Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования: особенности применения
|
Введение 3
Глава 1. Профессиональный стандарт: разработка и внедрение 8
1.1. Теоретико-методологические основы разработки
профессионального стандарта педагогических работников 8
1.2. Этапы применения профессионального стандарта 15
1.3. Анализ квалификационных требований: соотношение
квалификации педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, содержанию выполняемых трудовых функций 23
1.4. Проблемы внедрения профессионального стандарта
педагогических работников 29
Глава 2. Особенности выполнения трудовых обязанностей педагогическими работниками на основе профессиональных стандартов
в рамках «эффективного контракта» 38
2.1. Реализация требований профессионального стандарта
педагогических работников как фактор перехода к эффективному контракту в ВУЗе 38
2.2. Правовые основы внедрения эффективного контракта для
педагогических работников 44
2.3. Проблемы определения критериев в оценке эффективности
деятельности педагогических работников при введении эффективного контракта 51
2.4. Эффективный контракт как механизм стимулирования работников образования к повышению качества образовательных услуг 56
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 65
Приложение
Глава 1. Профессиональный стандарт: разработка и внедрение 8
1.1. Теоретико-методологические основы разработки
профессионального стандарта педагогических работников 8
1.2. Этапы применения профессионального стандарта 15
1.3. Анализ квалификационных требований: соотношение
квалификации педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, содержанию выполняемых трудовых функций 23
1.4. Проблемы внедрения профессионального стандарта
педагогических работников 29
Глава 2. Особенности выполнения трудовых обязанностей педагогическими работниками на основе профессиональных стандартов
в рамках «эффективного контракта» 38
2.1. Реализация требований профессионального стандарта
педагогических работников как фактор перехода к эффективному контракту в ВУЗе 38
2.2. Правовые основы внедрения эффективного контракта для
педагогических работников 44
2.3. Проблемы определения критериев в оценке эффективности
деятельности педагогических работников при введении эффективного контракта 51
2.4. Эффективный контракт как механизм стимулирования работников образования к повышению качества образовательных услуг 56
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 65
Приложение
В настоящее время в России осуществляется масштабное обновление национальной системы квалификаций работников, затрагивающее практически все отрасли российской экономики и социальной сферы, в том числе и образование. Одним из основных элементов национальной системы квалификаций являются профессиональные стандарты. Понятие профессионального стандарта дано в статье 195.1 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ): «профессиональный стандарт - это документ, который раскрывает содержание профессиональной деятельности (в форме трудовых функций) в рамках определенного вида экономической деятельности; содержит оцениваемые требования к совершаемым работником действиям, необходимым знаниям и умениям».
В соответствии с доктриной принятия и внедрения профессиональных стандартов ими будут охвачены все сферы деятельности, где применяется труд человека. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 сентября 2015 г. № 608-н утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее - стандарт педагога), который вступил в действие с 01 января 2017 года.
В рамках профессиональной образовательной организации профессиональные стандарты, с одной стороны, служат основой совершенствования содержания реализуемых образовательных программ с целью удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг, а с другой стороны, являются основой для совершенствования кадровой политики и системы управления персоналом: подбора и расстановки кадров, повышения квалификации педагогического персонала.
Профессиональные стандарты, хотя и являются новинкой в национальном законодательстве, но не новы по своей сути. Они являются закономерным продолжением развития различного рода квалификационных справочников, стандартов, типовых правил. Вместе с тем, профессиональные стандарты, которые разрабатывались с участием представителей реального сектора экономики, вобрали в себя не только четко определенный набор трудовых действий на основе стандартов, но и трудовые действия, выработанные практикой в соответствующей области.
На наш взгляд, описывать квалификационные требования к рабочим профессиям проще, так как там трудовые действия достаточно жестко регламентируются. А вот стандарты, касающиеся работников интеллектуальных отраслей, составить значительно сложнее. Это вызвано тем, что данные профессии требуют определенной свободы и вариативности действий и принятия решений.
Все эти нововведения направлены на улучшение качества трудовых ресурсов. Одной из их целей является повышение конкурентоспособности работника на рынке труда, увеличение мобильности и сменяемости кадров. Разработка и внедрение профессиональных стандартов - один из этапов реализации Концепции Федеральной целевой программы развития образования. При этом основным содержанием мероприятия по развитию системы оценки качества профессионального образования будет создание технологий и измерительных материалов для оценки качества образования на основе разрабатываемой профессиональным сообществом системы профессиональных стандартов.
В этой связи необходимым является конкретизация процедуры внедрения и применения профессионального стандарта, в том числе в отношении работников высшего образования, что и составляет актуальность выбранной темы.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, труды ученых по заявленной теме и материалы судебной практики.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере применения стандарта педагога.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании особенностей внедрения и применения профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» образовательными учреждениями высшего образования.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Проанализировать профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и выявить механизмы его разработки;
2. Обозначить проблемы внедрения профессионального стандарта;
3. Раскрыть возможности развития профессиональной деятельности педагогов в результате внедрения профессионального стандарта педагога;
4. Осуществить анализ квалификационных требований и особых условий допуска к работе педагогических работников с учетом предстоящего введения в действие профессионального стандарта;
5. Определить систему требований к педагогическим работникам образовательного учреждения, инструментом выстраивания которой выступает эффективный контракт.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: анализ нормативно-правовых источников, сравнительно-правовой анализ, статистический анализ.
Вопросы, связанные с определением законодательных основ в области образования, их применение в регулировании трудовых отношений с педагогическими работниками рассмотрены в работах В.В. Архипова, Э.Н. Бондаренко, Н.А. Бриллиантовой, Е.Д. Волоховой, В.В. Даниловой, А.В. Завгороднего, М.Н. Марченко, А.М. Прудинского, Д.Д. Репринцева, С. Ситниковой, В.М. Сырых и др.
Создание профессиональных стандартов педагогов базируется на исследованиях ученых и специалистов в данной области А.Г. Асмолова, В.А. Болотова, Г.А. Бордовского, В.Л. Матросова, О.Н. Олейниковой, И.П. Смирнова, И.И. Соколовой, Н.Ф. Талызиной, В.Д. Шадрикова и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем проводится анализ регулирования труда педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава (далее - ППС) в условиях внедрения профессионального стандарта педагога и механизма его реализации с учетом действующего законодательства. Выработаны предложения по совершенствованию российского законодательства, регулирующего труд педагогических работников высшей школы.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты можно использовать как в нормотворчестве, так и в образовательных учреждениях высшего образования в условиях внедрения профессионального стандарта педагога.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из 4 параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Во введении представлена актуальность темы исследования, определены цель и задачи, объект и предмет исследования, методологическая основа работы.
В первой главе охарактеризован механизм разработки профессионального стандарта педагогических работников, обозначены проблемы его внедрения, приведен анализ квалификационных требований к работе педагогических работников с учетом предстоящего введения в действие профессионального стандарта.
Во второй главе исследованы особенности реализации требований профессионального стандарта педагогов в условиях перехода к эффективному контракту в образовательных организациях высшего образования.
В заключении обобщены основные результаты исследования, сформулированы выводы.
В соответствии с доктриной принятия и внедрения профессиональных стандартов ими будут охвачены все сферы деятельности, где применяется труд человека. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 сентября 2015 г. № 608-н утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее - стандарт педагога), который вступил в действие с 01 января 2017 года.
В рамках профессиональной образовательной организации профессиональные стандарты, с одной стороны, служат основой совершенствования содержания реализуемых образовательных программ с целью удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг, а с другой стороны, являются основой для совершенствования кадровой политики и системы управления персоналом: подбора и расстановки кадров, повышения квалификации педагогического персонала.
Профессиональные стандарты, хотя и являются новинкой в национальном законодательстве, но не новы по своей сути. Они являются закономерным продолжением развития различного рода квалификационных справочников, стандартов, типовых правил. Вместе с тем, профессиональные стандарты, которые разрабатывались с участием представителей реального сектора экономики, вобрали в себя не только четко определенный набор трудовых действий на основе стандартов, но и трудовые действия, выработанные практикой в соответствующей области.
На наш взгляд, описывать квалификационные требования к рабочим профессиям проще, так как там трудовые действия достаточно жестко регламентируются. А вот стандарты, касающиеся работников интеллектуальных отраслей, составить значительно сложнее. Это вызвано тем, что данные профессии требуют определенной свободы и вариативности действий и принятия решений.
Все эти нововведения направлены на улучшение качества трудовых ресурсов. Одной из их целей является повышение конкурентоспособности работника на рынке труда, увеличение мобильности и сменяемости кадров. Разработка и внедрение профессиональных стандартов - один из этапов реализации Концепции Федеральной целевой программы развития образования. При этом основным содержанием мероприятия по развитию системы оценки качества профессионального образования будет создание технологий и измерительных материалов для оценки качества образования на основе разрабатываемой профессиональным сообществом системы профессиональных стандартов.
В этой связи необходимым является конкретизация процедуры внедрения и применения профессионального стандарта, в том числе в отношении работников высшего образования, что и составляет актуальность выбранной темы.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, труды ученых по заявленной теме и материалы судебной практики.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере применения стандарта педагога.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании особенностей внедрения и применения профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» образовательными учреждениями высшего образования.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Проанализировать профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и выявить механизмы его разработки;
2. Обозначить проблемы внедрения профессионального стандарта;
3. Раскрыть возможности развития профессиональной деятельности педагогов в результате внедрения профессионального стандарта педагога;
4. Осуществить анализ квалификационных требований и особых условий допуска к работе педагогических работников с учетом предстоящего введения в действие профессионального стандарта;
5. Определить систему требований к педагогическим работникам образовательного учреждения, инструментом выстраивания которой выступает эффективный контракт.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: анализ нормативно-правовых источников, сравнительно-правовой анализ, статистический анализ.
Вопросы, связанные с определением законодательных основ в области образования, их применение в регулировании трудовых отношений с педагогическими работниками рассмотрены в работах В.В. Архипова, Э.Н. Бондаренко, Н.А. Бриллиантовой, Е.Д. Волоховой, В.В. Даниловой, А.В. Завгороднего, М.Н. Марченко, А.М. Прудинского, Д.Д. Репринцева, С. Ситниковой, В.М. Сырых и др.
Создание профессиональных стандартов педагогов базируется на исследованиях ученых и специалистов в данной области А.Г. Асмолова, В.А. Болотова, Г.А. Бордовского, В.Л. Матросова, О.Н. Олейниковой, И.П. Смирнова, И.И. Соколовой, Н.Ф. Талызиной, В.Д. Шадрикова и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем проводится анализ регулирования труда педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава (далее - ППС) в условиях внедрения профессионального стандарта педагога и механизма его реализации с учетом действующего законодательства. Выработаны предложения по совершенствованию российского законодательства, регулирующего труд педагогических работников высшей школы.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты можно использовать как в нормотворчестве, так и в образовательных учреждениях высшего образования в условиях внедрения профессионального стандарта педагога.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из 4 параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Во введении представлена актуальность темы исследования, определены цель и задачи, объект и предмет исследования, методологическая основа работы.
В первой главе охарактеризован механизм разработки профессионального стандарта педагогических работников, обозначены проблемы его внедрения, приведен анализ квалификационных требований к работе педагогических работников с учетом предстоящего введения в действие профессионального стандарта.
Во второй главе исследованы особенности реализации требований профессионального стандарта педагогов в условиях перехода к эффективному контракту в образовательных организациях высшего образования.
В заключении обобщены основные результаты исследования, сформулированы выводы.
В рамках профессиональной образовательной организации профессиональные стандарты служат основой совершенствования содержания реализуемых образовательных программ с целью удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг, а также, являются основой для совершенствования кадровой политики и системы управления персоналом: подбора и расстановки кадров, повышения квалификации педагогического персонала, аттестации педагогических работников. Существенное отличие профессиональных стандартов заключается в том, что они описывают деятельность, обеспечивающую достижение поставленных целей (задач). В соответствии с этим задача управления заключается в обеспечении выполнения всех обобщенных трудовых функций управляемого образовательного процесса, в т.ч. подобрать и распределить кадры.
Руководитель организации обеспечивает выполнение трудовых функций, обозначенных в профессиональных стандартах в рамках конкретных обобщенных трудовых функций соответствующего уровня квалификации, за счет рациональной кадровой политики, за счет выстроенной системы повышения квалификации сотрудников, за счет четкого распределения зон ответственности между ними.
Таким образом, из изложенного следует, что успешное введение и реализация профстандарта требует системных мероприятий, затрагивающих непрерывное педагогическое профессиональное образование. Поэтому важно выявить уровень информированности участников образовательных отношений о целях, задачах и содержании профстандарта педагога; важно актуализировать взаимосвязь профессиональных ожиданий и оценки опыта педагога с требованиями профстандарта. То есть, педагог должен быть готов к профессиональной деятельности в соответствии со структурой и содержанием трудовых функций указанных в профессиональном стандарте. Иными словами, его деятельность предполагает овладение трудовыми (профессиональными) функциями, описанными в профессиональном стандарте, а также необходимыми для этого компетенциями и знаниями.
Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования сегодня выступает действенным механизмом управления педагогическим персоналом и формирования индивидуальной карьерной траектории каждого педагогического работника, планирования его профессионального саморазвития, поскольку устанавливает те ориентиры, которые отражают актуальные требования к результативности педагогической деятельности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. В наименовании профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» слово «педагог» заменить словом «преподаватель».
Считаем, что рассмотрение научной деятельности преподавателя только в качестве опыта практической работы является спорным, поскольку научная работа предусмотрена индивидуальным планом работы преподавателя и является одним из видов педагогической работы за ставку заработной платы, оговариваемой в трудовом договоре.
«Возникновение трудовых отношений с педагогическими работниками из числа ППС характеризуется рядом особенностей, установленных трудовым законодательством Российской Федерации и Законом об образовании, нормы которого в отдельных случаях не согласуются друг с другом. Нет единого понимания в отношении наименования профессиональной группы педагогических работников, реализующих программы высшего образования, в Трудовом кодексе РФ, профстандарте и законодательстве в сфере образования. Законодатель приравнивает преподавателей университетов ко всем иным педагогическим работникам, и в случае вступления в трудовые отношения с образовательной организацией на них распространяются все ограничения и особые условия допуска к педагогической работе, введенные трудовым законодательством».
На наш взгляд, в целях единообразного подхода к регулированию трудовой деятельности и нормированию труда данной категории работников следует законодательно закрепить в Трудовом кодексе РФ содержание понятия «профессорско-преподавательский состав» и применять указанный термин во всех иных нормативных правовых актах, затрагивающих сферу трудовых отношений в образовательных организациях высшего образования.
Необходимо учитывать, что одновременно с разработкой и принятием профстандартов ведется работа по переходу работников социальной сферы на эффективный контракт. Переход на эффективный контракт с работниками, отнесенными к ППС, способствует, в том числе конкретизации трудовых действий работника в рамках трудовой функции, определенной профессиональным стандартом.
Квалификация педагогического работника приобретает ключевое значение на этапе заключения трудового договора - при определении трудовой функции работника. В условиях перехода на новую систему оплаты труда и работу по эффективному контракту необходимо более тщательно подойти к установлению набора трудовых функций, реализуемых ППС за ставку заработной платы. По нашему мнению, перечень обобщенных трудовых функций, содержащийся в профстандарте, следует соотнести с видами педагогической работы, предусмотренными Законом об образовании.
Руководитель организации обеспечивает выполнение трудовых функций, обозначенных в профессиональных стандартах в рамках конкретных обобщенных трудовых функций соответствующего уровня квалификации, за счет рациональной кадровой политики, за счет выстроенной системы повышения квалификации сотрудников, за счет четкого распределения зон ответственности между ними.
Таким образом, из изложенного следует, что успешное введение и реализация профстандарта требует системных мероприятий, затрагивающих непрерывное педагогическое профессиональное образование. Поэтому важно выявить уровень информированности участников образовательных отношений о целях, задачах и содержании профстандарта педагога; важно актуализировать взаимосвязь профессиональных ожиданий и оценки опыта педагога с требованиями профстандарта. То есть, педагог должен быть готов к профессиональной деятельности в соответствии со структурой и содержанием трудовых функций указанных в профессиональном стандарте. Иными словами, его деятельность предполагает овладение трудовыми (профессиональными) функциями, описанными в профессиональном стандарте, а также необходимыми для этого компетенциями и знаниями.
Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования сегодня выступает действенным механизмом управления педагогическим персоналом и формирования индивидуальной карьерной траектории каждого педагогического работника, планирования его профессионального саморазвития, поскольку устанавливает те ориентиры, которые отражают актуальные требования к результативности педагогической деятельности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. В наименовании профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» слово «педагог» заменить словом «преподаватель».
Считаем, что рассмотрение научной деятельности преподавателя только в качестве опыта практической работы является спорным, поскольку научная работа предусмотрена индивидуальным планом работы преподавателя и является одним из видов педагогической работы за ставку заработной платы, оговариваемой в трудовом договоре.
«Возникновение трудовых отношений с педагогическими работниками из числа ППС характеризуется рядом особенностей, установленных трудовым законодательством Российской Федерации и Законом об образовании, нормы которого в отдельных случаях не согласуются друг с другом. Нет единого понимания в отношении наименования профессиональной группы педагогических работников, реализующих программы высшего образования, в Трудовом кодексе РФ, профстандарте и законодательстве в сфере образования. Законодатель приравнивает преподавателей университетов ко всем иным педагогическим работникам, и в случае вступления в трудовые отношения с образовательной организацией на них распространяются все ограничения и особые условия допуска к педагогической работе, введенные трудовым законодательством».
На наш взгляд, в целях единообразного подхода к регулированию трудовой деятельности и нормированию труда данной категории работников следует законодательно закрепить в Трудовом кодексе РФ содержание понятия «профессорско-преподавательский состав» и применять указанный термин во всех иных нормативных правовых актах, затрагивающих сферу трудовых отношений в образовательных организациях высшего образования.
Необходимо учитывать, что одновременно с разработкой и принятием профстандартов ведется работа по переходу работников социальной сферы на эффективный контракт. Переход на эффективный контракт с работниками, отнесенными к ППС, способствует, в том числе конкретизации трудовых действий работника в рамках трудовой функции, определенной профессиональным стандартом.
Квалификация педагогического работника приобретает ключевое значение на этапе заключения трудового договора - при определении трудовой функции работника. В условиях перехода на новую систему оплаты труда и работу по эффективному контракту необходимо более тщательно подойти к установлению набора трудовых функций, реализуемых ППС за ставку заработной платы. По нашему мнению, перечень обобщенных трудовых функций, содержащийся в профстандарте, следует соотнести с видами педагогической работы, предусмотренными Законом об образовании.
Подобные работы
- Административно-правовое регулирование в сфере образования
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - Формирование профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2012 - Формирование социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте (Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Дистанционное обучение младших школьников чтению на английском языке
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2022 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Авторефераты (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2010 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - ЭФФЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Управление процессом профессионального роста педагогических кадров в условиях реализации ФГОС ДО (Ленинградский Государственный Университет имени А.С. Пушкина)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018



