Работа сделана на примере ООО «Аудит-Консалтинг» (Московская область, г. Можайск).
Основной вид деятельности - деятельность по проведению финансового аудита.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов 6
1.1 Роль финансов, налогов и сборов в бюджете Российской Федерации 6
1.2 Сущность административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов 12
Глава 2. Особенности административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов 23
2.1 Общая характеристика ООО «Аудит-Консалтинг» 23
2.2 Составы административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов, и практика участия ООО «Аудит-Консалтинг» в производстве по ним 26
Глава 3. Совершенствование правового регулирования административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов 48
3.1 Зарубежный опыт правового регулирования административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов 48
3.2 Направления развития правового регулирования административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов в Российской Федерации 52
Заключение 58
Список использованных источников 63
Актуальность исследования темы выпускной квалификационной работы. Сегодня в Российской Федерации активно совершаются операции, которые предполагают осуществление отчислений в федеральный, региональные и местные бюджеты, оплату различного рода товаров, работы и услуг. В целом объем налогов и сборов, которые поступают в бюджет, составляют практически весь объем доходов, которыми распоряжается государство в целях реализации различных функций. А объем финансов, которые обращаются в национальной экономике, является достаточно существенным и обеспечивает развитие множество сфер хозяйственной деятельности. При этом сама национальная экономическая система в Российский Федерации на сегодняшний день находится на этапе развития и модернизации, а сам процесс происходит на фоне несовершенства нормативной правовой базы, связанной с исполнением обязательств в области финансов, налогов и сборов, что часто приводит к противоправным деяниям.
Необходимость исполнения обязанностей в области финансов, налогов и сборов часто влечет за собой умысел субъекта на осуществление неправомерной деятельности. В целях пресечения подобного рода деяний государством предпринимаются различные меры, в том числе установление административной ответственности. Так, на сегодняшний день в Российской Федерации закреплена административно-правовая ответственность за совершение различных противоправных деяний в области финансов, налогов и сборов.
На сегодняшний день в научных трудах имеется множество дискуссий и споров относительно содержания административных правонарушений области финансов, налогов и сборов, их специфических признаков и особенностей, которые позволяют отграничить данные деяния от иных видов нарушений, которые запрещены нормативными правовыми актами (в частности – от уголовных преступлений).
Именно специфика такого рода деяний определяет актуальность исследования выбранной темы в рамках выпускной квалификационной работы.
Объект исследования темы выпускной квалификационной работы – положения нормативных правовых актов и доктрины административного права, регулирующие ответственность за правонарушения области финансов, налогов и сборов.
Предмет исследования темы выпускной квалификационной работы – общественные отношения, связанные с привлечением к административной ответственности за правонарушения области финансов, налогов и сборов.
Цель исследования темы выпускной квалификационной работы – изучить особенности составов правонарушений области финансов, налогов и сборов на примере практики ООО «Аудит-Консалтинг» и направлений развития привлечения к административной ответственности в указанной области.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
1) определить роль финансов, налогов и сборов в бюджете Российской Федерации;
2) раскрыть сущность административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов;
3) охарактеризовать ООО «Аудит-Консалтинг»;
4) проанализировать составы административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов, и практику участия ООО «Аудит-Консалтинг» в производстве по ним;
5) охарактеризовать зарубежный опыт правового регулирования административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов;
6) предложить направления развития правового регулирования административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов в Российской Федерации.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы такие методы исследования, как анализ, классификация, сравнение и др.
Для написания выпускной квалификационной работы использован ряд источников, среди которых можно выделить нормативные правовые акты, судебную практику судов общей юрисдикции, учебную и научную литературу (учебники, учебные пособия, монографии, научные статьи и др.), а также электронные ресурсы.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части (три главы – шесть параграфов), заключения и списка использованных источников.
В ходе исследования темы выпускной квалификационной работы в соответствии с поставленными целью и задачами были сделаны следующие выводы:
1. Под федеральным бюджетом следует понимать основной элемент федеральных финансов и достаточно важным аспектом финансовой системы. Федеральный бюджет как финансовый план представляет собой совокупность доходов и расходов, отражающих финансовую государственную деятельность. Федеральный бюджет является основой государственного регулирования в развитии экономики, которое может осуществляться следующими способами: создание системы планового управления, основанной на административных командных методов; применение экономических методов управления, основанное на инструментах и рычагах, которые составляют государственный финансовый механизм. Налог и сбор представляют собой обязательный индивидуальный платеж, для которого характерна безвозмездность и который взимается с физических лиц и юридических лиц путем отчуждения денежных средств, которые принадлежат им (собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление), для финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В свою очередь финансы следует рассматривать в качестве ресурса федерального бюджета и бюджетов иных уровней, позволяющего осуществлять развитие различных направлений общественной жизни и экономики в Российской Федерации;
2. Под административной ответственностью за правонарушения в области финансов, налогов и сборов следует понимать правовую ответственность, которая установлена законодательством Российской Федерации, за совершение деяний, противоречащих порядку регулирования и правилам общественных отношений, возникающих в сфере финансов, налогов и сборов, которая обуславливает применение к виновным лицам – субъектам правонарушения в области финансов, налогов и сборов – административных взысканий. Экономическая безопасность является целью установления административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов; представляет собой защищенность всего населения и государства от угроз, которые имеют внешний и внутренний характер, в сфере экономики. Организационно-правовой механизм обеспечения экономической безопасности Российской Федерации включает в себя государственное регулирование (нормативное правовое регулирование) и организацию системы органов государственной власти;
3. Общество с ограниченной ответственностью «Аудит-Консалтинг» является юридическим лицом, которое состоит в Едином государственном реестре юридических лиц с 01 февраля 2006 года. Основным видом деятельности является деятельность по проведению финансового аудита, одним из дополнительных видов деятельности является деятельность в области права. ООО «Аудит-Консалтинг» осуществляет предоставление консультационных услуг как физическим лицам, так и представителям юридических лиц. Данное юридическое лицо осуществляет свою деятельность в различных отраслях права, включая административное право. Осуществляя свою деятельность, ООО «Аудит-Консалтинг» как консультирует клиентов о возможной административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, так и может самостоятельно участвовать в правоотношениях, связанных с привлечением к административной ответственности в указанных сферах;
4. К объективным признакам административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов относят объект, предмет и объективную сторону. Объектом административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов является то, на что непосредственно осуществляется посягательство. Непосредственным объектом административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов могут быть: общественные отношения, связанные с формированием финансов; общественные отношения, связанные с использованием финансов; общественные отношения, связанные с осуществлением учета в качестве налогоплательщика; общественные отношения, связанные с уплатой налогов, сборов и страховых взносов; общественные отношения, связанные с предоставлением налоговых деклараций и иной документации (иных сведений) налоговым органам; общественные отношения, связанные с осуществлением финансового и налогового контроля; общественные отношения, связанные с ведением бухгалтерского учета и оформлением финансовой отчетности; общественные отношения, связанные с производством по делу об административном правонарушении; общественные отношения, связанные с осуществлением банковской деятельности и оказанием банковских услуг. Объективная сторона состоит из характеристики самого деяния (действия или бездействия), может включать последствия и причинно-следственную связь между деянием и последствиями. Большинство противоправных деяний в области финансов, налогов и сборов осуществляются в форме бездействия. А, соответственно, не предполагают наличие предмета в составе совершенного противоправного деяния. В свою очередь субъективными признаками состава административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов являются субъект и субъективная сторона. Субъектом административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов может быть правосубъектное физическое лицо или юридическое лицо. Субъективная сторона включает в себя в качестве обязательного признака форму вины субъекта, а также дополнительно может предполагать наличие мотива и цели к совершению административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов. При этом для административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов не закреплено указание на конкретную форму вины, в связи с чем к административной ответственности может быть привлечен как субъект, действовавший умышленно, так и субъект, который совершал неосторожные действия;
5. В зарубежных государствах составы правонарушений, предполагающие административную ответственность в области финансов, налогов и сборов, закреплены не в едином кодифицированном акте, являющемся аналогом КоАП РФ, а непосредственно только в системе налогового законодательства. В некоторых государствах в целом отсутствуют единые нормативные правовые акты, которыми были бы объединены административные правонарушения. Но в то же время большинство современных государств разработали и утвердили акты смешанного характера об административной ответственности, то есть такие акты, в которых представлены и материальные, и процессуальные вопросы наложения административных наказаний в случае совершения правонарушений. Например, такие акты действуют в Австрии, Германии, Италии, Швейцарии и Португалии. Существуют также государства, в которых были разработаны только процессуальные вопросы привлечения к административной ответственности (как, например, в Испании). При этом в зарубежных государствах имеются особенности в том числе в части регулирования административных наказаний, назначаемых за правонарушения в области финансов, налогов и сборов: так, в Нидерландах за совершение правонарушения в анализируемой сфере может быть назначено повышение размера взыскиваемых налогов, а в Испании к административным наказаниям по такого рода деяниям относят лишение свободы на срок до 2 лет;
6. В целях совершенствования привлечения к административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, представляется целесообразным внести следующие изменения: вопросы административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов следует закрепить только в КоАП РФ, исключить вопросы привлечения к административной ответственности за правонарушения из Налогового кодекса РФ; увеличить санкции – в первую очередь, повысить размеры штрафов в 1,5 раза, что особенно актуально в связи с последними событиями в рамках международных отношений и введением множества экономических санкций в отношении Российской Федерации, которые привели к обесцениванию национальной валюты; в рамках Налогового кодекса РФ следует закрепить прямое указание на приостановление расходных операций по счетам, арест имущества, наложение запрета на регистрационные действия в отношении имущества должника, ограничение выезда за пределы РФ и прочее; установить, что в досудебном порядке налоговыми органами могут быть привлечены к административной ответственности физические лица, деяние которых повлекли за собой ущерб в размере не более 50 000 руб.; более эффективно использовать механизм предоставления отсрочки, рассрочки или реструктуризации исполнения обязанностей в экономической и налоговой сфере; законодательно увеличить размер пени по финансовой и налоговой задолженности до 50% от штрафа, предусмотренного составами административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов; внедрить электронный документооборот.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.10.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2015.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 09.03.2022) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 09.03.2022) // Парламентская газета, N 151-152, 10.08.2000.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.03.2022) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
7. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, N 26, ст. 3177.
8. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 29.11.2021) «О Министерстве финансов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Российская газета, N 162, 31.07.2004.
9. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 437 (ред. от 17.12.2021) «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Собрание законодательства РФ, 16.06.2008, N 24, ст. 2867.
10. Решение Арбитражного суда города Москвы от 2 июля 2021 г. по делу № А40-61773/2021 // СПС «Консультант Плюс».
11. Постановление Басманного районного суда г. Москвы от 21 июля 2020 г. по делу № 5-693/2020 // СПС «Консультант Плюс».
12. Постановление Люберецкого городского суда Московской области от 30 июля 2020 г. по делу № 5-207/2020 // СПС «Консультант Плюс».
13. Постановление Железнодорожного городского суда Московской области от 30 октября 2021 г. по делу № 5-563/2021 // СПС «Консультант Плюс».
14. Ашмарина, Е.М. Налоговое право: учебник. — М.: КноРус, 2022.
15. Баташева, Ф.А. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (103).
16. Беспалов, Ю.Ф., Егорова, О.А. Доказательства в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях: практическое пособие. — М.: Проспект, 2019.
17. Борисов, А.М. Административное право Российской Федерации (для бакалавров), Учебник: учебник. — М.: Юстиция, 2022.
18. Васильева, А.С. Анализ и оценка деятельности по привлечению к административной ответственности за правонарушения в области финансов Российской Федерации // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (257).
19. Волков, А.М. Административное право России: учебник. — М.: Проспект, 2022.
20. Глущенко, Я.С. Сущность, функции и виды налогов // Молодой ученый. — 2021. — № 11.4 (91.4).
21. Головина, В.В. Основные проблемы административной ответственности за нарушение налогового законодательства // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (290).
22. Дорофеева, А.Н. Административная ответственность // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (265).
23. Дригола, Э.В., Смоленский, М.Б. Административное право: учебник. — М.: Проспект, 2022.
24. Дригола, Э.В. Налоговое право: учебник. — М.: КноРус, 2022.
25. Зубач, А.В. Административное право: учебник и практикум. — М.: Издательство Юрайт, 2022.
26. Коновалова, З.А. Налоговое право в схемах и таблицах: учебное пособие. — М.: Проспект, 2022.
27. Коняшина, Е.Н. Налоговые правонарушения: правовая // Молодой ученый. — 2021. — № 34 (376).
28. Маймур, Т.Д. Урегулирование административной ответственности как направление развития налогово-бюджетной политики РФ // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (114).
29. Марченко, М.Н. Административное право: учебник. — М.: Проспект, 2022.
30. Мелехин, А.В. Административное право: монография. — М.: Юстиция, 2022.
31. Мышенко, А.А. Проблемы квалификации административных правонарушений // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (201).
32. Потапова, А.А. Административное право. Конспект лекций: учебное пособие. — М.: Проспект, 2022.
33. Рогачёв, Д.И. К вопросу о правовой квалификации административных правонарушений // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (104).
34. Садчиков, М.Н. Налоговое право: учебно-методическое пособие. — М.: Русайнс, 2022.
35. Саргсян, С.М. Ответственность за налоговые правонарушения // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2021 г.). — М.: Буки-Веди, 2021.
36. Смоленский, М.Б., Административное право: учебник. — М.: КноРус, 2022.
37. Стахов, И.А. Административное право России: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. — М.: Издательство Юрайт, 2022.
38. Халеева, А.К. Административная ответственность за правонарушения в сфере недропользования // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (254).
39. ООО «Аудит-консалтинг» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dxd.ru/pages/index_main.php (дата обращения: 14.03.2022).
40. British taxes: a guide to the UK tax system [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.expatica.com/uk/finance/taxes/a-complete-guide-to-the-uk-tax-system-758254/#:~:text=Income%20tax%20in%20the%20UK,deductions%20and%20allowances%20are%20subtracted. (дата обращения: 14.03.2022).
41. Corporate Tax Laws and Regulations Italy 2022 [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iclg.com/practice-areas/corporate-tax-laws-and-regulations/italy (дата обращения: 14.03.2022).
42. French tax system [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://santandertrade.com/en/portal/establish-overseas/france/tax-system (дата обращения: 14.03.2022).
43. Tax Code, Regulations and Official Guidance [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.irs.gov/privacy-disclosure/tax-code-regulations-and-official-guidance (дата обращения: 14.03.2022).
44. Taxes in Spain [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.investinspain.org/en/doing-business/taxes (дата обращения: 14.03.2022).
45. The Fiscal Code of Germany [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gesetze-im-internet.de/englisch_ao/englisch_ao.html (дата обращения: 14.03.2022).