Введение 3
Глава 1. Понятие стимулирования и классификация мер стимулирования в деятельности государственных служащих.
1.1. Особенности применения методов стимулирования госслужащих в сфере
государственного управления 16
1.2. Развития административного законодательства в РФ, устанавливающего
меры стимулирования (поощрения) и ответственности государственных служащих 26
1.3. Классификация мер стимулирования государственных служащих, соотношение стимулирования и поощрения государственных служащих... .42 Глава 2. Правовые основания и условия применения мер стимулирования и поощрения к государственным служащим
2.1. Механизм применения мер стимулирования и поощрения к
государственным служащим 52
2.2. Продвижение по государственной службе и аттестация как элементы
стимулирования государственных служащих 61
2.3. Присвоение государственному служащему квалификационных
разрядов 70
Глава 3. Порядок применения мер стимулирования и поощрения к государственным служащим.
3.1. Материальное обеспечение государственного служащего 79
3.2. Оплата труда государственных служащих 85
3.3. Преимущества государственных служащих (льготы и привилегии для
госслужащих. Иммунитеты для госслужащих) 91
Заключение 97
Список использованной литературы и источников 101
Актуальность темы диссертационного исследования. Государственная служба направлена на достижение общенациональных целей, выступает необходимой составляющей механизма практической реализации государственных задач и функций через специальные субъекты — государственных служащих. Государственными служащими реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества. Им принадлежит важнейшая роль в управлении в социально-экономической и административно-политической сферах, укреплении российской государственности и реформировании общества на основах демократии и права.
Государственный механизм без персонала представлял бы собой безжизненные структуры, правовые статусы и схемы взаимодействий. В большинстве современных государств этот персонал включает в себя депутатский корпус и служащих представительных органов, органов исполнительной власти, судов, прокуратуры и других органов государства. На службе у государства находятся также солдаты, офицеры армии и других вооруженных формирований. Полномочия государственных органов по реализации стоящих перед государством задач и функций исполняют государственные служащие. Государством должны быть обеспечены стабильность правового и материального положения государственного служащего и прогнозируемость его карьерного и профессионального роста. Каждый государственный служащий должен знать, в каком случае ему полагается следующая должность государственной службы с повышением размера денежного содержания, будет присвоен очередной классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, а также какую льготу или преимущество он получит от государства за свой доблестный труд.
Все это играет существенную роль при решении проблемы привлечения в государственный аппарат молодых и квалифицированных специалистов, современных управленцев. Традиционно в качестве универсальных методов государственного управления выступают убеждение и принуждение. Значение стимулирования вытекает из того соотношения убеждения и принуждения среди методов государственного руководства обществом, которое отдает первенствующую роль убеждению. Конечно, стимулирование, а тем более, материальное поощрение не равнозначно убеждению, но оно ближе к нему, чем к принудительным мерам. 1. Преимущество стимулирующих начал по сравнению с началами, ограничивающими заключается в том, что они, как правило, выступают более гибкими и тонкими способами управления. Наличие у государственных служащих определенных властных полномочий предполагает тем самым более значительные, нежели у подавляющего числа их сограждан, возможности оказывать влияние на развитие дел в обществе и, следовательно, требует повышенной ответственности за их состояние. 2. Изучение стимулирования деятельности государственных служащих как процесса прогрессивного развития общества позитивными средствами берет начало в исследовании методов управления, а в частности, метода убеждения. Рассматривая институт государственной службы, нельзя оставлять без внимания вопрос о стимулировании государственных служащих, так как именно этот термин используется законодателем в различных нормативных правовых актах, содержащих нормы о статусе государственных служащих3. Поскольку в предписаниях правовых норм действующего административного законодательства реформированию подвергаются только отдельные преимущества для государственных служащих, носящие социальный характер, назрела объективная необходимость дальнейшего поиска качественно иных подходов к «стимулирующим процессам». В связи с этим, комплексные юридические регулирования деятельности государственных служащих являются весьма актуальными. Пришло время значительных обобщений и выводов относительно административно-правового регулирования стимулирования и поощрения государственных служащих, механизма правового
стимулирования, с помощью которых можно оказать благотворное влияние как на развитие центрального института административного права - института государственной службы, так и на правотворческую и правоприменительную практику. Следовательно, комплексные юридические исследования данной группы мер административно-правового регулирования деятельности государственных служащих в настоящее время весьма актуальны.
Актуальность рассмотрения и определения сущности стимулирования и поощрения как юридических средств управления государственной службой обусловлена самой жизнью. В ходе развития общества и государства возникают различные проблемы, при разрешении которых имеющегося комплекса средств может оказаться недостаточно. Постоянно меняется характер общественных отношений, изменяются и юридические нормы, регламентирующие данные отношения. В силу этого проблема поиска эффективных путей и форм использования управленческого ресурса на сегодняшний день объективно выдвигается в число приоритетных и наиболее актуальных вопросов теории государственного управления.1
Смена политического курса, реформирование социально-экономических, государственно-правовых отношений связаны во многом с пересмотром действующей в настоящее время системы преимуществ. Соответственно этому трансформируются цели, способы, социальная направленность правового регулирования запросов тех групп населения, которые призваны решать государственные задачи, осуществлять государственную службу, то есть государственных служащих. Подобные процессы мы наблюдаем тогда, когда реформируется целый пласт социальных льгот, привилегий, что обусловлено важностью адекватной денежной оценки труда тех лиц, которые призваны исполнять государственные задачи...
Исследование теоретических и практических вопросов, связанных с административно-правовым регулированием стимулирования и поощрения государственных служащих позволяет высказать ряд замечаний и выводов. Проблема стимулирования и поощрения государственных служащих в силу специфики их правового статуса постоянно находятся в поле зрения ученых- юристов, а значит, всегда будет являться актуальной. В работах, посвященных этим проблемам, рассматриваются различные их аспекты: начиная с изучения сущности стимулирования и поощрения как средств всеобщего метода убеждения, применяемого в системе государственного управления и заканчивая теоретическим научным обобщением, связанным с раскрытием механизма применения стимулирования и поощрения в различных сферах государственного управления. Я попыталась показать, что роль мер стимулирования и поощрения в государственной управленческой деятельности весьма многогранна и чрезвычайно важна. Я полагаю, все рассмотренные подходы к определению стимулирующих мер в отношении государственных служащих имеют право на существование, поскольку многообразие концепций при условии верного определения критерия классификации безусловно играет положительную роль как в сфере научных исследованиях, так и в сфере правоприменительной деятельности. В
процессе осуществления своей профессиональной деятельности государственные служащие должны активно поощряться. Эффективное использование кадрового потенциала государства - приоритетная общенациональная задача. Машина государственного управления должна при всех обстоятельствах работать безупречно. Проводимое реформирование государственной службы должно обеспечить четкую и эффективную деятельность государственного аппарата, предотвратить возможность использования его в групповых интересах. Главное, чтобы предпринимаемые меры и устанавливаемые приоритеты в государственной политике и административно-правовом строительстве отвечали бы публичным интересам, чтобы перемены способствовали повышению благополучия не только государственных служащих, но и благополучия и безопасности общества, чтобы большинство из всего гражданского общества разделяло бы «мировоззрение» правителей и лидеров политико-правовых преобразований. При этом важнейшим условием должна стать реальная практика проведения реформ и результаты преобразований, хотя бы первичные, промежуточные, но очевидно положительные. В таких условиях всякая реформа будет поддержана обществом.
Таким образом, надежность управления людьми в любых организационных структурах определяется точным установлением соотношения мотиваций, баланс между которыми в значительной мере связан с пониманием типа современного человека и в первую очередь, современного чиновника. Я убеждена в том, что до тех пор, пока государственные служащие не будут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность своего труда. Если ценность полученного вознаграждения низка, то мотивация служебной деятельности будет ослабевать.
Следовательно, руководство конкретного государственного органа должно сопоставлять предлагаемое вознаграждение с потребностями служащих, привести их в соответствие и поощрять только за эффективную и образцовую работу; сформулировать высокий, но реалистичный уровень результатов, ожидаемых от подчиненных, и внушать им, что они могут их добиться, если приложат силы. Всякий человеческий поступок оказывает воздействие на окружающую действительность, влечет разнообразные физические, социальные, психологические последствия. Фактические последствия правомерного поведения субъекта расцениваются им как желательные и полезные. Именно стремление к достижению желаемых и планируемых последствий служит непосредственным стимулом к принятию
решения о совершении поступка. Ведь государственные служащие поступают правомерно не из личных соображений, а в силу своих
служебных обязанностей. Не следует упускать из виду и то обстоятельство, что честное выполнение своего долга перед обществом и государством входит в профессиональные обязанности служащего, за которые он получает материальное вознаграждение и другие виды обеспечения. Следовательно, отсутствие сложной, продуманной системы оплаты по труду никогда не создаст условий для мотивации как государственных, так и любых других служащих. Однако, существующая в законе ограниченность экономической и общественной деятельности государственных служащих безусловно должна компенсироваться, причем как в форме материального вознаграждения за труд, так и в форме различных социальных гарантий, размеры которых не должны ни в коей мере сравниваться с размерами заработной платы и социальных гарантий рядовых, экономически и социально свободных граждан. Но, к сожалению, мы видим, что существующая система оплаты труда государственных служащих имеет множество недостатков. Зависящая, в конечном счете, от волевого решения высшего руководства, она не ставит результаты труда государственного служащего в зависимость от общего социально-экономического развития страны (региона), не стимулирует государственного служащего к сознательному, целенаправленному исполнению должностных обязанностей. Для того, чтобы добиться высоких результатов в службе, нужно воздействовать на факторы, влияющие на удовлетворенность службой. Все предложенные мной нововведения в дальнейшем, надеюсь, должны найти свое закрепление и развитие не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ. Эффективная правовая защита государственного служащего от произвола сменяющих друг друга руководителей; четкое нормирование продвижения по службе при обеспечении достойного материального содержания, обеспеченной старости - это адекватные задачи государства на современном этапе его развития. Нормативное урегулирование вопросов стимулирования государственных служащих способствовало бы созданию государственного аппарата, стоящего вне корпоративных политических и экономических интересов, осуществлению управления при любых сменах лидеров и служебных кабинетов.
В диссертации поддерживаются точки зрения многих ученых, внесших вклад в изучение административно-правового регулирования стимулирования и поощрения государственных служащих. Вместе с тем я считаю возможным и необходимым дальнейшее более глубокое изучение данного вопроса.
1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О
государственной гражданской службе Российской Федерации". Статья 14. Основные права гражданского служащего. URL: http://base.garant.
ru/12136354/
3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Статья 48. Аттестация гражданских служащих. URL: http://legalacts.ru/doc/79_FZ-o- gosudarstvennoj-grazhdanskoj-sluzhbe/
4. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". URL: http://legalacts.ru/doc/
5. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Статья 52. Основные государственные гарантии гражданских служащих. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/
6. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Статья 50. Оплата труда гражданского служащего.
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/
7. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» (с изменениями от 7 ноября 200 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607. URL: http://base.garant.ru/10135745/
8. Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. «О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему» // СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 775.
URL: http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_7379/
9. Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ (ред. от 27.05.2003) «Об основах государственной службы Российской Федерации»// СЗ РФ, № 7. Ст.212.
URL: http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_7379/
10. Федеральный закон РФ от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. №6. Ст. 711.
URL: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7379/
11. Федеральный закон РФ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября2003 г.) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
URL: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7379/
12. Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
13. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". ст.1.4.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/
14. Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)".
URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_85601/
15. Указ Президента Российской Федерации от 20.06.1994 г. № 1292 «Об утверждении Положения о комиссии по высшим воинским должностям, высшим воинским и высшим специальным званиям Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации»...