Актуальность исследуемой проблемы. Являясь ведущим социокультурным институтом, эффективным инструментом социализации личности, семья занимает важное место в социальных связях и отношениях человека. В современном обществе институт семьи испытывают существенные трудности, связанные с:
• усилением расслоения семей по уровню доходов;
• ростом числа разводов, внебрачных детей;
• разрушением традиционной структуры семьи (увеличением количества неполных, материнских, альтернативных, маргинальных семей);
• изменением старых, общепринятых норм поведения, характера супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношения родителей к воспитанию.
Существование семьи как социальной ячейки зависит от того, насколько она как система находится в состоянии равновесия с окружающей средой. Всякое нарушение этого равновесия, обусловленное обстоятельствами как внешней, так и внутренней среды, вызывает необходимость некоторой перегруппировки в строении и жизненных функциях семьи. Когда семья сама не справляется со своими функциями, ей необходима помощь.
Разнообразие проблем современной российской семьи порождает ситуацию, когда, с одной стороны, перед обществом стоит задача полноценного включения ее образовательно-воспитательного потенциала в систему социальных связей, использования этого потенциала в целях укрепления и развития семьи, воспитания детей и подростков, от которых зависит будущее семьи, перспективы развития общества и государства. С другой, - в последние годы оказались ослабленными важнейшие функции семьи, деформировались внутрисемейные отношения, семья лишилась исторически сложившегося фундамента в духовном, нравственном воспитании детей. Тревогу вызывают снижение уровня педагогической культуры родителей, искажение духовно-нравственных ориентиров значительной части молодых людей, вступающих в брак и не умеющих строить взаимоотношения в семье в силу отсутствия позитивного опыта семейной жизни родителей.
Налицо тенденция к значительному увеличению количества дезадаптированных семей - неполных, конфликтных, безработных, малообеспеченных, криминальных, аморальных, безразличных к воспитанию детей, семей алкоголиков, наркоманов и др.
В современном российском обществе стали заметны дезадаптированные типы семейных отношений, что связано не только с нарушением взаимодействия супругов по разным причинам, но и с функционированием системы «родители-ребенок», влекущим взаимное отчуждение детей и родителей. Дезадаптированная семья не выполняет своих воспитательных функций, прежде всего успешной социализации детей, так как не обеспечивает психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка. А любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что дезадаптация семьи оказывает сильнейшее негативное влияние на развитие системы межличностных отношений и ценностей в ней, на развитие личности ребенка, приводя к различным личностным деформациям - от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения [17].
Анализ и обобщение современного опыта профилактики семейной дезадаптации позволили вскрыть противоречие между реальным потенциалом семьи как социального института и его реализацией в современной социально-педагогической практике.
В связи с вышеизложенным существует актуальная потребность в разработке эффективных технологий профилактики семейной дезадаптации, в разработке программ профилактики семейной дезадаптации и восстановления семейных связей.
Степень научной разработанности проблемы. К настоящему времени накоплен значительный научно-теоретический багаж в области социальной педагогики и социальной работы с семьей и детьми. Ее методологическое обоснование представлено в трудах А.И. Арнольдова, Н.Ф. Басова, С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, Ю.В. Васильковой, Б.З. Вульфова, М.А. Галагузовой, С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, В.И. Жукова, В.И. Загвязинского, И.Г. Зайнышева, И.А. Зимней,
В.И. Курбатова, И.А. Липского, Л.В. Мардахаева, Ф.А. Мустаевой, Г.П. Медведевой, А.В. Мудрика, В.А. Никитина, Г.М. Осадчей, П.Д. Павленка, Е.Г. Силяевой, А.С. Сорвиной, Т.Д. Тетериной, Л.В. Топчего, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, Б.Ю. Шапиро, Е.Р. Ярской-Смирновой др.
Теоретические аспекты проблемы семейной дезадаптации раскрываются в исследованиях зарубежных ученых (Р.М. Барон, Дж. Белски, Дж. Боулби), Значительный вклад в осмысление факторов и причин социального сиротства и семейной дезадаптации внесли Т.В. Лодкина, В.С Мухина, П.И. Нещеретний, Л.Я. Олифиренко, В.Н. Ослон,
A. Н. Прихожан, Н.Н. Толстых, Г.В. Семья, Т.И. Шульга и др.
Последствия семейной дезадаптации анализируются в работах B. М. Башина, М.А. Калинина, М.Е. Проселкова. В трудах Д.И. Исаева,
C. Минухина, Л.Я. Олиференко, А. Спиваковой раскрыты сущность и типы неблагополучных семей. Е.Б. Бреева, А.В. Гоголева, Н.Ф. Дивицына изучили роль семьи в формировании различных отклонений в поведении детей.
Технология социальной работы с проблемной семьей в различных субъектах РФ анализируются в работах (Л. Артемьева, Т. Гончарова, В.Н. Гуров, Н.Ф. Дивицыной, А.О. Иванцова, Л.А. Киреева).
Неблагополучная семья как основной источник дезадаптивного поведения рассматривается в работах Т.В. Атаниязовой, И.А. Горьковой, Т.А. Гурко, А.Н. Елизарова, А.К. Железновой, Е.Н. Тумановой и др.
Большое количество современных психолого-педагогических исследований в данной области посвящена профилактике дезадаптации и коррекции неадаптивного поведения с опорой на индивидуальные особенности самого подростка (Б.Н. Алмазов, И.А. Жантан, А.И. Захаров, И.С. Кобзаренко, А.Е. Личко, Р.В. Овчарова, С.А. Коваль, К.С. Лебединская и др.).
Достаточно разработанными являются технологии социальнопедагогической работы с семьей, выполняющие преимущественно профилактические функции (В.Н. Гуров, Н.А. Катаева, М.В. Комарова, Е.В. Маслова, И.И. Осипов, В.В. Ремезова).
Однако психологическая составляющая в разработке профилактических, коррекционных и развивающих проектов представлена значительно слабее, в основном на уровне психологической диагностики детско-родительских отношений и практики семейного консультирования (Ю.А. Алешина, А.А. Бодалев, А.Я. Варга, А.В. Черников, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.).
Анализ литературы по проблеме выявил определенные противоречия, пути разрешения которых мы наметим в своей работе...
Сегодня проблема социальной адаптированности семьи и личности приобрела особую остроту из-за существенных социально-экономических преобразований, потрясших общество, среди них: реформирование всей системы законодательства, изменение идеологической модели государства, структурные макроэкономические изменения, повлекшие за собой рост безработицы, имущественное расслоение общества и т.д. Все это в совокупности повлияло на институт семьи, являющийся важнейшим звеном многоуровневого процесса формирования личности ребенка.
В современном обществе распространен дезадаптированный тип семейных отношений, что связано не только с нарушением взаимодействия супругов по разным причинам, но и с функционированием системы «родители-ребенок», влекущим взаимное отчуждение детей и родителей. Дезадаптированная семья не выполняет своих воспитательных функций, прежде всего успешной социализации детей, т.к. не обеспечивает психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка. В настоящее время, как никогда, общество заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи, должного стать основой общественного благополучия в целом.
Неблагоприятная для развития детей социально-психологическая обстановка в семье характеризуется следующими проявлениями: общим дефицитом общения с родителями, нехваткой соответствующих возрастным особенностям детей видов общения; преобладанием в семьях авторитарно- командного стиля общения с детьми; широкой распространенностью наказаний (в том числе физических) по сравнению с различными формами поощрения и поддержки детей; завышенными требованиями родителей по отношению к детям.
Нарушение психологической связи между ребенком и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды в целом.
Для профилактики девиантного поведения подростков из дезадаптированных семей и семейной дезадаптации в целом необходимо прежде всего учитывать ресурсы семьи - ее материальное положение, количественно-структурные показатели, а также личностные особенности ее членов и специфику отношений между ними. Эти важные показатели необходимо понимать как неиспользованные ресурсы семьи, которые могут быть использованы для преодоления ее дезадаптированности при активной организации ее социально-педагогической поддержки.
Учитывая преимущественно негативное влияние семейной дезадаптации на развитие личности ребенка, необходимо вести профилактическую работу по ее недопущению. К основным путям, способствующим предупреждению и преодолению последствий дезадаптации детей, следует отнести:
• создание оптимальных для ребенка средовых условий;
• обучение родителей методике работы по предупреждению дезадаптации и преодолению ее последствий.
Содержание и характер социально-педагогической профилактики определяются теми последствиями, к которым привела дезадаптация. При этом важно учитывать, что сама среда не воспитывает, для этого её необходимо превратить в воспитательную среду.
Часто профилактика семейной дезадаптации требует комплексного подхода, приводящего в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой.
Осуществляя профилактику семейной дезадаптации, социальный работник может направить свою деятельность на повышение воспитательного потенциала микросоциума ребенка, изменяя характер отношений, воздействующих на ребенка со стороны родителей, учителей, сверстников и т.д.Специалист может воздействовать на представления ребенка об окружающих и взаимоотношениях с ними, изменить позиции ребенка по отношению к социуму, что благоприятно отразится на его процессе социализации.
Индивидуальная профилактическая работа с семьей направлена на повышение адаптивных возможностей семьи через консультации, беседы (формирование новых знаний, умений и навыков) и воспитание (изменение ценностей, установок). Индивидуальная профилактическая работа с семьей решает проблемы восстановления ее функций, собственного потенциала через оперативное овладение определенной суммой знаний и формирование конкретных умений с целью изменения поведения членов семьи и связанных с ними решений социально-педагогических проблем. Для того, чтобы понять, как проводить индивидуальную профилактику дезадаптивной семьи, необходимо рассмотреть проблемы и особенности современной семьи с низким уровнем социальной адаптации.
Проблема семейной дезадаптации характерна и для нашего региона. Поэтому нами было проведено исследование уровня семейной дезадаптации на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения муниципального района «город Валуйки и Валуйский район».
В ходе исследования были выявлены низкий, средний и высокий уровни семейной дезадаптации. Анализ проблем показал, что для города Валуйки и Валуйского района данная проблема актуальна, поскольку большинство исследуемых семей (50,3%) демонстрируют высокий уровень семейной дезадаптации.
Для совершенствования деятельности специалистов с семьями различного уровня дезадаптации нами предложены рекомендации, основанные на разных формах профилактики.
Таким образом, дифференциация дезадаптированных семей и предлагаемые формы профилактики в соответствии с уровнями семейной дезадаптации позволит решить актуальнейшую задачу в деятельности специалистов социальных учреждений - осуществлять индивидуальный подход, используя соответствующие методы воздействия на родителей, что, в конечном итоге, позволит снизить уровень семейной дезадаптации и сокращение количества дезадаптированных семей.
1. Конвенция ООН о правах ребенка [Текст]: [принят резолюцией 24/25 Ген. Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.]. - М.: Юридическая литература, 1990. - С.388-409.
2. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39с.
3. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. Закон:
принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. - СПб.: Victory: Стаун-кантри, 2001. - 94с.
4. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей [Текст]:
[федер. Закон: принят Гос. Думой 26 апреля 1995г. №81] // Собрание
законодательства РФ, 1996.-№52.-ст. 5880
5. О защите прав ребенка в Белгородской области [Текст]: [регион.
закон: принят Обл. Думой 13 дек. 2000 г.: по состоянию на 5 июля 2004 г. ] // Белгородские известия. - 2000. - декабрь.
6. О системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений в Белгородской области [Текст]: [регион. Закон: принят Обл. Думой 13 декабря 2000 г.] // Белгородские известия.- 2001.- март.
7. Об ответственности родителей за воспитание детей [Текст]: [регион. Закон: принят Обл. Думой 31 янв. 2005 г.: № 167] // Белгородские известия.-2005.- апрель.
8. Стратегические принципы защиты детства в Белгородской области [Текст] // Постановление главы администрации Белгородской области №625 от 9 октября 2000 г.
9. Артемьева, Л. На службе у детства [Текст] / Л.Артемьева // Социальная работа. - 2009. - №4. - С. 56. 14. Андроникова Н., О.О.
Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков: Дисс. . канд. псих, наук Текст. / О.О. Андроникова. Новосибирск, 2005.
10. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита Текст. / Л.И Анцыферова // Психологический журнал. 2004. - Т. 15. - № 1. -С. 3-18.
11. Асанова, И.К. Жестокое обращение с детьми: основные
методологические вопросы, практические и правовые аспекты Текст. / И.К. асанова // Руководство по предупреждению насилия над детьми. М.: ВЛАДОС, 2007.-512 с.
12. . Асеев, В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации Текст. / В.Г. Асеев // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. Иркутск, 2006. - С.3-17.
13. Атаниязова, Т.В. Педагогические условия профилактики социальной дезадаптации подростков из неблагополучных семей: Автореф. дисс. . канд. пед. наук Текст. / Т.В. Атаниязова. — М., 2001. 26 с.
14. Бреева, Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России [Текст] / Е.Б.Бреева.- 2-е изд.-М.: Издательство - торговая корпорация «Дашков и КО», 2012.- 212 с.
15. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра [Текст]: книга для учителей и родителей / М.И. Буянов: - М.: Просвещение.- 1988.-207с...