ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНТЕРПОЛА 6
§ 1. Возникновение и развитие международной организации уголовной
полиции 6
§2. Интерпол: структура, принципы, целиорганизация 14
Глава II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
УГОЛОВНОЙ ПОЛИЦИИ 27
§1. Деятельность Интерпола 27
§ 2. Интерпол и Российская Федерация 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
Актуальность темы исследования опосредована следующими обстоятельствами. Во-первых, - это проблема терроризма и других не менее важных международных преступлений и преступлений международного характера. Именно Интерпол является единственной международной организацией, которая непосредственно осуществляет борьбу с вышеперечисленными преступлениями. Во-вторых, - это напряженная политическая ситуация на международной арене. МОУП это организация, которая заставляет не только работать, но и сотрудничать различные страны, даже находящиеся в стадии конфликта, для достижения главной цели всего мира - безопасности. В-третьих, терроризм, работорговля, контрабанда, незаконный оборот наркотиков - это лишь небольшой перечень извечных проблем человечества, с которыми необходимо бороться, стараться искоренить их навсегда. В этой связи возникает ряд вопросов:
• возможна ли борьба с преступлениями в современном мире;
• как осуществляется противодействие преступлениям;
• кто занимается расследованием и предотвращением данных противоправных деяний?
Организованная преступность проникла на действующие финансовые и коммерческие рынки, продвигая нелегальную продукцию и получая прибыль. Преступный мир стал неразрывно связан с мировой экономикой, и наоборот. Так, например, в начале августа 2014 года, в ответ на экономические санкции США и стран Европейского Союза, которые были введены вследствие политической ситуацией в Крыму и на Востоке Украины, Российская Федерация ограничила ввоз таких продовольственных товаров, как орехи, овощи, фрукты, мясо, рыба, птица и молочная продукция. Россельхознадзором и Федеральной Таможенной службой было обнаружено увеличение объема поставок запрещенных товаров под предлогом транзитных перевозок в другие государства. В связи с этим, Россельхознадзор сделал запрос в Интерпол на предоставление информации, которая бы могла заинтересовать данный государственный орган.
Организованная преступность представляет собой значительную и растущую угрозу для национальной и международной безопасности, со страшными последствиями для общественной безопасности, общественного здоровья, демократических институтов, и экономической стабильности во всем мире.
Деятельность по устранению международных преступлений ведется на протяжении долгих лет различными способами. В целях борьбы с растущим уровнем преступлений на международном уровне, государства через координирующие международные органы стараются выработать единую политику, направленную на снижение уровня преступности. Создаются специализированные органы, основным из них является Интерпол. Он способствует объединению стран, а точнее правоохранительных органов различных государств, для обмена информацией и совместного противостояния угрозам человечества. О его роли и эффективности речь будет идти на протяжении всей работы.
Теоретическая база работы сформирована с учетом научных исследований и разработок содержащихся в трудах таких авторов,. как Алексеев А. И., Бельсон Я.М., Герасимов С. И., Войциховский А., Ю. Мельников., Родионов К.С., Е. Тупышев, Шибаева Е.А
Объект исследования - международная организация уголовной полиции.
Предмет исследования - совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения в рамках деятельности Интерпола.
Цель исследования - комплексный анализ и правовая характеристика Международной организации уголовной полиции, исследование её взаимодействия с Российской Федерацией.
Задачи исследования:
1. Общая характеристика Международной организации уголовной полиции.
2. Выявление сути деятельности Интерпола.
3. Исследование видов и форм международного сотрудничества в рамках вышеуказанной организации.
4. Раскрытие правового статуса Интерпола.
Методы исследования - логико-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный, формально-юридический, и некоторые другие методы.
В качестве нормативно правовой базы выступили: Устав ООН; Устав Международной Организации Уголовной Полиции; Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года; Конституция Российской Федерации и иные нормативно правовые акты Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Правоохранительные органы различных стран обязаны тесно взаимодействовать, так как постоянно растут транснациональные связи преступных группировок. Работа Бюро Интерпола играет важную роль для Министерства внутренних дел Российской Федерации не только со стороны эффектной деятельности на сегодня, но и с точки зрения будущего перспективного развития. Уровень качества работы Бюро - является основополагающим фактором международного авторитета правоохранительных органов Российской Федерации.
Хотя период деятельности Национального Центрального Бюро небольшой, но оно смогло проявить себя с положительной стороны. Личный состав обладает высокой квалификацией и ответственностью, руководство проводит грамотную работу, умеет налаживать рабочие отношения с коллегами иностранных государств, всецелое использование современной техники, всё это позволяет сделать вывод об успешной работе Бюро. С самого первого дня работы НЦБ проявляло себя, как сильная и дееспособная структура МВД, которая развивается ежедневно.
Оптимизируется процесс обмена оперативной информацией с нашей стороны в сфере Интерпола благодаря более активному обмену ей. И это не случайно, в 2011 году подразделение Российской Федерации признали лучшим в Европе62.
Достижению максимальной результативности совместной деятельности способствовала качественная и своевременная информация, предоставленная нашим подразделением, зарубежным правоохранительным органам. Начала наблюдаться положительная динамика количества лиц, которых экстрадировали в Россию из-за рубежа - это говорит об эффективности Бюро Российской Федерации. За прошедший год оно заметно возросло. Обмен
информацией неоднократно позволял снимать с аукционов иностранных государств произведения искусства, которые были незаконно вывезено из территории России, а также помогал в задержании международных преступников и подозреваемых. Эта положительная тенденция заслуженно получила широкое общественное внимание.
На современном этапе развития общая антитеррористическая деятельность правоохранительных органов разных государств приобретает большое значения для международного сообщества. Российская Федерация относится к самым активным участникам борьбы с международным терроризмом, так как раньше других начала осознавать его угрозу1. Взаимная работа органов Интерпола России с правоохранительными структурами зарубежных государств, позволяет эффективно пресекать каналы финансирования и прочей поддержки террористических организаций путем розыска исполнителей и организаторов терактов.
При этом в деятельности данной организации присутствует ряд проблем. Об одной из них, заявил в одном из интервью глава Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола при МВД России. Он говорил о необходимости принятия ряда нормативных актов с целью сокращения лишней информации в деятельности Бюро.
На совещании руководителей НЦБ Интерпола государств участников СНГ, проходившего в Геленджике, обсуждалось, что каждый год оборот документов Российского Бюро Интерпола вырастает на 20 %, поэтому
необходимо уничтожать ненужную информацию для оптимизации работы. Так же говорилось о том, что страны СНГ, лидеры по взаимодействию в рамках Международной организации уголовной полиции2.
С другой стороны, на этом совещании было отмечено, что возрастает количество документов по делам связанным с кражей антиквариата и культурных ценностей. При этом наблюдается значительное снижение терроризма.
Если говорить в целом о Международной организации уголовной полиции, то можно выделить как положительные стороны её деятельности, так и отрицательные. Борьба с терроризмом, фальшивомонетничеством, да и остальными не менее серьезными преступлениями, является основным критерием, характеризующим Интерпол с хорошей стороны. Без сомнения работа данной организации имеет успех в борьбе с преступлениями. Не просто так практически все государства в мире являются участниками Интерпола. Так же благодаря созданной системе находят лиц, пропавших без вести, проделывается огромная работа. Но так же она требует огромных финансовых затрат. Бедные страны не могут позволить современного оборудования, богатые если и делятся, то это происходит достаточно редко. Не все государства имеют возможность делать членские взносы. Примером служит скандал с Киргизией, который развернулся в 2015 году. Это государство не уплачивало взносы в период с 2002 по 2015 год, и задолжало организации около 157 тысяч евро. Киргизия чуть не лишилась места в организации. Таких примеров не малое количество. Если провести анализ, и сравнить затраченные суммы и коэффициент полезного действия Интерпола, мы увидим не совсем положительную динамику3.
Современная Международная организация уголовной полиции необходима миру, она развивается с большой скоростью. В будущем процент раскрытых и предотвращенных преступлений с помощью этой организации должен только расти.
1. Устав Международной организации уголовной полиции Интерпол (вступил в силу 13 июня 1956 г., с изменениями по состоянию на 1 января 1986 г.) http://base.garant.ru/1306105/ (дата обращения: 15.05.2018).
2. Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков (Женева, 20 апреля 1929 г.) http://base.garant.ru/2540222/ (дата обращения: 15.05.2018).
3. Устав(Конституция) Всемирной Организации Здравоохранения (Нью-Йорк, 22 июля 1946 г.) http://base.garant.ru/2540328/(дата обращения: 15.05.2018).
4. Европейская Конвенция о выдаче (Страсбург, 13 декабря 1957 г.) http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2541059/ (дата обращения: 17.05.2018).
5. Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Страсбург, 20 апреля 1959 г.) http://base.garant.ru/2541058/(дата обращения: 17.05.2018).
6. Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121091/(дата обращения: 18.05.2018).
7. Единая Конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.) (с изм. и доп. от 25 марта 1972 г.) http://base.garant.ru/2540957/(дата обращения: 18.05.2018).
8. Протокол о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года (Женева, 25 марта 1972 г.) http://base.garant.ru/2555543/(дата обращения: 18.05.2018).
9. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.) http://base.garant.ru/2556543(дата обращения: 19.05.2018).
10. Дополнительный протокол к Европейской Конвенции о выдаче (Страсбург, 15 октября 1975 г.) http://base.garant.ru/2541331/(дата обращения: 19.05.2018).
11. Европейская конвенция о борьбе с терроризмом от 27 января 1977 г. http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2541141/ (дата обращения: 20.05.2018).
13. Второй дополнительный протокол к Европейской Конвенции о выдаче (Страсбург, 17 марта 1978 г.) http://base.garant.ru/2541332/(дата обращения: 20.05.2018).
13. Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли- продажи товаров (Гаага, 22 декабря 1986 г.) http://base.garant.ru/135386/(дата обращения: 20.05.2018).
14. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.) http://base.garant.ru/10103917/(дата обращения: 20.05.2018).
15. Дополнительный протокол ООН "Против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (приложение)" от 31 мая 2001 г. (с изм. и доп. на 10 июля 2009 г.) // СПС «Гарант» (дата обращения: 20.09.2014). (дата обращения: 20.05.2018)...