ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО- 8 ТВОРЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ
1.1. Социальная реабилитация молодых инвалидов: сущность и содержание 8
1.2. Направления и формы использования художественно-творческих 17 технологий в социальной реабилитации молодых инвалидов
2. СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ
ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МОЛОДЫХ 26 ИНВАЛИДОВ (НА ПРИМЕРЕ ОГБУ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ»)
2.1. Анализ опыта и проблемы реализации художественно-творческих 26
технологий в социальной реабилитации молодых инвалидов (на примере ОГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов»)
2.2. Рекомендации по совершенствованию реализации художественно- 35
творческих технологий в социальной реабилитации молодых инвалидов в условиях ОГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования определена изменившимися в современной России принципами и условиями реализации социальной политики государства в отношении инвалидов, а также общецивилизационными тенденциями развития, характеризующимися гуманистическими представлениями о равных правах человека, независимо от его физических или умственных особенностей.
Сложившиеся экономические и социальные условия требуют особого внимания к молодым инвалидам как представителям наиболее социально уязвимых групп населения.
Основой для социальной политики в отношении молодых инвалидов является их реабилитация как базис формирования и укрепления психофизиологического, социального и культурного потенциала личности. Процесс социальной реабилитации молодых инвалидов весьма многогранен, и предполагает использование целого комплекса подходов, технологий, методов в силу многогранного характера реальных проблем молодого человека с инвалидностью.
Одним из видов инновационных технологий в системе социальной реабилитации инвалидов являются художественно-творческие технологии. Базируясь на принципах мультидисциплинарного подхода, художественно - творческие технологии включают в себя практики социальной реабилитации молодых инвалидов, осуществляемые субъектами социальной работы путем использования средств эстетического взаимодействия, арт-терапии. Активизируя внутренние ресурсы индивида и обладая значительным потенциалом личностного развития, художественно-творческие технологии позволяют формировать гуманистическую, творческую направленность личности молодого инвалида.
Содержательно художественно-творческие технологии социальной работы отражают различные виды и формы музыкальной, изобразительной, драматической деятельности. Данный вид технологий применяется с целью качественного преобразования индивида в ходе творческого взаимодействия, организации коллективной художественно-творческой деятельности, содержащей ресурсы для реализации внутреннего потенциала молодого человека с ограниченными возможностями здоровья, активизации и обогащения его скрытых личностных ресурсов.
Однако результаты исследований отечественных ученых убедительно доказывают, что в настоящее время использование художественно-творческих технологий в социальной реабилитации инвалидов требует качественных изменений, совершенствования форм, методов и технологий работы [72, 45]...
Решение проблем социальной реабилитации молодых инвалидов средствами художественно-творческих технологий имеет как теоретическое, так и практическое значение.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
• раскрыты теоретические основы изучения художественно-творческих технологий в социальной реабилитации молодых инвалидов;
• выявлена специфика реализации художественно-творческих технологий в социальной реабилитации молодых инвалидов;
• проанализирован опыт и разработаны рекомендации по совершенствованию реализации художественно-творческих технологий в социальной реабилитации молодых инвалидов в условиях ОГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов».
Как подчеркивает Е.С. Набойченко, реабилитация подразумевает определенное функциональное, а также социально-трудовое восстановление людей с инвалидностью, воплощенное в действительность путем комплексного применения психологических, педагогических, медицинских, юридических, общественных мероприятий» [57, 18]. На наш взгляд, данная позиция соотносится с концепцией нашего исследования. Современное понимание реабилитации тесно связано с социальным контекстом. Под реабилитацией подразумевают как восстановление психофизического здоровья человека, так и интегрирование его в современное общество, содействие в приобретении статуса равноправного члена общества. Таким образом, социальная реабилитация рассматривается с точки зрения социальности.
Художественно-творческие технологии, базируясь на принципах мультидисциплинарного подхода, представляют собой способы практической деятельности субъектов социальной работы по решению проблем социальной реабилитации молодых инвалидов преимущественно через средства эстетического взаимодействия. Активизируя внутренние ресурсы индивида и обладая значительным потенциалом личностного развития, художественно-творческие технологии позволяют формировать гуманистическую, творческую направленность личности молодого инвалида.
Как отмечает Е.В. Белоусова, творчество - процесс и результат деятельности, открывающий качественно новое, оригинальное и уникальное, обладающее общественно-исторической и личностной значимостью. Исследователь подчеркивает, что в основе творчества лежит креативное отношение человека к миру [16, 70].
В последние годы в практике социальной работы разных стран все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как терапия искусством. Согласно международной классификации (European Consortium for Arts Therapies Education, 1999, 2002, 2005), психотерапия искусством представлена четырьмя модальностями: арт-терапией (терапией посредством изобразительного творчества), драматерапией (терапией- посредством сценической игры), танцевально-двигательной терапией (терапией посредством движения и танца) и музыкальной терапией (терапией посредством звуков и музыки).
Согласно точке зрения Е.А. Белецкой и Н.В. Таволжанской, творчество - преобразовательная, прогрессивная и гуманистическая деятельность. Будучи продуктом человеческой деятельности, творчество является таким его видом, в котором содержится преобразовательное начало, при этом главное - в процессе творчества возможно преодоление стереотипности, штампов, т.е. изменение происходит на основе качественного преобразования.
Содержательно художественно-творческие технологии социальной работы отражают различные виды и формы музыкальной, изобразительной, драматической деятельности. Данный вид технологий применяется с целью качественного преобразования индивида в процессе совместной художественно-творческой деятельности, обеспечивающей возможность для реализации внутреннего потенциала инвалида, активизации и обогащения его социально-личностных ресурсов.
Нами было разработано авторское определение понятия «художественно-творческие технологии социальной работы», под которыми мы рассматриваем совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности специалиста социальной сферы средствами художественного творчества в профессиональном поле социальной работы с целью актуализации внутренних ресурсов индивида или группы.
Мы пришли к выводам, что художественно-творческие технологии социальной работы - специально организованная система знания о способах и процедурах использования социально-психологического, педагогического, аксиологического потенциала художественного творчества и социально-культурной деятельности с целью позитивного преобразования конкретного социального объекта или ситуации, оптимизации жизнедеятельности, решения конкретной социальной проблемы, посредством спланированного алгоритма действий...
1. Конвенция о правах инвалидов. Принята Резолюцией
Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106 /
[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://base.garant.ru/2565085.
2. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [федер. закон от 23 декабря 2013г. № 442-ФЗ (ред. 21.07.2014)] / [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/30/socialka- dok.html.
3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [федер. закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2017] / [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559.
4. Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020
годы: постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 / [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://government.ru/programs/215/events.
5. Аверина, Е.А. Теоретические основы социальной политики в области социальной защиты инвалидов в современной России / Е.А. Аверина // Вестник Томского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Политология. - 2012. - Вып.4(12). - С.38-45.
6. Албегова, И.Ф. Социальная работа с молодыми инвалидами: основные направления, формы, методы и технологии / И.Ф. Албегова, И.С. Корешкова // Вестник социально-политических наук. - 2016. - № 11. - С. 23-26.
7. Албегова, И.Ф. Молодые инвалиды как социальная группа и объект социальной работы / И.Ф. Албегова, И.С. Корешкова // Социальные и гуманитарные знания. - 2017. - Том 3. - № 1. - С. 50-54.
8. Аничкин, Г.В. Фестивальное движение творчества инвалидов: путь в мир равных прав и возможностей / Г.В. Аничкин // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2016. - Вып.7. - С.44-49.
9. Ариарский, М. А. Социально-культурная деятельность как
предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. - СПб., 2008. - 791 с.
10. Ариарский, М. А. Социально-культурная деятельность в
условиях модернизации духовной жизни России / М.А. Ариарский // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.
• 2013. - Т. 195. - С. 8-15.
11. Балан, С.И. Влияние творческой деятельности на самореализацию личности / С.И. Балан // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. Серия: Теория и методика профессионального образования. - 2011. - Вып.3. - С.26-29.
12. Балина, Т.Г. Значение художественно-творческих технологий духовного воспитания в системе художественного образования / Т.Г. Балина.
• Человек в мире культуры. - 2014. - С.38-42.
13. Белецкая, Е.А. Социокультурные подходы к ребилитации и адаптации лиц с нарушениями жизнедеятельности (на примере Белгородской области) / Е.А. Белецкая, Н.В. Таволжанская // Наука. Искусство. Культура. - 2014. - Вып.4. - С. 94-100.
14. Белоусова, Е.В. Арт-технологии в социальной работе /
Е.В. Белоусова, О.В. Шишкина. - Ульяновск: УлГУ, 2006. - 270 с.
15. Больницкая, А.Н. Инвалиды и общество / А.Н. Больницкая // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
• 2014. - №4(122). - С.119-126...