Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЕРВИСЫ WEB 2.0 КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ

Работа №92567

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2017
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
182
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования сервисов Web 2.0 в проектной деятельности по информатике 7
1.1. Методическая система обучения информатике 7
1.2. Средства обучения информатике: классификация, характеристика .... 15
1.3. Сервисы Web 2.0 как средство обучения информатике 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по разработке методики использования сервисов Web 2.0 в качестве средства обучения при организации проектной работы 27
2.1. Методика использования сервисов Web 2.0 в процессе организации
проектной деятельности и обучения информатике в образовательных учреждениях 27
2.2. Организация и описание опытно-экспериментальной работы 37
2.3. Обсуждение результатов и итогов опытно-экспериментальной работы
43
Заключение 46
Список литературы 50
Приложения

За время своего существования Интернет и предоставляемые с его помощью возможности прочно вошли в жизнь пользователя персонального компьютера. Сегодня уже сложно представить себе полноценное использование компьютера при отсутствии его подключения к глобальной паутине. При этом цели использования ресурсов сети может быть чрезвычайно различными - от чисто развлекательных до сугубо профессиональных.
История всемирной паутины (которая и представляет собой Интернет в нашем сегодняшнем понимании) насчитывает уже более двадцати лет. Естественно, что по мере роста популярности глобальной сети и развития технологий, используемых в разработке аппаратного и программного обеспечения, спектр предоставляемых пользователям возможностей неуклонно расширялся.
Один из моментов в развитии сети Интернет следует отметить особо. В середине 2000-х годов была разработана концепция проектирования интернет- сервисов, получившая название «Web 2.0». Своему появлению термин «Web 2.0» обязан Тиму О'Рейлли. О'Рейлли является основателем американской издательской компании O’Really Media, публикующей книги, относящиеся к сферам, связанным с использованием компьютерной техники. Однако интересы О'Рейлли существенно шире издательской деятельности. В частности, он является активным сторонником движения за свободное программное обеспечение и программное обеспечение с открытым кодом. Еще одним его детищем и стала методология Web 2.0.
Первые упоминания о Web 2.0 появились в статье «Tim O’Reilly - What Is Web 2.0», вышедшей 30 сентября 2005 года [44]. Одним из определений термина Web 2.0 как раз и стало определение, данное О’Рейлли: «Web 2.0 представляет собой методику проектирования систем, которые путём учёта сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются» (О'Рейли, 2005)В этом и состоит коренное отличие сервисов Web 2.0 от традиционных интернет-сервисов (которые по аналогии получили название Web 1.0).
В настоящее время однозначного определения данному термину не существует, но обобщив большинство из них можно сказать, что Web 2.0 предполагает создание сервиса, который предоставляет своим пользователем не готовое приложение, функциональность которого была полностью определена автором на этапе разработки, а платформу, которая используется пользователями для построения приложения в соответствии со своими требованиями.
Помимо принципиальных отличий Web 2.0 сервисов от традиционных ресурсов, следует также отметить и существенную разницу в технологиях, применяемых при построении сайтов, относящихся и к тому, и к другому виду. Если ранее большинство сайтов имели статическую структуру (состоящую из набора HTML-страниц, содержимое которых было определено на этапе создания сайта), то с появлением Web 2.0 сервисов все большее распространение стали получить сайты, построенные на основе динамических страниц. Структура и наполнение динамических страниц определяется не на этапе разработки сайта, а в момент показа страницы конечному пользователю. Такой подход позволяет, с одной стороны, создать универсальный сервис и облегчить его дальнейшее сопровождение, а, с другой стороны, обеспечить возможность персонализации страниц (каждый из пользователей имеет возможность настроить собственные параметры визуализации страницы). В настоящее время Web 2.0 сервисы получили широкое распространение и используются в самых различных сферах. При этом активное их использование доказывает практическую значимость и полезность Web 2.0 технологий.
Учитывая все вышесказанное, следует отметить, что построение в настоящее время успешного интернет-ресурса, подразумевающего взаимодействие с большим количеством пользователей, без использования технологий Web 2.0, практически невозможно. А значит и задача изучения основных принципов, положенных в основу технологий Web 2.0 и возможных сфер их применения является чрезвычайно актуальной для всех специалистов, работа которых предполагает использование интернет - технологий.
Актуальность данной работы заключается в интерактивности использования сервисов Web 2.0 в процессе обучения: возможности взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой. Использование сервисов Web 2.0 упрощает работу: все они доступны посредством выхода в интернет, в отличие от различного программного обеспечения, которое требует лишних финансовых затрат на их установку, а также свободного места на компьютере.
Целью исследования является разработка методики использования сервисов Web 2.0 в качестве средства обучения при организации проектной работы в школе.
Тема «Сервисы Web 2.0 как средство обучения информатике в школе» имеет широкий смысл. Она будет рассматриваться в рамках проектной деятельности учащихся по информатике с использованием сервисов Web 2.0.
В качестве объекта исследования в работе выступает процесс обучения информатике в общеобразовательных учреждениях. Предметом исследования является использование сервисов Web 2.0 в процессе обучения информатике в образовательных организациях в условиях проектной деятельности.
Гипотезу можно будет считать рабочей в том случае, если:
- в ходе научного эксперимента, который предполагает изучение сервисов Web 2.0, при подсчете полученных данных можно будет наблюдать положительную динамику в работах учеников;
- ученики научатся использовать сервисы Web 2.0 при разработке проектов по информатике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные цели и задачи обучения информатике в школьном курсе, особенности преподавания данного предмета, нормативные документы.
2. Выделить основные средства обучения информатике в школе.
3. Проверить возможность использования сервисов Web 2.0 в образовательном процессе.
4. Рассмотреть возможность реализации сервисов Web 2.0 при организации проектной деятельности.
5. Проверить возможность использования полученной методики в опытно- экспериментальной работе при организации проектной деятельности по информатике с использованием сервисов Web 2.0.
Практическим результатом данной работы должно стать выполнение всех поставленных задач и подтверждение гипотезы в ходе проведения эксперимента.
В работе используются такие методы исследования как анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебно-дидактической литературы, учебников и учебных пособий, посвященных созданию web-технологий и их преподаванию в школе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В завершении диссертации подведем следующие итоги. Выполненную научную работу можно разделить на две части: теоретическую и практическую.
В рамках теоретической части работы были рассмотрены основные цели и задачи обучения информатике в школьном курсе, которые представляют методическую систему обучения. Методическая система обучения информатике отличается от других своей технологичностью, так как реализуется данный предмет из двух составляющих - теории и практики. Были рассмотрены особенности обучения данному предмету, а также нормативные документы, описывающие правила и порядок преподавания информатики. Особое внимание уделено рассмотрению средств обучения. Среди них выделены такие, как сервисы Web 2.0. Сервисы Интернета выбраны ввиду не только своей популярности, но и из-за положительных результатов, которые они дают на выходе работы с ними. Так как сервисы не входят в основные рабочие программы, была необходимость проверить возможность их использования в образовательном процессе. Для того чтобы рассмотреть возможности использования сервисов было необходимо углубиться в историю их возникновения и разобраться в основных понятиях и сферах применения. В ходе рассмотрения данного вопроса была изучена научная литература на выбранную тематику и выбран путь возможной реализации сервисов - в проектной работе.
На сегодняшний день происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования к компетентностной модели, которая подразумевает не только наличие нужных знаний, но и умение их использовать. Важнейшие педагогические задачи, решаемые в данном направлении - формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, а также развитие умений поиска и применения новой информации, умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.
Проектная деятельность занимает место в реализации ФГОС нового поколения, так как является инструментом в реализации системно- деятельностного подхода, который применяется при формировании УУД.
Метод проектов берет свое начало в педагогической практике Российского образования еще с 1905 года, но все большей популярностью начинает пользоваться лишь с недавних времен.
В настоящее время, ввиду внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в образование, возникает потребность в поиске новых форм обучения. Современные требования к такой форме выражаются в обучении школьников применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных проблем реальной жизни. Данному требованию удовлетворяет такая форма организации обучения, как метод проектов. Учебный проект дает существенные дополнения в современную технологию обучения - изменение в функции знаний и способов организации процесса их усвоения. Процесс усвоения знаний организуется в многообразных формах поисковой, проектной, мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс, а не как процесс заучивания материала.
Для того чтобы организовать проектную деятельность учащихся необходимо чтобы и сам педагог был компетентен в этом направлении. Такой метод требует от учителя высоко мастерства, умения организовывать и направлять различные виды деятельности учащихся, в совершенстве владеть проектной технологией, основные этапы которой описаны в данной работе. Но, несмотря на весь опыт и профессионализм преподавателя, возможно допущение некоторых ошибок, таких как:
• Упрощенная трактовка проекта (в качестве некоторого алгоритма, ведущего к развитию творческой личности, так как сама по себе реализация проектов, особенно если это происходит «массово», не решает проблем развития творческого мышления, не создает мотивации к учению и т.п.);
• Шаблонность (если использовать метод проектов в качестве единственного средства обучения);
• Использование метода проектов в рамках одного предмета.
Таким образом, практическая реализация сервисов Web 2.0 была осуществлена с использованием проектного метода.
После изучения теоретических основ была разработана методика использования сервисов Web 2.0 в подготовке проектов по информатике, а также ее практическая апробация.
В практической части работы были рассмотрены виды сетевых сервисов, выбраны определенные из них для подготовки проектов и составлены инструкции по их использованию, даны требования к защите и оформлению проекта. Также был подготовлен список тем на выбор, который отражал рассмотренный ранее учебный материал по предмету.
Основным результатом, полученным в ходе работы стали проекты учащихся, основанные на использовании сервисов Web 2.0. Работа над проектами осуществлялась в одном из 5х классов, которые по результатам тестирования на уровень УУД могли проходить обучение с использованием сервисов Web 2.0. Учащиеся были распределены в пары. В ходе работы возникали трудности различного характера, которые решались по мере их возникновения. На разработку проектов был отведен 1 час подготовительных практических занятий в неделю за счет школьного компонента. Учащие, систематически посещающие занятия активно вовлекались в процесс разработки, взаимодействовали с учителем и обменивались различной информацией и опытом между собой, что способствовало приобретению навыков групповой работы.
Данная работа является актуальной на данный момент ввиду возросшей потребности в информатизации общества. Внедрение информационных технологий в повседневную жизнь предполагает грамотное пользование ими, или хотя бы предполагает начальные знания в данной области. Также ресурсы Всемирной Паутины ежедневно увеличиваются, и появляется необходимость научить школьников правильно использовать данные ресурсы, правильно формировать цель посещения Интернета в целом. Обзор сервисов Web 2.0 показал, что они раскрывают широкие возможности перед участниками образовательного процесса. Кроме того социальные сервисы Интернета удобно использовать при организации метода проектов. Опыт использования сервисов в образовательном процессе мал, так как это новое направление, но уже есть наработки учителей, применяющих сервисы в проектной деятельности. Опыт их работ послужил примером в разработке методики использования сервисов Web 2.0 на примере изучения курса информатики в 5 классе. Позволяет повысить эффективность проведения учебных проектов среди учащихся, сделать обучение для них интересным и творческим процессом.



1. Алексеев, А.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст]/ А.Г.Алексеев, А.В.Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина //Исследовательская работа школьников. - 2002. - №1. - с.24-34
2. Андреев, А.А. Новые возможности Web 2.0 Интернета в образовании [Электронный ресурс] / А.А. Андреев, В.Н. Фокина // Современная гуманитарная наука.
3. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. - 352 с.
4. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М.Бим-Бад. - М., 2002. - 460 с.
5. Брезгин, А.Л. Использование технологий Web 2.0 в образовании [Электрон-ный ресурс] / А.Л. Брезгин. - Режим доступа: https://eduherald.ru/ru/article/ view?id=14872. - Загл. с экрана (дата обращения:11.04.2017).
6. Брыкова, О.В. Проектная деятельность на уроке с использованием инфор-мационных технологий [Текст]: методическое пособие / О.В. Брыкова. - СПб: ГоуДПО центр повышения квалификации специалистов Санкт- Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007. - 101 с.
7. Бороненко, Т.А. Методическая система обучения информатике и учебный предмет [Текст] / Т.А. Бороненко // Профессиональное образование в области информатики. - 2008. - №2.
8. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО. - 1999. - 538 с.
9. Гузеев, В.В. Консультации: метод проектов [Текст] / В.В. Гузеев, Н.В. Ново-жилова, А.В. Рафаева, Г.Г. Скоробогатова // Педагогические технологии. - 2007. - № 7. - С. 103-114.
10. Драхлер, А.Б. Сеть творческих учителей [Текст]: методическое пособие/ А.Б. Драхлер. - М.: Бином, Лаборатория знаний. - 2008. -171 с.
11. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст]: учебное пособие / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2008. - 192 с.
12. Иванова, В.А. Педагогика [Электронный ресурс] / В.А. Иванова, Т.В.
Левина. - Режим доступа: http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/
index.html. - Загл. с экрана (12.11.2016).
13. Извозчиков, В.А. Современные проблемы методики преподавания (Мето¬дика как теория конкретно-предметной педагогики) [Текст] / В.А. Извозчи¬ков, Г.А. Бордовский. - Л.: ЛГПИ, 1988. - 86 с.
14. Ильина, Т.Ю. Становление и развитие педагогической информатики в России [Текст] / Т.Ю. Ильина // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2005. - том 5. - №12.
15. Карманова, Е.В. Методика использования сетевых социальных сервисов Web 2.0 в учебном процессе [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.В. Карманова, М.А. Яковенко. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 59 с.
16. Коган, Е.Я. Метод проектов. Технология компетентностно-ориентирован- ного образования [Текст]: методическое пособие / Е.Я. Коган. - Самара: Учебная литература, 2006. - 176 с.
17. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова,
A. Ю. Коджаспиров. - М.: Академия. - 2000. - 176 с.
18. Краля, Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.А. Краля, Ю.П. Дубенский. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.
19. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии [Текст] /
B. Г. Крысько. - М.: Владос-Пресс, 2001. - 368с.
20. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики [Текст]: учебное посо¬бие / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 624 с.
21. Лебедева, Т.Е. Возможности применения сервисов Web 2.0 в школьном образовании [Электронный ресурс] / Т.Е. Лебедева, И.А. Митрофанова. - Режим доступа: http://mir-nauki.com|PDF/50PDMN315.pdf. - Загл. с экрана (дата обращения: 05.03.2017).
22. Леднев, В.С. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе [Текст] / В.С. Леднев, А.А. Кузнецов, С.А. Бе- шенков // Информатика и образование. - 2000. - № 2. - С. 13-16.
23. Лобанова, О.А. Использование проектного метода на уроках [Текст]: мето-дическое пособие / О.А. Лобанова. - ГОУ СПО Самара: ГОУ Самарский металлургический колледж, 2013. - 31 с.
24. Малев, В.В. Общая методика преподавания информатики [Текст]: учебное пособие / В.В. Малев. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - 271с.
25. Неудахина, Н.А. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб¬ное пособие / Н.А. Неудахина, Т.С. Федорова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2009. - 244 с.
26. Палецкий, С.В. Педагогическая технология освоения учащимися исследова-тельской деятельности [Текст]: учебно-методическое пособие / С.В. Палец- кий. - Омск: Омский ГУ, 2004. - 71 с.
27. Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Web 2.0 в помощь учителю [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.Д. Патаракин. - М.: Интуит.ру, 2007. - 64 с.
28. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: методическое пособие / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2005. - 112с.
29. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это? [Текст] / Н.Ю. Пахомова // Методист. - 2004. - № 1. - С. 39-46.
30. Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст]: учебник / П.И. Пидкасистый. - М., 2006. - 608с.
31. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухар- кина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
32. Рихтер, Т.В. Избранные вопросы методики преподавания информатики [Текст]: методическое пособие / Т.В. Рихтер.- Соликамск: РИО ГОУ ВПО «СГПИ», 2010. - 115 с.
33. Саранцев, Г.И. Методика обучения математике в средней школе [Текст]: учебное пособие / Г.И. Саранцев.- М.: Просвещение, 2002. - 224с.
34. Семакин, И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе [Текст]: методическое пособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 540 с.
35. Симонович, С.В. Общая информатика [Текст]: учебник / С.В. Симонович. - СПб., 2008. - 428с.
36. Стефанова, Н.Л. Теоретические основы развития системы методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе [Текст]: автореф. дис. ... док. пед. н. / Н.Л.Стефанова. - СПб., 1996. - 32 с.
37. Субеева, Л.Х. Рекомендации для школьников по подготовке к защите исследовательских работ [Электронный ресурс]/ Л.Х. Субеева. - Режим доступа:
https: //infourok.ru/rekomendacii_dlya_shkolnikov_po_podgotovke_k_zaschite_is sledovatelskih_rabot-572198.htm. - Загл. с экрана (дата обращения: 12.04.2017)
38. Талалаева, А. О. Проектная деятельность как средство развития творческих
способностей учащихся [Электронный ресурс] / А.О. Талалаева // Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/pdf/26753.pdf. - Загл. с экрана
(дата обращения: 20.04.2017).
39. Тарасова, И.П. Метод проектов в образовательном учреждении [Текст] // И.П. Тарасова // Приложение к журналу «Профессиональное образование», 2004. - №12.
40. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: учебное пособие / А.В. Хуторской. - М.: Высшая школа, 2007. - 639с.
41. Эпштейн, М.М. На исторических перекрёстках. Метод проектов [Текст]: методическое пособие / М. М. Эпштейн. - СПб.: Образовательный центр «Участие», 2011. - 56 с.
42. Эрганова, Н.Е. Практикум по педагогическим технологиям [Текст]: учебное пособие / Н.Е. Эрганова, И.И. Хасанова, О.В. Чернова. - Екатеринбург: Изд- во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. - 50 с.
43. Ээльмаа, Ю.В. Использование интернет-технологий в современном образовательном процессе. Часть III. Инструменты сетевого взаимодействия [Текст]: сборник / Ю.В. Ээльмаа. - СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб, 2010. - 72с.
44. Тим О’Рейли «Что такое Веб 2.0» [Электронный ресурс] / Тим О’Рейли. - Режим доступа: http://old.computerra.ru/think/234100. - Загл. с экрана (дата обращения: 29.03.2017).
45. Хеннер, Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования [Электронный ресурс]// Е.К.Хеннер. - Режим доступа: http://files.pilotlz.ru/pdf/cC2617-4- ch.pdf. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.12.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ