Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №92565

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

криминология

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость4995 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический метод...вопросы использования ИКТ в развитии
творческих способностей у детей младшего школьного возраста 7
1.1 Психолого-педагогической основы формирования творческих
способностей детей 7
1.2 Представление об ИКТ-компетентности и роль ИКТ в организации
учебного процесса современной школы 14
1.3 Дистанционная поддержка образовательного процесса как средство формирования ИКТ-компетентности обучающихся в условиях применения современных средств ИКТ 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста 32
2.1 Реализация пилотного проекта внедрения дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения в образовательный процесс МБОУ «Гимназия №74» 32
2.2 Опытно-экспериментальная работа по формированию ИКТ-
компетентности обучающихся при использовании дистанционной поддержки образовательного процесса и современных средств ИКТ 44
2.3 Применение, апробация материалов 50
2.3.1 Обсуждение результатов и формулирование результатов 55
Заключение 59
Список литературы 60
Приложение


Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально-комфортных условия для их общения друг с другом и педагогом - актуальнейшие проблемы современной педагогики. Известно: младший школьный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе и творческими. Творчество - не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества остается одной из самых неразработанных. Вопрос о развитии творческого потенциала ребенка остается актуальным.
Среда, в которой эффективно может развиться творческий потенциал ребенка, требует создания специальных педагогических условий. В настоящее время появилось немало альтернативных программ воспитания и обучения. Но большинство новых программ концентрируется прежде всего на познавательных аспектах развития. Существует противоречие между теоретическими подходами к природе творческих способностей детей, с одной стороны, и практика их развития - с другой.
Цель исследования данной работы - развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе использования современных ИКТ.
Объект исследования - творческая способность детей младшего возраста.
Предмет исследования - реализация и развитие творческого потенциала в учебном процессе с использованием средств ИКТ.
Актуальность исследования. С 2011 г. в РФ осуществляется переход на новые стандарты в общеобразовательных организациях. Отличительной особенностью новых стандартов является то, что теперь образовательные организации и педагоги должны работать не только на формирование предметного результата, но и на развитие личностных и метапредметных результатов обучения. Важнейшим результатом реализации ФГОС становится формирование универсальных учебных действий, ИКТ-компетентность учащихся является одним из их компонентов.
На сегодняшний момент в образовательных организациях имеется ряд проблем, связанных с реализацией ФГОС в направлении развития ИКТ- компетентности обучающихся, например, неумение учителей использовать современные средства ИКТ и новые педагогические технологии, малое количество методических материалов по применению современных средств ИКТ в школе и др.
Гипотеза исследования - личностные особенности детей младшего школьного возраста определяют их творческие способности с применением элементов дистанционного обучения и современных средств ИКТ в образовательном процессе и влияние на развитие ИКТ-компетентности обучающихся.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс научно-исследовательских методов исследования, адекватных цели, объекту и предмету исследования, и включающий:
- теоретические - анализ нормативной, психолого-педагогической, методической литературы, относящейся к объекту исследования, проводимый с целью выявления способов использования ДОТ, ЭО и современных средств ИКТ в образовательном процессе современной школы у детей младшего школьного возраста;
- эмпирические - наблюдение и изучение практической деятельности учителей, анализ собственного опыта работы в школе в аспекте исследуемого вопроса; наблюдение, анкетирование, тестирование учащихся с целью выяснения их уровня ИКТ-компетентности; проведение педагогического эксперимента с целью проверки эффективности предлагаемых способов;
- математические и статистические методы обработки результатов - качественная и количественная обработка данных педагогического эксперимента, их анализ, теоретическое обобщение с целью проверки уровня достоверности полученных результатов.
В соответствии с предметом исследования для достижения поставленной цели и проверки гипотезы определены следующие задачи исследования:
- проанализировать нормативные, научно-методические, психолого-педагогические источники информации в области организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
- раскрыть сущность понятия «ИКТ-компетентность», изучить способы применения в образовательном процессе современных средств ИКТ для развития ИКТ-компетентности обучающихся;
- разработать и обосновать способы использования, организационные формы, методы обучения с помощью ДОТ и современных средств ИКТ для развития ИКТ-компетентности обучающихся;
- определить критерии и показатели оценки уровня сформированности составляющих ИКТ-компетентности учащихся;
- опытно-поисковым путем проверить эффективность предложенных способов, форм, методов использования ДОТ и современных средств ИКТ при организации образовательного процесса;
- подготовить методические материалы для учителей-предметников по применению ДОТ и современных средств ИКТ в целях развития ИКТ- компетентности обучающихся.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступали организация образовательного процесса в МБОУ «Гимназия №74» г. Барнаула и иных образовательных организациях Алтайского края. На базе МБОУ «Гимназия №74» в опытно-экспериментальной работе по оценке развития ИКТ- компетентности приняли участие учащихся 2 класса.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступали организация образовательного процесса в МБОУ «Гимназия №74» г. Барнаула и иных образовательных организациях Алтайского края. Всего в опытно-экспериментальной работе по внедрению и апробации ДОТ, ЭО и современных средств ИКТ приняло участие 90 школ Алтайского края; на базе МБОУ «Гимназия №74» в опытно-экспериментальной работе по оценке развития ИКТ- компетентности приняли участие 17 педагогов, 467 учащихся, 58 родителей.
Результаты исследования отражены в 16 публикациях.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ свободных вопросов «Что дает применение ДОТ в образовательном процессе» показал, что родители и учащиеся отмечают то, что ДОТ повышает ответственность, развивает умение самостоятельно усваивать материал оценки, обеспечивает возможность обучаться в индивидуальном темпе, самому распределить время на изучение материала в зависимости от личных обстоятельств и потребностей. Также опрошенные родители считают, что ДОТ меняет отношение учащихся к компьютеру: ученики воспринимают его не как объект для игр, а как помощник в рабочей деятельности.
Формирования ИКТ-компетентности у младших школьников средствами ДОТ и современного ИКТ оборудования показал, что в педагогической науке данная область мало изучена, и подтвердил необходимость осуществления опытно-экспериментальной работы, направленной на выявление и проверку организационно-педагогических условий, необходимых для успешной реализации разработанных способов формирования ИКТ-компетентности.
На основании полученных результатов опытно-экспериментальной работы считаем, что гипотеза исследования подтверждена: обоснованное применение элементов дистанционного обучения и современных средств ИКТ в образовательном процессе положительно влияет на развитие ИКТ- компетентности обучающихся.



1. Бурменская М.В. Одаренные дети, Новосибирс, 1991. - 193с.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве, М.: Просвещение, 1990. - 267с.
3. Баркан А.И. Его величество ребенок, М.: Столетие, 1996. - 369с.
4. Волчегорская Е.Ю. Развитие художественного воображения младших школьников, Челябинск, 2001.-203с.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте, М.: Просвещение, 1991.-310с.
6. Герасимов В.С., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. - М.: ИНФРА, 2002.- 280с.
7. Гильбух Ю. 3. Внимание: одаренные дети, М.: ИНФРА, 2002. - 374с.
8. Дьяконов Г.В. Психология педагогического общения, Кировоград, 1992. - 376с.
9. Клименко В.В. Психологические тесты таланта, М.: ФЛИНТА, 1999. - 311с.
10. Крутецкий В.А. Психология, М.: Просвещение, 1980.-351с.
11. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст, М.: Педагогика, 1971. - 219с.
12. Лейтес Н.С. Легко ли быть одаренным?, М.: Просвещение, 1989. - 166с.
13. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Под ред. Гамезо М.В.
Возрастная педагогическая психология. Учебное пособие. - М.:
Просвещение, 1984.-256с.
14. Матвеева Л.В. Формирование творческих способностей, Свердловск, 1990. - 342с.
15. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников, М.: Педагогика, 1986. - 192с.
16. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе, М.: Наука, 1996. - 163с.
17. Ротанова Т.А., Домашенко И.А. Психология общая, Изд.: «ФЛИНТА»,
2004. -461с.
18. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир, М.: Просвещение, 1991. - 206с.
19. Смолярчук И. Развитие творческих способностей, М.: Наука, 1993. - 257с.
20. Столин В.В. Самосознание личности, М.: Просвещение, 1983. - 189с.
21. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей, М.: Наука, 1988. - 174с.
22. Селиванов В.В. Путешествие в мир психологии, М.: РАН. 2001. - 86с.
23. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. - Томск, 1992. - 178с.
24. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. - М.: Просвещение, 1974. - 307с.
25. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Просвещение, 1974. - 256с.
26. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника, М.: Просвещение, 1976. - 304с.
27. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» №2, 20006. - 96с. (с. 45- 49).
28. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» №2, 2007. - 96с. (с. 18-19).
29. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» №7, 20008. - 96с. (с. 41- 42).
30. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» №9,
2005. - 128с. (с. 38 - 39).
31. Ежемесячный научный журнал «Вопросы психологии» №4, 2003. - 160с. (с. 41-43).
32. Ежемесячный научный журнал «Вопросы психологии» №8, 2005. - 184с. (с. 57-60).
33. Ежемесячный научный журнал «Вопросы психологии» №3, 2006. - 162с. (с. 111-114).
34. Aquarius. Решения для образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://aq.ru/solutions/education/- Загл. с экрана (дата обращения: 15.09.2014)
35. eBeam. Интерактивное оборудование eBeam. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://ebeam-russia.ru- Загл. с экрана (дата обращения: 15.09.2014)
36. ICL RAY. Решения для образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.icl.ru/hardware/education- Загл. с экрана (дата обращения: 15.09.2014)
37. Polimedia. Инновационное оборудование. [Электронный ресурс] . - Режим доступа:http://www.polymedia.ru/- Загл. с экрана (дата обращения: 15.09.2014)
38. Polymedia. Лингафонные классы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.polymedia.ru/oborudovanie/lingafonnye-klassy/- Загл. с экрана (дата обращения: 15.09.2014)
39. Rinel Company. Компьютерные классы. Лингафонные кабинеты. Системы опроса и голосования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rinel.ru- Загл. с экрана (дата обращения: 15.09.2014)
40. Краевский, В. В. Проблемы научного обоснования обучения [Текст] / В. В. Краевский. - М. : Педагогика, 1977. - 263 с.
41. Лаврентьев, Г.В. Дистанционное обучение: теоретико-методологические основы [Текст] // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2012. - Вып. 2 (25).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ