Введение 3
1. Понятие мотивации в психолого-педагогической литературе 5
2. Специфика мотивации учебной деятельности 8
3. Поиск возможных взаимосвязей между учебной мотивацией и успешностью 13
Заключение 17
Список литературы 18
Актуальность исследования. Каждый человек стремится получить от жизни радость, испытать удовлетворение, добиться успеха. Именно состояние успеха, эйфория личностных достижений делает жизнь человека полной, насыщенной, интересной.
Проблема мотивации учебной деятельности является одной из ведущих проблем современной школы. Учителя и родители нередко сталкиваются с низкой успеваемостью детей и даже нежеланием учащихся посещать школу. Успехи и неудачи в учении продолжают служить важными критериями оценки детей со стороны взрослых.
Укреплению представлений ребенка о самом себе, формированию положительной самооценки способствует в первую очередь знание своих возможностей в тех или иных областях и уверенность в них, умение объективно оценивать свой успех или неудачу. Основными условиями эффективной деятельности познания и активного усвоения, учащимися содержания образования является учебная мотивация. Под мотивом понимает¬ся то, ради чего осуществляется деятельность, в отличие от цели, на которую эта деятельность направлена.
Содержание мотивации и ее структура формируют определенный мотивационный уровень обучаемого и степень проявления учебной активности. Компоненты мотивационной структуры субъектов учебной деятельности значимы на всех этапах учения, от целеполагания и планирования до рефлексии относительно процесса и результатов деятельности.
Мотивация учения – частный вид мотивации. Взаимосвязь мотива¬ции и успешной учебной деятельности, непосредственно связанна с формированием внут¬ренней заинтересованности учащихся в учении, познании. Как правило, те ученики, которым интересен сам процесс учения, более успешны в учении, чем те, кто ради родительского одобрения. Сло¬жившаяся у учащихся мотивация учения в будущем может способствовать или препятствовать дальнейшему саморазвитию, самообразованию
Все вышеизложенное определяет актуальность данной темы.
Развитием мотивационной сферы в онтогенезе личности занимались такие исследователи как: А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов, П.М.Якобсон.
Исследованию мотивации учения уделяется много внимания. В результате выявлена сущность мотивации (Л.И. Божович, А.Н. Леонтъев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон), изучены отдельные мотивы, особенно познавательные интересы и познавательные потребности (В. Ананьев, В. Антипова, М. Беляев, Л. Божович, И. Бондаревский, Я. Гордон, В. Ильин, Ю. Шаров, Г. Щукина и др.), мотивы осознания значимости учения (Н. Айунц, И. Андрианова, Л. Божович, Н. Добрынин и др.), некоторые особенности развития мотивов и мотивации, пути их воспитания (Л. Божович, М. Данилов, Б. Есипов, Р, Жданов, М. Скаткин, Г. Щукина).
Гипотеза: Собственный интерес к процессу учения способствует тому, что школьники преодолевают трудности в учении, поэтому, такие ученики осознанно стараются избегать неудач.
Объект: мотивация учебной деятельности.
Предмет: взаимосвязь между мотивацией и эффективностью учебной деятельности.
Цель: изучить как взаимосвязны мотивация и эффективность учебной деятельности.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие мотивации в психолого-педагогической литературе.
2. Определить специфика мотивации учебной деятельности.
3. Выявить взаимосвязь доминирующих мотивов с успешностью обучения.
Методы исследования: теоретические, включающие в себя изучение и анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования, обобщение, синтез.
Мотивация учебной деятельности – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. В основе школьной мотивации: потребность в познании и общении, потребности в самореализации и общении. Управляя этими потребностями, педагог может сформировать у школьников выраженную учебную мотивацию.
Под успешностью обучения понимают качественную характеристику результатов учебной деятельности конкретного субъекта, которая является одним из показателей эффективности, результативности и продуктивности образовательного процесса.
На успешность обучения школьников влияют различные факторы, такие как: особенности мотивационной сферы учащихся; особенности процесса усвоения; способность усваивать знания, умения, навыки и успешно применять их для решения задач; учебная мотивация, обеспечивающая сильные положительные переживания при достижении учебных целей; характер учебной мотивации, ее структура.
Изучение мотивов обучения, стремлением к успеху является необходимым условием развития и становления личности ученика.
Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учебы приводит к формированию принципа мотивационного обеспечения учебного процесса. Существует прямая корреляционная связь между направленностью на приобретение знаний и успешностью обучения. Школьники, нацеленные на получение знаний, характеризуются высокой регулярностью учебной деятельности, целеустремленностью, более высокими показателями успеваемости.
1. Алексеева, М.И. Мотивы обучение учащихся: Пособ. для учителей / М.И. Алексеева. - Краснодар: Флинта, 2014. – 330с.
2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.library.ru
3. Бабанский Ю. К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса» - М.: «Просвещение» 1982 - 174 с.
4. Бадмаева, Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография / Н. Ц. Бадмаева. – УланУдэ.: ВСГТУ, 2004. – 230 с.
5. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации детей и подростков / Л.И. Божович. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.alleng.ru
6. Вилюнас, В. Психология развития мотивации / В. Вилюнас – СПб.: Питер, 2013. – 327с.
7. Воронова, Н. Мотивация как фактор успеха учебной деятельности младших школьников / Н.Воронова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru
8. Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации / Т.Д. Дубовицкая // Вопросы психологии. - № 1. - 2015. - С. 73-78.
9. Задунова, Е.В. Формирование учебной мотивации младших школьников / Задунова Е.В., Омельченко А.А.// Начальная школа. - 2014. - № 2. - С. 20-21.
10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1999. – 45 с.
11. Ильин, Е.П. Мотивы и мотивация / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2014. – 350с.
12. Карпова, Г. А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников (Методические рекомендации) Г. А. Карпова. – Екатеринбург. : УрГППУ, 2000.- 187 с.
13. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Педагогика, 2008. – 226 с.
14. Лукьянова, Н. Учебная мотивация учащихся: психолого-дидактический аспект / Н. Лукьянова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru
15. Маркова А.К. Мотивация учебной деятельности / А.К. Маркова. - М., 2008. - 405 с.
16. Маркова, А. К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А Матис, А.Б.Орлов. – М.: Просвещение, 2013. – 192 с.
17. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу - СПб.: Речь, 2014. – 253с.
18. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников // Воспитание школьников. - № 8. - 2013. - С. 33-36.
19. Никифорова, Ф. В. Развитие и формирование мотивации учения / Ф. В. Никифорова. – М.: Эксперимент и инновации в школе, 2011. – 175 с.
20. Реан, А. А. Психология и педагогика: учебное пособие / А. М. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб. : Питер, 2000 – 179 с.
21. Шпика, И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников / И. В. Шпика. – М.: Просвещение, 2007. – 18 с.
22. Эльконин Д.Б. Психология развития: учебник для вузов. М.: Академия, 2001.
23. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 304 с.