РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения 8
1.1. Понятие «читательский интерес» в психолого-педагогической
литературе
1.2. Возрастные особенности развития читательского интереса
у младших школьников 13
1.3. Особенности организации работы на уроке литературного
чтения с целью развития читательского интереса у младших школьников 18
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию читательского интереса у младших школьников на уроках литературного
чтения 26
2.1. Анализ программ и учебников по литературному чтению с точки зрения исследуемой проблемы 26
2.2. Диагностика уровня развития читательского интереса
чтения
2.3. Практическая работа по развитию читательского интереса
у младших школьников на уроках литературного
чтения 40
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение 54
Глава 1. Теоретические основы развития читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения 8
1.1. Понятие «читательский интерес» в психолого-педагогической
литературе
1.2. Возрастные особенности развития читательского интереса
у младших школьников 13
1.3. Особенности организации работы на уроке литературного
чтения с целью развития читательского интереса у младших школьников 18
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию читательского интереса у младших школьников на уроках литературного
чтения 26
2.1. Анализ программ и учебников по литературному чтению с точки зрения исследуемой проблемы 26
2.2. Диагностика уровня развития читательского интереса
чтения
2.3. Практическая работа по развитию читательского интереса
у младших школьников на уроках литературного
чтения 40
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение 54
Чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе, к периодике. Чтение - это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Оно вводит в память ученика литературный язык, развивает у ребенка дар слова, помогает познать мир и самого себя.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования рассматривает чтение в качестве средства, оказывающего влияние на личностное развитие ученика, его способность к адаптации в обществе, решающего задачу по воспитанию ответственного, инициативного и компетентного гражданина. Названном документе указывают на необходимость формировать у учащихся образовательные компетенции, основополагающие читательские умения и знания, приемы понимания текста, овладение техникой чтения, развитие читательского интереса (Федеральный государственный..., 2018).
Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников рассматривается не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблема.
Нельзя не осознавать, что читательский интерес и культура чтения в последнее время падают. И тому есть достаточно объективные причины. Очень сильно изменился мир. Книга перестала быть основным видом досуга и основным источником получения информации. С ней все более активно конкурируют Интернет, телевидение, социальные сети. И в этих условиях особенно важно, чтобы учителя обладали теми навыками работы и теми компетенциями, которые бы позволяли детям сохранить любовь к книге и пронести ее через всю свою жизнь.
Одним из первых, кто начал заниматься проблемой развития интересов является Я.А. Коменский. Он говорил, что перед изучением какого-либо предмета, необходимо возбудить у детей любовь к нему. По мнению Л.С. Выготского, прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, необходимо заинтересовать его ею, позаботиться о том, чтобы обнаружить что ребенок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность.
В связи с увеличившимся интересом к вопросам психологии личности изучения содержание читательских интересов стало особенно популярным. Этой проблеме посвятили свои исследования Н.А. Рыбников, М.М. Рубинштейн, С.А. Смирнов и др. Изучение велось с материалистических позиций, согласно которым и читательские интересы учащихся рассматривались как продукт социальных отношений.
Решение проблемы читательских интересов младших школьников является актуальной для многих регионов Российской Федерации и находит свое отражение в трудах В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой, Н.Н. Светловской.
В настоящее время читающий человек все больше осознается как национальная ценность. Именно поэтому в начальной школе необходимо уделить особое внимание вопросам развития читательского интереса учащихся. Если читательский интерес сформирован в школьном возрасте, читатель уже не отрывается от книги, а если этот период упущен, вернуть уже сознательного взрослого человека к чтению практически невозможно.
«Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на 14 лет, (до 2020 г.), содержит сведения о недостаточном читательском уровне современных школьников. Это говорит о нежелании значительной доли школьников читать систематически, у них не развиты качества читателя и читательский интерес (Национальная программа..., 2006).
Вышесказанное позволяет выделить проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного развития читательского интереса у младших школьников.
Решение обозначенной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: развитие читательского интереса у младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: процесс развития читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективным, если:
1) будут определены критерии развития читательского интереса;
2) будут систематически использоваться на уроках литературного чтения различные методы и приемы работы, способствующие развитию читательского интереса.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2) определить особенности организации работы на уроке литературного чтения с целью развития читательского интереса у младших школьников;
3) провести диагностику уровня развития читательского интереса у младших школьников;
4) организовать практическую работу по развитию читательского интереса на уроках литературного чтения.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы и результатов экспериментальных исследований; изучение теории вопроса; анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Белгорода, 3 «В» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на научно-методической конференции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» - 2018 (17.04.2018).
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность и степень разработанности исследуемой проблемы, приведена аргументация необходимости ее исследования, указан аппарат исследования, определены методы исследования, указана база исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения» раскрываются теоретические основы развития читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения: представлено определение понятия «читательский интерес», описаны его сущностные характеристики; выявлены особенности развития читательского интереса у младших школьников; обосновывается организация уроков литературного чтения с целью развития читательского интереса у младших школьников.
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения» представлены: анализ программ и учебников с точки зрения исследуемой проблемы; диагностика уровня развития читательского интереса у младших школьников; содержание практической работы по развитию читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
Библиографический список составляет 54 источника.
В приложении представлены диагностические и методические материалы исследования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования рассматривает чтение в качестве средства, оказывающего влияние на личностное развитие ученика, его способность к адаптации в обществе, решающего задачу по воспитанию ответственного, инициативного и компетентного гражданина. Названном документе указывают на необходимость формировать у учащихся образовательные компетенции, основополагающие читательские умения и знания, приемы понимания текста, овладение техникой чтения, развитие читательского интереса (Федеральный государственный..., 2018).
Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников рассматривается не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблема.
Нельзя не осознавать, что читательский интерес и культура чтения в последнее время падают. И тому есть достаточно объективные причины. Очень сильно изменился мир. Книга перестала быть основным видом досуга и основным источником получения информации. С ней все более активно конкурируют Интернет, телевидение, социальные сети. И в этих условиях особенно важно, чтобы учителя обладали теми навыками работы и теми компетенциями, которые бы позволяли детям сохранить любовь к книге и пронести ее через всю свою жизнь.
Одним из первых, кто начал заниматься проблемой развития интересов является Я.А. Коменский. Он говорил, что перед изучением какого-либо предмета, необходимо возбудить у детей любовь к нему. По мнению Л.С. Выготского, прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, необходимо заинтересовать его ею, позаботиться о том, чтобы обнаружить что ребенок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность.
В связи с увеличившимся интересом к вопросам психологии личности изучения содержание читательских интересов стало особенно популярным. Этой проблеме посвятили свои исследования Н.А. Рыбников, М.М. Рубинштейн, С.А. Смирнов и др. Изучение велось с материалистических позиций, согласно которым и читательские интересы учащихся рассматривались как продукт социальных отношений.
Решение проблемы читательских интересов младших школьников является актуальной для многих регионов Российской Федерации и находит свое отражение в трудах В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой, Н.Н. Светловской.
В настоящее время читающий человек все больше осознается как национальная ценность. Именно поэтому в начальной школе необходимо уделить особое внимание вопросам развития читательского интереса учащихся. Если читательский интерес сформирован в школьном возрасте, читатель уже не отрывается от книги, а если этот период упущен, вернуть уже сознательного взрослого человека к чтению практически невозможно.
«Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на 14 лет, (до 2020 г.), содержит сведения о недостаточном читательском уровне современных школьников. Это говорит о нежелании значительной доли школьников читать систематически, у них не развиты качества читателя и читательский интерес (Национальная программа..., 2006).
Вышесказанное позволяет выделить проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного развития читательского интереса у младших школьников.
Решение обозначенной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: развитие читательского интереса у младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: процесс развития читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективным, если:
1) будут определены критерии развития читательского интереса;
2) будут систематически использоваться на уроках литературного чтения различные методы и приемы работы, способствующие развитию читательского интереса.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2) определить особенности организации работы на уроке литературного чтения с целью развития читательского интереса у младших школьников;
3) провести диагностику уровня развития читательского интереса у младших школьников;
4) организовать практическую работу по развитию читательского интереса на уроках литературного чтения.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы и результатов экспериментальных исследований; изучение теории вопроса; анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Белгорода, 3 «В» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на научно-методической конференции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» - 2018 (17.04.2018).
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность и степень разработанности исследуемой проблемы, приведена аргументация необходимости ее исследования, указан аппарат исследования, определены методы исследования, указана база исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения» раскрываются теоретические основы развития читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения: представлено определение понятия «читательский интерес», описаны его сущностные характеристики; выявлены особенности развития читательского интереса у младших школьников; обосновывается организация уроков литературного чтения с целью развития читательского интереса у младших школьников.
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения» представлены: анализ программ и учебников с точки зрения исследуемой проблемы; диагностика уровня развития читательского интереса у младших школьников; содержание практической работы по развитию читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
Библиографический список составляет 54 источника.
В приложении представлены диагностические и методические материалы исследования
Читательский интерес следует рассматривать как избирательноположительное отношение личности к чтению произведений, имеющих для него значимость и эмоциональную привлекательность и отвечающих его духовным потребностям и психологическим особенностям. Читательский интерес может быть ситуативным и личностным. Ситуативный интерес возникает под влиянием внешних стимулов, и в то же время может быть первым шагом для формирования личностного интереса, который устойчив и опирается на доминирующие духовные интересы личности.
Структуру читательского интереса младших школьников образуют заинтересованность младшего школьника текстом, ситуативная заинтересованность и личная заинтересованность.
К показателям читательского интереса младших школьников отнесены степень заинтересованности в прочитанном, умение выделить для себя главное и необходимое. Были определены следующие стадии развития читательского интереса:
1) созерцательный интерес;
2) интерес к процессу чтения;
3) интерес к смыслу прочитанного;
4) интерес творческого увлечения чтением
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, рождает читательский интерес кхудожественной литературе и содействует общему развитию ребенка, его духовнонравственном интеллектуальному и эстетическому воспитанию
Среди многообразия путей и средств развития читательского интереса наиболее значимыми для младших школьников являются: увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке.
В ходе нашего исследования были решены следующие теоретические и практические задачи: изучена психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования; определены особенности организации работы на уроке литературного чтения с целью развития читательского интереса у младших школьников; проведена диагностика уровня развития читательского интереса у младших школьников; организованна практическая работа по развитию читательского интереса на уроках литературного чтения.
Организуя работу на уроке литературного чтения в соответствии с данными критериями, происходит развитие читательского интереса у младших школьников. Все критерии являются важными, и нельзя исключать ни одного из них.
Экспериментальная работа по развитию читательского интереса проводилась на базе МБОУ «СОШ № 7» г. Белгорода. В ходе
констатирующего этапа исследования у большинства учащихся был выявлен низкий уровень развития читательского интереса. В связи с этим нами была спроектирована и проведена экспериментальная работа, в ходе которой проверялась эффективность педагогических условий, заявленных в гипотезе исследования. Мы убедились, что для развития читательского интереса у младших школьников необходимо предлагать различные методы и приемы работы по расширению читательского кругозора, формированию личной заинтересованности чтением и осознанности чтения.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза нашла свое подтверждение в ходе теоретической и практической части исследования.
Структуру читательского интереса младших школьников образуют заинтересованность младшего школьника текстом, ситуативная заинтересованность и личная заинтересованность.
К показателям читательского интереса младших школьников отнесены степень заинтересованности в прочитанном, умение выделить для себя главное и необходимое. Были определены следующие стадии развития читательского интереса:
1) созерцательный интерес;
2) интерес к процессу чтения;
3) интерес к смыслу прочитанного;
4) интерес творческого увлечения чтением
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, рождает читательский интерес кхудожественной литературе и содействует общему развитию ребенка, его духовнонравственном интеллектуальному и эстетическому воспитанию
Среди многообразия путей и средств развития читательского интереса наиболее значимыми для младших школьников являются: увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке.
В ходе нашего исследования были решены следующие теоретические и практические задачи: изучена психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования; определены особенности организации работы на уроке литературного чтения с целью развития читательского интереса у младших школьников; проведена диагностика уровня развития читательского интереса у младших школьников; организованна практическая работа по развитию читательского интереса на уроках литературного чтения.
Организуя работу на уроке литературного чтения в соответствии с данными критериями, происходит развитие читательского интереса у младших школьников. Все критерии являются важными, и нельзя исключать ни одного из них.
Экспериментальная работа по развитию читательского интереса проводилась на базе МБОУ «СОШ № 7» г. Белгорода. В ходе
констатирующего этапа исследования у большинства учащихся был выявлен низкий уровень развития читательского интереса. В связи с этим нами была спроектирована и проведена экспериментальная работа, в ходе которой проверялась эффективность педагогических условий, заявленных в гипотезе исследования. Мы убедились, что для развития читательского интереса у младших школьников необходимо предлагать различные методы и приемы работы по расширению читательского кругозора, формированию личной заинтересованности чтением и осознанности чтения.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза нашла свое подтверждение в ходе теоретической и практической части исследования.
Подобные работы
- Теоретические основы формирования читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения (Волгодонский педагогический колледж)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2024 - ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Формирование мотивации у младших школьников на уроках литературного чтения (Государственный Гуманитарно-Технологический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Развитие нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Роль учителя в формировании читательского интереса младших
школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4100 р. Год сдачи: 2018 - Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Развитие эмоционального восприятия художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022





