Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы формирования
у младших школьников навыков общения в учебном диалоге на уроках русского языка 9
1.1. Формирование навыков общения младших школьников как
педагогическая проблема 9
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
навыков общения у младших школьников в учебном диалоге 15
1.3 Методические аспекты формирования навыков общения у младших школьников в учебном диалоге на уроках русского языка 24
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников навыков общения в учебном диалоге на уроках русского языка 35
2.1. Диагностика навыков общения учащихся экспериментального
класса 35
2.2. Реализация педагогических условий по формированию у младших школьников навыков общения в учебном диалоге
на уроках русского языка 43
Заключение 51
Библиографический список 53
Приложение 58
Рост официальной образованности молодого поколения пока не влияет в должной мере на формирование личности, на развитие ее самосознания, жизненноважных ценностей. Будущее требует от нас повернуть школу к личности, изменить стратегию народного образования, которая должна быть нацелена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно изменяющемся мире, отражать социально-экономические требования будущего, способной смело разрабатывать собственные линии поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
Личность проявляется в общении. Опыт общения, его нравственные эталоны являются частью духовной культуры общества. Приобщение человека к этому опыту, научение его общению, воспитание человека как субъекта общения выдвигается как актуальная задача, соответствующая потребностям современного общества.
Значимость и актуальность проблем общения подчеркивает и тот факт, что их исследованием занимаются ученые различных областей науки: философии, психологии, социологии, психолингвистики, медицины, педагогики. В философских работах раскрывается сущность общения и его значение для развития личности (Л.Б. Волченко, Е.Г. Злобина, М.С. Каган, Г.П. Потылико). Отечественная психология изучает социальные проблемы общения (Л.П. Буева, А.А. Леонтьев, Б.Д. Парыгин), исследует возможности общения для развития личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, И.С. Кон, Б.Ф. Ломов). Педагогическая наука в настоящее время активно использует знания по общей психологии, социологии и социальной психологии о сущности и природе общения, способах и формах функционирования в различных группах, особенностях и роли общения в развитии личности, ее социализации. В педагогике общение изучается, с одной стороны, как составная часть учебно-воспитательного процесса
4 (Н.В. Кузьмина, А.В. Мудрик, Е. Б. Орлова, А.В. Фомина), с другой стороны, как характеристика профессиональной культуры педагога (В.А. Кан-Калик, О.О. Киселева, Н.Д. Никандрова и др.). Современная педагогика и практика работы учителей и, прежде всего, педагогов-новаторов (Ш.А. Амонашвили, И.В. Волкова, Е.И. Ильин, С. Н. Лысенкова и др.) доказывает огромное значение культуры общения педагога и обучающихся для их развития, для формирования их коммуникативной культуры.
Учебный диалог может выполнять не только функции обучения, но и специфические функции воспитания. Об этом свидетельствует анализ результатов исследований Т.П. Дикун, С.В. Беловой, в которых доказывается, что учебный диалог является не только эффективной формой обучения, но и оптимальным способом развития личности обучающихся.
В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования актуализируется проблема формирования умений коммуникативной деятельности младших школьников, которая является обязательным условием успешного обучения.
Навык общения в учебном диалоге обеспечивает социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В последнее время современная школа всё больше стала опираться в построении учебного процесса на его интерактивные формы и рассматривает эти формы как основу личностного развития школьников (Е.В. Коротаева, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская). Учебный диалог при такой организации процесса обучения занимает одно из первых мест.
Технология обучения с использованием учебного диалога является одной из ведущих в числе технологий личностно-ориентированного образования. Основное назначение данного обучения состоит в том, что в
5 процессе диалога на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. В контексте данной проблемы ведутся исследования, освещающие различные аспекты совершенствования учебного диалога, отражающие требования, изложенные в современной «Доктрине образования».
Исходя из фактов, подтверждающих актуальность использования диалоговой формы общения в обучении, нами был определён выбор темы для выпускного квалификационного исследования: «Формирование
у младших школьников навыков общения в учебном диалоге на уроках русского языка».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
эффективного формирования у младших школьников навыков общения в учебном диалоге на уроках русского языка.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс общения младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников навыков общения в учебном диалоге на уроках русского языка.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что формирование у младших школьников навыков общения в учебном диалоге на уроках русского языка будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1) деятельность общения выступает ведущей в обучении русскому языку;
2) обеспечивается субъект-субъектное взаимодействие, направленное на овладение комплексом умений, необходимых для решения учебных задач в соответствии с изучаемой темой урока.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические источники по теме исследования и определить степень разработанности исследуемой проблемы;
2) изучить педагогический опыт использования учебного диалога в школьной практике;
3) организовать экспериментальную работу в начальных классах по теме исследования...
Исследуя поставленную проблему в выпускной квалификационной работе, мы изучили теоретико-методические источники и убедились в актуальности выбранной темы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования каждый выпускник должен уметь слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
В ходе изучения теоретических источников мы убедились в том, что для успешного формирования навыков общения в учебном диалоге на уроках русского языка учителю начальных классов необходимо создавать благоприятные условия для его осуществления и проведения: придерживаться правил ведения учебного диалога, использовать вопросы открытого типа, а также учитывать систему определенных условий при его проектировании.
Нами была изучена психолого-педагогическая и методическая литература, которая позволила охарактеризовать общение младшего школьника, рассмотреть современные подходы по формированию у младших школьников навыков общения в учебном диалоге, описать методические аспекты формирования навыков общения у младших школьников в учебном диалоге на уроках русского языка. Мы установили, что учебный диалог является одной из главных форм общения и активно используется
практически на каждом этапе в структуре уроков русского языка в вопросноответной форме, особенно благоприятными являются следующие:
самоопределение к деятельности, актуализация знаний, изучение новых знаний, закрепление изученного.
Экспериментальная работа была проведена нами в период педагогической практики на базе МАОУ «Лицей №5» г. Губкин Белгородской области. Для участия в эксперименте нами был выбран 3 класс.
На констатирующем этапе эксперимента мы использовали следующие методы исследования: тестирование, педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся, моделирование учебного процесса.
В ходе педагогического наблюдения за сформированностью умений участвовать в учебном диалоге мы установили, что необходима целенаправленная работа по их развитию в учебном диалоге на уроках русского языка. Формирующий этап позволил нам провести целенаправленную работу по формированию навыков общения младших школьников в учебном диалоге на уроках русского языка. Нами были разработаны уроки по теме выпускной квалификационной работы, а также апробированы положения, выдвинутые в гипотезе исследования.
Таким образом, в ходе исследования гипотеза подтвердилась. Мы установили, что формирование у младших школьников навыков общения в учебном диалоге на уроках русского языка становится эффективным, если деятельность общения выступает ведущей в обучении русскому языку и обеспечивается субъект-субъектное взаимодействие, направленное на овладение комплексом умений, необходимых для решения учебных задач в соответствии с изучаемой темой.
1. Абрамкина О.Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ольга Геннадьевна Абрамкина. - Орел, 2003. - 243 с.
2. Амонашвили Ш.А. Культура педагогического общения /
Ш.А. Амонашвили. - М: Наука., 2000. - 186 с.
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.
5. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов вузов / Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.
6. Белова С.В. Диалог - основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие / С.В. Белова. - М.: АПКиПРО, 2002. - 148 с.
7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 2009. - 192 с.
8. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Международная педагогическая академия, 2009. - 328 с.
9. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Наука, 2012. - 358 с.
10. Буева Л.П. Человек: деятельность, общение / Л.П. Буева. - М.:
Педагогика, 1987. - 386 с.
11. Виноградова Н.Ф. Учебный диалог - эффективный метод развития младших школьников / Н.Ф. Виноградова // Начальное образование. - 2010. - №1. - С. 40-45.
12. Винокур Г.О. Культура языка / Г.О. Винокур. - М.: Наука, 2007. - 164 с.
13. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения /
Т.Г. Винокур. - М.: Наука, 1993. - 172 с.
14. Воронина М.П. Диалог на уроке в начальной школе / М.П. Воронина // Начальная школа. - 2004. - №6. - С. 47-52.
15. Вороницына Е.В. Диалог как средство организации учебной деятельности / Е.В. Вороницына // Практика образования. - 2010. - № 4. - С.35-38...