Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Работа №92668

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
257
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения 8
1.1. Понятие «читательский интерес» в психолого-педагогической
литературе
1.2. Возрастные особенности развития читательского интереса
у младших школьников 13
1.3. Особенности организации работы на уроке литературного
чтения с целью развития читательского интереса у младших школьников 18
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию читательского интереса у младших школьников на уроках литературного
чтения 26
2.1. Анализ программ и учебников по литературному чтению с точки зрения исследуемой проблемы 26
2.2. Диагностика уровня развития читательского интереса

чтения
2.3. Практическая работа по развитию читательского интереса
у младших школьников на уроках литературного
чтения 40
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение 54

Чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе, к периодике. Чтение - это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Оно вводит в память ученика литературный язык, развивает у ребенка дар слова, помогает познать мир и самого себя.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования рассматривает чтение в качестве средства, оказывающего влияние на личностное развитие ученика, его способность к адаптации в обществе, решающего задачу по воспитанию ответственного, инициативного и компетентного гражданина. Названном документе указывают на необходимость формировать у учащихся образовательные компетенции, основополагающие читательские умения и знания, приемы понимания текста, овладение техникой чтения, развитие читательского интереса (Федеральный государственный..., 2018).
Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников рассматривается не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблема.
Нельзя не осознавать, что читательский интерес и культура чтения в последнее время падают. И тому есть достаточно объективные причины. Очень сильно изменился мир. Книга перестала быть основным видом досуга и основным источником получения информации. С ней все более активно конкурируют Интернет, телевидение, социальные сети. И в этих условиях особенно важно, чтобы учителя обладали теми навыками работы и теми компетенциями, которые бы позволяли детям сохранить любовь к книге и пронести ее через всю свою жизнь.
Одним из первых, кто начал заниматься проблемой развития интересов является Я.А. Коменский. Он говорил, что перед изучением какого-либо предмета, необходимо возбудить у детей любовь к нему. По мнению Л.С. Выготского, прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, необходимо заинтересовать его ею, позаботиться о том, чтобы обнаружить что ребенок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность.
В связи с увеличившимся интересом к вопросам психологии личности изучения содержание читательских интересов стало особенно популярным. Этой проблеме посвятили свои исследования Н.А. Рыбников, М.М. Рубинштейн, С.А. Смирнов и др. Изучение велось с материалистических позиций, согласно которым и читательские интересы учащихся рассматривались как продукт социальных отношений.
Решение проблемы читательских интересов младших школьников является актуальной для многих регионов Российской Федерации и находит свое отражение в трудах В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой, Н.Н. Светловской.
В настоящее время читающий человек все больше осознается как национальная ценность. Именно поэтому в начальной школе необходимо уделить особое внимание вопросам развития читательского интереса учащихся. Если читательский интерес сформирован в школьном возрасте, читатель уже не отрывается от книги, а если этот период упущен, вернуть уже сознательного взрослого человека к чтению практически невозможно.
«Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на 14 лет, (до 2020 г.), содержит сведения о недостаточном читательском уровне современных школьников. Это говорит о нежелании значительной доли школьников читать систематически, у них не развиты качества читателя и читательский интерес (Национальная программа..., 2006).
Вышесказанное позволяет выделить проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного развития читательского интереса у младших школьников.
Решение обозначенной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: развитие читательского интереса у младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: процесс развития читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективным, если:
1) будут определены критерии развития читательского интереса;
2) будут систематически использоваться на уроках литературного чтения различные методы и приемы работы, способствующие развитию читательского интереса.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2) определить особенности организации работы на уроке литературного чтения с целью развития читательского интереса у младших школьников;
3) провести диагностику уровня развития читательского интереса у младших школьников;
4) организовать практическую работу по развитию читательского интереса на уроках литературного чтения.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы и результатов экспериментальных исследований; изучение теории вопроса; анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Белгорода, 3 «В» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на научно-методической конференции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» - 2018 (17.04.2018).
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность и степень разработанности исследуемой проблемы, приведена аргументация необходимости ее исследования, указан аппарат исследования, определены методы исследования, указана база исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения» раскрываются теоретические основы развития читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения: представлено определение понятия «читательский интерес», описаны его сущностные характеристики; выявлены особенности развития читательского интереса у младших школьников; обосновывается организация уроков литературного чтения с целью развития читательского интереса у младших школьников.
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения» представлены: анализ программ и учебников с точки зрения исследуемой проблемы; диагностика уровня развития читательского интереса у младших школьников; содержание практической работы по развитию читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
Библиографический список составляет 54 источника.
В приложении представлены диагностические и методические материалы исследования

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Читательский интерес следует рассматривать как избирательно­положительное отношение личности к чтению произведений, имеющих для него значимость и эмоциональную привлекательность и отвечающих его духовным потребностям и психологическим особенностям. Читательский интерес может быть ситуативным и личностным. Ситуативный интерес возникает под влиянием внешних стимулов, и в то же время может быть первым шагом для формирования личностного интереса, который устойчив и опирается на доминирующие духовные интересы личности.
Структуру читательского интереса младших школьников образуют заинтересованность младшего школьника текстом, ситуативная заинтересованность и личная заинтересованность.
К показателям читательского интереса младших школьников отнесены степень заинтересованности в прочитанном, умение выделить для себя главное и необходимое. Были определены следующие стадии развития читательского интереса:
1) созерцательный интерес;
2) интерес к процессу чтения;
3) интерес к смыслу прочитанного;
4) интерес творческого увлечения чтением
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, рождает читательский интерес кхудожественной литературе и содействует общему развитию ребенка, его духовно­нравственном интеллектуальному и эстетическому воспитанию
Среди многообразия путей и средств развития читательского интереса наиболее значимыми для младших школьников являются: увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке.
В ходе нашего исследования были решены следующие теоретические и практические задачи: изучена психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования; определены особенности организации работы на уроке литературного чтения с целью развития читательского интереса у младших школьников; проведена диагностика уровня развития читательского интереса у младших школьников; организованна практическая работа по развитию читательского интереса на уроках литературного чтения.
Организуя работу на уроке литературного чтения в соответствии с данными критериями, происходит развитие читательского интереса у младших школьников. Все критерии являются важными, и нельзя исключать ни одного из них.
Экспериментальная работа по развитию читательского интереса проводилась на базе МБОУ «СОШ № 7» г. Белгорода. В ходе
констатирующего этапа исследования у большинства учащихся был выявлен низкий уровень развития читательского интереса. В связи с этим нами была спроектирована и проведена экспериментальная работа, в ходе которой проверялась эффективность педагогических условий, заявленных в гипотезе исследования. Мы убедились, что для развития читательского интереса у младших школьников необходимо предлагать различные методы и приемы работы по расширению читательского кругозора, формированию личной заинтересованности чтением и осознанности чтения.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза нашла свое подтверждение в ходе теоретической и практической части исследования.


1. Бабанский Ю.К. Педагогика: курс лекций / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1988. - 213 с.
2. Беленький Г.И. Изучение теории литературы в средней школе / Г.И. Беленький, М.А. Снежневская. - М.: Просвещение, 1983. - 256 с.
3. Богданова О.Ю. Теория и методика обучения литературе / О.Ю. Богданова, С.А. Леонова, В.Ф. Чертова. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 400 с.
4. Борисенкова О.В. Литературное чтение: 4 кл.: Методическое пособие / О.В. Борисенкова, О.В. Малаховская. - М.: Академкнига/Учебник, 2014. - 224 с.
5. Волгина Е.В. Роль филологического анализа художественного текста в формировании лингвистической и литературоведческой компетенций / Е.В. Волгина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2010. - №5. - С. 3.
6. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения: 2 кл. / М.П. Воюшина // Начальная школа. - 1989. - № 5. - С. 16-20.
7. Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе / М.П. Воюшина, И.Р. Николаева, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева. - М.: Изд. центр «Академия», 2013. - 288 с.
8. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-пресс, 2002. - 1008 с.
9. Голубков В.В. Методика преподавания литературы / В.В. Голубков - М.: Гос. учебно-педагог. изд-во, 1962. - 494 с.
10. Данилов М.А. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы
современной дидактики / М.А. Данилов, М.Н. Скаткин. - М.:
Просвещение, 1982. - 319 с.
11. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А.Б. Есин. - М.: Флинта, Наука, 2000. - 248 с.
12. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 класс: учебник для
учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 /
Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 192 с.
13. Залевская А.А. Понимание текста: психолингвистический подход / А.А. Залевская. - Калинин, 1988. - 95 с.
14. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. - М.: Просвещение, 2014. - 128 с.
15. Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса / Е.А. Костюхин. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1987. - 272 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ