Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе конструирования из природного материала (Елецкий государственный университет)

Работа №92610

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы83
Год сдачи2022
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
148
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №40 г. Ельца».
Выборка: 12 детей старшего дошкольного возраста с дизартрией (экспериментальная группа) и 12 дошкольников (контрольная группа).
Есть приложения.

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава I. Теоретические основы формирования мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста ……………….…………………………8
1.1. Особенности формирования мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях………….8
1.2. Специфика формирования мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией……………………………………………15
1.3. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме формирования мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе конструирования из природного материала…………………………………………………………………………20
Выводы по I главе
Глава II. Экспериментальное исследование формирования мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе конструирования из природного материала…………………………………...32
2.1. Диагностика мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе конструирования из природного материала………………32
2.2. Педагогические условия коррекционно-педагогической работы по формированию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе конструирования из природного материала…………………………………………………………………………42
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования проблемы формирования мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе конструирования из природного материала…………54
Выводы по II главе………59
Заключение……………………………………………………………………..61
Список использованных источников………62
Приложения…………………………………………………………………….70
Приложение 1. Пальчиковые игры………71
Приложение 2.«Работа над изготовлением поделок из природного материала. Продукты деятельности из шишек, листьев»……77
Приложение 3. «Лесовик»…………79
Приложение 4. «Северный край»………80
Приложение 5. «Подсолнушек»………………………………………………..81
Приложение 6. «Веселая композиция из манки»……………………………..82
Приложение 7. «Поделки из шишек к сказке «Три медведя»»………………83
Приложение 8.Конспект ОД по конструированию из природного материала по теме «Игрушки»……………………………………………………………..84

Мышление – основа обучения, потому и развитие различных видов мышления и мыслительных операций традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности.
Мыслительные операции представляют собой инструмент познания человеком окружающего мира, действительности, в связи с этим, развитие мыслительных операций представляется важным фактором становления всесторонне развитой личности. Способность логически мыслить, четко и ясно излагать свои мысли в наше время требуется повсеместно каждому человеку. Данные качества необходимы в любой профессии, в них нуждаются как врач, так и руководитель организации, рабочий и инженер, продавец и юрист, и многие другие. Научно доказано, что логическое мышление формируется приблизительно к 5-6 летнему возрасту. Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.
Однако, по данным зарубежных и отечественных исследователей, количество детей с дизартрией, испытывающих затруднения в освоении социальной микросреды, значительно возросло и в дальнейшем, проявляются при поступлении ребенка в школу.
Повышение эффективности коррекционно-педагогической работы по устранению нарушений речи, развитию мыслительных операций у детей с диагнозом «дизартрия» является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии. Для детей с нарушениями речи и недоразвитием моторных функций решение вопроса ранней социальной адаптации имеет особое значение в связи с тем, что с определенного момента они неизбежно начинают замечать свое отставание от сверстников в той или иной сфере жизни. Также прослеживаются затруднения в осуществлении физических или умственных действий, в общении со сверстниками или с «чужими» взрослыми. У детей с дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии. Нарушенное звукопроизношение с трудом поддается коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи, что затрудняет процесс школьного обучения детей.
В настоящее время в большинстве своем старшие дошкольники, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, которые необходимы для успешного усвоения знаний в школе. Мышление таких детей находится на низком уровне, а конкретных программ для развития мыслительных операций достаточно мало. Решение подобной проблемы заключается в поиске новых путей, форм и методов организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях.
В целом, анализ научно-теоретических и научно-методических исследований позволил нам выявить ряд противоречий между необходимостью в развитии мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и отсутствием разработанной методики по использованию природного материала в процессе конструирования.
Объект исследования: процесс развития и коррекции мышления детей дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования: педагогические условия формирования мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе конструирования из природного материала.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и реализовать педагогические условия формирования мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе конструирования из природного материала.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические основы исследования, рассматривающие вопросы теоретических, научно-методических, экспериментально-исследовательских основ по проблеме формирования мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить и реализовать методики диагностического изучения мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
3. Разработать и реализовать на практике педагогические условия формирования мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе конструирования из природного материала.
4. Проверить эффективность разработанных педагогических условий формирования мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе конструирования из природного материала.
Гипотеза: формирование мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе конструирования из природного материала будет эффективным, если реализуются следующие педагогические условия:
- учитывается последовательность процессуальных аспектов мыслительной деятельности (формирование системного анализа; формирование дробного анализа; соотносительное сравнение частей объектов; соотносительное сравнение в рамках определенного свойства);
– обеспечивается развитие обобщенных представлений о свойствах и качествах природного материала в ходе овладение действиями моделирования, выстраивания целостных образов в наглядном и словесном плане;
- развитие мыслительных операций основывается на совокупности заданий, выполнение которых активизирует речевую функцию.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами нашего исследования. Применялись методы теоретического и эмпирического исследования проблемы:
1. Теоретические: анализ, синтез, классификация, обобщение психолого-педагогических исследований по проблеме.
2. Эмпирические: проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, отражающих развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Полученные данные подвергались качественному и количественному анализу.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение и анализ литературы позволил выявить особенности работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по конструированию из природного материала, на которых у них формируются мыслительные операции. Конструирование из природного материала имеет целый ряд возможностей для развития мышления. Развивая мыслительные операции детей, мы помогаем ребёнку выразить своё видение окружающего мира и своё отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, мелкую моторику пальцев, что в свою очередь способствует творческому развитию личности.
Результаты констатирующего эксперимента позволили определить уровень развития мыслительных операций детей экспериментальной и контрольной групп - они оказались схожими, недостаточными по показателям, с преобладанием среднего уровня. В процессе формирующего этапа эксперимента была реализована серия занятий, направленная на развитие мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе конструирования из природного материала. Результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе наметился рост уровня развития мыслительных операций. На основании проделанной работы и анализа полученных результатов можно подтвердить поставленную гипотезу: конструирование из природного материала является эффективным средством формирования мыслительных операций старших дошкольников с дизартрией. Цель и задачи исследования решены.



1. Батунина Е. Н. Особенности развития мыслительных операций у дошкольников [интернет-портал]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-razvitija-myslitelnyh-operacii-u-doshkolnikov.html (дата обращения: 01.05.2022). Режим доступа: для всех пользователей.
2. Белякова Л. И. Дизартрия / И.Л. Белякова, Н.Н. Волоскова. – Москва : ВЛАДОС, 2009. - 246с.
3. Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. – Москва : ЛКИ, 2007. – 234с.
4. Богомолов В.В. Тестирование детей / В.В. Богомолов. – Ростов н/д: «Феникс», 2005. - 86с.
5. Брушлинский А.В. Философия психологии / А.В.Брушлинский. – Москва: Политическая энциклопедия, 2016. – 189 с.
6. Валон А. От действия к мысли / А. Валон. - Москва: Просвещение, 2007. – 226с.
7. Венгер Л. А. Психолог в детском саду / Л.А. Венгер. – Москва: Просвещение, 2003. – 126с.
8. Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И.Т. Власенко. – Москва: Педагогика, 2010. – 243с.
9. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Л.С. Выготский. - Москва: Просвещение, 2006. – 187с.
10. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко. – Санкт-Петербург: Речь, 2002. - 694 с.
11. Гребнева Е.А. К проблеме изучения стертой формы дизартрии у дошкольников / Е.А. Гребнева // Гуманитарные научные исследования. 2021. - №5. – С. 42-47.
12. Гуровец Г.В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии/ Г.В. Гуровец, С.И. Маевская // Вопросы логопедии. - Москва: Просвещение, 2008. – 246с.
13. Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: методики, тесты, опросники / Е.В. Доценко. - Волгоград: Домик, 2007. – 89с.
14. Дубровина И.В. Мыслительные операции /И.В. Дубровина // Электронный журнал «Психология», 2011: [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://psixologiya.org/obshhaya/myshlenie/1576-myslitelnye (дата обращения: 01.05.2022).
15. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В.Вохмянина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2008. – 143 с.
16. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника и продуктивные виды деятельности / О.М. Дьяченко. - Москва: Детство-Пресс, 2011. - 197 с.
17. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - Москва: АСТ, 2008. - 370 с.
18. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях / С.Д. Забрамная. - Москва: Новая школа, 2008. – 267с.
19. Запасник Е.Ч. Изучение особенностей развития мышления у детей дошкольного возраста / Е.Ч. Запасник // «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», – г. Гродно, 2018: [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://psixologiya.org/obshhaya/myshlenie/1576-myslitelnye (дата обращения: 10.05.2022).
20. Зареченская О.А. Занимательный развивающий материал как средство развития мышления детей дошкольного возраста / О.А. Зареченская // Вопросы дошкольной педагогики, 2017. – №2. – С. 26-29.
21. Захарова Е.В. Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством решения головоломок / Е.В. Захарова // Электронный сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» – 2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-formirovaniya-poznavatelnoy-aktivnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-resheniyagolovolomok (дата обращения:15.05.2022).
22. Калмыкова З. И. Психологические принципы развивающего обучения / З. И. Калмыкова. - Москва: Знание, 2009. - 48с.
23. Книга психологических тестов / Сост. А. Ланская. - Москва: ООО «Мир книги», 2003. – 84с.
24. Новикова И.В. Конструирование из природных материалов в детском саду / И. В. Новикова; худож. Е. А. Афоничева. — Ярославль: Академия развития, 2009. — 96 с.
25. Коул М. Культура и мышление: Психол. очерк / М. Коул, С. Скрибнер. - Москва: Прогресс, 2007. – 261с.
26. Куцакова Л. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий/ Л. Куцакова. – Москва, 2021. – 243с.
27. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А.Леонтьев. - Москва: Просвещение, 2009. - 214 с.
28. Лиштван З.В. Конструирование / З.В. Лиштван. - Москва: Мозаика-Синтез, 2012. - 194 с.
29. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – Санкт-Петербург.: Союз, 2001. – 68с.
30. Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования: / А.Р. Лурия. - Москва: Academia, 2002. – 345с.
31. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – Москва: Просвещение, 2011. – 483с.
32. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией. Расстройства речи и методы их устранения/ Р.И. Мартынова. - Москва, 2005. – 194с.
33. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст / Е.М. Мастюкова. - Москва: Просвещение, 2011. – 102с.
34. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. - Москва: Просвещение, 2012. – 89 с.
35. Матасов Ю.Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы / Ю. Т. Матасов. – Санкт-Петербург: ЛГПИ, 2006. – 73 с.
36. Новикова И.В. Аппликация и конструирование из природных материалов в детском саду. Конспекты занятий для детей от 3 до 6 лет / И.В. Новикова. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 192 с.
37. Новикова И.В. Конструирование из природных материалов в детском саду / И.В. Новикова. - Ярославль: Академия развития, 2014. - 96 с.
38. Парамонова Л.А. Конструирование из природного материала. Методика организации занятий / Л.А. Парамонова // Дошкольное образование. - 2008. - №22. – C. 24 - 29.
39. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А. Парамонова – Москва: Академия, 2012. - 192 с.
40. Парамонова Л.А. Формирование конструирования как универсальной умственной способности, лежащей в основе творчества / Л.А. Парамонова // Дошкольное образование. - 2008. - №18. – C.48-54.
41. Перевертень, Г.И. Самоделки из разных материалов / Г.И. Перевертень. - Москва: Просвещение, 2005 – 112 с.
42. Петровская Л.А. Поделки из природного материала / Л.А. Петровская // Дошкольное воспитание. – 2003. - №8. – C. 96 - 100.
43. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже. – Москва: АСТ, 2021. – 321с.
44. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты / Н.Н. Поддьяков - Санкт-Петербург: Образовательные проекты: Москва: Обруч, 2013. - 190 с.
45. Правдина О.В. Логопедия. Учебное пособие для студентов дефектолог. фак-товпед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. / О.В. Правдина. – Москва: «Просвещение», 2013. – 192с.
46. Правдина О.В. Дизартрия. Хрестоматия по логопедии / О.В. Правдина. - Москва, 2007. – 530 с.
47. Приходько О.Г. Ранняя диагностика дизартрических нарушений у детей / О.Г. Приходько // IV Царскосельские чтения. Научно-теоретическая межвузовская конференция с международным участием. – Санкт-Петербург, ЛГОУ, 2009. - C. 7-10.
48. Пустозерова Т. Развиваем мышление у детей дошкольного возраста (3-6лет) / Т.Пустозерова // Электронный портал «Психологи». – 2018: [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.b17.ru/blog/93385/ (дата обращения: 18.04.2022).
49. Развитие и формирование наглядно-действенного мышления детей дошкольного возраста. Электронный журнал RawPedagogy, 2019: [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.rawpedagogy.ru/edevs-566-1.html (дата обращения: 26.04.2022).
50. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. – Москва: Педагогика, 2005. – 78с.
51. Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупова. - Москва: ВЛАДОС, 2006. – 56с.
52. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – Санкт-Петербург.: Питер, 2002. – 48с.
53. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург.: Питер, 2000. – 48с.
54. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Москва: Педагогика, 2003. – 104с.
55. Соботович Е. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – Москва, 2007. –148с.
56. Соботович Е.Ф. Нормативные показатели речевого развития (в его фонетико-фонематическим звене) детей дошкольного возраста / Е.Ф. Соботович // Дефектология. - 2002. - №3. - С. 24-28.
57. Соботович Е.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики / Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Хрестоматия по логопедии / - Москва, 2007.- 186с.
58. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду / Ф.А. Сохин // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. - Москва: Просвещение, 2008. – 89с.
59. Теплов Б. М. Практическое мышление. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Б.М. Теплов. - Москва: Учпедгиз, 2001. – 68с.
60. Тихомиров О. К. Психология мышления / О.К. Тихомиров. - Москва: Педагогика, 2004. – 108с.
61. Токарева О. В. Дизартрия. Расстройства речи у детей и подростков / О.В. Токарева. - Москва: Педагогика, 2009. – 114с.
62. Фоминых Н.Н. Создание поделок из природного материала в детском саду / Н.Н. Фоминых - 2017: [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/podelki-iz-prirodnogomateriala-dlya-detskogo-sada-svoimi-rukami.html (дата доступа: 14.04.2022).
63. Ханафина Г.Р. Выявление у дошкольников с дизартрией нарушений графомоторных навыков / Г.Р. Ханафина, А.С. Иванова // Молодой ученый. - 2016. - №23. - С. 525-527.
64. Хватцев М. Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. - Москва: Айрис-пресс, 2009. – 86с.
65. Цейтлин С. Н. Исследования по языкознанию: К 70-летию члена-корреспондента РАН Александра Владимировича Бондарко / С.Н. Цейтлин. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургского ун-та, 2001.
66. Черепаня Н.И. Проблемы готовности ребенка к школе / Н.И. Черепаня // Педагогика и психология: Формирование личности: проблемы и поиски. Сб. научн. работ. Вып. 33. - Москва, 2004. - С. 421-426.
67. Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности / Н.В. Шайдурова. - Москва: Сфера, 2014. - 128 с.
68. Шибаева О.В. Констуирование из природного материала / О.В. Шибаева. – 2017: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bryanskdetsad129.ru/index.php/metod-stranica/ped-masterskaya/86- 2014-02-08-09-21-27 (дата доступа: 28.04.2022).
69. Эйдинова М.Б. Детские церебральные параличи и пути их преодоления / М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина - Винарская. – Москва: Сфера, 2010. – 42с.
70. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет) / Д.Б. Эльконин. – Москва: Академия, 2005. – 101с.
71. Ястребова А.В. Хочу в школу!/ А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко. – Москва: Аркти, 2000. - 56с.
72. Belyakova L. I. Speech therapy. Dysarthria / L.I. Belyakova. - Moscow: Vlados, 2018. - 385 p.
73. Bludov A. A. Dysarthria.net. Treatment of pronunciation disorders in children and adults / A.A. Bludov, N.V. Belova. - Moscow: Science and Technology, 2017. – 286 р.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ