Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь самооценки и копинг-стратегий с самоповреждающим поведением у девушек юношеского возраста

Работа №91045

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
133
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения взаимосвязи копинг-стратегий с самоповреждающим поведением девушек юношеского возраста 7
1.1 Теоретический анализ проблемы самоповрежадющего поведения 7
1.2 Особенности самооценки и неадаптивные копинг-стратегии при
самоповреждающем поведении у девушек юношеского возраста 21
1.3 Модели коррекции и профилактики самоповреждающего поведения..33
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и копинг-стратегий с самоповреждающим поведением у девушек
юношеского возраста 39
2.1 Программа и методика исследования 39
2.2 Результаты эмпирического исследования особенностей взаимосвязи самооценки и копинг-стратегий с самоповреждающим поведением девушек
юношеского возраста 43
Заключение 72
Список использованной литературы 75
Приложения 84


Актуальность проблемы исследования: в настоящее время жизнь современной юной девушки наполнена многочисленными важными событиями, которые могут привносить не только положительные моменты, но и стресс. Проблемы в семье, внезапно возникшие неблагоприятные жизненные обстоятельства, неразделенная любовь, трудности в межличностных отношениях, неадекватная самооценка из-за чувства неудовлетворенности собой, своей фигурой и внешностью - это все, а также многое другое, почти универсальный опыт представительниц женского пола. Современные реалии таковы, что девушек постоянно побуждают уделять большое внимание своей фигуре и внешности. Этому свидетельствуют принятые обществом «стандарты красоты», которым все пытаются соответствовать, особенно глядя на красивую картинку в социальных сетях. С таким давлением окружающих неудивительно, что многие девушки стараются изменить себя или, что еще хуже, повреждают свое тело, пытаясь справиться с эмоциональным напряжением. Намеренное самоповреждение за последние несколько десяток лет неоднократно признается одной из самых серьезных проблем общественного здравоохранения. Стоит упомянуть, что данная проблема существует с давних времен, но на сегодняшний день несуицидальное поведение стало гораздо более встречающимся явлением, чем, например, пятьдесят лет назад. Молодые люди стали чаще употреблять слово «селфхарм» в разговорах и активно делиться своими историями и фотографиями с самоповреждениями в интернете. Несмотря на это, на вопрос о том, насколько точно распространенно данное явление, ответить не так просто. Поскольку обычно люди, использующие самоповреждения, скрывают такое поведение от общества, то выявление реального количества людей, прибегающих к аутодеструктивному поведению, представляется нереальным. Тем не менее, намеренное самоповреждающее поведение
имеет большую распространенность, чем думает большинство людей. В нашей стране, в отличии от западных и европейских стран, где эта тема изучается довольно долго и глубоко, на такую серьезную проблему мало кто обращает внимания, а некоторые люди и вовсе делают вид, что ничего подобного не замечают, считают «детской» глупостью или «глупым» способом привлечения внимания, а семьи, которые столкнулись с таким проявлением, скрывают факт членовредительства, считая это позором. Поэтому отсутствие качественной статистики фактов намеренного самоповреждание в России является одной из первых проблем. Вторую проблему можно обозначить, как отсутствие в МКБ (международной классификации болезней) единой рубрики, посвящённой
самоповреждающему поведению, так как обычно саморазрушающе поведение принимается за один из симптомов некоторых расстройств. Однако селфхарм может встречаться и у людей без психиатрического диагноза, которые выбирают такой вид поведения, как способ эмоциональной регуляции и для совладания со стрессом из-за неразвитых копинг-стратегий.
В настоящее время Е.В. Замановской, О.Ф. Кернбергом, К. Меннингером и др. установлены методологические основы исследования селфхарма. Н.А. Польской, Р.А. Шпицем, Р.А. Мухамедрахимовым изучены влияние неблагоприятных факторов на проблему самоповреждающего поведения, влияние депривации описано З. Фрейдом и А. Фрейд, Г.Берксон и др. Воздействие и последствие психической травмы в качестве самоповреждающего поведения изучены Л.И. Вассерманом, Д.О. Дмитриевой и М.В. Зотовым. А. Беком, А. Фрименом, Т. Ю. Ласовской разработаны и апробированы методы терапии при селфхарме.
Но все же в связи с не такой большой изученностью в нашей стране данной проблемы, самоповреждающее поведение зачастую не отделяют от суицидальных намерений. Столкнувшиеся с данным явлением люди (родственники, друзья) не понимают, как говорить с человеком, страдающим селфхармом, как помочь ему. Недостаток литературы и рекомендаций по данной проблеме усугубляет ситуацию.
Объект исследования: самоповреждающее поведение девушек юношеского возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и копинг-стратегий с самоповреждающим поведением девушек юношеского возраста
Цель исследования: выявить и проанализировать взаимосвязь самооценки и копинг-стратегий с самоповреждающим поведением.
Задачи исследования:
1) провести теоретико-методологический анализ по проблеме самоповреждающего поведения и изучить особенности факторов риска самоповреждающего поведения;
2) рассмотреть основные методы и подходы к коррекции самоповреждающего поведения;
3) разработать программу эмпирического исследования и провести эмпирическое исследование, направленное на изучение самооценки, копинг-стратегий и самоповреждающего поведения у девушек юношеского возраста;
4) выявить и проанализировать возможную взаимосвязь самооценки и копинг-стратегий с самоповреждающим поведением девушек юношеского возраста;
5) предложить программу психотерапии сомоповреждающего поведения в когнитивно-поведенческом подходе.
Гипотезы исследования:
1) существует взаимосвязь самооценки и копинг-стратегий с самоповреждающим поведением;
2) низкая самооценка и использование неадаптивных копинг- стратегий приводит к риску самоповреждающего поведения у девушек юношеского возраста.
Теоретико-методологические основания исследования: концепция причин самоповреждающего поведения (Н.А. Польская, О.Ф. Кернберг, К. Меннингер); Теория копинг-стратегий Р. Лазауса.
Методы и методики исследования:
1) методы теоретического анализа текста;
2) психодиагностическое тестирование при помощи опросников:
• опросник «Шкала причин самоповреждающего поведения» Н.А. Польская;
• анкета «неблагоприятные жизненные события» Н.А. Польская;
• опросник копинг-стратегий Р. Лазаруса
• методика-диагностика самооценки Дембо-Рубинтейн.
Модификация А.М. Прихожан.
3) Метод математической обработки данных (корреляционный анализ Спирмена, однофакторный дисперсионный анализ ANOVA) с использованием программы SPSS 23.0
Эмпирическая база исследования: в исследовании участвовала 61 девушка юношеского возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема самоповреждающего поведения у юного поколения как никогда актуальна в нашем современном мире, даже, несмотря на то, что селфхарм обычно наиболее типичен для подросткового возраста.
Проведя теоретический анализ по этой проблеме, мы можем сказать, что, несмотря на большую распространенность и популярность среди молодежи самоповреждающего поведения, эта тема до сих пор малоизучена, особенно в отечественной психологии. Мы выделили несколько главных проблем - это отсутствие единого определения, единой классификации СП, границы нормы, отдельной рубрики с диагностическими критериями.
В рамках данной работы мы уделили внимание трем важным факторам риска самоповреждающего поведения - женский пол (указали на важную роль высоких ожиданий от общества), низкая самооценка (из-за высоких ожиданий от общества к девушкам, например, всегда красиво выглядеть, иметь идеальную фигуру, быть эрудированной и т.д. А также показали роль социальных сетей, в которых демонстрируется не только красивые фотографии, но и контент с слфхармом) и дисфункцинальные копинг-стратегии.
В результате проведенного эмпирического исследования, мы достигли поставленной цели, а именно выявили и проанализировали взаимосвязь самооценки и копинг-стратегий с самоповреждающим поведением, получив следующие результаты:
Для достижения главной поставленной цели, для начала мы выявили и проанализировали особенности самоповреждающего поведения у девушек юношеского возраста, а также сравнили результаты в двух группах: респонденты с высоким уровнем СП и респонденты с низким уровнем СП. Были получены следующие результаты:
1. Девушки юношеского возраста с высоким уровнем самоповреждения имеют низкую самооценку по таким параметрам: ум/способности, авторитет у сверстников, внешность, уверенность в себе;
2. У девушек юношеского возраста с высоким уровнем самоповреждения выявлено наличие преимущественно семейного психотравмирующего события. У девушек с низким уровнем самоповреждения также является значимым наличие семейного психотравмирующего события;
3. Девушки с высоким уровнем самоповреждений преимущественно используют селфхарм для самоконтроля (чтобы избавиться от напряжения и успокоиться, восстановить контроль над эмоциями), а также для изменения себя или поиска нового опыта.
4. При исследовании частоты проявлений самоповреждающих действий, девушки юношеского возраста с высоким уровнем самоповреждений преимущественно отмечают, что это было несколько дней назад.
5. Выявлена отрицательная корреляционная связь уровня самоповреждений с самооценкой по таким параметрам: здоровье, ум/способности, авторитет у сверстников, внешность и уверенность в себе;
6. Выявлена положительная корреляционная связь уровня самоповреждений с такими копинг - стратегиями, как дистанцирование, поиск социальной поддержки, воздействие на других, избавление от напряжения, изменение себя/поиск нового опыта. А также положительная корреляционная связь выявлена с семейными психотравмирующими событиями.
При самоповреждающем поведении часто используются неадаптивные стратегии совладания со стрессом и эмоциональным напряжением, которое возникает от различных психотравмирующих событий или от трудностей в межличностных отношениях. Поэтому так важно научить людей с селфхармом понимать и регулировать свои эмоции и правильно проживать стрессовые ситуации, используя правильные навыки совладания.
В терапии самоповреждающего поведения используются диалектическая поведенческая терапия и когнитивно-поведенческая терапия, которые доказали свою эффективность и успешность применения с различными заболеваниями.
Также мы выполнили все поставленные задачи, а выдвинутые гипотезы подтвердились.
Дальнейшие исследования самоповреждающего поведения с разных сторон, выявляя различные возможные взаимосвязи, необходимы не только для людей, которые прибегают к селфхарму, но и для специалистов разных направлений. Ведь не столько важно увидеть шрамы и другие признаки самоповреждающего поведения у другого человека, сколько предотвратить это путем расширения адаптивных копинг-стратегий и формированием положительной самооценки в разных сферах жизни.



1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. Москва: Академический Проект, 2011. 240 с.
2. Амбрумова А. Г., Трайнина Е.Г., Уманский Л.Я. // Вопросы
психологии. // Сравнительно-возрастные исследования в
суицидологии. 2014. № 3. С. 52- 62.
3. Александрова Н. В. Суицидальное поведение у подростков с психическими и поведенческими расстройствами // Суицид: очерки теории и практики. 2014. С. 160-173.
4. Банников Г.С., Федунина Н.Ю., Павлова Т.С., Вихристюк О.В.,
Летова А.В., Баженова М.Д. Ведущие механизмы
самоповреждающего поведения у подростков: по материалам мониторинга в образовательных организациях // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 3. С. 42-68.
5. Борисова Н. М., Шаповаленко И. В. Личностные детерминанты совладающего поведения в среднем возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10. № 3. С. 115-125.
6. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности, СПб.: Питер. 2019. 448 с.
7. Белинская Е. П. Взаимосвязь реальной и виртуальной идентичностей пользователей социальных сетей //Образование личности. 2016. №2. С. 31-34.
8. Белинская Е. П. Совладание с трудностями в эпоху новых информационных технологий: возможности и ограничения // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2014. Т. 7. № 38. С. 2-2.
9. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения // Психологические исследования. 2012. № 2. С. 63-69
10. Вассерман Л. И., Исаеева Е. Р., Новожилова М. Ю., Щелкова О.
Ю. Психологические механизмы совладания со стрессом
профессиональной деятельности (на модели лиц «опасных» профессий) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2008. № 4. С. 364-372
11. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. — Москва: Педагогика, 1982—1984. Т. 4: Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. 1984. 433 с.
12. Горчакова В. А., Холмогорова А.Б., Палин А.В., Арбузова
Л.А. Травматический стресс у пациентов с хроническим
суицидальным поведением и чертами пограничного личностного расстройства // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т. 22. № 2. С. 119-139.
13. Джеймс У. Психология. М.: Академический проспект, 2011. 318 с.
14. Зейгарник Б. В. Теория личности Курта Левина. Москва: Ленанд, 2021. 120 с.
15. Зотов М.В., Дмитриева Д.О., Долбеева К.А. Когнитивный подход к ранней диагностике суицидального поведения // Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика, 2010. № 3. С. 225-232.
16. Кернберг О. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. / Пер. с англ. Ускова А. Ф. Москва: Класс, 2018. С. 368.
17. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома: Студия оперативной полиграфии «Аквантитул», 2004. 344с
18. Ксенева И. Д., Щербакова М. В. Самооценка студента как фактор успешности будущей профессиональной деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. Т. 48. № 4. С. 119-123
19. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. В кн.: Эмоциональный стресс. Москва, 1970, С.178-209.
20. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога // Москва: Эксмо. 2005. Т. 992. С. 6.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ