Глава 1. Теоретико-методологические основы организации безопасной учебной деятельности 7
1.1 Учебная деятельность в электронном образовательном пространстве 7
1.2 Организация безопасной учебной деятельности в электронном
образовательном пространстве 17
1.3 Особенности организации дистанционного обучения в системе Moodle 24
Глава 2. Практико-ориентированные основы разработки дистанционного курса «Информационная безопасность в электронном образовательном пространстве»
33
2.1 Модульная структура содержания курса «Информационная безопасность в
электронном образовательном пространстве» 33
2.2 Экспериментальная работа по конструированию отдельного модуля 36
2.3 Методические рекомендации по использованию курса «Информационная
безопасность в электронном образовательном пространстве» 44
2.3.1 Принципы работы в Moodle 45
2.3.2 Вход в систему 46
2.3.2.1 Запись на курс 48
2.3.3 Обучение на курсе 49
2.3.4 Структурные элементы дистанционного курса 50
2.3.4.1 Лекция 50
2.3.4.2 Тесты 51
Заключение 52
Список литературы 53
Приложение А Лекция «Распространение объектно-ориентированного подхода на информационную безопасность» 58
Актуальность исследования состоит в том, что становление информационного общества охватывает все сферы деятельности человека, в том числе и сферу образования, и основано на массовом внедрении компьютерной техники и использовании сети Интернет в образовательных учреждениях. Современная система образования не может остаться в стороне от глобального процесса информатизации общества и образования, в качестве одной из сторон которого выступает расширение информационного образовательного пространства учебного заведения.
В каждом образовательном учреждении создана и успешно функционирует информационно-образовательная среда. Ее значение в последнее время возрастает, она качественно влияет на образовательный процесс всех субъектов образования и на их отношения в образовательной системе.
Информационное представление образовательной среды в современном обществе массовой информатизации и глобализации предполагает ее преобразование в систематизированное многомерное и упорядоченное информационное пространство. Можно утверждать, что образовательная среда является частью образовательного пространства.
Образовательное пространство имеет территориальную локализацию и качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворять потребности в развитии, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении их безопасности. Организационной структурой, обеспечивающей решение этих задач, выступает образовательная система, она включает в себя отдельные образовательные учреждения, психолого-педагогической сутью которых является создание образовательной среды.
Особенностью современной образовательной системы являются активно протекающие процессы информатизации, именно поэтому образовательная среда трансформировалась в информационно-образовательную. В научно-педагогических трудах, посвященных разработке понятийного аппарата информатизации образования, в последние годы широко обсуждается термин «информационно-образовательная среда».
Проблема обеспечения информационной безопасности является в последнее время очень актуальной. В связи с этим, вопрос безопасности личной информационной среды является важной частью обеспечения безопасности всей информационно-образовательной среды любого образовательного учреждения. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности, и важность образовательной среды школы состоит в том, что каждая школа должна выстроить локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач технического развития.
Отсюда возникает необходимость контролировать и анализировать ситуацию с информационной безопасностью и корректировать, соответственно, методы и способы обеспечения безопасности информационной среды образовательного учреждения и личной информационной среды каждого учащегося.
Цель исследования - разработать дистанционный курс «Информационная безопасность в электронном образовательном пространстве».
Объект исследования - учебная деятельность в электронном образовательном пространстве.
Предмет исследования - дидактические средства обучения по организации безопасной учебной деятельности в электронном образовательном пространстве.
Исходя из цели и обозначенного предмета, в работе поставлены следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по теме.
2) Систематизировать и обобщить подходы по организации безопасной учебной деятельности в электронном образовательном пространстве.
3) Отбор содержания курса «Информационная безопасность в электронном образовательном пространстве» в соответствии с профильной направленностью основной образовательной программы магистратуры, ориентированной на педагогическую деятельность.
4) Разработать дистанционный курс «Информационная безопасность в электронном образовательном пространстве».
5) Реализовать дистанционный курс «Информационная безопасность в электронном образовательном пространстве» в системе Moodle.
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью теоретических методов:
1) теоретические - теоретико-методологический анализ психолого-педа-гогической и методической литературы, нормативной и программно-методической документации по проблеме исследования, изучение государ-ственных образовательных стандартов, системный анализ, абстрагирование, обобщение, прогнозирование, проектирование, моделирование;
2) эмпирические методы - консультации с преподавателями, экспертная оценка.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- идеи организации безопасной учебной деятельности в электронном образовательном пространстве (Ю.Г. Коротенков, О.А. Ильченко, Н.И. Саттарова, А.Н. Иезуитов и др.), и определения учебной деятельности в электронном образовательном пространстве (И.Н. Фролов, В.А. Сухомлин и др.);
- основные положения теории и методики обучения информатике и ИКТ (С.А. Бешенков, Е.В. Данильчук, Т.А. Кувалдина, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, А.В. Могилев, Н.И. Пак, И.В. Роберт, Т.К. Смыковская, Н.Д.Угринович, Е.К. Хеннер и др.);
- идеи, определяющие современные представления о модернизации образования с использованием средств ИКТ (И.Е. Вострокнутов, М.И. Ко-валенко, А.М. Коротков, И.В. Роберт, Г.К. Селевко, А.Н. Сергеев, Т.К. Смыковская, Е.В. Соболева, Н.В. Софронова и др.);
Теоретическая значимость работы заключается в углубленном рассмотрении методов организации информационной безопасность в электронном образовательном пространстве
Практическая значимость работы определяется разработанным курсом «Информационная безопасность в электронном образовательном пространстве» и его методическим сопровождением.
Образовательная среда является частью образовательного пространства. Информационное представление образовательной среды в современном обществе массовой информатизации и глобализации предполагает ее преобразование в систематизированное многомерное и упорядоченное информационное пространство. Можно утверждать, что образовательная среда является частью образовательного пространства.
Основная идея данной магистерской диссертации состоит в том, чтобы разработать курс «Информационная безопасность в электронном образовательном пространстве» в ходе изучения которого, обучающийся получить знания, которые он сможет применить в дальнейшей профессиональной деятельности.
В работе рассмотрены теоретические подходы к организации безопасной учебной деятельности в электронном образовательном пространстве, положения теории и методики обучения информатике и ИКТ, идеи, определяющие современные представления о модернизации образования с использованием средств ИКТ.
Для того, чтобы обучение на курсе Информационная безопасность в электронном образовательном пространстве» проходило систематично и поэтапно, был создан модульный электронный вариант курса в системе Moodle, который можно использовать при изучении других учебных дисциплин.
Данная работа может быть внедрена в учебный процесс АлтГУ.
1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст] / Б.Г. Ананьев; под. общ. ред. А.А. Бодалева и др. - М.: Педагогика, 1980. - Т.1 - 230 с.; Т.2 - 287 с.
2. Аношкина, В.Л. Образование. Инновация. Будущее.
(Методологические и социокультурные проблемы) [Текст] / В.Л. Аношкина, С.В. Резванов. — Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. - 176 с.
3. Бабанский, Ю.К. Методология и методика педагогических исследований [Текст] / Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский. - Тюмень: Изд. Тюменского университета, 1976. - 185 с.
4. Байденко, В.И. Болонский процесс: поиск общности Европейских
систем образования (проект TUNING) [Текст] / И.В. Байденко. - М., 2006. -
132 с.
5. Блохин, Н.В. Психологические основы
модульного профессионально ориентированного обучения: Методическое
пособие [Текст] / Н.В. Блохин, И.В. Травин. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. - 140 с.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избран. психол. труды [Текст] / Л. И. Божович. - М.: МОДЕК, 1996. - 352 с.
7. Вазина, К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение [Текст] / К.Я. Вазина. - Н. Новгород, 1991. - 118 с.
8. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) [Текст] / Д.Б. Эльконин [и др.]; под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1966. - 442 с.
9. Волкова, О.В. Подготовка будущего специалиста к межкультурной коммуникации с использованием технологии веб-квестов [Текст]: дис. канд. пед. наук / О.В. Волкова. - Белгород, 2010. - 217 с.
10. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] / под ред. [с послесл. и коммент.] Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - 432 с.
11. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т. [Текст] / гл. ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1982.
12. Гареев, В.М. Принципы модульного обучения [Текст] / В.М. Гареев, Е.М. Дурко, С.И. Куликов // Вестник высшей школы. - 1987. - №8. - С. 33-36.
13. Гильмутдинов, А.Х. Электронное образование на платформе MOODLE [Текст] / А.Х. Гильмутдинов, Р.А. Ибрагимов, И.В. Цивильский. - Казань: КГУ, 2008. - 169 с.
14. Гринберг, А.С. Информационный менеджмент [Текст]: Учебн. пособ. для вузов / А.С. Гринберг, И.А. Король. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с.
15. Жалдак, М.И. К концепции школьного образования по информатике [Текст] / М.И. Жалдак, Ю.С. Рамский // Компьютерно ориентированные системы обучения: Сб. науч. работ. - К.: НПУ им. М.П. Драгоманова. - 2001. - Вып. 3.
16. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О
государственной тайне».
17. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2000. - Ч. 4. - Гл.1.
18. Кондратьева, Л.Л. Роль и место самообразования в системе непрерывного образования [Текст] / Л.Л. Кондратьева // Непрерывное образование, как педагогическая система: Сб. науч. работ. — М., 1989.
19. Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологи в профессиональной подготовке специалистов [Электронный ресурс] / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. - URL: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb. files/innov/Partl/chapter5/5ll.html (Дата обращения: 14.03.2016).
20. Лаврентьева, Н.Б. Педагогические основы разработки и внедрения модульной технологии обучения в высшей школе [Текст]: автореф. дисс. д. пед. н. / Н.Б. Лаврентьева. - Барнаул, 1999. - 513 с.
...