Взаимосвязь мотивации и эффективности учебной деятельности (Московский Педагогический Государственный Университет)
|
Введение 3
1. Понятие мотивации в психолого-педагогической литературе 5
2. Специфика мотивации учебной деятельности 8
3. Поиск возможных взаимосвязей между учебной мотивацией и успешностью 13
Заключение 17
Список литературы 18
1. Понятие мотивации в психолого-педагогической литературе 5
2. Специфика мотивации учебной деятельности 8
3. Поиск возможных взаимосвязей между учебной мотивацией и успешностью 13
Заключение 17
Список литературы 18
Актуальность исследования. Каждый человек стремится получить от жизни радость, испытать удовлетворение, добиться успеха. Именно состояние успеха, эйфория личностных достижений делает жизнь человека полной, насыщенной, интересной.
Проблема мотивации учебной деятельности является одной из ведущих проблем современной школы. Учителя и родители нередко сталкиваются с низкой успеваемостью детей и даже нежеланием учащихся посещать школу. Успехи и неудачи в учении продолжают служить важными критериями оценки детей со стороны взрослых.
Укреплению представлений ребенка о самом себе, формированию положительной самооценки способствует в первую очередь знание своих возможностей в тех или иных областях и уверенность в них, умение объективно оценивать свой успех или неудачу. Основными условиями эффективной деятельности познания и активного усвоения, учащимися содержания образования является учебная мотивация. Под мотивом понимает¬ся то, ради чего осуществляется деятельность, в отличие от цели, на которую эта деятельность направлена.
Содержание мотивации и ее структура формируют определенный мотивационный уровень обучаемого и степень проявления учебной активности. Компоненты мотивационной структуры субъектов учебной деятельности значимы на всех этапах учения, от целеполагания и планирования до рефлексии относительно процесса и результатов деятельности.
Мотивация учения – частный вид мотивации. Взаимосвязь мотива¬ции и успешной учебной деятельности, непосредственно связанна с формированием внут¬ренней заинтересованности учащихся в учении, познании. Как правило, те ученики, которым интересен сам процесс учения, более успешны в учении, чем те, кто ради родительского одобрения. Сло¬жившаяся у учащихся мотивация учения в будущем может способствовать или препятствовать дальнейшему саморазвитию, самообразованию
Все вышеизложенное определяет актуальность данной темы.
Развитием мотивационной сферы в онтогенезе личности занимались такие исследователи как: А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов, П.М.Якобсон.
Исследованию мотивации учения уделяется много внимания. В результате выявлена сущность мотивации (Л.И. Божович, А.Н. Леонтъев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон), изучены отдельные мотивы, особенно познавательные интересы и познавательные потребности (В. Ананьев, В. Антипова, М. Беляев, Л. Божович, И. Бондаревский, Я. Гордон, В. Ильин, Ю. Шаров, Г. Щукина и др.), мотивы осознания значимости учения (Н. Айунц, И. Андрианова, Л. Божович, Н. Добрынин и др.), некоторые особенности развития мотивов и мотивации, пути их воспитания (Л. Божович, М. Данилов, Б. Есипов, Р, Жданов, М. Скаткин, Г. Щукина).
Гипотеза: Собственный интерес к процессу учения способствует тому, что школьники преодолевают трудности в учении, поэтому, такие ученики осознанно стараются избегать неудач.
Объект: мотивация учебной деятельности.
Предмет: взаимосвязь между мотивацией и эффективностью учебной деятельности.
Цель: изучить как взаимосвязны мотивация и эффективность учебной деятельности.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие мотивации в психолого-педагогической литературе.
2. Определить специфика мотивации учебной деятельности.
3. Выявить взаимосвязь доминирующих мотивов с успешностью обучения.
Методы исследования: теоретические, включающие в себя изучение и анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования, обобщение, синтез.
Проблема мотивации учебной деятельности является одной из ведущих проблем современной школы. Учителя и родители нередко сталкиваются с низкой успеваемостью детей и даже нежеланием учащихся посещать школу. Успехи и неудачи в учении продолжают служить важными критериями оценки детей со стороны взрослых.
Укреплению представлений ребенка о самом себе, формированию положительной самооценки способствует в первую очередь знание своих возможностей в тех или иных областях и уверенность в них, умение объективно оценивать свой успех или неудачу. Основными условиями эффективной деятельности познания и активного усвоения, учащимися содержания образования является учебная мотивация. Под мотивом понимает¬ся то, ради чего осуществляется деятельность, в отличие от цели, на которую эта деятельность направлена.
Содержание мотивации и ее структура формируют определенный мотивационный уровень обучаемого и степень проявления учебной активности. Компоненты мотивационной структуры субъектов учебной деятельности значимы на всех этапах учения, от целеполагания и планирования до рефлексии относительно процесса и результатов деятельности.
Мотивация учения – частный вид мотивации. Взаимосвязь мотива¬ции и успешной учебной деятельности, непосредственно связанна с формированием внут¬ренней заинтересованности учащихся в учении, познании. Как правило, те ученики, которым интересен сам процесс учения, более успешны в учении, чем те, кто ради родительского одобрения. Сло¬жившаяся у учащихся мотивация учения в будущем может способствовать или препятствовать дальнейшему саморазвитию, самообразованию
Все вышеизложенное определяет актуальность данной темы.
Развитием мотивационной сферы в онтогенезе личности занимались такие исследователи как: А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов, П.М.Якобсон.
Исследованию мотивации учения уделяется много внимания. В результате выявлена сущность мотивации (Л.И. Божович, А.Н. Леонтъев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон), изучены отдельные мотивы, особенно познавательные интересы и познавательные потребности (В. Ананьев, В. Антипова, М. Беляев, Л. Божович, И. Бондаревский, Я. Гордон, В. Ильин, Ю. Шаров, Г. Щукина и др.), мотивы осознания значимости учения (Н. Айунц, И. Андрианова, Л. Божович, Н. Добрынин и др.), некоторые особенности развития мотивов и мотивации, пути их воспитания (Л. Божович, М. Данилов, Б. Есипов, Р, Жданов, М. Скаткин, Г. Щукина).
Гипотеза: Собственный интерес к процессу учения способствует тому, что школьники преодолевают трудности в учении, поэтому, такие ученики осознанно стараются избегать неудач.
Объект: мотивация учебной деятельности.
Предмет: взаимосвязь между мотивацией и эффективностью учебной деятельности.
Цель: изучить как взаимосвязны мотивация и эффективность учебной деятельности.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие мотивации в психолого-педагогической литературе.
2. Определить специфика мотивации учебной деятельности.
3. Выявить взаимосвязь доминирующих мотивов с успешностью обучения.
Методы исследования: теоретические, включающие в себя изучение и анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования, обобщение, синтез.
Мотивация учебной деятельности – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. В основе школьной мотивации: потребность в познании и общении, потребности в самореализации и общении. Управляя этими потребностями, педагог может сформировать у школьников выраженную учебную мотивацию.
Под успешностью обучения понимают качественную характеристику результатов учебной деятельности конкретного субъекта, которая является одним из показателей эффективности, результативности и продуктивности образовательного процесса.
На успешность обучения школьников влияют различные факторы, такие как: особенности мотивационной сферы учащихся; особенности процесса усвоения; способность усваивать знания, умения, навыки и успешно применять их для решения задач; учебная мотивация, обеспечивающая сильные положительные переживания при достижении учебных целей; характер учебной мотивации, ее структура.
Изучение мотивов обучения, стремлением к успеху является необходимым условием развития и становления личности ученика.
Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учебы приводит к формированию принципа мотивационного обеспечения учебного процесса. Существует прямая корреляционная связь между направленностью на приобретение знаний и успешностью обучения. Школьники, нацеленные на получение знаний, характеризуются высокой регулярностью учебной деятельности, целеустремленностью, более высокими показателями успеваемости.
Под успешностью обучения понимают качественную характеристику результатов учебной деятельности конкретного субъекта, которая является одним из показателей эффективности, результативности и продуктивности образовательного процесса.
На успешность обучения школьников влияют различные факторы, такие как: особенности мотивационной сферы учащихся; особенности процесса усвоения; способность усваивать знания, умения, навыки и успешно применять их для решения задач; учебная мотивация, обеспечивающая сильные положительные переживания при достижении учебных целей; характер учебной мотивации, ее структура.
Изучение мотивов обучения, стремлением к успеху является необходимым условием развития и становления личности ученика.
Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учебы приводит к формированию принципа мотивационного обеспечения учебного процесса. Существует прямая корреляционная связь между направленностью на приобретение знаний и успешностью обучения. Школьники, нацеленные на получение знаний, характеризуются высокой регулярностью учебной деятельности, целеустремленностью, более высокими показателями успеваемости.
Подобные работы
- Особенности когнитивной компетентности студентов с различным уровнем тревожности (Когнитивная психология в социальных практиках, Московский педагогический государственный университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Формирование структуры компетентности учителя начальных классов в области мотивации учебной деятельности (Московский педагогический государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Мотивация учебной деятельности и
индивидуально-психологические
характеристики сознания у студентов разного
пола
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Социально-психологические факторы тревожности в юношеском возрасте (Московский городской педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Особенности учебной мотивации студентов педагогического вуза заочной формы обучения (Ульяновский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Управление мотивацией учебной деятельности студентов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019 - Связь эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими характеристиками личности (Московский финансово-промышленный университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - СВЯЗЬ СТИЛЯ АТРИБУЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ, ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



