Административная ответственность за правонарушения в области финансов, налогов и сборов (Московский Финансово-Юридический Университет)
|
Работа сделана на примере ООО «Аудит-Консалтинг» (Московская область, г. Можайск).
Основной вид деятельности - деятельность по проведению финансового аудита.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов 6
1.1 Роль финансов, налогов и сборов в бюджете Российской Федерации 6
1.2 Сущность административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов 12
Глава 2. Особенности административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов 23
2.1 Общая характеристика ООО «Аудит-Консалтинг» 23
2.2 Составы административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов, и практика участия ООО «Аудит-Консалтинг» в производстве по ним 26
Глава 3. Совершенствование правового регулирования административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов 48
3.1 Зарубежный опыт правового регулирования административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов 48
3.2 Направления развития правового регулирования административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов в Российской Федерации 52
Заключение 58
Список использованных источников 63
Основной вид деятельности - деятельность по проведению финансового аудита.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов 6
1.1 Роль финансов, налогов и сборов в бюджете Российской Федерации 6
1.2 Сущность административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов 12
Глава 2. Особенности административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов 23
2.1 Общая характеристика ООО «Аудит-Консалтинг» 23
2.2 Составы административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов, и практика участия ООО «Аудит-Консалтинг» в производстве по ним 26
Глава 3. Совершенствование правового регулирования административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов 48
3.1 Зарубежный опыт правового регулирования административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов 48
3.2 Направления развития правового регулирования административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов в Российской Федерации 52
Заключение 58
Список использованных источников 63
Актуальность исследования темы выпускной квалификационной работы. Сегодня в Российской Федерации активно совершаются операции, которые предполагают осуществление отчислений в федеральный, региональные и местные бюджеты, оплату различного рода товаров, работы и услуг. В целом объем налогов и сборов, которые поступают в бюджет, составляют практически весь объем доходов, которыми распоряжается государство в целях реализации различных функций. А объем финансов, которые обращаются в национальной экономике, является достаточно существенным и обеспечивает развитие множество сфер хозяйственной деятельности. При этом сама национальная экономическая система в Российский Федерации на сегодняшний день находится на этапе развития и модернизации, а сам процесс происходит на фоне несовершенства нормативной правовой базы, связанной с исполнением обязательств в области финансов, налогов и сборов, что часто приводит к противоправным деяниям.
Необходимость исполнения обязанностей в области финансов, налогов и сборов часто влечет за собой умысел субъекта на осуществление неправомерной деятельности. В целях пресечения подобного рода деяний государством предпринимаются различные меры, в том числе установление административной ответственности. Так, на сегодняшний день в Российской Федерации закреплена административно-правовая ответственность за совершение различных противоправных деяний в области финансов, налогов и сборов.
На сегодняшний день в научных трудах имеется множество дискуссий и споров относительно содержания административных правонарушений области финансов, налогов и сборов, их специфических признаков и особенностей, которые позволяют отграничить данные деяния от иных видов нарушений, которые запрещены нормативными правовыми актами (в частности – от уголовных преступлений).
Именно специфика такого рода деяний определяет актуальность исследования выбранной темы в рамках выпускной квалификационной работы.
Объект исследования темы выпускной квалификационной работы – положения нормативных правовых актов и доктрины административного права, регулирующие ответственность за правонарушения области финансов, налогов и сборов.
Предмет исследования темы выпускной квалификационной работы – общественные отношения, связанные с привлечением к административной ответственности за правонарушения области финансов, налогов и сборов.
Цель исследования темы выпускной квалификационной работы – изучить особенности составов правонарушений области финансов, налогов и сборов на примере практики ООО «Аудит-Консалтинг» и направлений развития привлечения к административной ответственности в указанной области.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
1) определить роль финансов, налогов и сборов в бюджете Российской Федерации;
2) раскрыть сущность административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов;
3) охарактеризовать ООО «Аудит-Консалтинг»;
4) проанализировать составы административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов, и практику участия ООО «Аудит-Консалтинг» в производстве по ним;
5) охарактеризовать зарубежный опыт правового регулирования административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов;
6) предложить направления развития правового регулирования административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов в Российской Федерации.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы такие методы исследования, как анализ, классификация, сравнение и др.
Для написания выпускной квалификационной работы использован ряд источников, среди которых можно выделить нормативные правовые акты, судебную практику судов общей юрисдикции, учебную и научную литературу (учебники, учебные пособия, монографии, научные статьи и др.), а также электронные ресурсы.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части (три главы – шесть параграфов), заключения и списка использованных источников.
Необходимость исполнения обязанностей в области финансов, налогов и сборов часто влечет за собой умысел субъекта на осуществление неправомерной деятельности. В целях пресечения подобного рода деяний государством предпринимаются различные меры, в том числе установление административной ответственности. Так, на сегодняшний день в Российской Федерации закреплена административно-правовая ответственность за совершение различных противоправных деяний в области финансов, налогов и сборов.
На сегодняшний день в научных трудах имеется множество дискуссий и споров относительно содержания административных правонарушений области финансов, налогов и сборов, их специфических признаков и особенностей, которые позволяют отграничить данные деяния от иных видов нарушений, которые запрещены нормативными правовыми актами (в частности – от уголовных преступлений).
Именно специфика такого рода деяний определяет актуальность исследования выбранной темы в рамках выпускной квалификационной работы.
Объект исследования темы выпускной квалификационной работы – положения нормативных правовых актов и доктрины административного права, регулирующие ответственность за правонарушения области финансов, налогов и сборов.
Предмет исследования темы выпускной квалификационной работы – общественные отношения, связанные с привлечением к административной ответственности за правонарушения области финансов, налогов и сборов.
Цель исследования темы выпускной квалификационной работы – изучить особенности составов правонарушений области финансов, налогов и сборов на примере практики ООО «Аудит-Консалтинг» и направлений развития привлечения к административной ответственности в указанной области.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
1) определить роль финансов, налогов и сборов в бюджете Российской Федерации;
2) раскрыть сущность административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов;
3) охарактеризовать ООО «Аудит-Консалтинг»;
4) проанализировать составы административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов, и практику участия ООО «Аудит-Консалтинг» в производстве по ним;
5) охарактеризовать зарубежный опыт правового регулирования административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов;
6) предложить направления развития правового регулирования административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов в Российской Федерации.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы такие методы исследования, как анализ, классификация, сравнение и др.
Для написания выпускной квалификационной работы использован ряд источников, среди которых можно выделить нормативные правовые акты, судебную практику судов общей юрисдикции, учебную и научную литературу (учебники, учебные пособия, монографии, научные статьи и др.), а также электронные ресурсы.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части (три главы – шесть параграфов), заключения и списка использованных источников.
В ходе исследования темы выпускной квалификационной работы в соответствии с поставленными целью и задачами были сделаны следующие выводы:
1. Под федеральным бюджетом следует понимать основной элемент федеральных финансов и достаточно важным аспектом финансовой системы. Федеральный бюджет как финансовый план представляет собой совокупность доходов и расходов, отражающих финансовую государственную деятельность. Федеральный бюджет является основой государственного регулирования в развитии экономики, которое может осуществляться следующими способами: создание системы планового управления, основанной на административных командных методов; применение экономических методов управления, основанное на инструментах и рычагах, которые составляют государственный финансовый механизм. Налог и сбор представляют собой обязательный индивидуальный платеж, для которого характерна безвозмездность и который взимается с физических лиц и юридических лиц путем отчуждения денежных средств, которые принадлежат им (собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление), для финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В свою очередь финансы следует рассматривать в качестве ресурса федерального бюджета и бюджетов иных уровней, позволяющего осуществлять развитие различных направлений общественной жизни и экономики в Российской Федерации;
2. Под административной ответственностью за правонарушения в области финансов, налогов и сборов следует понимать правовую ответственность, которая установлена законодательством Российской Федерации, за совершение деяний, противоречащих порядку регулирования и правилам общественных отношений, возникающих в сфере финансов, налогов и сборов, которая обуславливает применение к виновным лицам – субъектам правонарушения в области финансов, налогов и сборов – административных взысканий. Экономическая безопасность является целью установления административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов; представляет собой защищенность всего населения и государства от угроз, которые имеют внешний и внутренний характер, в сфере экономики. Организационно-правовой механизм обеспечения экономической безопасности Российской Федерации включает в себя государственное регулирование (нормативное правовое регулирование) и организацию системы органов государственной власти;
3. Общество с ограниченной ответственностью «Аудит-Консалтинг» является юридическим лицом, которое состоит в Едином государственном реестре юридических лиц с 01 февраля 2006 года. Основным видом деятельности является деятельность по проведению финансового аудита, одним из дополнительных видов деятельности является деятельность в области права. ООО «Аудит-Консалтинг» осуществляет предоставление консультационных услуг как физическим лицам, так и представителям юридических лиц. Данное юридическое лицо осуществляет свою деятельность в различных отраслях права, включая административное право. Осуществляя свою деятельность, ООО «Аудит-Консалтинг» как консультирует клиентов о возможной административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, так и может самостоятельно участвовать в правоотношениях, связанных с привлечением к административной ответственности в указанных сферах;
4. К объективным признакам административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов относят объект, предмет и объективную сторону. Объектом административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов является то, на что непосредственно осуществляется посягательство. Непосредственным объектом административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов могут быть: общественные отношения, связанные с формированием финансов; общественные отношения, связанные с использованием финансов; общественные отношения, связанные с осуществлением учета в качестве налогоплательщика; общественные отношения, связанные с уплатой налогов, сборов и страховых взносов; общественные отношения, связанные с предоставлением налоговых деклараций и иной документации (иных сведений) налоговым органам; общественные отношения, связанные с осуществлением финансового и налогового контроля; общественные отношения, связанные с ведением бухгалтерского учета и оформлением финансовой отчетности; общественные отношения, связанные с производством по делу об административном правонарушении; общественные отношения, связанные с осуществлением банковской деятельности и оказанием банковских услуг. Объективная сторона состоит из характеристики самого деяния (действия или бездействия), может включать последствия и причинно-следственную связь между деянием и последствиями. Большинство противоправных деяний в области финансов, налогов и сборов осуществляются в форме бездействия. А, соответственно, не предполагают наличие предмета в составе совершенного противоправного деяния. В свою очередь субъективными признаками состава административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов являются субъект и субъективная сторона. Субъектом административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов может быть правосубъектное физическое лицо или юридическое лицо. Субъективная сторона включает в себя в качестве обязательного признака форму вины субъекта, а также дополнительно может предполагать наличие мотива и цели к совершению административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов. При этом для административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов не закреплено указание на конкретную форму вины, в связи с чем к административной ответственности может быть привлечен как субъект, действовавший умышленно, так и субъект, который совершал неосторожные действия;
5. В зарубежных государствах составы правонарушений, предполагающие административную ответственность в области финансов, налогов и сборов, закреплены не в едином кодифицированном акте, являющемся аналогом КоАП РФ, а непосредственно только в системе налогового законодательства. В некоторых государствах в целом отсутствуют единые нормативные правовые акты, которыми были бы объединены административные правонарушения. Но в то же время большинство современных государств разработали и утвердили акты смешанного характера об административной ответственности, то есть такие акты, в которых представлены и материальные, и процессуальные вопросы наложения административных наказаний в случае совершения правонарушений. Например, такие акты действуют в Австрии, Германии, Италии, Швейцарии и Португалии. Существуют также государства, в которых были разработаны только процессуальные вопросы привлечения к административной ответственности (как, например, в Испании). При этом в зарубежных государствах имеются особенности в том числе в части регулирования административных наказаний, назначаемых за правонарушения в области финансов, налогов и сборов: так, в Нидерландах за совершение правонарушения в анализируемой сфере может быть назначено повышение размера взыскиваемых налогов, а в Испании к административным наказаниям по такого рода деяниям относят лишение свободы на срок до 2 лет;
6. В целях совершенствования привлечения к административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, представляется целесообразным внести следующие изменения: вопросы административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов следует закрепить только в КоАП РФ, исключить вопросы привлечения к административной ответственности за правонарушения из Налогового кодекса РФ; увеличить санкции – в первую очередь, повысить размеры штрафов в 1,5 раза, что особенно актуально в связи с последними событиями в рамках международных отношений и введением множества экономических санкций в отношении Российской Федерации, которые привели к обесцениванию национальной валюты; в рамках Налогового кодекса РФ следует закрепить прямое указание на приостановление расходных операций по счетам, арест имущества, наложение запрета на регистрационные действия в отношении имущества должника, ограничение выезда за пределы РФ и прочее; установить, что в досудебном порядке налоговыми органами могут быть привлечены к административной ответственности физические лица, деяние которых повлекли за собой ущерб в размере не более 50 000 руб.; более эффективно использовать механизм предоставления отсрочки, рассрочки или реструктуризации исполнения обязанностей в экономической и налоговой сфере; законодательно увеличить размер пени по финансовой и налоговой задолженности до 50% от штрафа, предусмотренного составами административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов; внедрить электронный документооборот.
1. Под федеральным бюджетом следует понимать основной элемент федеральных финансов и достаточно важным аспектом финансовой системы. Федеральный бюджет как финансовый план представляет собой совокупность доходов и расходов, отражающих финансовую государственную деятельность. Федеральный бюджет является основой государственного регулирования в развитии экономики, которое может осуществляться следующими способами: создание системы планового управления, основанной на административных командных методов; применение экономических методов управления, основанное на инструментах и рычагах, которые составляют государственный финансовый механизм. Налог и сбор представляют собой обязательный индивидуальный платеж, для которого характерна безвозмездность и который взимается с физических лиц и юридических лиц путем отчуждения денежных средств, которые принадлежат им (собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление), для финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В свою очередь финансы следует рассматривать в качестве ресурса федерального бюджета и бюджетов иных уровней, позволяющего осуществлять развитие различных направлений общественной жизни и экономики в Российской Федерации;
2. Под административной ответственностью за правонарушения в области финансов, налогов и сборов следует понимать правовую ответственность, которая установлена законодательством Российской Федерации, за совершение деяний, противоречащих порядку регулирования и правилам общественных отношений, возникающих в сфере финансов, налогов и сборов, которая обуславливает применение к виновным лицам – субъектам правонарушения в области финансов, налогов и сборов – административных взысканий. Экономическая безопасность является целью установления административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов; представляет собой защищенность всего населения и государства от угроз, которые имеют внешний и внутренний характер, в сфере экономики. Организационно-правовой механизм обеспечения экономической безопасности Российской Федерации включает в себя государственное регулирование (нормативное правовое регулирование) и организацию системы органов государственной власти;
3. Общество с ограниченной ответственностью «Аудит-Консалтинг» является юридическим лицом, которое состоит в Едином государственном реестре юридических лиц с 01 февраля 2006 года. Основным видом деятельности является деятельность по проведению финансового аудита, одним из дополнительных видов деятельности является деятельность в области права. ООО «Аудит-Консалтинг» осуществляет предоставление консультационных услуг как физическим лицам, так и представителям юридических лиц. Данное юридическое лицо осуществляет свою деятельность в различных отраслях права, включая административное право. Осуществляя свою деятельность, ООО «Аудит-Консалтинг» как консультирует клиентов о возможной административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, так и может самостоятельно участвовать в правоотношениях, связанных с привлечением к административной ответственности в указанных сферах;
4. К объективным признакам административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов относят объект, предмет и объективную сторону. Объектом административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов является то, на что непосредственно осуществляется посягательство. Непосредственным объектом административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов могут быть: общественные отношения, связанные с формированием финансов; общественные отношения, связанные с использованием финансов; общественные отношения, связанные с осуществлением учета в качестве налогоплательщика; общественные отношения, связанные с уплатой налогов, сборов и страховых взносов; общественные отношения, связанные с предоставлением налоговых деклараций и иной документации (иных сведений) налоговым органам; общественные отношения, связанные с осуществлением финансового и налогового контроля; общественные отношения, связанные с ведением бухгалтерского учета и оформлением финансовой отчетности; общественные отношения, связанные с производством по делу об административном правонарушении; общественные отношения, связанные с осуществлением банковской деятельности и оказанием банковских услуг. Объективная сторона состоит из характеристики самого деяния (действия или бездействия), может включать последствия и причинно-следственную связь между деянием и последствиями. Большинство противоправных деяний в области финансов, налогов и сборов осуществляются в форме бездействия. А, соответственно, не предполагают наличие предмета в составе совершенного противоправного деяния. В свою очередь субъективными признаками состава административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов являются субъект и субъективная сторона. Субъектом административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов может быть правосубъектное физическое лицо или юридическое лицо. Субъективная сторона включает в себя в качестве обязательного признака форму вины субъекта, а также дополнительно может предполагать наличие мотива и цели к совершению административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов. При этом для административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов не закреплено указание на конкретную форму вины, в связи с чем к административной ответственности может быть привлечен как субъект, действовавший умышленно, так и субъект, который совершал неосторожные действия;
5. В зарубежных государствах составы правонарушений, предполагающие административную ответственность в области финансов, налогов и сборов, закреплены не в едином кодифицированном акте, являющемся аналогом КоАП РФ, а непосредственно только в системе налогового законодательства. В некоторых государствах в целом отсутствуют единые нормативные правовые акты, которыми были бы объединены административные правонарушения. Но в то же время большинство современных государств разработали и утвердили акты смешанного характера об административной ответственности, то есть такие акты, в которых представлены и материальные, и процессуальные вопросы наложения административных наказаний в случае совершения правонарушений. Например, такие акты действуют в Австрии, Германии, Италии, Швейцарии и Португалии. Существуют также государства, в которых были разработаны только процессуальные вопросы привлечения к административной ответственности (как, например, в Испании). При этом в зарубежных государствах имеются особенности в том числе в части регулирования административных наказаний, назначаемых за правонарушения в области финансов, налогов и сборов: так, в Нидерландах за совершение правонарушения в анализируемой сфере может быть назначено повышение размера взыскиваемых налогов, а в Испании к административным наказаниям по такого рода деяниям относят лишение свободы на срок до 2 лет;
6. В целях совершенствования привлечения к административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, представляется целесообразным внести следующие изменения: вопросы административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов следует закрепить только в КоАП РФ, исключить вопросы привлечения к административной ответственности за правонарушения из Налогового кодекса РФ; увеличить санкции – в первую очередь, повысить размеры штрафов в 1,5 раза, что особенно актуально в связи с последними событиями в рамках международных отношений и введением множества экономических санкций в отношении Российской Федерации, которые привели к обесцениванию национальной валюты; в рамках Налогового кодекса РФ следует закрепить прямое указание на приостановление расходных операций по счетам, арест имущества, наложение запрета на регистрационные действия в отношении имущества должника, ограничение выезда за пределы РФ и прочее; установить, что в досудебном порядке налоговыми органами могут быть привлечены к административной ответственности физические лица, деяние которых повлекли за собой ущерб в размере не более 50 000 руб.; более эффективно использовать механизм предоставления отсрочки, рассрочки или реструктуризации исполнения обязанностей в экономической и налоговой сфере; законодательно увеличить размер пени по финансовой и налоговой задолженности до 50% от штрафа, предусмотренного составами административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов; внедрить электронный документооборот.
Подобные работы
- Административная ответственность за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Административная ответственность за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - Административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ В СИСТЕМЕ
МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
(КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ)
Диссертация , административное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ (12.00.14 )
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Преступления, совершаемые в сфере предпринимательской деятельности (Московский финансово-юридический университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПОРЯДКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (12.00.14)
Диссертации (РГБ), налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ(12.00.14 )
Диссертации (РГБ), налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



