ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общие вопросы правового регулирования деятельности СМИ в избирательных правоотношениях 8
1.1 Субъекты избирательных правоотношений 8
1.2 Понятие средств массовой информации, виды, классификация 22
1.3 Роль СМИ в избирательных правоотношениях 29
Глава 2. Правовые основы деятельности СМИ как субъектов избирательных правоотношений 40
2.1 Специфика правового регулирования деятельности СМИ в избирательных правоотношениях 40
2.2 Участие СМИ в информировании иных субъектов избирательных правоотношений 52
2.3 Особенности участия СМИ в предвыборной агитации 58
2.4 Особенности участия СМИ в наблюдении за выборами 64
Глава 3. Некоторые проблемы правового регулирования деятельности и ответственности СМИ в избирательных правоотношениях 71
3.1 Проблемные аспекты правового регулирования предвыборной агитации в СМИ 71
3.2 Проблемные аспекты ответственности СМИ за нарушение избирательного законодательства 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………97
Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, с одной стороны - значимостью и ролью института правового регулирования деятельности средств массовой информации (далее – СМИ), с другой – проблемами практики регулирования.
Процедура регулирования деятельности СМИ в рамках участия в избирательных правоотношениях характеризуется своими особенностями, при этом стоит отметить общеизвестный факт, что в правовой науке в отношении субъекта права действует определённая общая концепция, правовая конструкция, базовая структура. Их первоначальная разработка осуществлялась в рамках межотраслевой методологической основы в правоведении. В частности, речь идёт об общей теории права и государства. По нашему мнению, указанные теоретические сведения применимы к описанию всех субъектов прав вне зависимости от их принадлежности к правовой отрасли. Избирательное право, находящееся в процессе приобретения автономии в конституционно-правовой науке, нельзя назвать исключением.
Актуальность усиливается тем фактом, что проблема статуса субъектов в избирательном праве является в недостаточной степени изученной. В большей части исследований, посвящённых избирательному процессу, соответствующая проблематика исключена из внимания авторов. В тех же исследованиях, где данная проблематика получила некоторое освещение (А.В. Иванченко, Р.Т. Биктагиров, В.В. Игнатенко, С.Д. Князева и др.), она не раскрывается в полной мере, в частности, исследователями недостаточно затронуты аспекты теории субъектов избирательного права.
Поэтому представляется актуальным и интересным исследование данного вопроса, а также для последующих научных доработок в данной сфере.
Указанная специфика дает возможность именовать институт СМИ значимым компонентом не просто в контексте субъектов избирательного права, а в системе осуществления избирательных правоотношений.
Актуальность данного вопроса обусловлена рядом практических проблем, в частности, дискуссия ведется по поводу направлений участия СМИ в избирательных правоотношениях.
Степень научной разработанности темы исследования. Теоретическую основу исследования составляют труды таких ученых, как Ю.С. Белоус, Р.Т. Биктагиров, Л.А. Геляхова, Т.Ю. Дьякова, А.В. Иванченко, В.В. Игнатенко, Т.Д. Зражевская, С.Д. Князева, А.В. Кучеренко, М.С. Савченко, А.В. Хевсаков, В.В. Хевсаков, Э.М. Хетагуров, М.Х. Шигалугова и др. Несмотря на тот факт, что в последние годы достаточно много научных трудов посвящено институту правового статуса средств массовой информации как участников избирательных правоотношений, автор исследования полагает, что по отдельным правовым проблемам теории и практики рассматриваемого института исследований недостаточно.
Объектом исследования являются общественные отношения, формирующиеся в области правового статуса средств массовой информации как участников избирательных правоотношений.
Предмет исследования – совокупность правовых норм, которые регулируют особенности правового статуса средств массовой информации как участников избирательных правоотношений, а также правовая доктрина и материалы судебной практики в данной сфере.
Целью исследования является анализ регулирования правового статуса средств массовой информации как участников избирательных правоотношений, а также выявление проблем теории и практики регулирования в данной сфере.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
- рассмотреть субъекты избирательных правоотношений;
- раскрыть понятие средств массовой информации и правовое регулирование их деятельности;
- выявить роль СМИ в избирательных правоотношениях;
- определить специфику правового регулирования деятельности СМИ в избирательных правоотношениях;
- установить особенности участия СМИ в информировании иных субъектов избирательных правоотношений;
- охарактеризовать особенности участия СМИ в предвыборной агитации;
- исследовать особенности участия СМИ в наблюдении за выборами;
- проанализировать проблемные аспекты правового регулирования предвыборной агитации в сетевых СМИ;
- выяснить проблемные аспекты ответственности СМИ за нарушение избирательного законодательства.
Методологическую основу данного исследования составляют общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, а также специальные методы: формально-юридический, историко-правовой, которые позволили всецело исследовать данную тематику.
Нормативной базой исследования являются: Конституция Российской Федерации; Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, федеральные законы («О средствах массовой информации», «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» и др.) и подзаконные акты по проблеме исследования и др.
Эмпирическая основа исследования: опубликованная судебная практика высших судов, федеральных и региональных судов общей юрисдикции.
Научная новизна исследования обусловлена авторским комплексным подходом к разработке решения отдельных теоретико-правовых проблем правового регулирования и проблем правового статуса средств массовой информации как участников избирательных правоотношений.
В результате подготовки выпускной квалификационной работы, был проведен анализ регулирования правового статуса средств массовой информации как участников избирательных правоотношений, а также отмечены проблемы теории и практики регулирования в данной сфере.
1. Выявлена роль СМИ в избирательных правоотношениях, которая реализуется по трем направлениям:
- имея легальную государственную поддержку, на основании принципов открытости, гласности и объективности, СМИ информируют общественность и электорат о движениях, мероприятиях, деятельности и событиях, по-настоящему протекающих в реальности в рамках избирательных процессов. Они направляют свою деятельность на обеспечение некой открытости и прозрачности в отношениях электората и политических сил в государстве;
- СМИ принимают активное участие в реализации предвыборной агитации в стране посредством применения легальных способов и форм (ст.ст. 48-56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ);
- СМИ принимают участие в наблюдении за выборами (п.п. 11 и 11.1 ст. 30 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
2. Определена специфика правового регулирования деятельности СМИ в избирательных правоотношениях. Она заключается в регламентации создания, передачи, распространения и организации свободного доступа к информации массового назначения, при этом действующая система правовых гарантий и ограничений, регламентирующих действия СМИ в рамках избирательного права выступает инструментом контроля в сфере избирательных правоотношений. Учитывая данные аспекты, можно констатировать, что правовые отношения в части обмена информационными данными среди лиц, участвующих в избирательном процесс, не имеют информационный характер. Здесь говориться конкретно об избирательных правоотношениях, обладающих информационным содержанием, другими словами, об избирательных информационных правоотношениях.
3. Сделан вывод о необходимости внесения изменений в действующее законодательство, а именно дополнить его содержание нормативным определением термина «информирование».
Поэтому следует внести в нормы ст. 2 Закона об основных гарантиях следующую дефиницию: «Информирование в избирательном процессе определяется как специальная деятельность определенных организаций и органов (в том числе средств массовой информации), которым предоставлены соответствующие компетенции и полномочия по размещению, предоставлению, распространению информации о выборах (назначении, дате, времени и месте проведения) для избирателей в рамках реализации избирательных кампаний на территории страны».
При этом следует обозначить главные принципы информирования избирателей: свобода слова; свобода работы компаний, освещающих выборы, и выпускающих СМИ; равные права участвующих кандидатов (партий, объединений); объективность; надежность и обоснованность предоставляемых данных.
4. Проведенный анализ доктринальных источников, выводов и позиций Конституционного Суда РФ позволил назвать несколько основных критериев, с помощью которых можно произвести разграничение предвыборной агитации от процессов оповещения и предоставления информации о выборах избирателям. Первоначальным критерием является цель: убедить граждан отдать свои голоса на выборах за конкретного кандидата или против него. Целесообразно следует согласиться с Ю.С. Белоус, которая предложила самую, на наш взгляд, конкретизированную и полную систему признаков разделения вышеуказанных процессов: перечень лиц, участвующих в данных правоотношениях (субъекты); период по времени; субъекты, осуществляющие воздействие; содержание и характер материалов; регулярность распространения сведений; финансовый ресурс.
5. Сегодня сотрудники СМИ выступают теми лицами, которые реализуют общественный контроль процесса выборов, при этом их деятельность, как профессиональных лиц, обладающих соответствующими компетенциями, направлена на то, чтобы показать гражданам реальную картину выборов, избирательных процессов в нашей стране.
Рассмотрев и оценив со своей точки зрения работу СМИ в отечественном избирательном процессе, и изучив специфику правового регулирования их деятельности в процессах предвыборной агитации, и избирательных кампаний, считаем, что необходимо уделять больше внимания исследованию потенциальных последствий неправомерных действий средств массовой информации, участвующих в избирательно-правовых отношениях. На сегодняшний день СМИ (в том числе их представители), за несоблюдение избирательного законодательства, несут лишь административную ответственность.
6. Несоблюдение кандидатами, избирательными объединениями действующего избирательного законодательства, нарушение ими требований и запретов публичного и частного права чревато для указанных лиц такими правовыми мерами как отказ в регистрации для участия в выборах, отмена уже реализованной регистрации. Если СМИ нарушают определённые законом требования к осуществлению агитационной деятельности, то их профессиональная деятельность может быть приостановлена. Думается, что признаком сохранения баланса частной и публичной составляющих в процессе организации и проведения агитации можно назвать полноценное выполнение принципов избирательно-правовых отношений, в том числе принцип свободных выборов, который следует из сущности конституционных норм (ст. 3 Основного закона).
7. Выдвинуто предложение о необходимости дополнить содержание Федерального закона № 67-ФЗ таким термином как «совместный печатный агитационный материал», дифференцировав его от термина «использование изображения физического лица».
Логично, что можно выпускать совместные агитационные материалы в печатном виде тем кандидатам, которые представляют одну партию (объединение) единой политической направленности при мажоритарной системе, т.е. у них есть единая партийная программа, которая в обязательном порядке публикуется для электората.
Поскольку при осуществлении мажоритарных выборов у партии нет избирательного фонда, выпуск данных совместных материалов финансируется в равных частях из фондов участвующих кандидатов.
8. Обоснована позиция, что такие административные санкции как штрафы не следует признавать продуктивными и соответствующими наказаниями за нарушения закона в избирательно-правовой сфере, поэтому было бы целесообразно ввести другие виды наказаний административного характера как альтернативу имеющемуся.
Например, для руководителей, главных редакторов СМИ следует вводить дисквалификацию, т.е. лишение права занимать их соответствующие должности – это дает возможность существенно наказать нарушителей закона, если противоправные действия повторяться.
Также думается, что необходимо принимать во внимание повторность противоправных действий, и в таких случаях в отношении СМИ-нарушителей назначать им приостановление деятельности.
1. Всеобщая декларация прав человека. - URL: https://www.coe.int/ ru/web/compass/the-universal-declaration-of-human-rights-full- version- (дата обращения: 15.11.2021).
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, (дата обращения: 15.11.2021).
3. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. 15.06.2002. N 106.
4. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 2006 . № 31 (Ч. I) Ст. 3448.
5. Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. № 92-ФЗ «О внесении изменений в статьи 48 и 54 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и статьи 62 и 68 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”» // Журнал российского права. 2020. № 1. С.93.
6. Федеральный закон от 31.07.2020 N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. N 173. 06.08.2020.
7. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.07.2021) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021) // Российская газета. 08.02.1992. № 32.
8. Указ Президента РФ от 9.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 20. - Ст. 2901.
9. Постановление Конституционного суда РФ от 04.03.1997 № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 11. Ст. 1372.
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. N 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 44. Ст. 4358.
11. Постановление Конституционного суда РФ от 16 июня 2006 года № 7-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области // Собрание законодательства РФ. 2006. № 27. Ст. 2970.
12. Постановление Пленума ВС РФ от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» .
13. Определение Верховного Суда РФ от 18.02.2004 N 83-Г03-27 // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-прав. сист. КонсультантПлюс.
14. Определение Верховного Суда РФ от 11.08.2004 N 81-Г04-6 // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-прав. сист. КонсультантПлюс.
15. Определение Верховного Суда РФ от 05.03.2007 N 50-Г07-10 // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-прав. сист. КонсультантПлюс.
16. Определение Верховного Суда РФ от 08.12.2011 N 89-Г11-11 // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-прав. сист. КонсультантПлюс.
17. Постановление Верховного Суда РФ от 01.02.2008 N 3-АдО7-4 // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-прав. сист. КонсультантПлюс.
18. Решение Верховного Суда РФ от 16.07.2008 N ГКПИ08-1403 «Об оставлении без удовлетворения заявления об оспаривании результатов выборов депутатов ГД ФС РФ пятого созыва, Постановлений ЦИК РФ от 08.12.2007 N 72/591-5, от 21.11.2007 N 62/544-5, от 28.11.2007 N 66/573-5, от 28.11.2007 N 66/574-5» // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-прав. сист. КонсультантПлюс.
19. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 17 сентября 2016 г. № 48-АПГ16-14.
20. Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (утв. Президиумом ВС РФ 20 декабря 2017 г.).
21. Андрианова М.А., Некрасов Е.Е. Взаимодействие средств массовой информации и избирательных комиссий при организации и проведении выборов в Российской Федерации // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2013. - № 2. - С. 67-74.
22. Анохина Н.В. Влияние средств массовой информации на электоральное поведение: основные подходы // Социология. 2005. №1. С.68.
23. Астахова Я.А. Система СМИ / под ред. М.Б. Серпиковой. М.: МГУПС (МИИТ), 2014. 90 с.
24. Белоус Ю.С. Конституционно-правовые основы разграничения предвыборной агитации и информационного обеспечения выборов в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Ю.С. Белоус. СПб., 2009. - С.11.
25. Белоус Ю.С. Предвыборная агитация и информационное обеспечение выборов во взаимосвязи стадий избирательного процесса / Ю.С. Белоус // Бизнес в законе. 2017. N 4. С. 36 - 41.
26. Биктагиров Р.Т. Полный курс избирательного и референдумного права России: теория, законодательство, практика: научно-практическое издание: в 3 т. Т. 1: Общая часть. Казань: ГБУ «РЦМКО». 2013. С. 241,242.
27. Биктагиров Р.Т. Субъект избирательного права Российской Федерации: конституционно правовое исследование : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010.
28. Биктагиров Р.Т. Субъект избирательного права России: теоретико-правовое исследование : монография. Казань : Школа, 2009.
29. Большаков С.В. Избирательные информационные правоотношения / С.В. Большаков // Право и власть. 2002. N 2. С. 100.
30. Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации. 3-е изд. М., 2007.
31. Буданцев Ю.П. Парадигма массовой коммуникации. М., 2001.
32. Веденеев Ю.А. Новое избирательное право Российской Федерации: проблемы развития и механизм реформирования // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1997. № 2. С. 83.
33. Гайченя М.И. Электоральное поведение граждан как форма политического поведения // Социально-политические науки. 2019. № 1. С. 41-43.
34. Геляхова, Л. А. Средства массовой информации как участники избирательного процесса Российской Федерации / Л. А. Геляхова, М. Х. Шигалугова // Пробелы в российском законодательстве. – 2020. – Т. 13. – № 5. – С. 70-73.
35. Грабельников А.А, Нгуен Т.З. Образ России во вьетнамских сетевых СМИ // Социально-гуманитарные знания. 2017. №8. С. 114-127.
36. Гребенькова Е.Г. Освобождение от ответственности по статье 57 Закона РФ «О средствах массовой информации»: проблемы применения // Адвокат. 2017. № 1.
37. Гутаев А.М. Уголовная ответственность за фальсификацию итогов голосования в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2020. № 4. С. 367-370.
38. Дамаскин О.В., Корчиго Е.В., Сеченова Р.Р. Избирательный процесс и электорально-правовая культура : учебн.- практ. пособие. М. : Норма, 2005. С. 76, 77 и 85.
39. Дженакова Е.В. Понятие распространения информации / Е.В. Дженакова // Информационное право. 2016. N 1. С. 8 – 12.
40. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. - Ростов-на-Дону, 2004. - С. 106.
41. Долгина Е.С., Гуржий Д.А. Проблема современных традиционных СМИ в России // Восемнадцатая всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: статьи докладов / отв. ред. А.В. Коричко. Нижневартовск: изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016. С. 147-150.
42. Дорохин С.В. Деление права на публичное и частное: конституционно-правовой аспект. М., 2006.
43. Дробаха, Д. Е. Особенности участия СМИ в избирательном процессе / Д. Е. Дробаха // Оригинальные исследования. – 2020. – Т. 10. – № 10. – С. 156-160.
44. Зеновина В. Семь споров, в ходе которых судьям потребовалось чувство юмора. Доступ из СПС «Гарант». – URL: https://www.garant.ru/article/1265600/ (дата обращения: 18.04.2022).
45. Зражевская Т.Д. Проблема конституционного закрепления принципов избирательной системы Российской Федерации // Право и власть. 2013. № 1. С. 24-35.
46. Игнатенко В.В., Князев С.Д., Кутафин О.Е., Михалева Н.А., Яшин А.А. Избирательное право Российской Федерации: учебное пособие. Иркутск, 2001.
47. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов. Отв. редактор - доктор юридических наук А. В. Иванченко. - М.: Издательство НОРМА, 1999. - 856 с.
48. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Т. Ю. Дьякова, М. С. Савченко, Е. С. Бутурлина [и др.] ; Под общей редакцией М.С. Савченко. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2015. – 159 с.
49. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 383 с.
50. Князев С.Д. Очерки теории российского избирательного права / С.Д. Князев. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1999. – 416 с.
51. Князев С.Д., Хрусталев Е.Н. Субъекты российского избирательного права // Актуальные проблемы государства и права на рубеже веков. Владивосток, 1998. С. 86.
52. Коваль Д.В. Нарушение законодательства об интеллектуальной собственности в период предвыборной агитации как конституционно-правовой деликт: к вопросу об основаниях ответственности // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 7. С. 58-61.
53. Космодемьянская К.В. Власть и СМИ: взаимодействие или противостояние? / К.В. Космодемьянская // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 4. - С.176.
54. Корконосенко С.Г., Бережная М.А. Сетевые медиасообщества: соотношение коммуникаций онлайн и деятельности оффлайн // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 8. С. 216-234
55. Краснов К.В. Субъекты избирательного процесса в Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. Наук. - М., 2000.- 28 с.
56. Кучеренко А.В. О правовом статусе блогера / А.В. Кучеренко // Информационное право. 2015. N 1. С. 27 – 31.
57. Лебедева М.М. Мировая политика: тенденции развития // Полис. Полит. исслед. 2009. №. 4. С. 79. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=12990124 (дата обращения: 05.03.2022).
58. Левый фронт: сайт. - URL: https://www.leftfront.org/person/%87.1069440 (дата обращения: 06.03.2022).
59. Ликов Т.А. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий путем подкупа: проблемы квалификации // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 2. С. 137-139.
60. Лолаева А.С. «Информирование избирателей» и «предвыборная агитация»: к вопросу о разграничении понятий // Информационное право. 2017. N 4. С. 39 - 44.
61. Луков В.А. Научная школа Московского гуманитарного университета по социологическим наукам. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011.
62. Масловская М.В. Избирательный процесс в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 1999. С. 13.
63. Международные избирательные стандарты: Сб. документов / Отв. ред. канд юрид наук А.А. Вешняков; науч. ред.: д. юрид. наук В.И. Лысенко. М.: Весь Мир, 2019.
64. Мелехин И.В. Политическое управление внутренним вооруженным конфликтом: опыт современной России // Обозреватель - Observer. № 4. С. 12–19.
65. Момотов В. В. Толкование правовых норм Верховным Судом Российской Федерации в контексте современной правовой системы // Государство и право. 2018. № 4. С. 30-39.
66. Никишов А. Б. Правовое регулирование интеллектуальной собственности в информационном обеспечении выборов // Копирайт (вестник Академии интеллектуальной собственности). 2018. № 1. С. 87—91.
67. Общественный контроль на выборах. Учебное пособие / Под общей редакцией В.В. Полянского и И.Б. Борисова. М.: Издательский Дом «Бахрах-М», 2021. 342 с. С.241.
68. Осипова Н.Г., Юрченко, Е.И. Средства массовой информации в современном обществе: теоретико-методологический анализ новейших подходов // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2010. №1. С.80.
69. Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 2020 год. URL: http://www.cdep.ru/userimages/sudebnaya_statistika/2020/F2-svod-2020.xls (дата обращения: 25.04.2022).
70. Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 2021 год. URL: http://www.cdep.ru/userimages/sudebnaya_statistika/2022/F2-svod_vse_sudy-2021.xls (дата обращения: 25.04.2022).
71. Официальный сайт администрации Ейского городского поселения. - URL: http://admyeisk.ru/docs?date%5Bmin%5D%5Bmonth. (дата обращения: 20.04.2022).
72. Пашкова О.В. Роль средств массовой информации в формировании избирательных информационных правоотношений/О.В. Пашкова// Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. - 2015.- № 6. - С.132.
73. Постников А. Е. Эволюция института выборов в России в контексте реализации конституционных принципов // Журнал российского права. 2019. № 5. С. 22.
74. Рассолов И.М. Информационное право и информационное законодательство в условиях инновационного развития / И.М. Рассолов // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 4. С. 92 – 96.
75. Рекомендация № Rec(2004)16 Комитета министров Европейского суда по правам человека о праве на ответ в условиях новой медиасреды, которая предусматривает доступную возможность немедленного или быстрого исправления оспоренной информации // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. 2018. № 3.
76. Романович Н.А. Влияние СМИ на политическое сознание избирателей // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». - СПб., 2000. - С. 99-100.
77. Рузакова О. А. Нарушение законодательства об интеллектуальной собственности в избирательных кампаниях // Патенты и лицензии. 2016. № 11.
78. Савченко М.С. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / М.С. Савченко, Т.Ю. Дьякова. Краснодар: КубГАУ, 2015. 159 с. С.123.
79. Смирнов А.А. Негативный контент: проблемы идентификации в контексте правового регулирования / Е.А. Смирнов // Информационное право. 2015. N 2. С. 18 – 25.
80. Федотов М.А. СМИ в думской избирательной кампании 2003 г. (правовые аспекты) / М.А. Федотова. М.: Международные отношения, 2003. С.11.
81. Хачатуров Н.В. Право на предвыборную агитацию: правовое регулирование и особенности реализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Н.В. Хачатуров. Ростов н/Д, 2004. С.100.
82. Хетагуров, Э. М. Взаимодействие СМИ и избирательных комиссий при организации и проведении выборов в РФ / Э. М. Хетагуров, А. В. Хевсаков, В. В. Хевсаков // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований: Сборник материалов XXVIII Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 17 января 2017 года / Под общей редакцией С.С. Чернова. – Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2017. – С. 230-234.
83. Христофорова Е.И., Соколова Е.А. Перспективы развития правового регулирования института наблюдателей в интернет-пространстве // Юридическая наука. 2018. N 1. С. 41 - 47.
84. Черных А.И. Социология массовых коммуникаций: учебное пособие. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008.
85. Шерковин Ю.А. Массовая коммуникация // Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. Энцикл., 1983. С. 348.
86. Юсов А.А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации. Екатеринбург, 1999. С. 96-99.
87. Яценко Т. С. Гражданско-правовая защита публичных интересов: монография / под науч. ред. B. C. Ема. М., 2016.
88. Makogon B.V., Markhgeym, M.V., Novikova, A.E., Nikonova, L.I., Stus, N.V. Constitutional Justice in Circumstances of Public Authority Limits // Journal of History Culture and Art Research. 2018. Т. 7, № 2. C. 722-728.
89. Makogon B.V., Savel'eva I.V., Lyahkova A.I., Parshina A.A., Emel'anov A.S. Interpretation of legal responsibility as a universal instrument of procedural legal restrictions / / The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. 2017. Т. 7. № S-APRLSPCL. C. 328-332.
90. McQuailD. Sociology of Mass Communication // Annual Review of Sociology. 1985. Vol. 11. P. 93-111.
91. Morley D. Family Television: Cultural Power and Domestic Leisure. L.: Comedia, 1986.