Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГУМАНИТАРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

Работа №92625

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

информационные системы

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
88
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические основы использования ИКТ в обучении физике в средней общеобразовательной школе 7
1.1. Современный ФГОС о процессах в современной школе 7
1.2. Гуманитарный характер обучения физике 11
1.3. Возможности информационно-коммуникационных технологий в
процессе преподавания естественно-научных дисциплин 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию возможностей информационно-коммуникационных технологий при обучении физике 19
2.1. Гуманитарный потенциал содержания учебных программ 7 и 8
классов по физике 19
2.2. Методика интеграции гуманитарного компонента при проведении
уроков и внеклассных мероприятий по физике 23
2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы по гуманизации обучения физике с использованием информационно-коммуникационных технологий 28
Заключение 32
Библиографический список: 35
Приложение 1 39
Приложение 2 47
Приложение 3 64
Приложение 4 66


Актуальность исследования. Естественнонаучное образование не всегда дополняется качественной гуманитарной подготовкой. Учитель физики может восполнить этот пробел, раскрывая гуманитарный характер знаний своего предмета, обогащая содержание физического образования идеями выдающихся личностей, ценностями и проблемами, представляющими общечеловеческий интерес.
Процесс гуманизации естественнонаучного образования нелегок и неоднозначен. Это объясняется тем, что сообщение знаний гуманитарного характера людям, склад ума которых в наибольшей степени приспособлен к восприятию технической информации, требует особого подхода. В связи с этим можно предложить несколько направлений гуманизации школьного курса физики: он должен содержать все элементы физической картины мира - исходные философские представления, физические теории, связи между теориями - и строиться так, чтобы в итоге у ребят формировались представления о современной физической картине мира. Для этого необходимо использовать исторический подход к построению курса, позволяющий показать развитие и становление научного физического знания. Такой подход обеспечит постепенный переход от рассмотрения простых явлений к изучению более сложных и возможность обсуждать место изучаемых теорий в современной картине мира и границы их применимости.
Материал курса можно группировать вокруг частных физических теорий. Это позволит учащимся сформировать элементы теоретического мышления, систему методологических знаний, связанных с ролью теории в познании, с соотношением теории и эксперимента, установить связь между развитием общества и физики, показать применение физических законов.
Связи между теориями устанавливаются как в ходе изучения материала, так и на заключительных этапах обобщения знаний, например на занятии «Тернистый путь технического прогресса», проводимого в конце раздела «Электромагнитные явления».
При изучении частных теорий знакомство школьников с жизнью, деятельностью и взглядами ученых, внесших основной вклад в их развитие, позволяет говорить на уроке о добре и зле, гуманизме и смысле жизни, патриотизме и национальной гордости, социальной ответственности ученых и т.д. Биографии ученых - материал огромной воспитательной ценности.
Содержание прикладного материала должно показывать роль физической науки в жизни человека, формировать у учащихся умения оценивать достижения науки с разных точек зрения, осознавать экологические проблемы, возникающие в связи с научно-техническим прогрессом.
Каждый раздел курса, как и курс в целом, можно начинать с введения, которое носит историко-научный характер. Его цель - познакомить учащихся с кругом явлений, подлежащих изучению, и с развитием знаний о них.
Каждый раздел курса и курс в целом необходимо завершать обобщающим занятием. Его цель - систематизировать знания учащихся о физических теориях, показать границы применимости изученных теорий и их место в современной физической картине мира.
Реализация в школьном курсе физики знаний гуманитарного характера в некоторой степени разрешит противоречие между задачами, целью и содержанием школьного физического образования и будет способствовать воспитанию яркой, творчески и нестандартно мыслящей личности.
Для осуществления работы по данным направлениям большую роль могут сыграть информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Исходя из этого, определена проблема исследования, которая заключается в недостаточной разработанности методических основ по использованию и внедрению ИКТ в образовательный процесс с целью гуманизации естественнонаучной дисциплины физики.
Объект исследования - образовательный процесс современной общеобразовательной школы.
Предмет исследования - возможности ИКТ для гуманизации образовательного процесса при обучении физике.
Цель исследования заключается во внедрении информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс с целью гуманизации обучения физике.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по теме.
2. Систематизировать и обобщить методику проведения уроков.
3. Разработать и апробировать уроки и внеклассные мероприятия по физике с использованием ИКТ с целью определения их возможности для гуманизации образовательного процесса при обучении физике.
4. Разработать и апробировать анкеты по изучению мнения учащихся по использованию ИКТ в образовательном процессе.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступали школьники МБОУ «Лицей №8» г. Новоалтайска.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза: внедрение
информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения регулярно и целенаправленно, позволит существенно повысить качество обучения, активизировать познавательную активность учащихся и позволит в дальнейшей деятельности самореализоваться в информационном обществе.
Методы исследования:
- теоретические - теоретико-методологический анализ психолого-педагогической и методической литературы, нормативной и программно-методической документации по проблеме исследования, изучение государственных образовательных стандартов, системный анализ, абстрагирование, обобщение, прогнозирование, проектирование, моделирование;
- эмпирические методы психолого-педагогической диагностики - наблюдение, интервьюирование, беседа, анкетирование, консультации с преподавателями, экспертная оценка, анализ продуктов учебной деятельности, тестирование студентов, педагогический эксперимент;
- статистические - статистическая и математическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы, их количественный и качественный анализ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе опытно-экспериментальной работы по использованию возможностей информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения физике с целью повышения гуманитарного потенциала данной учебной дисциплины получены следующие результаты:
1. При изучении литературы и использования различных источников информации определено понятие "гуманизация" образования.
2. Обоснованы методологические и теоретические возможности гуманизации физического образования.
3. Рассмотрена и использована методика интеграции гуманитарного компонента при проведении уроков и внеклассных мероприятий средствами информационно-коммуникационных технологий.
4. Осуществлен педагогический эксперимент по внедрению информационно-коммуникационных технологий с целью гуманизации обучения физике.
В процессе исследования разработаны теоретические предпосылки гуманизации процесса обучения физике. Изучен Государственный образовательный стандарт второго поколения на предмет гуманизации образовательного процесса в современной школе. Рассмотрены основные возможности информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин.
Практическая значимость исследования заключается:
1. В определении методических особенностей обучения физике в процессе гуманизации данной дисциплины в средней общеобразовательной школе, заключающихся в выборе способов ее осуществления, формировании эмоциональной и эстетической сферы деятельности учащихся, содержания и структуры учебного материала приемов и средств его реализации.
2. В выборе методики проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий с использованием средств информационно- коммуникационных технологий способствующих реализации основных направлений гуманизации процесса обучения физике. Изучение состояния проблемы гуманизации обучения физике средствами информационно-коммуникационных технологий.
Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование подтвердили выдвинутую гипотезу: внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения регулярно и целенаправленно, позволит существенно повысить качество обучения, активизировать познавательную активность учащихся и позволит в дальнейшей деятельности самореализоваться в информационном обществе.
Данное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Гуманитарный потенциал в процессе обучения физике наилучшим
образом реализуется с помощью информационно- коммуникационных технологий.
2. Методика интеграции гуманитарного компонента при проведении
уроков и внеклассных мероприятий по физике позволяет реализовать нравственно-эстетический, социокультурный, мировоззренческий компонент.
3. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения физике предполагает высокую познавательную активность учащихся, развитие их творческих способностей, научного мировоззрения, способствует повышению качества знаний учащихся, развитию их личностных качеств. Это подтверждается результатами анкетирования учащихся, учебными достижениями, участием и победами в научно-практических конференциях.
4. Модель учебного процесса, в которой используются возможности новых информационных технологий, позволяет эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу преподавателя и учащегося, а также интегрировать различные формы и стратегии освоения знаний по предмету, направленные на развитие самостоятельной познавательной учебной деятельности, что соответствует требованиям современного ФГОС второго поколения.
Анализ результатов учебной деятельности учащихся за время эксперимента позволяет сделать вывод о действительном повышении эффективности учебно-воспитательного процесса и возможности создания на основе информационно - коммуникационных технологий единой целостной обучающей системы направленной на гуманизацию образовательного процесса.
В работе осуществлено решение ряда задач, направленных на использование гуманитарного потенциала информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения физике.
Среди множества способов гуманизации урока и учебной дисциплины в целом, использование информационных технологий на сегодня занимает одно из ведущих мест. Безусловно, будущее - за информационными технологиями. С их помощью уже сегодня можно решать множество дидактических, организационных и методических проблем.
Первые результаты данного опыта работы были обобщены на уровне школы. Работа в этом направлении будет продолжена.
Перспективы дальнейшего исследования видятся во внедрении данных методик в учебный процесс изучения физике в 9, 10 и 11 классах, а также при изучении факультативных и элективных курсов по физике с целью создания единой системы, направленной на интеграцию естественнонаучной и гуманитарной культур.



1. Абасов, З. Форма обучения - групповая работа [Текст] / З. Абасов // Директор школы. - 1998. - №6. - С. 62-66.
2. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, Щукин
А.Н. - М.: Икар, 2009. — 448 с.
3. Алексашина, И.Ю. Гуманитаризация содержания естественнонаучно-го образования как культурный феномен [Текст] / И.Ю. Алексашина // Гуманитаризация и культура учителя. - СПб., 2002. - С. 55-61.
4. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1989. - Т.1. - 230 с.; Т.2. - 287 с.
5. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазви-тия [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
6. Анохин, П.К. Философские аспекты теории функциональной системы [Текст] / П.К. Анохин. - М.: Медицина, 1978. - 288 с.
7. Анохина, Г.М. Развитие понятийного мышления у школьников [Текст] / Г.М. Анохина. - Воронеж: ВОИПКРО, 1999. - 155 с.
8. Антипин, И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6-7 классах [Текст]: пособие для учителей / И.Г. Антипин. - М.: Просвещение, 1974. - 127 с.
9. Бабанский, Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации [Текст] / Ю.К. Бабанский // Советская педагогика. - 1982. - № 11. - С. 30-39.
10. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Просве-щение, 1983. - 608 с.
11. Балицкая, И.В. Гуманистические направления реформ по стандарти-зации высшего образования в России и США [Текст]: автореф. дис. ...
канд. пед. наук / И.В. Балицкая. - М.: Изд-во МГЛУ, 1999. - 19 с.
12. Белогуров, А.Ю. Теоретические основы и технология гуманита-ризации современного естественнонаучного образования [Текст] / А.Ю. Белогуров // Под ред. докт. пед. наук, проф. 3.К. Каргиевой; Сев.-Осет. Гос. Ун-т. - Владикавказ: Изд-во СОГУ,1999. - 108 с.
13. Бердяев, Н.А. Человек и машина [Текст] / Н.А. Бердяев // Вопросы философии. - 1989. - № 2. - С. 153-157.
14. Берулава, Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика [Текст]: учебное пособие / Г.А. Берулава. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 236 с.
15. Берулава, М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы [Текст] / М.Н. Берулава // Педагогика. 1996. - № 4. - С. 23-27.
16. Берулава, М.Н. Теория и практика гуманизации образования [Текст] / М.Н. Берулава. - М.: Гелиос АРВ, 2000. - 240 с.
17. Берулава, М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования [Текст] / М.Н. Берулава // Педагогика. - 1994. - № 5. - С. 21-25.
18. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Москва ИПОМО России, 1995. - 336 с.
19. Бессонов, Б.Н. Гуманизм и технократизм как типы духовной
ориентации [Текст] / Б.Н. Бессонов // Философские науки. 1988. - №1. - С. 76-91.
20. Бестужев-Лада, И. Что может дать культурология учителю? [Текст] / И. Бестужев-Лада // Народное образование. - 1997. - № 6. - С. 89-94.
21. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические
сочинения [Текст] / П.П. Блонский В 2-х т. - М.: Педагогика, 1979. - Т.1. - 322 с.
22. Богуславский, М.В. Развитие гуманистической парадигмы образова-ния в отечественной педагогике начала XX века [Текст] / М.В. Богус-лавский // Российский исторический журнал. - 2000. - №2. - С. 14-24.
23. Бондаревская, Е.В. Методологические стратегии личностно-ориентированного воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская // Известия Российской академии образования. - 1999. - № 3. - С.23-32.
24. Брунер, Д. Психология познания: за пределами непосредственной информации [Текст] / Д. Брунер. - М.: Прогресс, 1977. - 412 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ