Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕНСКОГО САМОУБИЙСТВА В РУССКОЙ ПРОЗЕ XIX СТОЛЕТИЯ

Работа №92441

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
76
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
1 Дискурс самоубийства от фольклора к литературе 11
2 Самоубийство как выход из жизненного тупика в драме А. Н. Островского
«Гроза» 28
3 Самоубийство как результат духовного растления героини в повести
Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» 37
4 Самоубийство как следствие душевного кризиса героини в романе
Л. Н. Толстого «Анна Каренина» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66

На протяжении многих веков ученые-психологи пытаются справиться со сложнейшей проблемой человечества - самоубийствами. Они настойчиво ищут мотивы и причины, которые толкают людей на совершение этого страшного греха, и предпринимают попытки предотвратить суицид. На Руси долгое время отношение к самоубийцам было резко отрицательным. Самоубийство и по сей день трактуется как смертный грех, а совершивших это деяние не отпевают в церкви, хоронят за территорией кладбища и не совершают по ним поминовений. Исключение делается только для психически больных людей. Но где граница между состоянием психического здоровья и болезнью психики? «Самоубийца - всегда эгоцентрик, для него нет больше Бога, ни мира, ни других людей, а только он сам. ... Самоубийство по природе своей есть отрицание трех высших христианских добродетелей - веры, надежды и любви. ... Психология самоубийства есть психология обиды, обиды на жизнь, на мир, на Бога. Но психология обиды есть рабья психология», - считает Ю. В. Лебедев [56, с. 19]. Вспомнив, сколько талантливых и поистине знаменитых людей покончило жизнь самоубийством, можно ли согласиться с тем, что все они были не верующими в Бога, по-настоящему никого и ничего не любили? Или, может быть, они были психически больными людьми?..
Эпидемия женских самоубийств словно захлестнула русскую литературу второй половины Х1Х века. Катерина Кабанова (А. Н. Островский «Гроза»), Катерина Измайлова (Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»), Анна Каренина (Л. Н. Толстой «Анна Каренина») - героини произведений русских классиков не нашли для себя другого выхода, как свести счеты с жизнью. Во французской литературе такой исход выбирают для себя мадам Бовари (Г. Флобер «Госпожа Бовари»), Валентина (Ж. Санд «Валентина»).
Объяснением данному феномену выступает общественный фон эпохи. Именно в этот период в Европе зародилась идея женской эмансипации, отстаивающая право женщины на любовь и свободу, равное с мужчиной положение в обществе. Личная трагедия таких женщин стала центром внимания писателей. В своих произведениях художники слова, прежде всего, стремились выразить личное отношение к проблеме. Так, красивая, сильная, умная, но бесконечно одинокая и несчастливая в любви женщина оказывалась в состоянии сложного нравственного выбора: как дальше жить и стоит ли жить. Ответ на этот вопрос не был однозначным даже в творчестве одного писателя.
Актуальность бакалаврской работы определяется обращением к проблеме женского самоубийства, ее художественного и философско- эстетического осмысления в литературе, в частности в произведениях русских писателей XIX века. Данная проблема представляется чрезвычайно важной для активно развивающейся сегодня области художественно­антропологических исследований. Исследование путей ее решения в произведениях русских писателей позволит не только расширить представление о художественном методе классиков, но и раскрыть новые грани их творчества, миропонимания, отношения к действительности.
Исследованием особенностей женского характеров Анны Карениной и Катерины занимался целый ряд отечественных критиков и литературоведов. Первые публикации на эту тему появились буквально сразу после выхода произведений. Ученые подвергали анализу условия формирования личности, окружение, внутренний мир персонажей, нередко высказывая полярные суждения в их адрес. Как известно, Н. А. Добролюбов увидел в Катерине «луч света в темном царстве», а Д. И. Писарев утверждал, что вся жизнь Катерины состояла «из постоянных внутренних противоречий» [41; 77].
Для понимания образов Анны Карениной и Катерины Кабановой значимы работы Э. Г. Бабаева «Роман Л. Н. Толстого "Анна Каренина"»[23], Э. М. Бейсона «Анна Каренина и зависимость от наркотиков» [26], Е. Н. Есауловой «Народное религиозное сознание в драме А. Н. Островского «Гроза» [42], сборник «Русская трагедия : пьеса А.Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении» [86] и др.
Также обращают на себя внимание работы современных исследователей, посвященные самоубийствам литературных героев. Так, Н. И. Николаев и Т. В. Швецова в своей статье рассматривают вопрос о своеобразии мотивов самоубийства героинь повестей русского писателя XIX в. И. С. Тургенева («Затишье», «Несчастная», «Клара Милич»). Авторы считают, что своеобразие самоубийств русских литературных героев на фоне европейской традиции связано со спецификой концепции мира, архитектоникой мира, в котором совершается поступок их героя [68].
Тема самоубийства как существенный концепт русской литературы 1920-1930-х годов раскрывается в работе В. В. Каблукова [46]. Автор исследует причины самоубийств в произведениях М. Булгакова, А. Платонова, Н. Эрдмана и др...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В народном сознании отношение к суициду во все времена не было однозначным. С одной стороны акт суицида вызывал осуждение, что объясняется народными представлениями о нарушении человеком законов рода: самоубийца пытается сократить отпущенный ему срок, отказаться от отмеренной ему высшими силами доли. С другой, - самоубийство оказывается оправданным в народном менталитете, когда человек попадает в тупиковую ситуацию, когда в его сознании сталкиваются две равнозначные ценностные системы: родовые законы, передающиеся из поколения в поколение, и социальные нормы, значимые в конкретно-исторический период. В этом случае самоубийство воспринимается как один из способов (причем последний) защиты чести и человеческого достоинства. Эти два типа отношения нашли отражение прежде всего в русском фольклоре.
Самоубийство как добровольный уход из жизни находит отражение в произведениях устного народного творчества, начиная с эпохи ранней русской государственности. Уже в эту эпоху в народном сознании сформировалось убеждение в том, что в некоторых кризисных ситуациях, когда цена за жизнь становится не соразмеримой с самой жизнью, возможен один «запасной выход», который не будет рассматриваться только отрицательно. Когда дальнейшее существование оказывается невозможно без совершения тяжелого греха (нарушение родовых норм, поругание чести), человек вправе выбрать самоубийство. Это знание предполагало определенную свободу выбора, придавая трагическому в целом поступку долю оптимизма.
В дошедших до нас памятниках древнерусской письменности описание феномена женского самоубийства впервые встречается в легендарно­исторической «Повести о разорении Рязани Батыем» XIII века. Самоубийство Евпраксии показывается как героический поступок, пример для подражания женщинам, оказавшимся в ситуации нравственного выбора.
В период классицизма тема самоубийства преподносилась в героическом аспекте. Самоубийство выступало средством разрешения трагического конфликта между чувством и разумом. Центральная проблема всех трагедий классицизма - определение сущности свободы через равнозначные понятия (любовь, моральный или гражданский долг, верность законам рода, обладание властью), при отсутствии которых в жизни самоубийство оказывается оправданным поступком. В числе героев, выбравших добровольный уход из жизни, немало женских персонажей.
Герои произведений сентиментализма совершают самоубийство преимущественно от безысходности. Лиза из одноименной повести Н. М. Карамзина проявляет тем самым высокую степень чувствительности, и ее поступок оценивается положительно.
В XIX веке число показанных в литературных произведениях женских самоубийств значительно возрастает. Именно в этот период в Европе зародилась идея женской эмансипации, отстаивающая право женщины на любовь и свободу, равное с мужчиной положение в обществе. Личная трагедия таких женщин стала центром внимания писателей. В своих произведениях художники слова, прежде всего, стремились выразить личное отношение к проблеме.
Героиня драмы А. Н. Островского «Гроза» Катерина Кабанова своим поступком предъявила протест обществу и кабановским нравам, не захотев мириться с порядками того времени. На своем примере она показала, что сложившиеся устои безнадежно устарели и могут задушить самое лучшее в человеке. Факторами, повлиявшими на нравственный выбор Катерины Кабановой, стали невыносимая ситуация в семье, любовь, не имеющая будущего, религиозно-мистические представления и жестокие общественные нравы.
Самоубийство Катерины Измайловой (Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда») закономерно венчает жизнь деградировавшей под влиянием социальной среды женщины, обуреваемой животной страстью.
В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» героиня страдает и погибает от нарастающего чувства вины и жизненного тупика потому, что «незаконная» любовь ее греховна. Анна глубоко и остро переживает свое ложное положение в семье и обществе. Вина Анны для Толстого - в уклонении от предназначения жены и матери, в нарушении святости брачных уз.
Проблему женского самоубийства можно отнести к вечным, поскольку женщина менее всего защищена от жестокости окружающего мира, более остро и глубоко и остро, чем мужчина, переживает его дисгармоничность, часто становится жертвой насилия и семейного деспотизма. В произведениях различных литературных эпох находят отражение обстоятельства, ставшие причиной добровольного ухода героев из жизни, а их авторы напряженно размышляют о путях выхода из кризисных жизненных ситуаций, оставляя последнее слово за читателями.


1. Былины : сборник / сост. В. И. Калугин. - М. : Современник, 1986. - 559 с.
2. Былины ; Исторические песни ; Баллады [Текст] : сборник / сост.
А. В. Калугина. - М. : Эксмо, 2008. - 797 с.
3. Гистория о российском кавалере Александре // Русские повести первой трети XVIII века // Русские повести первой трети XVIII века / исслед. и подгот. текстов Г. Н. Моисеевой. - М.-Л., 1965. - С.140-152.
4. Древняя русская литература : хрестоматия / сост.
Н. И. Прокофьев. - М. : Просвещение, 1988. - 429 с.
5. Исторические песни. Баллады / сост., вступ. ст. и примеч. С. Н. Азбелев. - М. : Современник, 1986. - 622 с.
6. Карамзин Н. М. Бедная Лиза : повести / Н. М. Карамзин. - М. : Худож. лит., 2008. - 171 с.
7. Карамзин Н. М. Письма русского путешественника /
Н. М. Карамзин. - Л. : Наука, 1984. - 716 с.
8. Княжнин Я. Б. Дидона // Избранное / Я. Б. Княжнин. - М. : Правда, 1991. - С. 40-62.
9. Лесков Н. С. Леди Макбет Мценского уезда / Н. С. Лесков // Собрание сочинений : в 11 т. - М. : Худож. лит., 1956. - Т. 1. - С. 96-144.
10. Николев Н. П. Сорена и Замир // Русская литература - век XVIII. Трагедия / сост., подгот. текстов и коммент. П. Бухаркина и др. - М., 1991. - с.433-492.
11. Озеров В. А. Поликсена / В. А. Озеров // Трагедии. Стихотворения. - Л., 1960. - С.302-356.
12. Островский А. Н. Гроза / А. Н. Островский // Полное собрание сочинений : в 16 т. - М. : Худож. лит., 1950. - Т. 2. - С. 275-333.
13. Повесть о разорении Рязани Бытыем // Изборник / сост. и общ. ред. Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачева. - М., 1969. - С.344 - 361.
14. Радищев А. Н. Избранное / А. Н. Радищев. - СПб. : Алгоритм, 2014. - 454 с.
15. Русская сентиментальная повесть / сост. П. А. Орлов. - М. : Изд -во МГУ, 1979. - 336 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ