Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «ДОРОГОЙ ДОБРА»)

Работа №92691

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы этического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности 7
1.1. Сущность и особенности этического воспитания младших школь­ников 7
1.2. Внеурочная деятельность по этическому воспитанию младших
школьников 15
1.3. Методы этического воспитания младших школьников во внеуроч­ной деятельности 26
Глава 2. Экспериментальная работа по этическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности 37
2.1. Диагностическое исследование уровня этической воспитанности
младших школьников 37
2.2. Содержание работы по этическому воспитанию младших школь­ников на занятиях кружка «Дорогой добра» 41
2.3. Анализ и интерпретация результатов контрольного эксперимента.. 46
Заключение 51
Библиографический список 53
Приложение 58

Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому. К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, иногда отсутствует элемен­тарная вежливость, доброжелательность. Дети довольно часто перенимают отрицательный опыт окружающих их взрослых людей. Также нередко в дет­ской среде встречаются грубость, насилие, жестокость. Не случайно практи­чески все выдающиеся педагоги и мыслители (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.А. Ухтомский, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и многие другие) придавали первостепенное значение проблеме нравственно-этического вос­питания подрастающего поколения. Сегодня эта проблема звучит все острее.
Под этически воспитанной личностью подразумевается «человек», способный: во-первых, устойчиво проявлять себя в поступках, свидетельст­вующих о его положительном эмоционально - этическом настрое, о его со­страдательности, добросердечии, доброжелательности в отношении к окру­жающим людям (и к окружающему миру в целом); во-вторых, способный к устойчиво активному осознанию, внутреннему принятию моральных норм и практическому следованию требованиям долга.
В основе высоконравственной жизни на Руси было, прежде всего, вос­питание воли, души, ума и сердца на началах любви, добра и красоты; фор­мирование цельной, высоконравственной личности; развитие навыков благо­честия и воспитание добродетелей на основе традиционных духовных ценно­стей. Этическим воспитанием занимались государство, церковь, семья. В своё время К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, если оно желает счастья че­ловеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жиз­ни» (цит. по Подласый, 2008, 464).
В последние годы наша школа делала упор на накопление знаний и развитие ума, перестав серьезно заботиться о душевном и нравственно- этическом здоровье учеников. Глубокая российская традиция единства обу­чения и воспитания оказалась утраченной, в результате чего многие дети ста­ли бедными духовно и обделенными нравственно, не получили возможности в должной мере приобщаться к ответственному и глубокому пониманию об­щественного и личного смысла жизни.
Наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя исторический опыт моральных основ жизнедеятельности и культуры человека - это этика. Особое значение её состоит в том, что именно в ней философское размышле­ние переходит непосредственно в практику повседневного человеческого по­ведения, когда элементы мировоззрения становятся мотивами поступков. При недостатке этической информации воспитание идет ложными путями, учащиеся усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Они выну­ждены заниматься как бы ложным самообразованием в рамках нравственно­этической сферы. При деморализации общества и регрессе гуманности, кото­рые наблюдаются в российском обществе, проблема этического воспитания подрастающего поколения становится чрезвычайно актуальной.
Конечно же, решающее влияние на нравственный облик ребенка ока­зывают здоровая атмосфера в семье, правильно организованная жизнь шко­лы, нравственный облик окружающих людей. Тогда добрые чувства и стрем­ления сами собой разовьются в детях, а зачатки дурных наклонностей, при­обретенные, может быть, прежде, понемногу загладятся.
Школа как социальный институт воспитания может существенно по­мочь и обществу, и семье т. к. решение данной проблемы одна из важнейших задач учебно-воспитательного процесса. Учебно-воспитательный процесс школы - это системообразующий фактор организации жизнедеятельности детей, а этическое воспитание должно стать его органичной составной ча­стью. В таком случае именно в школе ребенок мог бы постигнуть важность и справедливость гуманистических основ жизни человека, почувствовать меру своей ответственности за их реализацию в обществе, осознать значимость чувства собственного достоинства в морально-нравственном самоопределе­нии, подготовиться к жизни и развитию.
Проблема исследования - какие методы этического воспитания младших школьников будут наиболее эффективны на занятиях кружка «До­рогой добра».
Целью исследования является решение данной проблемы.
Объект исследования - процесс этического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - методы этического воспитания младших школьников на занятиях кружка «Дорогой добра».
Гипотеза исследования: этическое воспитание младших школьников на занятиях кружка «Дорогой добра» будет более эффективным при регуляр­ном использовании таких методов, как этическая беседа, убеждение приме­ром, упражнение и решение моральных дилемм.
Задачи исследования:
• рассмотреть теоретические основы этического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности;
• провести диагностическое исследование уровня этической воспитанности младших школьников;
• провести экспериментальную работу по этическому воспитанию младших школьников на занятиях кружка «Дорогой добра».
Методы исследования:
• теоретические: анализ педагогической и методической литературы, сис­тематизация, абстрагирование, конкретизация, обобщение и классифика­ция;
• эмпирические: метод педагогического эксперимента, анкетирование, ин­тервьюирование, тестирование, педагогическое наблюдение, изучение школьной документации.
База исследования - МБОУ « Соколовская СОШ» Корочанский р-он, Белгородская область.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении раскрыта актуальность темы исследования, поставлены цель и задача работы, определены объект и предмет исследования, определе­на гипотеза и методы исследования.
В первой главе раскрыты сущность и особенности этического воспита­ния младших школьников, описана внеурочная деятельность по этическому воспитанию младших школьников и самые распространенные методы осу­ществления этического воспитания младших школьников во внеурочной дея­тельности
Во второй главе представлена экспериментальная работа по выявлению уровня этической воспитанности младших школьников, описано диагности­ческое исследование уровня этической воспитанности младших школьников, содержание работы по этическому воспитанию младших школьников во вне­урочной деятельности и анализ результатов экспериментальной работы.
В заключении подведены итоги работы и сделаны выводы.
Библиографический список насчитывает 58 источников.
В приложении даны фрагменты конспектов занятий кружка «Дорогой добра», направленных на этическое воспитание младших школьников, а так­же диагностические методики по выявлению уровня этической воспитанно­сти младших школьников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблему этического воспитания исследовали и философы, и психоло­ги, и педагоги. Сейчас она особенно актуальна в силу острой социальной си­туации в нашей стране, недостатка коммуникативной, этической культуры у молодёжи.
Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей мо­гут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достиг­нуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.
Необходимое звено в процессе этического воспитания - моральное про­свещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о мораль­ных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осозна­ние и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознани­ем образцов нравственного (этического) поведения и способствует формиро­ванию моральных оценок и поступков.
Необходимым условием успешного усвоения этических норм в млад­шем школьном возрасте является организация практики поведения. Имеются в виду упражнения, совместная деятельность, где приобретаемые правила могли бы при соответствующих условиях превращаться в норму поведения каждого ребенка и всей группы. Более всего для этого процесса подходит внеурочная деятельность, где практически нет никаких ограничений и для совместной деятельность, и для организации практики поведения, и для раз­личных упражнений в поведении.
Работая над проблемой этического воспитания младших школьников, мы изучили психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, рас­смотрели особенности этического воспитания младших школьников во вне­урочной деятельности, проанализировали разнообразные методы воспитания. В результате мы пришли к выводу, что такие методы воспитания как этиче­ская беседа, убеждение примером, упражнение и решение моральных дилемм будут самыми эффективными в деле этического воспитания младших школь­ников.
Экспериментальная работа, направленная на проверку этого предполо­жения показала следующие результаты. Констатирующий эксперимент на определение уровня этической воспитанности младших школьников был проведен с помощью анкетирования учащихся кружка «Дорогой добра» МБОУ «Соколовская СОШ» Корочанского р-она, Белгородской области ме­тодик, а также с помощью методик, разработанных сотрудниками лаборато­рии воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспита­ния РАО. В итоге мы получили следующие результаты: 7 участников кружка имели высокий уровень этической воспитанности, 5 участников кружка име­ли средний уровень и 2 человека - низкий.
После проведения формирующего эксперимента, который заключался в проведении цикла занятий кружка «Дорогой добра» с использованием мето­дов этической беседы, убеждения примером, упражнения и метода решения дилемм, уровень этической воспитанности младших школьников заметно по­высился. Как показали результаты контрольного этапа эксперимента часть ребят, имевших средний уровень этической воспитанности перешла в группу с высоким уровнем. Двое ребят с низким уровнем перешли на средний уро­вень. Таким образом, 10 участников кружка имеют высокий уровень этиче­ской воспитанности и 4 - средний. Учеников с низким уровнем нет совсем.
Можно предположить, что если работа кружка продолжится в том же направлении и с использованием перечисленных выше методов, то все ребя­та со временем будут иметь высокий уровень этической воспитанности.


1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей шко- лы./Г.С. Абрамова, - М., 2004.
2. Аристотель. Сочинения в 4-х томах /Аристотель - М.: 2004, т. 4.
3. Артюхова И.С. Ценности и воспитание /И.С. Артюхова //Педагогика, - 1999, №4.
4. Архангельский Н.В. Этическое воспитание./Н.В. Архангельский - М.: Просвещение, 2000.
5. Бабанский Ю.К. Педагогика. /Ю.К. Бабанский - М., 2002.
6. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Этическое формирование личности школьника в коллективе./Л.И. Божович - М., 2000.
7. Болдырев Н.И. Этическое воспитание школьников: (Вопросы теории). /Н.И. Болдырев - М.: Педагогика, 2000.
8. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. /Н.И. Болдырев - М., 2001.
9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития /Б.С. Волков, Н.В. Волкова - М., 2000.
10. Гальперин, П.Я. Введение в психологию./П.Я. Гальперин - М.: Книж­ный дом «Университет», 1999. - 450 с.
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? /Ю.Б. Гиппенрейтер - М., 2005.
12. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. /Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, - СПб., 2006.
13. Григорович Л.А. Педагогика и психология./Л.А. Григорович - М., 2004.
14. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 233 с.
15. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы./В.В. Давыдов - М., 2000. - 474 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ