Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Уголовно-правовая характеристика получения взятки

Работа №92343

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы104
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
175
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Объективные признаки преступления получение взятки 7
1.1 Объект, предмет получения взятки 7
1.2 Объективная сторона получения взятки 24
Глава 2. Субъективные признаки преступления получения взятки 38
2.1 Понятие должностного лица как субъекта преступления получения
взятки 38
2.2 Субъективная сторона получения взятки 54
Глава 3. Отграничение получения взятки от смежных составов преступления. Актуальные вопросы квалификации 60
3.1 Общие принципы отграничения от смежных составов преступления 60
3.2 Отграничение получения взятки от других смежных составов
преступлений 62
Заключение 90
Список использованных источников и литературы 95

В современных условиях социально-экономических и политических преобразований, непростой политической обстановки, в том числе внешнеполитических угроз, особая роль принадлежит органам государственной власти и управления. Представляется очевидным, что для жизнеспособности государства, стабильности системы управления, недопущения роста преступности и других негативных явлений необходима слаженная, четкая и эффективная работа государственного аппарата, поддержка и доверие населения к органам власти. В этой связи особую тревогу вызывают факты получения взятки работниками органов власти и управления, а также ошибки в правоприменительной практике относительно квалификации взяточничества. Таким образом, вышеуказанные факты определяют актуальность данного исследования.
Согласно докладу Министерства внутренних дел Российской Федерации «О мерах по обеспечению собственной безопасности и противодействию коррупции в системе органов внутренних дел Российской Федерации за 6 месяцев 2014 года» в I полугодии 2014 года поставлено на учет в ФКУ «ГИАЦ МВД России» 1656 (+4% к предыдущему периоду) сотрудников органов внутренних дел, совершивших преступления. Из них 1010 человек (+5,4% к предыдущему периоду) совершили должностные преступления и преступления против правосудия, число которых составило 1784, что на 23,8% выше показателя предыдущего периода. Судами различных инстанций осуждено за 1полугодие 2014 года 912 сотрудников органов внутренних дел (что на 33,5 % выше показателя предыдущего периода). Из них - 159 (+11,2 %) за преступления категории «взяточничество» . Данные факты, на наш взгляд, свидетельствуют о тревожной ситуации, так как взяточничество в системе правоохранительных органов является наиболее опасной формой.
По данным Федеральной службы государственной статистики в 2014 году зарегистрировано 11,9 тысяч преступлений категории «взяточничество», что на 2,5% выше показателя 2013 года. В свою очередь, показатель 2013 года выше показателя предыдущего года на 18,1 %.
Для иллюстрации динамики количества зарегистрированных преступлений категории «взяточничество» нами была составлена сравнительная таблица по данным сайта Федеральной службы государственной статистики.
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Всего, тысяч 12,0 11,0 9,8 11,5 11,9
В % к предыдущему году 91,4 91,2 89,1 118,1 102,5
Опасность данной категории преступлений состоит также в том, что должностные преступления традиционно характеризуются довольно высоким уровнем латентности. Из их общего количества по некоторым данным выявляется не более 1-2 %, а реальное уголовное наказание несут не более 0,1¬0,2% от уровня фактических коррупционеров . В этой связи выявление сущности взяточничества, рассмотрение и способы преодоления проблемных вопросов квалификации и отграничения состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, является необходимой мерой в современных условиях.
Уголовно-правовым проблемам борьбы со взяточничеством были посвящены работы С. Г. Александрова, А. В. Бриллиантова, Б. В. Волженкина, В. И. Гладких, А.И. Гурова, А.И. Долговой, А. Э. Жалинского, И.Б. Колчевского, И. Н. Клюковской, П. А. Кабанова, Е. В. Краснопеевой, Н. Ф. Кузнецовой, В. Д. Ларичева, С. Я. Лебедева, Н. А. Лопашенко, С. В. Максимова, Д. В. Малкова, А. В. Наумова, В. С. Овчинского, А.И. Рарога, Г. А. Сатарова, К. С. Соловьева, С. М. Фоминых, А. В. Шабанова, Е. В.
Яковенко, П. С. Яни и др.
Работы указанных выше авторов составляют основы научных разработок по исследуемой теме. Вместе с тем, в современной литературе встречается ряд дискуссионных вопросов относительно квалификации преступлений по ст. 290 УК РФ, в частности, относительно установления субъекта данного преступления, некоторых сторон объективной стороны, отграничения от смежных составов.
В качестве объекта нашего исследования выступают общественные отношения, которые возникают вследствие нарушения уголовно-правового запрета, связанного с получением взятки.
Предметом исследования являются нормы уголовного права, на основе которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, вызванных фактом совершения преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ.
Целью магистерской диссертации является уголовно-правовая характеристика получения взятки.
Исходя из цели работы, поставлены соответствующие задачи:
- охарактеризовать объективную сторону преступления,
предусмотренного ст. 290 УК РФ, рассмотреть объект и предмет получения взятки;
- охарактеризовать субъективную сторону преступления,
предусмотренного ст. 290 УК РФ, раскрыть понятие должностного лица как субъекта получения взятки;
- рассмотреть актуальные проблемы отграничения состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, от смежных составов.
Методологическую основу исследования составили следующие методы: диалектики; анализа и синтеза; сравнительно-правовой; логико-правовой метод; статистический метод.
Нормативной основой исследования являются: Конституция Российской Федерации; административное, гражданское и уголовное законодательство, в частности Уголовный кодекс Российской Федерации ; Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»; постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» , а также другие нормативные правовые акты.
Эмпирическую базу магистерской диссертации составили данные Главного информационно-аналитического центра (ГИАЦ) МВД России о состоянии преступности раздела «взяточничество», данные по рассматриваемой тематике Федеральной службы государственной статистики за период 2010-2014 гг. В ходе исследования изучена правоприменительная практика по ст. 290 УК РФ. В основе работы 22 материала уголовных дел, возбужденных или рассмотренных в судах по фактам получения взятки должностными лицами в различных регионах страны, 8 из них рассмотрены судами Алтайского края.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, состоящих из 6 параграфов, заключения и списка литературы. В первой главе раскрываются объект, предмет и объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ. Во второй главе охарактеризована субъективная сторона рассматриваемого преступления, а также раскрыто понятие должностного лица как субъекта. В третьей главе рассмотрены актуальные проблемы отграничения состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, от смежных составов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие уголовного законодательства обусловлено динамичностью социально-политических условий функционирования общества в современный период. Существенное значение при этом имеет своевременное реагирование законодателя на возникновение тех или иных общественно - опасных действий посредством уголовно-криминологического воздействия на них. Проведенное исследование, конечно, не рассматривает все сложные и многоаспектные проблемы уголовно-правового характера в сфере получения взятки и не претендует на полноту всего ранее изученного. Решена основная цель нашей работы: уголовно-правовая характеристика преступления получение взятки.
В первой главе нашего исследования рассмотрены объективные признаки данного преступления. Охарактеризованы такие понятия как объект, предмет преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, объективная сторона. Непосредственный объект получения взятки это конкретные общественные отношения в органах государственной власти, органах власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Предметом взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, незаконное оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав. При квалификации необходимо также отличать взятку-благодарность от обычного подарка, когда разрешается дарение служащим подарков, стоимость которых не превышает 3000 рублей. В то же время получение таких подарков не должно быть связано с исполнением служебных полномочий. В противном случае при отсутствии конкретных «требований или пожеланий» взяткодателя такое деяние может быть квалифицировано как получение взятки за общее покровительство и попустительство по службе. Но в связи с расплывчатой формулировкой данного признака существуют существенные сложности в привлечении к уголовной ответственности по такому основанию. Таким образом, по нашему мнению, необходимо исключить данный признак из статьи 290 УК РФ, как не эффективный. В то же время рассмотреть вопрос об основаниях и условиях криминализации получения чиновником незаконного вознаграждения при отсутствии признаков взяточничества.
Определенные неясности связаны также с имущественным свойством понятия услуги как предмета взятки. Действующее Постановление Пленума Верховного Суда РФ указывает на то, что такой услугой должна признаваться любая имущественная выгода, в том числе освобождение лица от обязательств имущественного характера. Однако остается некоторая неопределенность обстоятельства, что должностное лицо с необходимостью понесло бы затраты на оплату услуги, которая оказывалась бы не в качестве взятки. Представляется необходимым также конкретизировать имущественные свойства понятия услуги как предмета взятки.
Определенная сложность в квалификации возникает также в тех случаях, когда лицо выполняет для должностного лица за действия (бездействия) по службе определенные услуги, которые по своему свойству являются уникальными и не подлежат рыночной оценке. При этом их стоимость между сторонами также не оговаривается. В результате такую услугу на практике не удается признать предметом взятки.
Состав получения взятки является формальным. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, выражается в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Совершение самих действий (бездействия) в интересах дающего взятку или в интересах представляемых им лиц рассматриваемым составом преступления не охватывается. Поэтому в случае наличия в таких действиях самостоятельного состава преступления требуется дополнительная квалификация данных действий. Определенные сложности при установлении наличия признаков состава получения взятки возникают в связи с завуалированными способами передачи предмета взятки.
Во второй главе исследования рассмотрены субъективные признаки получения взятки. Охарактеризовано понятие должностного лица как субъекта преступления, некоторые проблемы квалификации, связанные с установлением субъекта. Субъективная сторона преступления,
предусмотренного ст. 290 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. По смыслу закона получение взятки - преступление, совершаемое из корыстных побуждений.
Рассмотрены нами также понятия иностранного должностного лица, лица публичной международной организации. Сделан вывод о том, что данные понятия определены законом в общем виде, с чем связаны некоторые вопросы применения исследуемой нормы в судебной практике. Привлечение иностранных должностных лиц может быть достаточно затруднительным, например, по той причине, что многие из них обладают дипломатическим иммунитетом. По нашему мнению, данная проблема является актуальной в наше время и требует пояснений законодателя в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, путем расширения видового объекта гл. 30 УК, либо введением новой главы «Преступления против международного правопорядка».
Для определения наличия в действиях должностного лица состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, необходимо установить причинно-следственную связь между конкретными действиями по службе и получением взятки, что на практике также вызывает сложности. Особенно при получении взятки за общее покровительство и попустительство по службе.
Сложности при квалификации также вызывает установление субъекта преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ «Получение взятки», - должностного лица. В данном исследовании рассмотрены функции должностного лица, а именно: административно-хозяйственные, организационно-распорядительные, функции представителя власти, а также функции временно и по специальному полномочию.
В третьей главе исследования приводится анализ практики применения ст. 290 УК РФ, в частности вопросы отграничения получения взятки от смежных составов. Рассмотрены актуальные вопросы квалификации. При расследовании преступления и на стадии рассмотрения дела судом необходимо с особым вниманием относиться к представленным доказательствам преступления и правильно квалифицировать совершенное деяние. Близость социально-правовой природы преступлений,
предусмотренных ст. ст. 290 и 204 УК РФ, схожесть конструкций объективной стороны этих составов создают проблему правильного выбора средств и методов борьбы с ними. В процессе исследования выявлены актуальные вопросы разграничения данных составов по субъекту, объекту, по признакам объективной стороны, которое не всегда очевидно, но вполне существенно. Нами рассмотрены примеры, когда на практике суды ошибочно признают директоров государственных предприятий, муниципальных предприятий субъектами получения взятки.
Отграничения взятки от злоупотребления должностными полномочиями определяются по цели, составу, объекту. Дискуссионным является вопрос квалификации получения должностным лицом услуг неимущественного характера без оплаты таковых взяткодателем и не имеющих денежного эквивалента. Мы также пришли к выводу, что данная услуга не может быть предметом взятки. В таком случае имеет место злоупотребление должностными полномочиями.
На практике встречаются случаи, когда не удается установить факт получения предмета взятки (что часто бывает очень завуалировано), но удается доказать факты действий по службе должностного лица, которые квалифицируются как злоупотребление или превышение должностных полномочий. При установлении умысла в практике встречаются примеры, когда должностное лицо не воспринимает полученные материальные выгоды в качестве взятки, а берет их под видом штрафа, спонсорской помощи. В таком случае также сложно доказать получение взятки.
Достаточно распространенным является факт переквалификации деяния с получения взятки на мошенничество. В практической деятельности сторона защиты настаивает на квалификации по ст. 159 УК РФ в связи с более мягким наказанием. В основном делаются попытки доказать факт того, что обвиняемый не являлся по факту должностным лицом, либо в его обязанности не входили конкретные действия по службе, которые он собирался совершить. Так как состав получения взятки формальный, и в объективную сторону входит именно факт получения взятки, то совершение действий по службе является не обязательным признаком. Однако этот признак важен для квалификации.
Таким образом, на наш взгляд, была достигнута цель исследования - уголовно-правовая характеристика получения взятки. В дальнейшем планируется продолжение данного направления работы - более глубокий анализ практики применения законодательства, внесение предложений по его совершенствованию, рассмотрение актуальных проблем квалификации.



1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции // Сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: http: //www.un.org.ru
2. Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 (с изм. от
21.07.2014) // Российская газета.- 1993.- № 197.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. 12.12.2014 ) // СЗ РФ.- 1996.- № 25.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ - 1994. - N 32. - Ст. 3301.
5. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О валютном регулировании и валютном контроле"//Российская газета. - 2003. - №3367.
6. Федеральный закон от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - №31.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» //Российская газета. - 2007.- №4310.
8. Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. - 2008. - №4823.
9. Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы» // СЗ РФ.- 2014.- №. 19.
10. Постановление Правительства РФ от 18.12.2014 № 1405 «О
некоторых вопросах противодействия коррупции» // СЗ РФ.- 2014.- №.36.
Материалы судебной практики
1. Определение судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2008 года № 87-о08-17 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2009. - №10.
2. Определение судебной коллегии Верховного Суда Российской
Федерации от 17 июня 2010 года № 18-О10-17. // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс].
URL: http: //www.consultant.ru
3. Постановление Верховного Суда Российской Федерации № 945п01 по делу Логинова // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.- 2002. - №8. - С. 14.
4. Постановление Президиума Северо - Кавказского окружного военного суда от 31.03.2015 № 44КУ/21 // Сайт РосПравосудие [Электронный ресурс ]. URL: https://rospravosudie.com
5. Судебная коллегия по уголовным делам Мурманского Областного суда [Электронный ресурс] - Министерство юстиции Мурманской области URL http://mrm.msudrf.ru
6. Решение Судебной коллегии по уголовным делам Алтайского
краевого суда от 23.09.2010 № 22-5289/2010 // Сайт РосПравосудие
[Электронный ресурс ]. URL: https://rospravosudie.com
7. Решение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда
РФ от 17.06.2010 № 18-О10-17 // Сайт справочно-правовой системы
Консультант Плюс [Электронный ресурс ]. URL:http://www.consultant.ru
8. Решение Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда
РФ от 05.03.2007 № 5-О07-27// Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс] .URL
http://docs.cntd.ru/document/902051517
9. Приговор Индустриального районного суда г. Барнаула. - 2013. - Уголовное дело №1-291/2013 // Сайт Индустриального районного суда г. Барнаула [Электронный ресурс]. URL:http://industrialny.alt.sudrf.ru.
10. Приговор Волгоградского областного суда. - 2011. - Уголовное дело № 1-2958/2011 // https://rospravosudie.com.
11. Приговор Выборгского городского суда Ленинградской области. -
2011. - Уголовное дело № 1-7/2011 // https://rospravosudie.com.
12. Приговор Индустриального районного суда г. Барнаула. - 2010. - Уголовное дело №1-2231/2010 // industrialny.alt.sudrf.ru.
13. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 28.07.1999г. № 1108п98 //[Электронный ресурс]. URL https://www.lawmix.ru
14. Определение Верховного Суда РФ от 21.11.2001 № 46-о01-101 // [Электронный ресурс] . URL https://www.lawmix.ru
15. Постановление президиума Верховного Суда РФ от 20.02.2002 № 7п02 пр // Электронная библиотека [Электронный ресурс] . URL http://sudbiblioteka.ru/vs/text_big1/verhsud_big_15416.htm
16. Определение Верховного Суда РФ от 18.03.2003 № 3-04/2003 Об // Сейчас.ру [Электронный ресурс] . URL https://www.lawmix.ru/vas/135235
17. Определение судебной коллегии Верховного суда РФ от 11.02.2004 № 3-о4-4 [Электронный ресурс] - AZ Librariy. URL http://az-libr.ru
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ