Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Чувашский государственный институт культуры и искусств (г. Чебоксары).
Выборка: 30 студентов музыкального факультета в возрасте 20-23 года: 15 юношей и 15 девушек.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы стрессоустойчивости и копинг-стратегий у студентов…………………………7
1.1 Стрессоустойчивость личности как предмет психолого-педагогического изучения………………………………………………………..7
1.2 Основные подходы к изучению копинг-стратегий в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………………14
1.3 Связь стрессоустойчивости и копинг стратегий в студенческом возрасте……22
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи стрессоустойчивости и копинг-стратегий у студентов-музыкантов……28
2.1 Описание этапов, эмпирической базы, выборки и методов исследования………28
2.2 Результаты эмпирического исследования…………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……49
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..54
Актуальность данной работы обусловлена тем, что студенты музыкальных специальностей на этапе обучения в учебных заведениях должны в полной степени осознавать специфику своей будущей профессиональной деятельности, которая отличается постоянными стрессовыми ситуациями, в частности связанными с публичными концертными выступлениями. Следует отметить, что деятельность любого специалиста, связанного с публичным выступлением перед аудиторией, сопровождается интенсивным психоэмоциональным взаимодействием с людьми, поэтому важно не только дать студентам возможность изучить специфику будущей профессиональной деятельности, но и помочь им в формировании устойчивости к стрессу, в формировании устойчивости профессионального поведения. Стоит отметить, что изучение у студентов-музыкантов стрессоустойчивости и копинг-стратегий на сегодняшний день является малоизученной проблемой, которая требует дальнейшей проработки.
Разработанность проблемы.
Теоретическую базу данной работы составили научные труды исследователей: Г. Селье, Р. Лазаруса (понятие «стресса»); Б.Х. Варданян, П.Б. Зильберман, А.П. Катунин, А.И. Савушкина, Ю.В. Тер-Саакова, И.А. Усатов (понятие «стрессоустойчивость»); Ф.Е. Василюк, Е.Р. Исаева, Ю.В. Корчагина, Р. Лазарус, И.Г. Малкина-Пых, С.К. Нартова-Бочавер, С. Фолкман, С.В. Фролова, Э. Хейм, С. Хоббфол и другие (понятие «копинг-стратегии»); О.С. Жарина, Н.Л. Левина, И.Н. Малинина, В.С. Петрищева (исследования взаимосвязи стрессоустойчивости и копинг-стратегий у студентов).
Цель: выявить взаимосвязь стрессоустойчивости и копинг-стратегий у студентов-музыкантов.
Задачи:
1. Рассмотреть исследования стрессоустойчивости в зарубежных и отечественных исследованиях.
2. Выделить подходы к изучению проблемы копинг-стратегии
3. Проанализировать связь стрессоустойчивости и копинг-стратегий в студенческом возрасте
4. Провести эмпирическое исследование стрессоустойчивости и копинг-стратегий у студентов-музыкантов.
5. Выявить взаимосвязь стрессоустойчивости и копинг-стратегий у студентов-музыкантов.
Объект: стрессоустойчивость и копинг-стратегии у студентов-музыкантов.
Предмет: связь стрессоустойчивости и копинг-стратегий у студентов-музыкантов.
Гипотеза: существуют особенности взаимосвязи стрессоустойчивости и копинг-стратегий у студентов-музыкантов.
Методы исследования: теоретический анализ по проблеме исследования, психодиагностические методы, метод математико-статистической обработки данных исследования.
Методики исследования:
1. Тест на определение стрессоустойчивости личности Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова.
2. Методика диагностики жизнестойкости (С. Мадди, в адаптации Д.А. Леонтьева).
3. Методика диагностики индивидуальных копинг-стратегий (Э. Хайм).
База исследования: исследование проходило на базе Чувашского государственного института культуры и искусств (г. Чебоксары).
В исследовании приняли участие 30 студентов музыкального факультета в возрасте 20-23 года: 15 юношей и 15 девушек.
Практическая значимость. Данное исследование может быть использовано педагогом-психологом профессионального образовательного учреждения при разработке программ по формированию стрессоустойчивости и применению адаптивных копинг-стратегий у студентов.
Объем и структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (работ на русском и на иностранных языках), приложений на 9 листах. Общий объем работы 63 страниц, 3 рисунка и 6 таблиц, список литературы содержит 43 источника.
В современных условиях развития профессионального образования растет психическая напряженность у студентов, что приводит к росту негативных эмоциональных переживаний и высоких интеллектуальных нагрузок, вызывая формирование стрессовых ситуаций. Стресс в студенческий период связан с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, приобретения нужных для будущей профессии умений и навыков, адаптации к условиям учебной и социальной жизнедеятельности. Одной из причин такого положения является снижение уровня их стрессоустойчивости, что выражается в нарушении когнитивной, эмоциональной, мотивационной и поведенческой сфер деятельности личности студента. Вероятность таких нарушений зависит от выбранных человеком копинг-стратегий. Копинг-стратегии – это те приемы и способы, с помощью которых происходит процесс совладания со стрессом. В связи с этим изучение взаимосвязи стрессоустойчивости и копинг-стратегии студентов представляет интерес.
В первой главе «Теоретические основы изучения проблемы стрессоустойчивости и копинг-стратегий у студентов» были рассмотрены понятия стресса и стрессоустойчивости; выделены основные подходы к изучению копинг-стратегий в отечественной и зарубежной психологии, рассмотрены основные копинг-стратегии; изучены современные исследования связи стрессоустойчивости и копинг-стратегий в студенческом возрасте.
Вторая глава работы посвящена описанию организации исследования, обоснованию выбора методик исследования, рассматривается специфика поэтапной работы. Дана характеристика выборки. Приводятся данные результатов исследования, полученные с помощью выбранных психодиагностических методик и математико-статистической обработки данных. Установлены корреляционные связи между изучаемыми параметрами.
Результаты исследования взаимосвязи стрессоустойчивости и копинг-стратегий у студентов-музыкантов позволили сформулировать следующие выводы:
1. Стрессоустойчивость - это набор личностных качеств, способствующих преодолению интеллектуальных, эмоциональных, волевых нагрузок, обусловленных особенностью возникших ситуаций в жизни человека.
2. Копинг-стратегии - осознанно используемые человеком приемы совладания с трудными ситуациями, состояниями, совокупность различных поведенческих стратегий, меняющиеся попытки в когнитивной и поведенческой областях, позволяющие справиться со специфическими внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека. Копинг-стратегии действуют на основе копинг-ресурсов, которые определяют преобладание в поведении той или иной копинг-стратегии.
3. Жизнестойкость как личностная характеристика является важным фактором в определении уровня стрессоустойчивости и является фактором успешного выхода из стрессовой ситуации.
4. Проблема взаимосвязи стрессоустойчивости и копинг-стратегии является актуальной темой относительно студенческого возраста. В исследованиях показывается наличие взаимосвязи между уровнем стрессоустойчивости и выбором копинг-стратегии у студентов: чем выше уровень стрессоустойчивости, тем чаще происходит использование адаптивных вариантов копинг-стратегий. Наличие жизнестойкости у студентов помогает переосмысливать стрессовую ситуацию с положительной для себя стороны, искать в ней стимул для личностного роста, развития.
5. Организовано и проведено исследование взаимосвязи стрессоустойчивости и копинг-стратегий у студентов-музыкантов. Полученные данные исследования показали, что средние значения уровня стрессоустойчивости студентов-музыкантов вне зависимости от пола приближены к норме, что говорит о готовности студентов-музыкантов противостоять стрессовым ситуациям с минимальными эмоциональными потерями для себя. Для студентов-музыкантов характерен уровень жизнестойкости, находящийся на границе среднего и низкого уровня. Это говорит о том, что готовность студентов к противостоянию стрессовым ситуациям и выборе адекватных стратегий поведения находится в стадии совершенствования.
6. Студенты-музыканты чаще всего применяют адаптивную копинг-стратегии как оптимизм, то есть студенты готовы к разрешению проблемы, уверены, что смогут разрешить ее. Среди относительно адаптивных копинг-стратегий студенты-музыканты выбирают такие стратегии, которые предполагают перекладывание ответственности за происходящее на других людей, позволяют проводить сравнение своих проблем с другими, придавать особый смысл преодолению проблем. Среди неадаптивных копинг-стратегий студенты выбирают стратегии, которые не предполагают поиска решения проблемы, направлены на исключение мыслей о неприятностях.
7. Установлена взаимосвязь между стрессоустойчивостью и копинг-стратегиями у студентов-музыкантом:
- студенты-музыканты с высоким уровнем стрессоустойчивости обладают высоким уровнем жизнестойкости и при столкновении со стрессовой ситуацией применяют адаптивные копинг-стратегии, которые помогают быстро и качественно совладать со стрессом либо относительно адаптивные копинг-стратегии, которые также помогают победить стресс, но не во всех случаях;
- студенты-музыканты с низким уровнем стрессоустойчивости обладают более низким уровнем жизнестойкости и при столкновении со стрессовой ситуацией в основном применяют неадаптивные копинг-стратегии, которые не только не помогают справиться со стрессовой ситуацией, но и усугубляют ее.
Таким образом, наша гипотеза нашла подтверждение: существуют особенности взаимосвязи стрессоустойчивости и копинг-стратегий у студентов-музыкантов.
Задачи выполнены, а, значит, цель работы достигнута.
1. Немыкина, И.Н., Саргина, И.В. Эстрадная стрессоустойчивость как профессионально-значимое качество вокалиста / И.Н. Немыкина, И.В. Саргина // Педагогика и психология образования. – 2013. - № 2. – С. 92-96.
2. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. – 2012. - № 9(44). – С. 243-246.
3. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М: Внеда, 1992. – 109 с.
4. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Ларарус Р. – Л.: Медицина, 1970. – 280с.
5. Суворова, И.В. К определению понятий «стресс» и «стрессоустойчивость» / И.В. Суворова // World science: problems and innovations: сборник статей XX Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 274-277.
6. Зильберман, П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора / Под ред. Е.А. Милеряна. – М.: Педагогика, 1974. – 326 с.
7. Варданян, Б.Х. Механизм регуляции эмоциональной саморегуляции / Б.Х. Варданян. – М.: Смысл, 2003. – 306с.
8. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как интегративный фактор совместной деятельности сотрудников служебных коллективов: автореф. … канд. психол. наук: 19.00.03 / А.П. Катунин. – М., 2016. – 25 с.
9. Усатов, И.А. Авторская методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» / И.А. Усатов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 681-685.
10. Савушкина, А.И. Понятие стресса и стрессоустойчивости в психологии / А.И. Савушкина // Личность в природе и обществе: научные труды молодых ученых (материалы межвузовских психолого-педагогических чтений). – 2016. – С. 56-58.
11. Тер-Саакова, Ю.В. Компоненты и критерии определения стрессоустойчивости личности / Ю.В. Тер-Саакова // Актуальные проблемы психологии и педагогики: материалы международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 611-617.
12. Maddi, S. Creating Meaning Through Making Decisions // Wong P., Fry P.S. The Human Quest For Meaning: A Handbook of Psychological Research and Clinical Applications. - Mahwah (NJ): Lawrence Erlbaum Associates, 1998. - P.1-26.
13. Леонтьев, Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. – 1992. – Т.13. - № 2. – С.107-117.
14. Евтушенко, Е.А. Жизнестойкость личности как психологический феномен // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2016. - № 1 (58). – С. 72-78.
15. Корсакова, Л.И. Копинг-поведение и защитные механизмы системы адаптации личности / Л.И. Корсакова // Труды СГА. – 2010. – №. 8. – С. 120-126.
16. Lazarus, R.S. Stress, Appraisal and Coping / R.S. Lazarus, S. Folkman. – N.Y., 2006. – 218p.
17. Калабина, Е.С. Факторы, влияющие на преобладание копинг-стратегий / Е.С. Калабина // Лучшая студенческая статья 2020: сборник статей XXVII Международного научно-исследовательского конкурса. – 2020. – С. 301-303.
18. Затинацкая, Ю.Е. Понятие копинг-стратегий и совладающего поведения / Ю.Е. Затинацкая // Научный электронный журнал «Академическая публицистика». – 2020. № 3. – С. 246-248.
19. Салаватова, Ф.Р. Особенности копин-стратегий у подростков / Ф.Р. Салаватова // Правоведник. – 2019. - № 3(14). – С.36-38.
20. Folkman, S. Personal control and stress and coping processes: a theoretical analysis / S. Folkman // Journal of Personal and Social Psychology. – 1984. – Vol. 46. - № 4. – P. 839-852.
21. Подольская-Катчан, Л.М. История исследования копинг-cтратегий в отечественной и зарубежной психологии / Л.М. Подольская-Катчан // Психолого-педагогические исследования в современном образовании: материалы Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 140-147.
22. Воронина, А.Н. Анализ понятия «копинг-стратегии» / А.Н. Воронина, И.В. Балашова // Материалы Межрегиональной научной конференции IX ежегодной научной сессии аспирантов и молодых ученых: в 2-х т. – Вологда. – 2015. – Т.2. – С. 262-265.
23. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 1997. – Т. 18. – № 5. – С. 20-30.
24. Фролова, С.В. Исследование стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте / С.В. Фролова // Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. – 2005. – С. 10-18.
25. Малкина-Пых, И.Г. Стратегии поведения при стрессе / И.Г. Малкина-Пых // Московский психологический журнал. – 2005. - № 12. – С. 15-25.
26. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 200с.
27. Горбунова, Я.Г. Развитие теории копинга / Я.Г. Горбунова //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 3. – С. 292-294.
28. Корчагина, Ю.В. Копинг-стратегии преодоления стресса / Ю.В. Корчагина // Здоровье детей. – 2013. – № 1. – С. 57-59.
29. Набиуллина, Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом. Учебное пособие. – Казань, 2003. – 83с.
30. Большакова, Г.А., Лежнина, Л.В. Особенности жизнестойкости и копинг-стратегий в юношеском и пожилом возрастах / Г.А. Большакова, Л.В. Лежнина // Молодой исследователь: от идеи к проекту. – 2018. – С. 62-66.
31. Лазарева, Е.А., Мударова, Т.Р. Период ранней юности как предмет психологического анализа / Е.А. Лазарева, Т.Р. Мударова // Национальная ассоциация ученых. – 2016. - № 5-2(21). – С. 102-104.
32. Левченко, В.А. Идеи деятельности и идеи социальных отношений в трудах Л. С. Выготского и его последователей / В.А. Левченко // Молодой ученый. – 2016. - № 27.1. – С. 18-20.
33. Гуту, С.М. Психологические особенности юношества / С.М. Гуту // Форум молодых ученых. – 2019. № 5(33). – С. 556-559.
34. Аринчина, Н.Г. Стрессоустойчивость и особенности совладания со стрессом у студентов / Н.Г. Арчинина и др. // Международная научно-практическая конференция «World Science: Problems and Innovations». – 2017. – С. 217-222.
35. Левина, Н.Л. Особенности стрессоустойчивости у студентов разных медицинских специальностей / Н.Л. Левина // Молодой ученый. – 2019. - № 2.1(240.1). – С. 23-25.
36. Петрищева, В.С. Изучение жизнестойкости и стрессоустойчивости студентов в период юности / В.С. Петрищева // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. – 2018. – С. 110-111.
37. Жарина, О.С. Особенности переживания стресса у студентов медицинского университета с разным уровнем жизнестойкости / О.С. Жарина // Молодёжь третьего тысячелетия: сборник научных статей XLII региональной студенческой научно-практической конференции. – 2018. – С. 869-873.
38. Малинина, И.Н. Исследование жизнестойкости студентов-психологов / И.Н. Малинина // Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, исследования. – 2016. – С. 294-300.
39. Трептау, Т.В., Карнеев, Р.К. Исследование взаимосвязи жизнестойкости и копинг-стратегий у студентов / Т.В. Трептау, Р.К. Карнеев // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития. – 2019. – С. 184-188.
40. Соболева, Е.С. Исследование копинг-поведения у студентов с различным уровнем стрессоустойчивости / Е.С. Соболева // XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. – 2019. – С. 366.
41. Петухова, Л.П., Елисеева, Е.В. Эмпирическое исследование влияние уровня стрессоустойчивости студентов университета на выбор копинг-стратегии в эпоху цифровой трансформации / Л.П. Петухова, Е.В. Елисеева // Университет на пути к новому качеству науки и образования: Национальная научно-практическая конференция с международным участием. - Брянск. – 2020. – С. 149-156.
42. Психология личности: тесты, опросники, методики / сост. Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995. – 220с.
43. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М.: Смысл, 2006. – 63с.