Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА АКТИВИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Работа №92675

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
127
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Деятельность как структурный компонент учебного процесса 5
1.2 Цели и задачи активизации практической деятельности 9
1.3 Формирование мотивов учения 11
1.4 Эксперимент как средство активизации мыслительной деятельности 15
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ И СРЕСТВ АКТИВИЗАЦИИ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ 25
2.1 Методика активизации практической деятельности на уроках физики . ... 25
2.1.1 Приемы и средства практической деятельности на уроках физики 28
2.1.2 Использование элементов практики на уроках физики 38
2.2 Система демонстрационного эксперимента как основа активизации
практической деятельности 41
2.2.1 Методика проведения физического эксперимента 41
2.2.2 Методика организации практических работ. Система
экспериментальных заданий 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61

В период научно-технической революции, когда наблюдается быстрый рост научных знаний и их широкое внедрение в производство, перед школой стоит задача вооружить своих учащихся системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои практические способности.
Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по физике - развитие практической деятельности учащихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой школьников к восприятию нового учебного материала. Последнее предполагает широкое применение системы средств обучения в условиях комплектно оборудованного кабинета физики, позволяющего учителю с наименьшей затратой времени и усилий использовать любые средства обучения в комплексе, в системе [4].
Проблема стимулирования, побуждения школьников к учению не нова: она была поставлена еще в 40-50-е гг. И.А. Каировым, М.А. Даниловым, Р.Г. Лембер. В последующие годы к ней было привлечено внимание ведущих методистов-физиков нашей страны (В.Г. Разумовский, А.В. Усова, Л.С. Хижнякова и др.). Они поставили задачу формирования положительных мотивов учения в качестве одной из самых главных в обучении физике, ибо высокий уровень мотивации учебной деятельности на уроке и интереса к учебному предмету - это первый фактор, указывающий на эффективность современного урока.
В практике работы школы накоплен уже немалый опыт по активизации практической деятельности учащихся при обучении физике. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса свой опыт практической деятельности и свой уровень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей. Поэтому, мы считаем, что проблема активизации практической деятельности будет существовать во все времена.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена перечисленными выше проблемами.
В своей работе мы исходили из предположения, что работа учителя по активизации практической деятельности учащихся будет наиболее эффективной, а качество знаний учащихся будет выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие практическую деятельность школьников и развивающие их познавательный интерес.
Цель работы заключается в разработке методики исследования приемов и средств, активизирующих практическую деятельность школьников на уроках физики.
Объектом исследования является процесс активизации практической деятельности учащихся при изучении физики.
Предмет исследования составляют приемы и средства активизации практической деятельности, развивающие познавательный интерес школьников.
В работе поставлены задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике школьного обучения.
2. Выявить приемы и средства, активизирующие практическую деятельность учащихся посредством развития их познавательного интереса.
3. Рассмотреть основные формы организации практической деятельности.
Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


К сожалению, в большинстве школ из-за ряда объективных, а порой и субъективных причин порой почти перестали проводить демонстрационные эксперименты, лабораторные работы, физический практикум и перешли к варианту "мелового" преподавания. Уроки без демонстраций и практических работ стали скучнее. Это уменьшает интерес к предмету и, как следствие, - снижает качество приобретаемых знаний. Не менее важный отрицательный факт: не используется связанная с экспериментом возможность вовлечения учащихся в активный познавательный процесс. Таким образом, подтверждаются слова Л.Н, Толстого: «Чем труднее учителю, тем легче ученику, и, чем легче учителю, тем труднее ученику».
Восприятие внешнего мира начинается от живого созерцания, связанного с чувственными воздействиями на человека. Эти воздействия могут проявляться при наблюдении явлений в окружающем нас мире.
Явления можно наблюдать и в специально созданных условиях, например, в физическом кабинете. В этом случае имеют дело с физическим экспериментом. Окружающие нас физические объекты претерпевают различные изменения, т.е. происходят физические процессы или явления.
Задача физики - объяснить происходящее явление, причину его возникновения, но для этого нужно обнаружить явление среди многообразных проявлений природы, установить научный факт. Поэтому первым этапом изучения явления в науке является наблюдение. Но и ограничиться простым наблюдением нельзя. Явление нужно изучать глубоко и обстоятельно. Необходимо создать определенные условия протекания явлений и менять их в соответствии с планом исследования, то есть проводить физический эксперимент.
При проведении эксперимента воспроизводится не только физическое явление, но и выясняется взаимосвязь и зависимость протекания явления от изменения условий в данном эксперименте.
В новых условиях работы школы, в условиях возрастающего потока учебной информации и большой плотности учебного материала наряду со словесными и другими методами обучения соответствующее место должен занимать и физический эксперимент. Это тем более важно, что при обучении в школе он еще недостаточно полно используется в настоящее время.
Физический эксперимент, как метод обучения, обладает большими учебными возможностями в развитии познавательной деятельности школьников.
Рассмотренные лабораторные и практические занятия полностью удовлетворяют всем требованиям, предъявляемым к таким типам работ, соответствуют образовательным стандартам и могут быть реализованы в ходе изучения курса физики в школе.
Таким образом, все поставленные перед нами цели были достигнуты, а задачи полностью выполнены.


1. Анофрикова С.В. Отбор демонстраций к уроку. // Физика в школе -
1978. - №4. - с. 56.
2. Айдагулов Р.И. Решение задач на различных этапах урока. // Физика в школе - 1980. - №6. - с. 40.
3. Айнбиндер А.Б. Как облегчить понимание демонстрационного эксперимента.//Физика в школе - 1980. - №3. - с. 35.
4. Бабанский Ю.К. О комплексном подходе к проектированию задач урока. // Физика в школе - 1978. - №3. - с.38.
5. Бедшакова З.М. О соответствии методов обучения физике содержанию учебного материала. // Физика в школе - 1983. - №5. - с. 55.
6. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. - М.: Просвещение, 1984. - 284 с.
7. Бугаев А.И., Сорокина Н.Г., Сущенко С.С. Опорный конспект как одно из средств обучения физике.//Физика в школе - 1979. - №6. - с. 27.
8. Булатова Е.В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению. // Физика в школе - 1987. - №2 - с. 82-83.
9. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1977. - 112 с.
10. Глазунов А.Т., Нурминский И.И., Пинский А.А. Методика преподавания физики в средней школе. Электродинамика нестационарных явлений. Квантовая физика. / Под ред. А.А. Пинского. - М.: Просвещение, 1989. - 260 с.
11. Гребенок Т.Б. Повышение эффективности проблемного изучения нового материала. // Физика в школе - 1976. - №6. - с. 31.
12. Дикова Л.О. О самостоятельной работе учащихся. // Физика в школе - 1979. - №1. - с. 27.
13. Дроздов Д.Д. Развитие познавательной активности школьников при проведении комплексных экскурсий в природу. // Физика в школе - 1980. -
№5. - с. 40.
14. Дубаев З.В. Из опыта проведения уроков - семинаров. // Физика в школе - 1984. - №2. - с. 46.
15. Ерунова Л.И. Планирование и структура современного урока физики.//Физика в школе - 1984. - № 3. - с.53...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ