Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННАЯ ЧЕХИЯ В СОСТАВЕ ЕС: ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ

Работа №92677

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
131
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Интеграционная политика Европейского Союза и Чехия: теоретиче­ский аспект 11
1.1 Основные этапы вступления Чехии в Евросоюз 11
1.2 Чешское государство и интеграционные мотивы ЕС на современном
этапе 19
1.3 Внешнеполитические приоритеты Чехии после вступления в ЕС, отно­
шения с Российской Федерацией 26
Глава 2. Основные проблемы Чешской Республики в составе Евросоюза ....36
2.1 Экономические трудности Чехии после интеграции в ЕС 36
2.2 Сложности в социальной сфере Чешской Республики на современном
этапе 44
2.3 Европейский миграционный кризис и Чехия 50
Заключение 58
Библиография 62

Актуальность исследования. В 1990-е годы на международной арене произошли колоссальные изменения: распалась мировая социалистическая си­стемы с её центром - Советским Союзом, вследствие чего особую роль в но­вом геополитическом раскладе сил получил Европейский Союз. Кроме того, катастрофическое в данный промежуток времени состояние экономики Рос­сии, пришедшей на место СССР - главного торгового и инвестиционного парт­нёра стран ЦВЕ, во многом поспособствовало их политической и экономиче­ской переориентации на ЕС.
Слияние в единый союз с Западной Европой казалось большинству во- сточноевропейцев единственной возможностью быстро преодолеть экономи­ческие и политические пережитки социалистических времён. Быстро сравнять жизненный уровень с западноевропейским стало чуть ли не национальной идеей в каждом государстве. Во многом данная мысль появлялась потому, что в рамках Евросоюза развитие его участников являлось следствием политиче­ских и социально-экономических трансформаций, а также создания рыночной экономики, основанной на частном секторе.
Таким образом, выбрав демократическое развитие, центрально восточ­ноевропейские государства включались в европейский интеграционный про­цесс. Прекрасно осознавая тот факт, что принятие новых участников - крайне сложная и достаточно длительная процедура, ЕС не отверг новых претенден­тов, так как расширение интеграции относилось к стратегическим направле­ниям и целям данной организации.
16 апреля 2003-го года в Афинах состоялось подписание официальных документов, принимавших в состав Евросоюза десять новых государств, пол­ноправное членство которых началось 1 мая 2004-го года. Этими счастливчи­ками оказались Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словения, Эс­тония, Словакия и Чехия, которым удалось завершить десятилетний период сложных переговоров об условиях приёма, соответствии государств-кандида­тов установленным критериям, введении в национальные законодательства ев­ропейских законов, норм и правил. В то же время, это событие положило начало новому периоду в их жизни. Однако, в итоге, помимо долгожданных плодов и улучшения показателей, пятое для ЕС восточное расширение при­несло как старым, так и новым странам-участницам набор неожиданных про­блем и разочарований.
На наш взгляд, рассмотрение процесса вступления Чешской Республики в ЕС, а также мотивов, побудивших к совершению данного действия, особенно актуальны в наши дни при изучении трудностей и проблем, возникших и воз­никающих у Чехии после интеграции в европейское сообщество.
Объектом исследования является внутренняя и внешняя политика Че­хии в XXI веке.
Предмет исследования - проявление сложностей в экономической, со­циальной сферах современной Чехии, влияние миграционного кризиса, как следствие вхождения в Европейский Союз.
Хронологические рамки исследования - 2004-2017 гг. Нижняя гра­ница исследования определяется началом членства Чешской Республики в ЕС, верхняя граница исследования обусловлена началом работы над ВКР.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ и оценка существующих в современном Чешском государстве основных проблемных сфер, вызванных интеграцией в ЕС.
В соответствии с вышеуказанной целью исследования в работе были по­ставлены следующие задачи:
• Выделить основные этапы вступления Чехии в Евросоюз;
• Рассмотреть положение Чешского государства и интеграционные мотивы ЕС на современном этапе;
• Проанализировать внешнеполитические приоритеты Чехии после вступления в ЕС, а также отношения с Российской Федерацией;
Рассмотреть экономические трудности Чехии после интеграции в
ЕС;
• Выявить сложности в социальной сфере Чешской Республики на современном этапе;
• Изучить влияние европейского миграционного кризиса на совре­менную Чехию.
Методы исследования: опора на принципы целостности и научной объ­ективности, методы системного и сравнительного анализа. Также в ходе ис­следования применён принцип историзма, который предполагает рассмотре­ние исторических событий в контексте конкретных исторических условий с учётом динамики взаимной и временной связи с другими историческими яв­лениями и процессами и требует комплексного подхода к изучению и обра­ботки исторических источников и литературы.
Степень изученности проблемы. Российская историография, затраги­вающая проблемы современной Чехии в составе Евросоюза, достаточна об­ширна. Практическую значимость представляют исследования по выбранной нами теме, таких российских авторов, как Бойцова В.В., Бойцова Л.В., , Борко Ю., Брякин Н.Г., Владимирова Е.А., Гришин Я.Я., Достанко Е.1 В них раскры­ваются интеграционные процессы, происходящие на территории европей­ского региона.
Вклад современных учёных, таких как Брякин Н.Г., Вайнштейн Г.И., Зе- ленько Г., Казаринова Д.Б., Кицила Л.Ю., Клямкин И., Корсак Р.В., Милова­нов В.С., Сергеев Д.В., Чибриков Г.Г., Шишелина Л.Н.2 представляется весьма объективным в связи с тем, что основное внимание в их работах уделяется долгому пути ЧР в состав ЕС, который она проделывала в течение многих де­сятилетий, а также подробно описываются этапы.
Внешнеполитические изменения Чешской Республики, вызванные член­ством в европейском сообществе, исследуют Бордачев Т., Виднянский С.В., Крейчи О., Конечна К., Машталка Й., Мотрук С., Никольский А., Садриева И.Н., Тарасов И.Н., Шишелина Л.3. Они приходят к выводу, что, став членом Европейского Союза, чешское руководство полностью переориентировалось на взаимоотношения с Европой. Этот тезис подтверждает тот факт, что прио­ритетным направлением внешнеполитической деятельности ЧР считалось именно европейское, а затем уже безопасность, которую можно было обеспе­чить, находясь в кооперации с США. Особое место в данных работах отво­дится отношениям с Российской Федерацией, которая отошла на второй план и перестала быть первостепенным партнёром.
В особую группу, раскрывающую вопросы миграционного европей­ского кризиса и протекание его на территории Чешской Республики, можно выделить научные статьи Биссона Л.С., Гопта И., Денисенко М., Дудовой И., Егоровой Е.Н., Каргаловой М.В., Потемкиной О.Ю., Станек В.4.
Работы других исследователей - Кашапова Т., Корсака Р.В., Куликовой Н.В., Кундера М., Орлик И.И., Стровского Л.Е., Узнародова И., Шимова Я., Щербаковой Ю.5 затрагивают тему перспективности нахождения Чехии в со­ставе Евросоюза и дают свои оценки...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Интеграция большинства стран Восточной Европы с ЕС - важное собы­тие не только европейского масштаба. Оно существенно повлияло на геополи­тическую структуру современного мира. С 1-го мая 2004-го года полноправ­ными членами Евросоюза стали Венгрия, Польша, Словакия, Словения и Че­хия, с 4-го января 2007-го года - Болгария и Румыния. В сентябре 2014-го года ассоциированным членом стала Хорватия.
Что касается вступления Чешской Республики в состав Евросоюза, то процесс её интеграции условно можно разделить на пять этапов:
1) 1992-1997 гг. - период сближения Чешской Республики с запад­ноевропейскими и евроатлантическими структурами.
2) 1998-2003 гг. - период усиленной подготовки к членству в ЕС.
3) 2004-2007 гг. - период «адаптации» к правилам и требованиям ев­ропейского общества, для которого был характерен экономический бум в Че­хии.
4) 2008-2009 гг. - период председательства ЧР в Евросоюзе, совпав­шего по времени с мировым финансовым кризисом.
5) 2010-2017 гг. - период преодоления кризисных явлений и послед­ствий.
Интеграция в ЕС представляла жизненно важный интерес. Евросоюз, на чешский взгляд, должен был обеспечить политическую и экономическую ста­бильность, необходимую для дальнейшего развития всех своих членов. Функ­ционирование европейского рынка и обеспечение энергетической безопасно­сти в рамках ЕС относилось к ключевым интересам ЧР.
В концепции чешской внешней политики Евросоюз рассматривался од­новременно и как площадка, и как инструмент для осуществления собствен­ных целей и интересов. Это относилось и к положению ЧР в ЕС, и к его влия­нию на отношения ЧР с третьими странами.
Кроме всего прочего, Европейский Союз виделся Чешскому государству прагматическим политическим проектом, который обеспечил бы формирова­ние общего экономического пространства и мирное развитие Европы. В пони­мании чехов ЕС - это среда, частью которой исторически является ЧР. Она не видит альтернативы европейской интеграции, полностью её поддерживает. Но в то же время будет стремиться к оптимизации ее политических и экономиче­ских сторон. Перспективы общеевропейского развития будут и далее опреде­ляться политикой ЕС, и прежде всего, его способностью реагировать на эко­номическое развитие внутри Союза и адаптироваться к изменяющимся внеш­ним условиям. По мнению чешской стороны, которую в то время персонифи­цировали гражданские демократы, Лиссабонский договор осложнил процесс принятия решений в ЕС и создал дополнительные институциональные труд­ности.
Всё-таки став членом такого могущественного объединения как Евросо­юза, Чехия столкнулась с немалыми изменениями и проблемами.
Прежде всего, стало очевидно, что в основном удовлетворялись инте­ресы пятнадцати государств, уже давно входящих в состав ЕС, и лишь потом десяти «новичков».
Во-вторых, как и все вступающие в ЕС, Чешская Республика боялась ча­стичной потери суверенитета. Это касалось таможенной и торговой политики, сельскохозяйственной политики, технических и экологических норм и т.д. Ре­шение соответствующих вопросов переходило от национальных органов к ор­ганам ЕС, сужалось пространство для продвижения национальных интересов отдельных государств в определённых областях.
В-третьих, значительно поменялся внешнеполитический курс ЧР. Те­перь к приоритетным задачам чешской внешней политики относились:
• углубить интеграционные процессы в рамках Европейского союза;
• принятие активного участия в структурах НАТО, ЕС и ООН;
• поддержание добрососедских отношений с приграничными стра­нами в целях развития регионального сотрудничества;
• развитие кооперации с другими международными акторами на двусторонней и многосторонней основе для того, чтобы повысить эффектив­ность международного экономического взаимодействия;
• презентация Чешского государства за границей.
Важным моментом являлось то, что с момента интеграции Чехии в Ев­росоюз, Российская Федерация перестала быть приоритетным партнёром во многих сферах деятельности, в том числе политической и экономической.
Отметим, что из новых членов Европейского Союза к моменту вступле­ния в ЕС это было наиболее развитое в экономическом плане государство. Напомним, что для вступления в Европейский Союз, страна должна удовле­творять требованиям ЕС. Но в реальности большинство стран, в том числе и Чешская Республика, принимались в Европейский Союз, будучи «почти гото­выми» удовлетворять требованиям сообщества и в надежде на то, что в бли­жайшей перспективе будет этим требованиям соответствовать. В результате подобной неполной готовности к новым условиям за полтора года пребывания в ЕС Чехия столкнулась со многими социально-экономическими проблемами. Не будем утверждать, что это «столкновение» является результатом вступле­ния в ЕС. Проблемы, как известно, не рождаются и не формируются в одноча­сье, а становятся результатом длительного влияния многих обстоятельств. Се­годня они присутствуют в современной Чехии, и решать их приходится с учё­том не только интересов собственной страны, но и объединённой Европы, счи­таясь с реалиями европейского права.
Однако, всё-таки добившись интеграции в европейское сообщество, Че­хия столкнулась с едиными для всей Европы проблемами - это бедность, без­работица и миграционный кризис.
Таким образом, в числе неразрешимых проблем современной Европы по-прежнему остаются опасения перед расширением Европейского союза и приливом новой дешёвой рабочей силы с Востока, страх потери националь­ного суверенитета из-за бесконтрольности брюссельской «евробюрократии», нерешённость проблемы беженцев и экономического давления на «слабых»
участников ЕС. Интеграцию Чешской Республики в ЕС нельзя воспринимать однозначно. С одной стороны, улучшились многие показатели страны, а с дру­гой - Чехия приобрела новые общеевропейские проблемы.


1. Выступление президента Чехии М. Земана на Родосском форуме в
2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.kommersant.ru/doc/3105647.
2. Договор о вступлении Чехии, Эстонии, Кипра, Латвии, Литвы, Венгрии, Мальты, Польши, Словении, Словакии от 16 апреля 2003 г. // Право Европейского Союза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eulaw.ru/content/1890.
3. Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Чешской Республикой // Электронный фонд право­вой и нормативно-технической документации Кодекс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901898022.
4. Закон № 589/1992 «О взносах в социальное обеспечение и вкладе в государственную политику занятости» [Электронный ресурс]. - Режим до­ступа: https://www.zakonyprolidi.cz/cs/2009-56.
5. Заявление Министерства финансов, определяющее условия эмис­сии Чешской Республики, 2009-2019 гг. № 70/2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.zakonyprolidi.cz/cs/2009-70.
6. Конвенция о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. между правительствами государств экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепен­ной отмене проверок на общих границах [Электронный ресурс]. - Режим до­ступа: http://eulaw.edu.ru/old/documents/legislation/schengen/schengenconv.htm#_ftn2.
7. Конституция Чехии (Чешской Республики) от 16 декабря 1992 г. // Конституции государств Европы: в 3-х томах. - Т. 3 / [под ред. Л. А. Окунь- кова]. - М.: Изд-во НОРМА, 2001. - С. 492-532.
8. Концепция внешней политики Чешской Республики от 3 марта
2003 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.mzv.cz/file/1413384/KONCEPCE 2003 2006.pdf.
9. Межгосударственные отношения России и Чехии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/politics/20091015/188939168.html .
10. Отношения с Российской Федерацией [Электронный ресурс]. - Ре­жим доступа:
https://www.mzv.cz/moscow/ru/informacija_o_CR/x2001_09_05/otnoshenia.htm.
11. Петиция председателя партии «Свобода и прямая демократия То- мио Окамуры «Не хотим у себя неприспособленных к жизни иностранцев или религиозных фанатиков». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://420on.cz/news/politics/44424-partiya-tomio-okamury-vystupaet-za- uzhestochenie-immigratsionnoy-politiki.
12. Полная формулировка Закона № 582/1991, «Об организации и осу­ществлении социального обеспечения, как следует из более поздних измене­ний» (обновлён № 67/2009) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.zakonyprolidi.cz/cs/2009-67.
13. Протокол об экономическом, социальном и территориальном сплочении // Право Европейского Союза [Электронный ресурс]. - Режим до­ступа: http://eulaw.ru/treaties/protoc/28.
14. Резолюция Правительства Чешской Республики № 74/2005 от 17
февраля 2005-го года [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.psp.cz/sqw/sbirka.sqw?cz=74&r=2005.
15. Россия и Чехия: общее стратегическое мышление. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://glavportal.com/materials/rossiya-i-chehiya- obshee-strategicheskoe-myshlenie/...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ