000. - 937 с.
6. Берденникова, Н.Г. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе [Текст] : учебно-методическое пособие / Н.Г. Бер-денникова, В.И. Меденцев, Н.И. Панов. - СПб : Д.А.Р.К., 2006. - 198 с.
7. Бернетт, Н. Образование для всех. Грамотность: жизненная необхо-димость [Текст] / Н. Бернетт, С. Паркер, Н. Белла // Всемирный доклад по мониторингу ОДВ 2006 . - Париж: ООН, 2005. - 505 с.
8. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В.П. Беспалько. - М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : МОДЭК, 2002. - 352 с.
9. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 8-14.
10. Бунеев, Р.Н. Понятие функциональной грамотности [Текст] / Р.Н. Бу-неев // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под науч. ред. А.А. Леонтьева. - М. : «Баласс», 2003. - С. 34-36.
11. Вершловский, С.Г. Изменения в социально-педагогическом портрете выпускника петербургской школы [Текст] / С.Г. Вершловский, М.Д. Ма¬тюшкина // Вопросы образования. - 2011. - № 1. - С. 9-113.
12. Вершловский, С.Г. Функциональная грамотность выпускников школ [Текст] / С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина // Социологические исследо-вания. - 2007. - № 5. - C. 140-144.
13. Веряев, А.А. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение [Текст] / А.А. Веряев, М.Н. Нечунаева, Г.В. Та-тарникова // Известия Алтайского государственного университета. - 2013. - № 2-2(78). - С. 13-17.
14. Вишнякова, Т.Н. Использование компьютеров гуманитариями [Текст] : учеб. пособие / Т.Н. Вишнякова. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2003. - 104 с.
15. Гаврилюк, В.В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности [Текст] / В.В. Гаврилюк // Социологические исследования. - 2006. - № 12. - С. 105-110.
16. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы [Текст] / Б.С. Гершунский. - М. : Педагогика, 2000. - 263 с.
17. Гулидов, И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение [Текст] : учебное пособие / И.Н. Гулидов. - М. : ФОРУМ, 2005. - 240 с.
18. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] : в 4-х т. / В. И. Даль. - М., 1978. - Т. 1. - 390 с.
19. Демин, И.С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности [Текст] / И.С. Демин // Развитие исследо-вательской деятельности учащихся: методический сборник. - М. : Народное образование, 2001. - С. 144-150.
...