ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ (на примере ОАО «Каменский рыбозавод»)
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Экономическое содержание и значение прибыли в современных условиях хозяйствования
1.2 Факторы, влияющие на прибыль предприятия 17
1.3 Порядок и методы планирования прибыли компании 22
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
2.1 Общая информация о деятельности предприятия 34
2.2 Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Каменский
рыбозавод» 40
2.3 Выявление резервов увеличения прибыли и пути повышения
рентабельности компании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Экономическое содержание и значение прибыли в современных условиях хозяйствования
1.2 Факторы, влияющие на прибыль предприятия 17
1.3 Порядок и методы планирования прибыли компании 22
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
2.1 Общая информация о деятельности предприятия 34
2.2 Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Каменский
рыбозавод» 40
2.3 Выявление резервов увеличения прибыли и пути повышения
рентабельности компании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
В современных условиях хозяйствования ориентация предприятий на получение прибыли является непременным условием для успешной предпринимательской деятельности, критерием выбора оптимальных направлений и методов деятельности.
Прибыль выступает не только в качестве главного результата финансово-хозяйственной деятельности, но основой удовлетворения разнообразных потребностей, как самой организации, так и общества в целом, являясь собственным источником финансирования расширенного воспроизводства, важным критерием его эффективности, основным источником формирования фондов экономического стимулирования и одним из главных источников доходов государственного бюджета.
Основой для улучшения механизма планирования и практического использования этой категории в современных российских условиях является правильное понимание экономической природы прибыли.
Главный смысл успешного предпринимательства заключается в простой формуле, которая заключается в обеспечении превышения доходов над расходами. Следовательно, прежде чем вкладывать деньги в новое оборудование, увеличивать объемы производимой продукции, развивать производственную инфраструктуру, менеджерам и собственникам предприятия необходимо четко понимать, что от этого получит предприятие в целом, насколько увеличит или уменьшит прибыль, т.е. каков будет финансовый результат.
Таким образом, чтобы осмысленно осуществлять затраты, получать ожидаемую прибыль, обязательно нужно знать текущее состояние организации и управлять его экономикой.
Необходимость планирования предопределяется важнейшей ролью прибыли в предпринимательской деятельности предприятия. Успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия будет зависеть, от того, насколько достоверно определена плановая прибыль.
Грамотное, эффективное управление организацией прибыли предусматривает построение в организации соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования.
В настоящее время на практике применяются различные методы планирования прибыли: метод прямого счета, метод ассортиментного планирования, аналитический метод, нормативный метод, метод экстраполяции, факторный метод, метод анализа лимита рентабельности, метод прогноза рентабельности, метод анализа перекрытия ликвидности предприятия.
Говоря об актуальности темы работы, стоит отметить, что необходимо использовать принципиально современные подходы к планированию прибыли, для того чтобы обеспечить выживаемость организации в современных условиях, управленческому персоналу необходимо уметь в действительности оценивать финансовое состояние своей организации, достигать получения высокой доходности бизнеса.
Цель работы - изучить теоретические вопросы экономического содержания и формирования прибыли, проанализировать прибыль коммерческой организации и предложить мероприятия по повышению финансовых результатов компании.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1) раскрыть экономическое содержание и значение прибыли в условиях рыночной экономики;
2) выделить факторы, влияющие на финансовый результат;
3) определить приемы и методы планирования прибыли компании;
4) проанализировать состав, структуру и динамику финансовых результатов деятельности предприятия;
5) оценить показатели эффективности предпринимательской деятельности и доходности бизнеса;
6) выявить факторы, оказавшие влияние на прибыль и рентабельность продукции;
7) определить проблемы и пути повышения показателей прибыли и рентабельности предприятия.
Предметом исследования является финансово - хозяйственная деятельность предприятия ОАО «Каменский рыбозавод».
Объект - финансовый результат деятельности предприятия ОАО «Каменский рыбозавод» за 2013 - 2015 г.г..
Теоретико-методологической основой исследования подходов к содержанию планирования и прогнозирования прибыли послужили фундаментальные концепции по изучаемой проблеме, представленные в трудах зарубежных и отечественных ученых - это Файоль А., Ансофф И., Томпсон , Анискин Ю.П., Брюханова Н.В., Ефимова С.А., Весенин В.Р., Савицкая Г.В., Румянцева З.П., Фатхутдинов Р.А. и др.
В ходе выполнения работы используются следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, аналитическая группировка данных, сравнение, горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности, факторный анализ и другие.
Информационной базой исследования прибыли является финансовая и статистическая отчетность предприятия за 2013-2015 годы.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов исследования в деятельности предприятия ОАО «Каменский рыбозавод».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 39 источников и приложений. Работа изложена на 63 страницах, включает 9 таблиц, иллюстрирована 8 рисунками.
Прибыль выступает не только в качестве главного результата финансово-хозяйственной деятельности, но основой удовлетворения разнообразных потребностей, как самой организации, так и общества в целом, являясь собственным источником финансирования расширенного воспроизводства, важным критерием его эффективности, основным источником формирования фондов экономического стимулирования и одним из главных источников доходов государственного бюджета.
Основой для улучшения механизма планирования и практического использования этой категории в современных российских условиях является правильное понимание экономической природы прибыли.
Главный смысл успешного предпринимательства заключается в простой формуле, которая заключается в обеспечении превышения доходов над расходами. Следовательно, прежде чем вкладывать деньги в новое оборудование, увеличивать объемы производимой продукции, развивать производственную инфраструктуру, менеджерам и собственникам предприятия необходимо четко понимать, что от этого получит предприятие в целом, насколько увеличит или уменьшит прибыль, т.е. каков будет финансовый результат.
Таким образом, чтобы осмысленно осуществлять затраты, получать ожидаемую прибыль, обязательно нужно знать текущее состояние организации и управлять его экономикой.
Необходимость планирования предопределяется важнейшей ролью прибыли в предпринимательской деятельности предприятия. Успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия будет зависеть, от того, насколько достоверно определена плановая прибыль.
Грамотное, эффективное управление организацией прибыли предусматривает построение в организации соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования.
В настоящее время на практике применяются различные методы планирования прибыли: метод прямого счета, метод ассортиментного планирования, аналитический метод, нормативный метод, метод экстраполяции, факторный метод, метод анализа лимита рентабельности, метод прогноза рентабельности, метод анализа перекрытия ликвидности предприятия.
Говоря об актуальности темы работы, стоит отметить, что необходимо использовать принципиально современные подходы к планированию прибыли, для того чтобы обеспечить выживаемость организации в современных условиях, управленческому персоналу необходимо уметь в действительности оценивать финансовое состояние своей организации, достигать получения высокой доходности бизнеса.
Цель работы - изучить теоретические вопросы экономического содержания и формирования прибыли, проанализировать прибыль коммерческой организации и предложить мероприятия по повышению финансовых результатов компании.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1) раскрыть экономическое содержание и значение прибыли в условиях рыночной экономики;
2) выделить факторы, влияющие на финансовый результат;
3) определить приемы и методы планирования прибыли компании;
4) проанализировать состав, структуру и динамику финансовых результатов деятельности предприятия;
5) оценить показатели эффективности предпринимательской деятельности и доходности бизнеса;
6) выявить факторы, оказавшие влияние на прибыль и рентабельность продукции;
7) определить проблемы и пути повышения показателей прибыли и рентабельности предприятия.
Предметом исследования является финансово - хозяйственная деятельность предприятия ОАО «Каменский рыбозавод».
Объект - финансовый результат деятельности предприятия ОАО «Каменский рыбозавод» за 2013 - 2015 г.г..
Теоретико-методологической основой исследования подходов к содержанию планирования и прогнозирования прибыли послужили фундаментальные концепции по изучаемой проблеме, представленные в трудах зарубежных и отечественных ученых - это Файоль А., Ансофф И., Томпсон , Анискин Ю.П., Брюханова Н.В., Ефимова С.А., Весенин В.Р., Савицкая Г.В., Румянцева З.П., Фатхутдинов Р.А. и др.
В ходе выполнения работы используются следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, аналитическая группировка данных, сравнение, горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности, факторный анализ и другие.
Информационной базой исследования прибыли является финансовая и статистическая отчетность предприятия за 2013-2015 годы.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов исследования в деятельности предприятия ОАО «Каменский рыбозавод».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 39 источников и приложений. Работа изложена на 63 страницах, включает 9 таблиц, иллюстрирована 8 рисунками.
В условиях формирования рыночной экономической системы в нашей стране происходит значительное изменение в отношении к показателю прибыли в пользу возрастания его роли в хозяйственном механизме, поскольку в рыночных условиях прибыль является стимулом практически любой хозяйственной деятельности и выступает основным источником развития хозяйственной деятельности той или иной организации.
Роль прибыли в предпринимательской деятельности предприятия заключается в необходимости ее планирования. Успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия будет зависеть от того, насколько достоверно определена плановая прибыль.
Методы планирования показателей в любой организации выбираются самостоятельно исходя из ассортимента, объема производства, договорных обязательств, структуры управления и организации экономических и финансовых служб. Все плановые показатели базируются на динамику результатов прошлых отчетных периодов и стратегию дальнейшего развития организации.
Конечный финансовый результат организации складывается под влиянием:
1) финансового результата от продажи продукции собственного производства;
2) финансового результата от продажи покупных товаров;
3) финансового результата от прочих хозяйственных операций.
Важнейшей задачей любого производства является поиск резервов повышения эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов. Выявлять и практически использовать эти резервы возможно при помощи тщательного финансово - экономического анализа.
Анализ абсолютных показателей свидетельствует, что ОАО «Каменский рыбозавод» в 2014 добился высоких финансовых результатов в хозяйственной деятельности, по сравнению с 2013 годом. В 2014 году по сравнению с 2013 годом выручка увеличилась на 6663 тыс. руб., прибыль от продаж на 372 тыс. руб.
Анализ структуры прибыли свидетельствует о том, что основную ее часть составляет прибыль от реализации продукции (работ, услуг) 97% или 4515 тыс. руб..
В 2015 году ОАО «Каменский рыбозавод» имеет тенденцию снижения эффективности производственной деятельности.
Результат деятельности в 2015 году ОАО «Каменский рыбозавод» показывает, что на предприятии наблюдается повышение выручки (дохода от обычных видов деятельности) на 3805 т.р. или 103,5%. При этом себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг также увеличилась, ее повышение составило 4658 т.р. или 104,4% по сравнению с предыдущим годом.
Темпы роста затрат превышают темпы роста объема реализации, оказав отрицательное влияние на показатель прибыли предприятия, темп роста прибыли от продаж составил 81,7% к прошлому году. Факторный анализ прибыли показал ее рост за счет повышения отпусных цен при снижении натурального объема продаж с 896,64 тн. до 846,72 тн., и снижения за счет повышения цен на используемые ресурсы.
Делаем вывод, что предприятие для увеличения прибыли использует механизм удорожания продукции, что делает прибыль более качественной и надежной. Показатель чистой прибыли в отчетном году снизился и составил 74,2% или - 930 тыс.руб.
ОАО «Каменкий рыбозавод» не планирует основные показатели деятельности на долгосрочную перспективу, а руководствуется фактическими результатами отчетного периода с учетом инфляции и договорных обязательств.
В 2015г. снизилась и эффективность предпринимательской деятельности с 2,45% до 1,88%, прибыльность активов с 6,6% до 5,0%, доходность капитала с 4,2% до 3,0%, что обусловлено снижением и нестабильностью социально-экономических факторов.
На 2016 г. запланировано: реализация 850 тонн продукции, получить выручки от продаж 125300 тыс. руб., что на 10,4% больше итогов 2015 г., при себестоимости 119800 тыс. руб., увеличенной на 9,1% к прошлому году.
Показатель прибыли запланирован в сумме 5500 тыс. руб. к 2014 г. составляет 121,8%, т. е. показатель ориентирован на более успешный год.
Необходимо рассмотреть пути повышения прибыли, по результатам приведенного анализа предприятия: Во первых - договорные обязательства с поставщиками и покупателями, направленные на снижение закупочных цен и сроки платежа по обязательствам.
Специалистам необходимо ежеквартально рассматривать нормы расхода ресурсов, средние цены на приобретаемые материалы, тарифы на услуги, исключать непроизводительные расходы, потери от брака.
Установить наиболее благоприятную структуру и ассортимент продукции, выявить наиболее рентабельную продукцию, цены на продукции установить согласно ее качеству.
Принять в расчет переменные и постоянные расходы предприятия раздельно для оценки операционного рычага (соотношения постоянных и переменных затрат), так как доходность бизнеса, размер получаемой прибыли и риск во многом зависят от его величины.
Для того, чтобы быть успешным конкурентом на рынке, ОАО «Каменский рыбозавод» необходима самостоятельная финансовая стратегия, составной частью создания которой является стратегический анализ.
Цели текущего и стратегического маркетинга ОАО «Каменский рыбозавод» должны состоять в следующем: изучение рынков сбыта готовой продукции и перспектив их развития; помощь продвижению на рынок и реализации продукции; привлечение постоянных потребителей путем их обслуживания с использованием системы скидок; исследование и обоснование уровня цен на каждый вид товаров и тенденций их изменения; прогнозирование сбалансированности спроса и потребления. При выборе политики ценообразования, главное чтобы она напрямую зависела от стратегии предприятия на далекую и ближайшую перспективу.
Отсюда следует, что анализ рыночной позиции предприятия, выявление наиболее существенных факторов, формирующих его сбытовую среду, должно являться необходимым этапом стратегического анализа доходов, который позволит сделать объективный, обоснованный и прозрачный прогноз деятельности предприятия в целом и его доходов.
Организации необходимо вести контроль и анализировать процессы планирования, распределения и использования прибыли, первоначально на расширение продаж собственной продукции, поскольку от этого зависит его будущее.
Рассчитываем, что рекомендуемые мероприятия дадут возможность оптимизировать затраты и увеличить прибыль, отражающую финансовый результат деятельности и выступающую источником финансирования, являющуюся важнейшим финансовым ресурсом предприятия.
Роль прибыли в предпринимательской деятельности предприятия заключается в необходимости ее планирования. Успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия будет зависеть от того, насколько достоверно определена плановая прибыль.
Методы планирования показателей в любой организации выбираются самостоятельно исходя из ассортимента, объема производства, договорных обязательств, структуры управления и организации экономических и финансовых служб. Все плановые показатели базируются на динамику результатов прошлых отчетных периодов и стратегию дальнейшего развития организации.
Конечный финансовый результат организации складывается под влиянием:
1) финансового результата от продажи продукции собственного производства;
2) финансового результата от продажи покупных товаров;
3) финансового результата от прочих хозяйственных операций.
Важнейшей задачей любого производства является поиск резервов повышения эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов. Выявлять и практически использовать эти резервы возможно при помощи тщательного финансово - экономического анализа.
Анализ абсолютных показателей свидетельствует, что ОАО «Каменский рыбозавод» в 2014 добился высоких финансовых результатов в хозяйственной деятельности, по сравнению с 2013 годом. В 2014 году по сравнению с 2013 годом выручка увеличилась на 6663 тыс. руб., прибыль от продаж на 372 тыс. руб.
Анализ структуры прибыли свидетельствует о том, что основную ее часть составляет прибыль от реализации продукции (работ, услуг) 97% или 4515 тыс. руб..
В 2015 году ОАО «Каменский рыбозавод» имеет тенденцию снижения эффективности производственной деятельности.
Результат деятельности в 2015 году ОАО «Каменский рыбозавод» показывает, что на предприятии наблюдается повышение выручки (дохода от обычных видов деятельности) на 3805 т.р. или 103,5%. При этом себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг также увеличилась, ее повышение составило 4658 т.р. или 104,4% по сравнению с предыдущим годом.
Темпы роста затрат превышают темпы роста объема реализации, оказав отрицательное влияние на показатель прибыли предприятия, темп роста прибыли от продаж составил 81,7% к прошлому году. Факторный анализ прибыли показал ее рост за счет повышения отпусных цен при снижении натурального объема продаж с 896,64 тн. до 846,72 тн., и снижения за счет повышения цен на используемые ресурсы.
Делаем вывод, что предприятие для увеличения прибыли использует механизм удорожания продукции, что делает прибыль более качественной и надежной. Показатель чистой прибыли в отчетном году снизился и составил 74,2% или - 930 тыс.руб.
ОАО «Каменкий рыбозавод» не планирует основные показатели деятельности на долгосрочную перспективу, а руководствуется фактическими результатами отчетного периода с учетом инфляции и договорных обязательств.
В 2015г. снизилась и эффективность предпринимательской деятельности с 2,45% до 1,88%, прибыльность активов с 6,6% до 5,0%, доходность капитала с 4,2% до 3,0%, что обусловлено снижением и нестабильностью социально-экономических факторов.
На 2016 г. запланировано: реализация 850 тонн продукции, получить выручки от продаж 125300 тыс. руб., что на 10,4% больше итогов 2015 г., при себестоимости 119800 тыс. руб., увеличенной на 9,1% к прошлому году.
Показатель прибыли запланирован в сумме 5500 тыс. руб. к 2014 г. составляет 121,8%, т. е. показатель ориентирован на более успешный год.
Необходимо рассмотреть пути повышения прибыли, по результатам приведенного анализа предприятия: Во первых - договорные обязательства с поставщиками и покупателями, направленные на снижение закупочных цен и сроки платежа по обязательствам.
Специалистам необходимо ежеквартально рассматривать нормы расхода ресурсов, средние цены на приобретаемые материалы, тарифы на услуги, исключать непроизводительные расходы, потери от брака.
Установить наиболее благоприятную структуру и ассортимент продукции, выявить наиболее рентабельную продукцию, цены на продукции установить согласно ее качеству.
Принять в расчет переменные и постоянные расходы предприятия раздельно для оценки операционного рычага (соотношения постоянных и переменных затрат), так как доходность бизнеса, размер получаемой прибыли и риск во многом зависят от его величины.
Для того, чтобы быть успешным конкурентом на рынке, ОАО «Каменский рыбозавод» необходима самостоятельная финансовая стратегия, составной частью создания которой является стратегический анализ.
Цели текущего и стратегического маркетинга ОАО «Каменский рыбозавод» должны состоять в следующем: изучение рынков сбыта готовой продукции и перспектив их развития; помощь продвижению на рынок и реализации продукции; привлечение постоянных потребителей путем их обслуживания с использованием системы скидок; исследование и обоснование уровня цен на каждый вид товаров и тенденций их изменения; прогнозирование сбалансированности спроса и потребления. При выборе политики ценообразования, главное чтобы она напрямую зависела от стратегии предприятия на далекую и ближайшую перспективу.
Отсюда следует, что анализ рыночной позиции предприятия, выявление наиболее существенных факторов, формирующих его сбытовую среду, должно являться необходимым этапом стратегического анализа доходов, который позволит сделать объективный, обоснованный и прозрачный прогноз деятельности предприятия в целом и его доходов.
Организации необходимо вести контроль и анализировать процессы планирования, распределения и использования прибыли, первоначально на расширение продаж собственной продукции, поскольку от этого зависит его будущее.
Рассчитываем, что рекомендуемые мероприятия дадут возможность оптимизировать затраты и увеличить прибыль, отражающую финансовый результат деятельности и выступающую источником финансирования, являющуюся важнейшим финансовым ресурсом предприятия.



