Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ В ТВОРЧЕСТВЕ В.М. ШУКШИНА

Работа №92321

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В
ИССЛЕДОВАНИИ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ И СПОСОБОВ
ВЫРАЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ 5
1.1. Категория оценки в русском языке 5
1.2. Структура оценочного высказывания и классификация оценочных
единиц 10
1.3. Положительная оценка как тип речевого воздействия на адресата.. 15
1.4. Функциональные особенности оценки в тексте 23
ГЛАВА II. СВОЕОБРАЗИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК В РАССКАЗАХ В.М. ШУКШИНА 31
2.1. Оценочность как одна из основных категорий в рассказах
В.М. Шукшина 31
2.2. Особенности коммуникативных стратегий порицания и похвалы в
идиостиле В.М. Шукшина 36
ГЛАВА III. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА И СПОСОБЫ
ВЫРАЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ В ТВОРЧЕСТВЕ
В.М. ШУКШИНА 43
3.1. Лексические средства выражения положительной оценки 43
3.2. Словообразовательные средства выражения положительной оценки 52
3.3. Морфологические средства выражения положительной оценки 55
3.4. Синтаксические способы выражения положительной оценки 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
Список использованной литературы 70

Языковой оценке объекта посвящено большое количество работ лингвистов, которые изучают проблему формирования выражения оценки на разных уровнях языка, функционирование оценочных единиц в художественном тексте, связь оценки и всевозможных характеристик объекта и т.п.
Актуальность исследования, в первую очередь, обусловлена тем, что произведения современных авторов являются отражением состояния и тенденций развития современного русского языка. К тому же актуальность данной работы определена значимостью решения вопроса интерпретации художественного текста, содержащего оценочные высказывания, которые зачастую влияют на смысловую структуру произведения. Решением данной проблемы озадачено значительное количество современных лингвистов: Е.А. Чернявская, 2001; Е.В. Кочеткова, 2004; Т.В. Латкина, 2006 и другие. Также в данное время изучение лексических единиц в функционально­-стилистическом аспекте в различных сферах художественной коммуникации является одним из перспективных направлений лингвистики
Объект исследования - положительная оценка в художественном пространстве текстов В.М. Шукшина.
Предмет исследования - языковые средства и способы выражения положительной оценки в художественных текстах В.М. Шукшина и её функциональные, сематические и структурные характеристики.
Цель работы - обнаружить и описать языковые средства и способы выражения положительной оценки в творчестве В.М. Шукшина.
Чтобы достичь установленной цели, требуется найти решение следующих основных задач:
• освоить научные источники по исследуемой проблеме;
• изучить основные лингвистические тенденции в исследовании языковых средств и способов выражения положительной оценки;
• исследовать своеобразие проявления оценочных характеристик в рассказах В.М. Шукшина;
• произвести отбор оценочных единиц, содержащихся в текстах В.М. Шукшина;
• дифференцировать собранный материал в соответствии со средствами и способами языковой репрезентации положительной оценки.
Новизна исследования характеризуется тем, что в дипломной работе достаточно подробно проанализированы языковые способы и средства выражения положительной оценки в творчестве В.М. Шукшина, что позволяет разобраться в сущности положительной оценки, раскрыть особенности языковых средств и способов выражения положительной оценки в художественном тексте.
Теоретическая основа исследования складывается из положений и выводов, содержащихся в работах российских лингвистов и философов: А.А. Ивина, 1970; Е.М. Вольф, 1985; Н.Д. Арутюновой, 1988; И.А. Стертина, 1992; Т.В. Маркеловой, 1993; Е.А. Чернявской, 2001; О.С. Иссерс, 2003 и других.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в школьном курсе преподавания интегрированных уроков русского языка и литературы, а также при подготовке курсовых работ, рефератов и докладов.
Структура дипломной работы содержит Введение, Основную часть (Глава I, Глава II и Глава III), Заключение и Список использованной литературы (58 источников).
Апробация: промежуточный результат дипломной работы был представлен на научной конференции «Белгородский диалог», в апреле 2017 года.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в работе исследовались следующие аспекты: Основные лингвистические тенденции в исследовании языковых средств и способов выражения положительной оценки, где мы изучили вопросы категории оценки в русском языке, структуру оценочного высказывания и классификацию оценочных единиц, положительную оценку как тип речевого воздействия на адресата и функциональные особенности оценки в тексте; затем мы перешли к изучению своеобразия проявления оценочных характеристик в рассказах В.М. Шукшина, а именно, оценочности как одной из основных категорий в рассказах В.М. Шукшина и особенностей коммуникативных стратегий порицания и похвалы в идиостиле В.М. Шукшина; последним аспектом нашего исследования было выявление средств и способов выражения положительной оценки в творчестве В.М. Шукшина на разных языковых уровнях: лексические, словообразовательные и морфологические средства и синтаксические способы выражения положительной оценки в творчестве исследуемого автора.
В первой главе выяснено, что оценка - это определение объекта, при котором выявляется его положительное (отрицательное) значение для субъекта, при условии, что объект способен удовлетворять потребности субъекта.
Основное направление в изучении категории оценки современными языковедами связано с определением оценочных значений и способов их выражения. Основное внимание в традиционном языкознании было направлено на анализ семантики и структуры оценки, изучение элементов оценочной структуры. В дальнейшем изучение категории оценки расширилось исследованиями семантических, прагматических и функциональных особенностей оценочных значений.
В главе также рассмотрены структура оценочного высказывания и несколько классификаций оценочных единиц.
Оценочное высказывание складывается из объекта и субъекта оценки, объединенных оценочным предикатом. Субъектом оценки выступает лицо или социум, с точки зрения которого дается оценка, объект оценки - лицо, предмет, событие или ситуация, к которым относится. К тому же, в модальную рамку включаются, стереотипы и шкала оценок, на которые направлена оценка, иными словами основание оценки.
Также в главе определена роль положительной оценки как типа речевого воздействия. Оценочное речевое воздействие стоит на ряду с волеизъявлением, социальным воздействием, разъяснением и информированием. Оценочное воздействие направлено на чувства собеседника и характеризуется особым эмоциональным строем речи: широко используются междометия, восклицания и т.п. Положительная оценка реализуется адресантом через похвалу, поощрение, поддержку, ободрение, утешение и т.п.
Было выявлено, что специфика индивидуально-авторских оценок обусловлена разными ценностными стереотипами, историческим и социальным характером оценочного значения и средств его выражения, в основе которого остается приоритет хорошего, доброго...


1. Арутюнова, Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка / Н.Д. Арутюнова // Проблемы структурной лингвистики. - М., 1984. - 287 с.
2. Арутюнова, Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт / Н.Д. Арутюнова. - М.: Наука, 1988. - 341 с.
3. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 182 с.
4. Баранов, А.Н. Что нас убеждает? / А.Н. Баранов // Речевое воздействие и общественное сознание. - М., 1990. - 115 с.
5. Богуславский, В.М. Оценка внешности человека / В.М. Богуславский. - М.: Торсинг, АСТ, 2004. - 256 с.
6. Борисова, Е.Г. Управление вниманием и пониманием: предварительные действия говорящего / Е.Г. Борисова // Материалы II Междунар. конф. по когнитивной науке. - СПб: СПбГУ, 2006. - 210 с.
7. Брутян, Г.А. Аргументация / Г.А. Брутян. - Ереван: АН АрмССР, 1984. - 105 с.
8. Вандервекен, Д. Основные понятия исчисления речевых актов / Д. Вандервекен, Дж. Р. Серль // Новое в зарубежной лингвистике. - М., 1986. Вып. XVIII. С. 242-264.
9. Васильев, Л.М. Современная лингвистическая семантика. Учеб. пособие для вузов / Л.М. Василев. - М.: Высшая школа, 1990. - 176 с.
10. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. - М.: Русские словари, 1997. - 416 с.
11. Виноградов, В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В.В. Виноградов. - М., 1972. - 616 с.
12. Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения / Т.Г. Винокур. - М.: Наука, 1993. - 172с.
13. Вишненкова, В.В. Грамматический статус негатива: автореф. дисс. ... канд. филол. наук / Вишненкова Валерия Валерьевна. М.: МПУ, 2001. - 215 с.
14. Вольф, Е.М. Функциональная семантика оценки / Е.М. Вольф. - М.: Наука, 1985. - 228 с.
15. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.:
«Искусство», 1968. - 573 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ