Введение 3
Глава 1. Наблюдение как метод социологического исследования: теоретические аспекты 5
1.1 Сущность и виды наблюдения в социологии 5
1.2 Коммуникационные проблемы организации 10
Глава 2. Социологическое исследование коммуникационных проблем в организации 16
2.1 Характеристика предприятия 16
2.2 Методика исследования коммуникационных проблем в организации на примере ООО «Фантазия» 18
2.3 Результаты исследования и рекомендации 21
Заключение 24
Список использованных источников 26
Принято считать, что метод наблюдения пришел в социологию из антропологии — науки о дописьменных культурах и племенах. Антропологи наблюдают образ жизни, социальные отношения и взаимодействие, обычаи, нравы и традиции народов, племен и общин. Из антропологии пришла и классификация видов наблюдения. Правда, этот метод применяется не только в антропологии. Его освоили психологи и экономисты, этнографы, политологи, культурологи и представители естественных наук.
Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора и простейшего обобщения первичной информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.
Наблюдение может быть использовано на всех этапах разработки проблемы, в ходе уточнения объекта и предмета исследования, при выдвижении и проверке гипотез.
Коммуникация – передача информации от человека к человеку; тип взаимодействия между людьми, предполагающий информационный обмен. Понятие коммуникация включает в себя общение, обмен информацией, мыслями, сведениями, идеями и т. д. - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.
О коммуникационных проблемах обычно говорят в двух случаях: когда нарушена возможность получать и распространять адекватную информацию и тогда, когда с передачей и получением информации все в порядке, но не удаются или неэффективны контакты с «желательными» аудиториями.
Актуальность работы состоит в необходимости выявления специфики применения метода наблюдения в исследовании коммуникационных проблем в организации.
Объектом исследования в курсовой работе является наблюдение как метод исследования коммуникационных проблем в организации.
Предмет исследования: особенности использования наблюдения в исследовании коммуникационных проблем в организации (на примере ООО «Фантазия»).
Цель работы: охарактеризовать особенности наблюдения как метода исследования коммуникационных проблем в организации.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
изучить теоретический аспект наблюдения как метода социологического исследования;
выделить особенности метода наблюдения;
привести классификацию видов наблюдения;
провести теоретический анализ феномена коммуникационные проблемы организации;
раскрыть понятие коммуникационные проблемы;
сформулировать и обосновать проблему исследования коммуникационных проблем в организации;
провести исследование коммуникационных проблем в организации;
провести анализ результатов исследования.
Гипотезой данного исследования выступает предположение о том, что наблюдение может быть использовано в качестве источника информации об исследуемом социальном явлении. Также с его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте.
Практическая ценность работы заключается в том, что подходы и выводы, представленные в ней, могут быть применены в практике социологического исследования.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.
Наблюдение в социологии является методом целенаправленного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. В процессе его осуществления социолог непосредственно воспринимает действия людей в конкретных условиях и в реальном времени, причем он фиксирует не только состояние, но и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всех участников наблюдения. Данный метод помогает избежать влияния респондента на информацию, предоставляет возможность оперативного получения информации и активного продуцирование гипотез в ходе наблюдения.
Также в рамках курсовой работы было рассмотрено понятие коммуникационных проблем в организации и трудности в формировании устойчивых коммуникационных сетей. К ним относятся: искажение информации, информационная перегрузка, высокая степень пространственной дифференциации, недостатки в структуре организации, непонимание друг друга членами коммуникационного процесса и так далее.
В рамках данной курсовой работы было организовано и проведено эмпирическое исследование методом наблюдения коммуникационных проблем в организации на примере ООО «Фантазия».
Были обнаружены и описаны коммуникационные проблемы и их причины, влияние профессиональных стрессов работников салона красоты на возникновение коммуникационных проблем, основные причины межличностных коммуникационных проблем и их проявления в данной организации.
Можно сделать вывод, что одной из самых главных причин возникновения проблем в любой организации выступают неэффективные коммуникации. При отсутствии у сотрудников возможности эффективной передачи друг другу информации, им будет очень сложно вместе работать и достигать общих целей.
На основе проведенного исследования разработаны рекомендации для улучшения коммуникационного процесса работников салона красоты. В частности, переключать внимание со стрессовых задач на менее, развивать навыки эффективных коммуникаций, регулировать информационные потоки и т.д.
Таким образом, были подтверждены выдвинутые гипотезы, что главной причиной коммуникационных проблем является плохая организационная структура, также к причинам можно относить отсутствие взаимопомощи, коллективного духа, неудовлетворенность местом или статусом, которые работники занимают в структуре организации, плохо организованные коммуникационные связи, и что стресс создает в общении между персоналом постоянные конфликты.
1. Адаир Дж. Эффективная коммуникация. М.: Изд-во Эксмо, 2003. 240 с.
2. Ветрова B.А., Сажнева C.В. Особенности стратегий ценообразования в маркетинге // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2016. - № 11. - С. 200 - 202.
3. Грунистая О.С. Коммуникации как проблема взаимодействия сотрудников в современной организации // Сборники конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. Экономика. Экономические науки. – 2013. - №8. – С. 100 – 104.
4. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. - М.: Университет, 2006. - 295 с.
5. Добреньков, В.И. Методология и методика социологического исследования / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 768 с.
6. Егоршин А.П. Маркетинг организации. - СПб: Питер, 2016. - 350 с.
7. Исаева Е.В., Дусь Ю.П. Программы взаимоотношений с потребителями как основа разработки коммуникационной стратегии // Экономические науки. - 2013. - № 9. - С. 39 - 42.
8. Коновченко С.В. Общество – средства массовой информации – власть. Ростов н/Дону: СКАГС. 001. 208 с.
9. Лаборатория социолога: из опыта полевых исследований [Текст]: учебное пособие / под ред. В.А. Ядова. - М.: Таус. 2008. – 389 с.
10. Маркетинг / Под общ. ред. Н.М., Кондратенко. - М.: Юрайт, 2015. - 542 с.
11. Методы социологического исследования: Социологический словарь / Отв.ред.Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичев. М.: Изд-во `НОРМА`, 2008. – 460 с.
12. Мурахтанова Н.М., Еремина Е.И. Маркетинг. - М.: Академия, 2013. - 304 с.
13. Нестерова М.М., Марченко Т.И. Роль оценки конкурентов в процессе разработки коммуникационной стратегии // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2013. - № 14. - С. 197 - 199.
14. Райкова Е. В. Проблемы деловой коммуникации в организации –[Электронный ресурс] - http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2008/04/13/
15. Секерин, В.Д. Основы маркетинга: Учебное пособие / В.Д. Секерин. - М.: КноРус, 2013. - 232 c.
16. Толстяков Р.Р., Гучетль Р.Г. Детерминанты коммуникационной деятельности в рамках бизнес-ориентации предприятия // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - № 7. - С. 69 - 75.
17. Фролова Н.А. Выбор стратегии маркетинга предприятия на рынке // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2013. - № 10. - С. 80 - 82.
18. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. - 3-е изд., испр. - Москва: Омега-Л, 2007. - 567 с.