Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У СОТРУДНИКОВ МЧС С РАЗЛИЧНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ СЕМЕЙНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Работа №92532

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы58
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
104
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У СОТРУДНИКОВ МЧС С
РАЗЛИЧНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ СЕМЕЙНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ 6
1.1 Профессиональный стресс и общие закономерности его проявления 6
1.2 Семейная тревожность как психологический феномен 16
1.3 Психологические особенности сотрудников МЧС 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У СОТРУДНИКОВ МЧС С РАЗЛИЧНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ СЕМЕЙНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ 34
2.1. Организация и обоснование методов исследования 34
2.2. Результаты исследования 35
Заключение 39
Список литературы 42
Приложение 1 48
Приложение 2 52
Приложение 3 54
Приложение 4 55
Приложение 5 56


Актуальность исследования. Служба в ГПС МЧС России предъявляет к сотрудникам высокие требования, связанные с социальной ответственностью и необходимостью действовать в непредсказуемых ситуациях. Воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды в сочетании с сильными психогенными раздражителями, дефицитом информации и времени на обдумывание и принятие адекватного решения, постоянно сопровождают их труд. Это снижает эффективность деятельности, является причиной ошибок в работе при чрезвычайных происшествиях, вызывает переутомление сотрудников, нервно-психические расстройства, сильный эмоциональный стресс.
Такие негативные факторы снижают готовность личного состава, его профессиональное долголетие, порождают неудовлетворенность профессией, текучесть кадров, нервно-психическую напряженность, поэтому тема профессионального стресса у сотрудников МЧС и сегодня не теряет своей актуальности.
Как известно, семья в жизни человека имеет важное значение. К сожалению, в настоящее время институт семьи переживает глубокий кризис. Множество факторов обусловили ослабление семьи как социального института общества, понизили её ценность в ориентациях человека, что имеет негативное влияние на психологический климат в семье, приводит к возникновению семейной тревожности, напряженности в отношениях, а это в свою очередь сказывается на психологическом здоровье человека, его работоспособности.
Степень изученности проблемы. Проблемой стресса занимались такие ученые, как Г. Селье, Р. Лазарус, Ч.Д. Спилбергер, В.В. Бойко, Л.А. Китаев-Смык, В.Д. Небылицын, В.А. Петровский, Н.В. Самоукина и многие другие, проблемами семьи: М. Боуэн, А.И. Антонов, В.Г. Бочарова, А.Г. Вишневский, В.В. Елизаров, О.А. Карабанова, Г.И. Климантова, В.М. Медков, М.М. Плоткин и др.; вопросы тревожности интересовали Б.Г. Ананьева, А.М. Прихожан, В. А. Пинчук, Н. А. Аминова, К. Е. Изарда, Н. Д. Левитова, Ю. Л. Ханина и др.
Объект исследования: профессиональный стресс.
Предмет исследования: профессиональный стресс сотрудников МЧС с различной выраженностью семейной тревожности.
Цель исследования: выявление особенностей переживания
профессионального стресса у сотрудников МЧС с различной выраженностью семейной тревожности.
Основные задачи исследования:
1. Проанализировать научные представления и основные
исследовательские подходы по проблеме профессионального стресса и семейной тревожности.
2. Рассмотреть психологические особенности деятельности сотрудников МЧС и факторы, вызывающие стресс в данной профессии.
3. Подобрать психодиагностические методики, направленные на изучение выраженности профессионального стресса и семейной тревожности.
4. Провести эмпирическое исследование для выявления взаимосвязи профессионального стресса и семейной тревожности у сотрудников МЧС.
5. Провести анализ полученных результатов и сделать обобщающие выводы по работе.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь уровня
профессионального стресса и уровня семейной тревожности у сотрудников МЧС. В частности, высокий уровень профессионального стресса сотрудников МЧС сопровождается высокой степенью переживания семейной тревожности.
Теоретико-методологическим основанием исследования являются работы В.А. Бодрова и Н.В. Самоукиной, посвященные проблемам профессионального стресса и концепция тревожности А.М. Прихожан.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы - тестирование с помощью следующих методик: 8-факторный личностный опросник «Тест на стресс и депрессию» (Ч.Д. Спилбергер, в адаптации О. Радюка); методика «Анализ семейной тревоги» (Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис).
3. Методы математико-статистической обработки данных:
корреляционный анализ по критерию К. Пирсона. Обработка результатов производилась в программе SPSS 16.0.
Выборку составили 30 человек, сотрудники ГПС МЧС г. Барнаула.
Практическая значимость исследования. Полученные данные могут быть использованы при проведении диагностических и реабилитационных мероприятий по профилактике стрессовых расстройств среди сотрудников ГПС МЧС, а также при разработке учебных курсов «Психология труда», «Психология саморегуляции», «Психология экстремальных ситуаций».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе данной работы были рассмотрены теоретические аспекты проблемы профессионального стресса. В настоящее время профессиональный стресс оказывает сильное влияние на нашу жизнь и его практически невозможно избежать, поэтому он вызывает повышенный интерес исследователей. Статус родоначальника теории стресса принадлежит Гансу Селье. Он определил стресс как комплекс неспецифических адаптационных реакций организма на любые предъявленные ему требования вследствие воздействия факторов-стрессоров, повлекших нарушение его гомеостаза, и выделил две его формы: положительную — эустресс, и отрицательную — дистресс. Также им были выделены три стадии стресса: эмоциональная реакция тревоги, сопротивление и адаптация, и истощение.
В.А. Бодров проводил изучение особенностей профессионального стресса. Он провёл разделение причин его развития на непосредственные и главные, которые затем были дополнены.
Н.В. Самоукиной были определены виды профессионального стресса, такие как информационный, эмоциональный и коммуникативный и выявлены их особенности.
Далее в нашей работе была рассмотрена концепция тревожности А.М. Прихожан, феномен семейной тревожности и особенности психологического климата в семье. Так, были определены характерные признаки благоприятного и неблагоприятного психологического климата, их влияние на психическое и соматическое здоровье человека. В частности, рассмотрено негативное влияние таких факторов, как ощущение чувства вины, связанное с семьей, повышенное нервно-психическое напряжение, общая семейная неудовлетворенность и семейная тревожность.
Затем мы рассмотрели психологические особенности сотрудников пожарной службы МЧС. Деятельность пожарных связана с экстремальными условиями, для которых характерны сильные травмирующие воздействия событий и обстоятельств на психику сотрудника, что обуславливает повышенные требования к профессиональным качествам сотрудников пожарной охраны.
В эмпирической части работы было проведено исследование взаимосвязи профессионального стресса и семейной тревожности у сотрудников МЧС. С помощью корреляционного анализа, проведённого по критерию К. Пирсона, такая взаимосвязь была выявлена, что доказало нашу гипотезу: высокий уровень профессионального стресса сотрудников МЧС сопровождается высокой степенью переживания семейной тревожности .
В настоящее время в психологической службе МЧС большое внимание уделяется профилактическим мерам, способствующим стрессоустойчивости. В основном детально проработана профилактика и коррекция посттравматического стресса и острых стрессовых расстройств. Однако, как было показано, осложняют жизнь не только экстремальные события. Это также могут быть личностно-семейные конфликты, возникающие на основе индивидуально-психологических особенностей и негативного характера межличностных взаимоотношений сотрудников и их ближайших родственников. Неумение конструктивно решать возникающие проблемы, ведет к их накоплению, приводя к нервным срывам, болезням, деструктивному поведению и даже суицидам Поэтому при профилактической работе по предупреждению стрессовых расстройств следует уделять больше внимания умению сотрудников противостоять ежедневным стрессам, связанным с проблемами в общении, неудовлетворенностью жизнью, конфликтами внутренними и внешними, семейными проблемами.
Необходимо помнить, что психологические нарушения отдельного человека и его личностный склад могут быть поняты, только при рассмотрении человека в системе его основных социальных связей, и, прежде всего семьи. И здесь может помочь семейная терапия. Системно-ориентированная семейная терапия является эффективным средством
экспресс-терапии выведения семьи, а значит и человека, из кризиса.



1. Абабков В.А. Защитные психологические механизмы и копинги: анализ взаимоотношений / В.А Абабков. — СПб.: Речь, 2004. — 158 с.
2. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека: монография / Л.М. Аболин. — Казань: Издательство Казанского университета, 1987. — 264 с.
3. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / А.Ю. Александровский. — М.: Медицина, 1996. — 235с.
4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова. // Психологический журнал. — 1994. — №1. — С.3-19.
5. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания / М.В. Барабанова. // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 1995. — № 1. — С. 54.
6. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного в неосознаваемых формах высшей нервной деятельности / Ф.В. Бассин. — М.: Медицина, 1968. — 468с.
7. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. — Л.: Наука, 1988. — 270 с.
8. Бодров В.А. Информационный стресс / В.А. Бодров. — М.: ПЕР СЭ, 2000,— 352 с.
9. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В.А. Бодров. — М.: Институт психологии РАН, 1995.
— 136 с.
10. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров.
- М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1995. — 145 с.
12. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения: Методическое пособие / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1997. - 172 с.
13. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В. Бойко. — М.: Наука, 1996. — 154 с.
14. Брайт Д. Стресс. Теории, исследования, мифы / Д. Брайт, Ф. Джонс; пер. А. Боричев и др. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 352с.
15. Бусовикова О.П. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников / О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартышова // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. — Вып. 2. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. — 410 с.
16. Вайллант Д. Адаптированность к жизни / Д. Вайллант. — М.:
Медицина, 1977. — 396 с.
17. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М.,1983.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ