Авторское право на аудиовизуальные произведения: понятие, содержание и защита
|
ГЛАВА 1. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ 7
1.1 Понятие аудиовизуальных произведений как объекта гражданских прав..7
1.2 Место аудиовизуальных произведений среди других объектов авторского
права 16
ГЛАВА 2. АВТОРСКИЕ ПРАВА НА АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ 24
2.1 Личные неимущественные права автора аудиовизуального
произведения 24
2.2 Исключительное авторское право 37
ГЛАВА 3. ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ НА АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 53
3.1 Защита личных неимущественных прав на аудиовизуальные
произведения 53
3.2 Защита исключительного права на аудиовизуальные произведения 59
3.3 Защита авторского права на аудиовизуальные произведения в сети
интернет 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПУБЛИКАЦИЯ ПО ТЕМЕ ВКР 84
1.1 Понятие аудиовизуальных произведений как объекта гражданских прав..7
1.2 Место аудиовизуальных произведений среди других объектов авторского
права 16
ГЛАВА 2. АВТОРСКИЕ ПРАВА НА АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ 24
2.1 Личные неимущественные права автора аудиовизуального
произведения 24
2.2 Исключительное авторское право 37
ГЛАВА 3. ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ НА АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 53
3.1 Защита личных неимущественных прав на аудиовизуальные
произведения 53
3.2 Защита исключительного права на аудиовизуальные произведения 59
3.3 Защита авторского права на аудиовизуальные произведения в сети
интернет 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПУБЛИКАЦИЯ ПО ТЕМЕ ВКР 84
Аудиовизуальные произведения в системе объектов авторского права занимают одно из ключевых положений. Как отмечал А. Луцкер, «аудиовизуальные произведения на протяжении последних десятилетий являются причиной многих серьёзных, широко обсуждавшихся конфликтов в сфере авторского права. Цифровая революция только ещё больше актуализировала их освященную роль» .
Интеллектуальная собственность быстро набирает вес, в качестве фактора роста интеллектуального, культурного, экономического и оборонного потенциала страны.
Аудиовизуальные произведения в современном быстро развивающимся мире высоких технологий имеют важное экономическое значение так как занимают не малую часть в общей массе интеллектуальной собственности - это стало поводом включения их национальными и международными законодательствами в список охраняемых объектов интеллектуальной собственности. Как писал Р. Дюма, «аудиовизуальное произведение является самым могучим и самым пленительным способом выражения творчества» .
Создание любого аудиовизуального произведения представляет собой сложный процесс, объединяющий в себе творческий подход и предпринимательскую деятельность.
Вместе с тем в условиях развития новых технологий аудиовизуальные произведения оказываются одним из наиболее уязвимых видов объектов авторских прав, их эволюция принимает все более широкие масштабы, и для борьбы с нарушениями прав на эти произведения требуется дальнейшее согласованное развитие как законодательства, так и правоприменительной практики, потому как аудиовизуальные произведения, так и другие объекты авторского права не могут приносить правообладателям прибыль, а государству налоги с получаемых прибылей, если их не подкрепить правовой охраной от законодательства и судебных органов.
Необходимо отметить, что в новых социально-экономических и информационных условиях институт охраны интеллектуальной собственности постоянно меняется. В частности это обусловлено модернизацией правовых норм в области использования и защиты авторских прав, а также в вопросах создания, использования и защиты своих прав авторов инноваций.
До сих пор должным образом не проработаны теоретические основы интеллектуальной собственности. Лишь в последние годы начали проводиться важные исследования экономических, правовых, социологических, психологических, маркетинговых и многих других аспектов правового регулирования и распространения интеллектуальной собственности в сети интернет.
Как отмечают в научном сообществе: «С момента вступления в силу с 1 января 2008 года четвертой части Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), регулирующей права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, существенно изменился подход к правовому регулированию создания и использования аудиовизуальных произведений, что сформировало новые теоретические и практические вопросы, требующие рассмотрения» .
Аудиовизуальное произведение относят к сложным объектам авторского права, определение, которых можно отметить как новелла части четвертой ГК РФ. Отметим, что в ст. 1240 ГК РФ не определено понятие сложного объекта авторского права. Подробное определение данное для сложного объекта в авторском праве, а также выделение его признаков необходимо для: развития теории права и практического применения полученных знаний, что поможет значительно прояснить отношения, возникающие в процессе создания и использования аудиовизуальных произведений, и в целом это позволит обезопасить стороны от противоречий, возникающих при свободном толковании данного понятия.
Учитывая бесспорную значимость вопросов связанных с правовым регулированием создания и использования аудиовизуальных произведений как результата интеллектуальной деятельности, в научной и учебной литературе, прослеживается не полная освещенность указанного выше вопроса.
На заре ХХ века можно выделить начало научно-исследовательского развития теоретических представлений об аудиовизуальных произведениях и правах на них, это можно выделить в трудах Д.Д. Гримма, К.П. Победоносцева, А.А. Пиленко, и других.
Началом же крупных исследований теоретических аспектов авторского права, в том числе аудиовизуальных произведений и правоотношений, возникающих в процессе их использования, было продолжено и во времена советского союза. Аудиовизуальные произведения и права на них исследовались в трудах С.С. Алексеева, С.Н. Братуся, А.А. Вишневского, М.В. Гордона, О.С. Иоффе, И.В. Савельевой, В.И. Серебровского, С.А. Чернышевой и др.
В конце XX века возрос интерес к исследованию аудиовизуальных произведений, а также правового регулирования отношений возникающих в процессе их создания и использования. Так как активное использование аудиовизуальных произведений привело к росту экономических предпосылок в их использовании. Основные вопросы регулирования прав на аудиовизуальные произведения были рассмотрены в работах М.И. Брагинского, И.А. Близнеца, В.В. Витрянского Э.П. Гаврилова, В.А. Дозорцева, А.В. Калятина, П.В. Крашенинникова, О.А. Рузаковой, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова и других.
Актуальность темы исследования, а также выбор объекта, предмета, цели и задач данной работы обуславливается тем, что в современном мире трудно представить общество без аудиовизуальных произведений, они стали неотъемлемой частью искусства и всего медиа пространства, где применяют современные технологии. Стремительный процесс развития технологий приводит к массовой популяризации сферы где заняты аудиовизуальные произведения.
Объектом исследования являются понятие аудиовизуального произведения, его содержание, а также общественные отношения, возникающие в связи с использованием аудиовизуального произведения как результата интеллектуальной деятельности.
Предметом исследования являются нормы российского авторского права, фиксирующие права на результаты интеллектуальной деятельности, международные нормативные документы регулирующие законодательство в сфере авторского права, доктринальные положения по авторскому праву, и правовые позиции судов, отраженные в судебной практике РФ.
Цель исследования заключается в анализе имеющейся законодательной базы, доктринальных положений и судебной практики теоретических и практических положений, направленных на совершенствование правовых норм, закрепляющих права на результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
- определить понятие и признаки аудиовизуального произведения, а также его место среди других объектов авторского права;
- выявить личные неимущественные права автора на аудиовизуальные произведения, а также исключительное авторское право;
- проанализировать способы зашиты личных неимущественных прав и исключительного права на аудиовизуальные произведения.
Интеллектуальная собственность быстро набирает вес, в качестве фактора роста интеллектуального, культурного, экономического и оборонного потенциала страны.
Аудиовизуальные произведения в современном быстро развивающимся мире высоких технологий имеют важное экономическое значение так как занимают не малую часть в общей массе интеллектуальной собственности - это стало поводом включения их национальными и международными законодательствами в список охраняемых объектов интеллектуальной собственности. Как писал Р. Дюма, «аудиовизуальное произведение является самым могучим и самым пленительным способом выражения творчества» .
Создание любого аудиовизуального произведения представляет собой сложный процесс, объединяющий в себе творческий подход и предпринимательскую деятельность.
Вместе с тем в условиях развития новых технологий аудиовизуальные произведения оказываются одним из наиболее уязвимых видов объектов авторских прав, их эволюция принимает все более широкие масштабы, и для борьбы с нарушениями прав на эти произведения требуется дальнейшее согласованное развитие как законодательства, так и правоприменительной практики, потому как аудиовизуальные произведения, так и другие объекты авторского права не могут приносить правообладателям прибыль, а государству налоги с получаемых прибылей, если их не подкрепить правовой охраной от законодательства и судебных органов.
Необходимо отметить, что в новых социально-экономических и информационных условиях институт охраны интеллектуальной собственности постоянно меняется. В частности это обусловлено модернизацией правовых норм в области использования и защиты авторских прав, а также в вопросах создания, использования и защиты своих прав авторов инноваций.
До сих пор должным образом не проработаны теоретические основы интеллектуальной собственности. Лишь в последние годы начали проводиться важные исследования экономических, правовых, социологических, психологических, маркетинговых и многих других аспектов правового регулирования и распространения интеллектуальной собственности в сети интернет.
Как отмечают в научном сообществе: «С момента вступления в силу с 1 января 2008 года четвертой части Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), регулирующей права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, существенно изменился подход к правовому регулированию создания и использования аудиовизуальных произведений, что сформировало новые теоретические и практические вопросы, требующие рассмотрения» .
Аудиовизуальное произведение относят к сложным объектам авторского права, определение, которых можно отметить как новелла части четвертой ГК РФ. Отметим, что в ст. 1240 ГК РФ не определено понятие сложного объекта авторского права. Подробное определение данное для сложного объекта в авторском праве, а также выделение его признаков необходимо для: развития теории права и практического применения полученных знаний, что поможет значительно прояснить отношения, возникающие в процессе создания и использования аудиовизуальных произведений, и в целом это позволит обезопасить стороны от противоречий, возникающих при свободном толковании данного понятия.
Учитывая бесспорную значимость вопросов связанных с правовым регулированием создания и использования аудиовизуальных произведений как результата интеллектуальной деятельности, в научной и учебной литературе, прослеживается не полная освещенность указанного выше вопроса.
На заре ХХ века можно выделить начало научно-исследовательского развития теоретических представлений об аудиовизуальных произведениях и правах на них, это можно выделить в трудах Д.Д. Гримма, К.П. Победоносцева, А.А. Пиленко, и других.
Началом же крупных исследований теоретических аспектов авторского права, в том числе аудиовизуальных произведений и правоотношений, возникающих в процессе их использования, было продолжено и во времена советского союза. Аудиовизуальные произведения и права на них исследовались в трудах С.С. Алексеева, С.Н. Братуся, А.А. Вишневского, М.В. Гордона, О.С. Иоффе, И.В. Савельевой, В.И. Серебровского, С.А. Чернышевой и др.
В конце XX века возрос интерес к исследованию аудиовизуальных произведений, а также правового регулирования отношений возникающих в процессе их создания и использования. Так как активное использование аудиовизуальных произведений привело к росту экономических предпосылок в их использовании. Основные вопросы регулирования прав на аудиовизуальные произведения были рассмотрены в работах М.И. Брагинского, И.А. Близнеца, В.В. Витрянского Э.П. Гаврилова, В.А. Дозорцева, А.В. Калятина, П.В. Крашенинникова, О.А. Рузаковой, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова и других.
Актуальность темы исследования, а также выбор объекта, предмета, цели и задач данной работы обуславливается тем, что в современном мире трудно представить общество без аудиовизуальных произведений, они стали неотъемлемой частью искусства и всего медиа пространства, где применяют современные технологии. Стремительный процесс развития технологий приводит к массовой популяризации сферы где заняты аудиовизуальные произведения.
Объектом исследования являются понятие аудиовизуального произведения, его содержание, а также общественные отношения, возникающие в связи с использованием аудиовизуального произведения как результата интеллектуальной деятельности.
Предметом исследования являются нормы российского авторского права, фиксирующие права на результаты интеллектуальной деятельности, международные нормативные документы регулирующие законодательство в сфере авторского права, доктринальные положения по авторскому праву, и правовые позиции судов, отраженные в судебной практике РФ.
Цель исследования заключается в анализе имеющейся законодательной базы, доктринальных положений и судебной практики теоретических и практических положений, направленных на совершенствование правовых норм, закрепляющих права на результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
- определить понятие и признаки аудиовизуального произведения, а также его место среди других объектов авторского права;
- выявить личные неимущественные права автора на аудиовизуальные произведения, а также исключительное авторское право;
- проанализировать способы зашиты личных неимущественных прав и исключительного права на аудиовизуальные произведения.
Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что авторское право на аудиовизуальные произведения представляет собой совокупность прав их создателя на результат его интеллектуальной деятельности. Авторские права в данный момент направлены как на защиту личных прав авторов аудиовизуальных произведений, так и на извлечение имущественной выгоды от использования таких произведений. Получение же от использования результатов интеллектуальной деятельности в массовом масштабе материальной выгоды осуществимо лишь при существовании определенных технических и некоторых социальных условий. Многие виды результатов умственного труда в современном обществе являются нематериальным, духовным благом, и одновременно благом, способным принести значительные материальные прибыли.
Регулирование в России авторского права осуществляется на основании Конституции РФ, закрепляющей в ч. 1 ст. 44 свободу творчества и охрану интеллектуальной собственности законом. Согласно пункту «о» статьи 71 Конституции правовое регулирование интеллектуальной собственности относится к сфере исключительной компетенции Российской Федерации. Также важнейшими источниками правового регулирования вопросов авторских прав в РФ являются ратифицированные ей международные договоры. Важнейшие из них - это Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 г., (с изм. от 28.09.1971), Всемирная (Женевская) конвенция по авторскому праву 1952 г., Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г., (с изм. от 02.10.1979.) и другие.
Непосредственное регулирование авторских прав на аудиовизуальные произведения осуществляется на основании гл. 69, гл.70 части IV
Гражданского кодекса РФ и отдельных законов РФ.
Появление сети Интернет оказалось революционным событием для мирового информационного и культурного обмена. Интернет является новым не опробованным нестандартным пространством правового регулирования для права, охраняющего результаты интеллектуальной деятельности (авторские и смежные права, средства индивидуализации участников хозяйственного оборота, производимой ими продукции, работ и услуг). Механизм решения многих вновь поставленных проблем еще не выработался. Во многом сама природа Интернета - трансграничного глобального объединения - противоречит современной территориально ограниченной системе охраны интеллектуальных прав.
Очень важно, чтобы в кратчайшие сроки государство определило правовые рамки, в которых должен существовать и развиваться Интернет. От этого во многом зависит, насколько эффективно будут защищены авторские права не только в Интернет, но и вообще в компьютерных сетях. Именно отсутствие реальной защиты прав нередко удерживает авторов от размещения в сети своих материалов. И если не принять меры, то Интернет превратится в черную дыру для интеллектуального труда, последствия чего скажутся на отношениях не только в виртуальном мире, но и в мире реальном.
Разрешение существующих противоречий между законодательством об авторском праве и сложившимися отношениями по поводу авторского права в Интернете будет способствовать не только легализации деятельности огромного количества людей, снижению социальной напряженности, но и развитию экономики, науки и распространению знаний.
Дополненные вступлением в силу «антипиратского закона» способы борьбы с нелегально распространяемыми аудиовизуальными произведениями на данный момент являются наиболее эффективными, но не обеспечивающие на 100% защиту авторских прав на объекты, размещенные в сети интернет. Изученый нормативный акт не предусматривает каких-либо действенных мер борьбы с недобросовестными интернет-пользователями, незаконно распространяющими аудиовизуальные произведения, без этих мер борьба с видеопиратством не даст нужного результата. Как уже было отмечено выше основная ответственность защиты авторских прав в сети Интернет лежит на информационных посредниках (провайдерах, владельцах сайтов и др.), в то время как конечные пользователи крайне редко несут какую либо ответственность за совершения незаконных действий в сети, хотя они и определяют основной спрос на контрафактный контент. Исходя из этого можно сделать вывод, что именно разработка законодательной базы для решения указанного вопроса и являлась бы решением многих проблем по регулированию авторского права на аудиовизуальные и другие произведения, распространяющиеся в сети Интернет.
Регулирование в России авторского права осуществляется на основании Конституции РФ, закрепляющей в ч. 1 ст. 44 свободу творчества и охрану интеллектуальной собственности законом. Согласно пункту «о» статьи 71 Конституции правовое регулирование интеллектуальной собственности относится к сфере исключительной компетенции Российской Федерации. Также важнейшими источниками правового регулирования вопросов авторских прав в РФ являются ратифицированные ей международные договоры. Важнейшие из них - это Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 г., (с изм. от 28.09.1971), Всемирная (Женевская) конвенция по авторскому праву 1952 г., Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г., (с изм. от 02.10.1979.) и другие.
Непосредственное регулирование авторских прав на аудиовизуальные произведения осуществляется на основании гл. 69, гл.70 части IV
Гражданского кодекса РФ и отдельных законов РФ.
Появление сети Интернет оказалось революционным событием для мирового информационного и культурного обмена. Интернет является новым не опробованным нестандартным пространством правового регулирования для права, охраняющего результаты интеллектуальной деятельности (авторские и смежные права, средства индивидуализации участников хозяйственного оборота, производимой ими продукции, работ и услуг). Механизм решения многих вновь поставленных проблем еще не выработался. Во многом сама природа Интернета - трансграничного глобального объединения - противоречит современной территориально ограниченной системе охраны интеллектуальных прав.
Очень важно, чтобы в кратчайшие сроки государство определило правовые рамки, в которых должен существовать и развиваться Интернет. От этого во многом зависит, насколько эффективно будут защищены авторские права не только в Интернет, но и вообще в компьютерных сетях. Именно отсутствие реальной защиты прав нередко удерживает авторов от размещения в сети своих материалов. И если не принять меры, то Интернет превратится в черную дыру для интеллектуального труда, последствия чего скажутся на отношениях не только в виртуальном мире, но и в мире реальном.
Разрешение существующих противоречий между законодательством об авторском праве и сложившимися отношениями по поводу авторского права в Интернете будет способствовать не только легализации деятельности огромного количества людей, снижению социальной напряженности, но и развитию экономики, науки и распространению знаний.
Дополненные вступлением в силу «антипиратского закона» способы борьбы с нелегально распространяемыми аудиовизуальными произведениями на данный момент являются наиболее эффективными, но не обеспечивающие на 100% защиту авторских прав на объекты, размещенные в сети интернет. Изученый нормативный акт не предусматривает каких-либо действенных мер борьбы с недобросовестными интернет-пользователями, незаконно распространяющими аудиовизуальные произведения, без этих мер борьба с видеопиратством не даст нужного результата. Как уже было отмечено выше основная ответственность защиты авторских прав в сети Интернет лежит на информационных посредниках (провайдерах, владельцах сайтов и др.), в то время как конечные пользователи крайне редко несут какую либо ответственность за совершения незаконных действий в сети, хотя они и определяют основной спрос на контрафактный контент. Исходя из этого можно сделать вывод, что именно разработка законодательной базы для решения указанного вопроса и являлась бы решением многих проблем по регулированию авторского права на аудиовизуальные и другие произведения, распространяющиеся в сети Интернет.
Подобные работы
- Авторское право на аудиовизуальное произведение по законодательству Российской Федерации (Авторское право,
Российский государственный гуманитарный университет)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Защита исключительных прав на аудиовизуальное произведение (Сибирский университет потребительской кооперации)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - Публичный показ и публичное исполнение аудиовизуального произведения
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ДОГОВОРЫ В АВТОРСКОМ ПРАВЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Авторское право: современное правовое регулирование
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022 - Права авторов и их гражданско-правовая
защита
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Защита авторских прав: проблемы теории и практики
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2018 - Виды субъектов авторского права
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2014





