Введение 3
Глава 1. Теоретический метод...вопросы использования ИКТ в развитии
творческих способностей у детей младшего школьного возраста 7
1.1 Психолого-педагогической основы формирования творческих
способностей детей 7
1.2 Представление об ИКТ-компетентности и роль ИКТ в организации
учебного процесса современной школы 14
1.3 Дистанционная поддержка образовательного процесса как средство формирования ИКТ-компетентности обучающихся в условиях применения современных средств ИКТ 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста 32
2.1 Реализация пилотного проекта внедрения дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения в образовательный процесс МБОУ «Гимназия №74» 32
2.2 Опытно-экспериментальная работа по формированию ИКТ-
компетентности обучающихся при использовании дистанционной поддержки образовательного процесса и современных средств ИКТ 44
2.3 Применение, апробация материалов 50
2.3.1 Обсуждение результатов и формулирование результатов 55
Заключение 59
Список литературы 60
Приложение
Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально-комфортных условия для их общения друг с другом и педагогом - актуальнейшие проблемы современной педагогики. Известно: младший школьный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе и творческими. Творчество - не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества остается одной из самых неразработанных. Вопрос о развитии творческого потенциала ребенка остается актуальным.
Среда, в которой эффективно может развиться творческий потенциал ребенка, требует создания специальных педагогических условий. В настоящее время появилось немало альтернативных программ воспитания и обучения. Но большинство новых программ концентрируется прежде всего на познавательных аспектах развития. Существует противоречие между теоретическими подходами к природе творческих способностей детей, с одной стороны, и практика их развития - с другой.
Цель исследования данной работы - развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе использования современных ИКТ.
Объект исследования - творческая способность детей младшего возраста.
Предмет исследования - реализация и развитие творческого потенциала в учебном процессе с использованием средств ИКТ.
Актуальность исследования. С 2011 г. в РФ осуществляется переход на новые стандарты в общеобразовательных организациях. Отличительной особенностью новых стандартов является то, что теперь образовательные организации и педагоги должны работать не только на формирование предметного результата, но и на развитие личностных и метапредметных результатов обучения. Важнейшим результатом реализации ФГОС становится формирование универсальных учебных действий, ИКТ-компетентность учащихся является одним из их компонентов.
На сегодняшний момент в образовательных организациях имеется ряд проблем, связанных с реализацией ФГОС в направлении развития ИКТ- компетентности обучающихся, например, неумение учителей использовать современные средства ИКТ и новые педагогические технологии, малое количество методических материалов по применению современных средств ИКТ в школе и др.
Гипотеза исследования - личностные особенности детей младшего школьного возраста определяют их творческие способности с применением элементов дистанционного обучения и современных средств ИКТ в образовательном процессе и влияние на развитие ИКТ-компетентности обучающихся.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс научно-исследовательских методов исследования, адекватных цели, объекту и предмету исследования, и включающий:
- теоретические - анализ нормативной, психолого-педагогической, методической литературы, относящейся к объекту исследования, проводимый с целью выявления способов использования ДОТ, ЭО и современных средств ИКТ в образовательном процессе современной школы у детей младшего школьного возраста;
- эмпирические - наблюдение и изучение практической деятельности учителей, анализ собственного опыта работы в школе в аспекте исследуемого вопроса; наблюдение, анкетирование, тестирование учащихся с целью выяснения их уровня ИКТ-компетентности; проведение педагогического эксперимента с целью проверки эффективности предлагаемых способов;
- математические и статистические методы обработки результатов - качественная и количественная обработка данных педагогического эксперимента, их анализ, теоретическое обобщение с целью проверки уровня достоверности полученных результатов.
В соответствии с предметом исследования для достижения поставленной цели и проверки гипотезы определены следующие задачи исследования:
- проанализировать нормативные, научно-методические, психолого-педагогические источники информации в области организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
- раскрыть сущность понятия «ИКТ-компетентность», изучить способы применения в образовательном процессе современных средств ИКТ для развития ИКТ-компетентности обучающихся;
- разработать и обосновать способы использования, организационные формы, методы обучения с помощью ДОТ и современных средств ИКТ для развития ИКТ-компетентности обучающихся;
- определить критерии и показатели оценки уровня сформированности составляющих ИКТ-компетентности учащихся;
- опытно-поисковым путем проверить эффективность предложенных способов, форм, методов использования ДОТ и современных средств ИКТ при организации образовательного процесса;
- подготовить методические материалы для учителей-предметников по применению ДОТ и современных средств ИКТ в целях развития ИКТ- компетентности обучающихся.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступали организация образовательного процесса в МБОУ «Гимназия №74» г. Барнаула и иных образовательных организациях Алтайского края. На базе МБОУ «Гимназия №74» в опытно-экспериментальной работе по оценке развития ИКТ- компетентности приняли участие учащихся 2 класса.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступали организация образовательного процесса в МБОУ «Гимназия №74» г. Барнаула и иных образовательных организациях Алтайского края. Всего в опытно-экспериментальной работе по внедрению и апробации ДОТ, ЭО и современных средств ИКТ приняло участие 90 школ Алтайского края; на базе МБОУ «Гимназия №74» в опытно-экспериментальной работе по оценке развития ИКТ- компетентности приняли участие 17 педагогов, 467 учащихся, 58 родителей.
Результаты исследования отражены в 16 публикациях.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Анализ свободных вопросов «Что дает применение ДОТ в образовательном процессе» показал, что родители и учащиеся отмечают то, что ДОТ повышает ответственность, развивает умение самостоятельно усваивать материал оценки, обеспечивает возможность обучаться в индивидуальном темпе, самому распределить время на изучение материала в зависимости от личных обстоятельств и потребностей. Также опрошенные родители считают, что ДОТ меняет отношение учащихся к компьютеру: ученики воспринимают его не как объект для игр, а как помощник в рабочей деятельности.
Формирования ИКТ-компетентности у младших школьников средствами ДОТ и современного ИКТ оборудования показал, что в педагогической науке данная область мало изучена, и подтвердил необходимость осуществления опытно-экспериментальной работы, направленной на выявление и проверку организационно-педагогических условий, необходимых для успешной реализации разработанных способов формирования ИКТ-компетентности.
На основании полученных результатов опытно-экспериментальной работы считаем, что гипотеза исследования подтверждена: обоснованное применение элементов дистанционного обучения и современных средств ИКТ в образовательном процессе положительно влияет на развитие ИКТ- компетентности обучающихся.