РАЗРАБОТКА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
|
Глава 1. Теоретико-методологические основы организации безопасной учебной деятельности 7
1.1 Учебная деятельность в электронном образовательном пространстве 7
1.2 Организация безопасной учебной деятельности в электронном
образовательном пространстве 17
1.3 Особенности организации дистанционного обучения в системе Moodle 24
Глава 2. Практико-ориентированные основы разработки дистанционного курса «Информационная безопасность в электронном образовательном пространстве»
33
2.1 Модульная структура содержания курса «Информационная безопасность в
электронном образовательном пространстве» 33
2.2 Экспериментальная работа по конструированию отдельного модуля 36
2.3 Методические рекомендации по использованию курса «Информационная
безопасность в электронном образовательном пространстве» 44
2.3.1 Принципы работы в Moodle 45
2.3.2 Вход в систему 46
2.3.2.1 Запись на курс 48
2.3.3 Обучение на курсе 49
2.3.4 Структурные элементы дистанционного курса 50
2.3.4.1 Лекция 50
2.3.4.2 Тесты 51
Заключение 52
Список литературы 53
Приложение А Лекция «Распространение объектно-ориентированного подхода на информационную безопасность» 58
1.1 Учебная деятельность в электронном образовательном пространстве 7
1.2 Организация безопасной учебной деятельности в электронном
образовательном пространстве 17
1.3 Особенности организации дистанционного обучения в системе Moodle 24
Глава 2. Практико-ориентированные основы разработки дистанционного курса «Информационная безопасность в электронном образовательном пространстве»
33
2.1 Модульная структура содержания курса «Информационная безопасность в
электронном образовательном пространстве» 33
2.2 Экспериментальная работа по конструированию отдельного модуля 36
2.3 Методические рекомендации по использованию курса «Информационная
безопасность в электронном образовательном пространстве» 44
2.3.1 Принципы работы в Moodle 45
2.3.2 Вход в систему 46
2.3.2.1 Запись на курс 48
2.3.3 Обучение на курсе 49
2.3.4 Структурные элементы дистанционного курса 50
2.3.4.1 Лекция 50
2.3.4.2 Тесты 51
Заключение 52
Список литературы 53
Приложение А Лекция «Распространение объектно-ориентированного подхода на информационную безопасность» 58
Актуальность исследования состоит в том, что становление информационного общества охватывает все сферы деятельности человека, в том числе и сферу образования, и основано на массовом внедрении компьютерной техники и использовании сети Интернет в образовательных учреждениях. Современная система образования не может остаться в стороне от глобального процесса информатизации общества и образования, в качестве одной из сторон которого выступает расширение информационного образовательного пространства учебного заведения.
В каждом образовательном учреждении создана и успешно функционирует информационно-образовательная среда. Ее значение в последнее время возрастает, она качественно влияет на образовательный процесс всех субъектов образования и на их отношения в образовательной системе.
Информационное представление образовательной среды в современном обществе массовой информатизации и глобализации предполагает ее преобразование в систематизированное многомерное и упорядоченное информационное пространство. Можно утверждать, что образовательная среда является частью образовательного пространства.
Образовательное пространство имеет территориальную локализацию и качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворять потребности в развитии, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении их безопасности. Организационной структурой, обеспечивающей решение этих задач, выступает образовательная система, она включает в себя отдельные образовательные учреждения, психолого-педагогической сутью которых является создание образовательной среды.
Особенностью современной образовательной системы являются активно протекающие процессы информатизации, именно поэтому образовательная среда трансформировалась в информационно-образовательную. В научно-педагогических трудах, посвященных разработке понятийного аппарата информатизации образования, в последние годы широко обсуждается термин «информационно-образовательная среда».
Проблема обеспечения информационной безопасности является в последнее время очень актуальной. В связи с этим, вопрос безопасности личной информационной среды является важной частью обеспечения безопасности всей информационно-образовательной среды любого образовательного учреждения. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности, и важность образовательной среды школы состоит в том, что каждая школа должна выстроить локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач технического развития.
Отсюда возникает необходимость контролировать и анализировать ситуацию с информационной безопасностью и корректировать, соответственно, методы и способы обеспечения безопасности информационной среды образовательного учреждения и личной информационной среды каждого учащегося.
Цель исследования - разработать дистанционный курс «Информационная безопасность в электронном образовательном пространстве».
Объект исследования - учебная деятельность в электронном образовательном пространстве.
Предмет исследования - дидактические средства обучения по организации безопасной учебной деятельности в электронном образовательном пространстве.
Исходя из цели и обозначенного предмета, в работе поставлены следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по теме.
2) Систематизировать и обобщить подходы по организации безопасной учебной деятельности в электронном образовательном пространстве.
3) Отбор содержания курса «Информационная безопасность в электронном образовательном пространстве» в соответствии с профильной направленностью основной образовательной программы магистратуры, ориентированной на педагогическую деятельность.
4) Разработать дистанционный курс «Информационная безопасность в электронном образовательном пространстве».
5) Реализовать дистанционный курс «Информационная безопасность в электронном образовательном пространстве» в системе Moodle.
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью теоретических методов:
1) теоретические - теоретико-методологический анализ психолого-педа-гогической и методической литературы, нормативной и программно-методической документации по проблеме исследования, изучение государ-ственных образовательных стандартов, системный анализ, абстрагирование, обобщение, прогнозирование, проектирование, моделирование;
2) эмпирические методы - консультации с преподавателями, экспертная оценка.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- идеи организации безопасной учебной деятельности в электронном образовательном пространстве (Ю.Г. Коротенков, О.А. Ильченко, Н.И. Саттарова, А.Н. Иезуитов и др.), и определения учебной деятельности в электронном образовательном пространстве (И.Н. Фролов, В.А. Сухомлин и др.);
- основные положения теории и методики обучения информатике и ИКТ (С.А. Бешенков, Е.В. Данильчук, Т.А. Кувалдина, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, А.В. Могилев, Н.И. Пак, И.В. Роберт, Т.К. Смыковская, Н.Д.Угринович, Е.К. Хеннер и др.);
- идеи, определяющие современные представления о модернизации образования с использованием средств ИКТ (И.Е. Вострокнутов, М.И. Ко-валенко, А.М. Коротков, И.В. Роберт, Г.К. Селевко, А.Н. Сергеев, Т.К. Смыковская, Е.В. Соболева, Н.В. Софронова и др.);
Теоретическая значимость работы заключается в углубленном рассмотрении методов организации информационной безопасность в электронном образовательном пространстве
Практическая значимость работы определяется разработанным курсом «Информационная безопасность в электронном образовательном пространстве» и его методическим сопровождением.
В каждом образовательном учреждении создана и успешно функционирует информационно-образовательная среда. Ее значение в последнее время возрастает, она качественно влияет на образовательный процесс всех субъектов образования и на их отношения в образовательной системе.
Информационное представление образовательной среды в современном обществе массовой информатизации и глобализации предполагает ее преобразование в систематизированное многомерное и упорядоченное информационное пространство. Можно утверждать, что образовательная среда является частью образовательного пространства.
Образовательное пространство имеет территориальную локализацию и качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворять потребности в развитии, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении их безопасности. Организационной структурой, обеспечивающей решение этих задач, выступает образовательная система, она включает в себя отдельные образовательные учреждения, психолого-педагогической сутью которых является создание образовательной среды.
Особенностью современной образовательной системы являются активно протекающие процессы информатизации, именно поэтому образовательная среда трансформировалась в информационно-образовательную. В научно-педагогических трудах, посвященных разработке понятийного аппарата информатизации образования, в последние годы широко обсуждается термин «информационно-образовательная среда».
Проблема обеспечения информационной безопасности является в последнее время очень актуальной. В связи с этим, вопрос безопасности личной информационной среды является важной частью обеспечения безопасности всей информационно-образовательной среды любого образовательного учреждения. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности, и важность образовательной среды школы состоит в том, что каждая школа должна выстроить локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач технического развития.
Отсюда возникает необходимость контролировать и анализировать ситуацию с информационной безопасностью и корректировать, соответственно, методы и способы обеспечения безопасности информационной среды образовательного учреждения и личной информационной среды каждого учащегося.
Цель исследования - разработать дистанционный курс «Информационная безопасность в электронном образовательном пространстве».
Объект исследования - учебная деятельность в электронном образовательном пространстве.
Предмет исследования - дидактические средства обучения по организации безопасной учебной деятельности в электронном образовательном пространстве.
Исходя из цели и обозначенного предмета, в работе поставлены следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по теме.
2) Систематизировать и обобщить подходы по организации безопасной учебной деятельности в электронном образовательном пространстве.
3) Отбор содержания курса «Информационная безопасность в электронном образовательном пространстве» в соответствии с профильной направленностью основной образовательной программы магистратуры, ориентированной на педагогическую деятельность.
4) Разработать дистанционный курс «Информационная безопасность в электронном образовательном пространстве».
5) Реализовать дистанционный курс «Информационная безопасность в электронном образовательном пространстве» в системе Moodle.
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью теоретических методов:
1) теоретические - теоретико-методологический анализ психолого-педа-гогической и методической литературы, нормативной и программно-методической документации по проблеме исследования, изучение государ-ственных образовательных стандартов, системный анализ, абстрагирование, обобщение, прогнозирование, проектирование, моделирование;
2) эмпирические методы - консультации с преподавателями, экспертная оценка.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- идеи организации безопасной учебной деятельности в электронном образовательном пространстве (Ю.Г. Коротенков, О.А. Ильченко, Н.И. Саттарова, А.Н. Иезуитов и др.), и определения учебной деятельности в электронном образовательном пространстве (И.Н. Фролов, В.А. Сухомлин и др.);
- основные положения теории и методики обучения информатике и ИКТ (С.А. Бешенков, Е.В. Данильчук, Т.А. Кувалдина, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, А.В. Могилев, Н.И. Пак, И.В. Роберт, Т.К. Смыковская, Н.Д.Угринович, Е.К. Хеннер и др.);
- идеи, определяющие современные представления о модернизации образования с использованием средств ИКТ (И.Е. Вострокнутов, М.И. Ко-валенко, А.М. Коротков, И.В. Роберт, Г.К. Селевко, А.Н. Сергеев, Т.К. Смыковская, Е.В. Соболева, Н.В. Софронова и др.);
Теоретическая значимость работы заключается в углубленном рассмотрении методов организации информационной безопасность в электронном образовательном пространстве
Практическая значимость работы определяется разработанным курсом «Информационная безопасность в электронном образовательном пространстве» и его методическим сопровождением.
Образовательная среда является частью образовательного пространства. Информационное представление образовательной среды в современном обществе массовой информатизации и глобализации предполагает ее преобразование в систематизированное многомерное и упорядоченное информационное пространство. Можно утверждать, что образовательная среда является частью образовательного пространства.
Основная идея данной магистерской диссертации состоит в том, чтобы разработать курс «Информационная безопасность в электронном образовательном пространстве» в ходе изучения которого, обучающийся получить знания, которые он сможет применить в дальнейшей профессиональной деятельности.
В работе рассмотрены теоретические подходы к организации безопасной учебной деятельности в электронном образовательном пространстве, положения теории и методики обучения информатике и ИКТ, идеи, определяющие современные представления о модернизации образования с использованием средств ИКТ.
Для того, чтобы обучение на курсе Информационная безопасность в электронном образовательном пространстве» проходило систематично и поэтапно, был создан модульный электронный вариант курса в системе Moodle, который можно использовать при изучении других учебных дисциплин.
Данная работа может быть внедрена в учебный процесс АлтГУ.
Основная идея данной магистерской диссертации состоит в том, чтобы разработать курс «Информационная безопасность в электронном образовательном пространстве» в ходе изучения которого, обучающийся получить знания, которые он сможет применить в дальнейшей профессиональной деятельности.
В работе рассмотрены теоретические подходы к организации безопасной учебной деятельности в электронном образовательном пространстве, положения теории и методики обучения информатике и ИКТ, идеи, определяющие современные представления о модернизации образования с использованием средств ИКТ.
Для того, чтобы обучение на курсе Информационная безопасность в электронном образовательном пространстве» проходило систематично и поэтапно, был создан модульный электронный вариант курса в системе Moodle, который можно использовать при изучении других учебных дисциплин.
Данная работа может быть внедрена в учебный процесс АлтГУ.





