Введение 3
ГЛАВА 1. Особенности силовой подготовки юношей 14-15 лет
1.1 Анатомо-физиологические особенности подростков 5
1.2 Влияние полового созревания организма на психические и физические особенности подростка 7
1.3 Особенности психического развития юношей, систематические занимающихся физкультурой и спортом 12
1.4 Физиологические механизмы роста силы и мышечной массы 16
1.5 Развитие силовых способностей у юношей 14-15 лет в различных
видах спорта 17
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 20
ГЛАВА 3. Обоснование эффективности экспериментальной методики развития силовых способностей у юношей 14 -15 лет
3.1 Содержание экспериментальной методики развития силовых способностей у юношей 14-15 лет средствами атлетизма 25
3.2 Результаты тестирования и антропометрии участников эксперимента 29
3.3 Обработка полученных данных 32
Выводы 38
Список литературы 39
В теории и практике физической культуры проблемы улучшения физического состояния средствами занятий атлетизмом актуальны на сегодняшний день, так как исследование и улучшение физического состояния учащихся являются одной из главных проблем в области физической культуры и спорта.
На данный момент занятия с отягощениями, а также занятия с отягощением собственным весом, являются общедоступным средством развития физических возможностей организма подростков, укрепления здоровья, привития эстетических и культурных ценностей.
Количество тренажёрных залов и фитнес клубов увеличивается с каждым годом. Тренировки силовой направленности и занятия атлетизмом становятся всё более доступными, происходит увеличение количества населения всех возрастов, вовлеченного в занятия фитнесом.
Двигательная активность и занятия с отягощением, при условии их соответствия возрастным и индивидуальным морфофункциональным особенностям детей, оказывают благоприятное влияние на растущий организм, поэтому оптимизация активности ребенка является наиболее важной и сложной проблемой учебного процесса. Атлетизм наиболее востребован среди мужчин и подрастающего поколения, так как способствует росту силы, мышечной массы, формированию фигуры по мужскому типу.
Актуальность: в научно-методической литературе вопрос о развитии силовых способностей посредством занятий атлетизмом в подростковом возрасте отражен недостаточно.
Цель исследования: обосновать методику развития силовых способностей у юношей 14-15 лет.
Задачи:
1. Определить психологические и физиологические особенности юношей 14-15 лет.
2. Теоретически изучить проблему влияния занятий атлетизмом на увеличение мышечной массы и силы у подростков.
3. Разработать методику силовой подготовки юношей 14-15 лет в условиях тренажерного зала и определить ее эффективность.
Объектом исследования является процесс развития силовых способностей и увеличения мышечной массы у юношей 14-15 лет.
Предметом исследования является методика силовой подготовки юношей 14-15 лет в условиях тренажерного зала.
Гипотеза: предполагается, что методика развития силовых способностей юношей у 14-15 лет средствами атлетизма позволит повысить не только уровень максимальной силы и объем мышечной массы юношей 14-15 лет, но и положительно отразится на развитии других силовых способностей, необходимых для эффективного выполнения испытаний комплекса ГТО.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научнометодической литературы, педагогический эксперимент, тестирование двигательных способностей, метод антропометрии, методы математической статистики.
Новизна исследования заключается в том, что была определена эффективность методики развития силовых способностей средствами атлетизма на результативность выполнения испытаний комплекса ГТО, отражающих проявление различных силовых способностей.
Практическая значимость работы определяется возможностью применения разработанной методики занятий атлетизмом при подготовке юношей 14-15 лет к выполнению испытаний комплекса ГТО.
1. На основе изученной литературы были выявлены следующие физиологические особенности юношей 14-15 лет: на данный возраст приходится сенситивный период развития силы и скоростно-силовых способностей (Губа
В.П., 2015), связано это с перестройкой мышечной ткани, увеличением тестостерона, продуцируемого организмом, наблюдается пубертатный скачок.
2. Занятия атлетизмом в юношеском возрасте способствуют укреплению костной ткани, формированию организма по мужскому типу, увеличению мышечной массы, развитию силовых способностей.
3. Достоверный прирост произошёл во всех силовых тестах: сгибания- разгибания рук в упоре лёжа (р>0,001), подтягивания из виса на перекладине (р>0,001), подъём туловища из положения лёжа за 1 минуту (р>0,001), сгибания-разгибания рук в упоре на брусьях (р>0,001), прыжок в длину с места (р>0,01), жим лёжа на 1 повторный максимум (р>0,001); что демонстрирует достоверный прирост собственно силы, абсолютной силы, силовой выносливости и скоростно-силовых показателей у участников эксперимента. В исследуемых антропометрических данных достоверный прирост произошёл только в обхвате бедра, однако тенденция к приросту есть, что показано в таблице 3.10, недостоверность объясняется непродолжительным временем проведения эксперимента. Таким образом, средства атлетизма помогают не только в увеличении показателей максимальной силы и мышечной массы, но и для всех остальных показателей, которые помогут в сдаче нормативов комплекса ГТО, а именно: сгибания-разгибания рук в упоре лёжа, подтягивания из виса на перекладине, сгибание-разгибания туловища из положения лёжа за 1 минуту, прыжок в длину с места.
1. Бодибилдинг для начинающих / Под редакцией О. Хейденштама; Перевод с англ. К. Савельева. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2014. - 192 с.: ил.- (Фитнес - клуб).
2. Багадирова С.К. Основы психорегуляции в спортивной деятельности: учеб. пособие / С.К. Багадирова ; Адыгейский гос. ун-т. - Майкоп,
2015. - 146 с.
3. Валенский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. - М.: КноРус, 2013. - 240 с.
4. Воробьев А.Н., Сорокин Ю.К. Анатомия силы. Изд 2-е. М; Физкультура и сперт, 1997.- 180с.
5. Воробьев А.Н., Сорокин Ю.К.«Анатомия силы» //Москва. Физкультура и спорт. 1987 - 256с.
6. Глядя С.А., Старов М.А., Батыгин ЮВ. Стань сильным! Учебнометодическое пособие по основам пауэрлифтинга. Книга № 1 — Харьков: К.: Центр, 1998 - 127 с.
7. Губа В. П. Оценка уровня развития двигательных способностей юных спортсменов / В. П. Губа, А. В. Родин, А. Д. Скрипко // Физич. культура в шк. - 2015. - № 1. - С. 57-60.
8. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ. культ. / Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: ФКиС, 1986. - 362 с.
9. Дворкин Л.С. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт / Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 384 с
10. Жеков ИЛ, Биомеханика тяжелоатлетических упражнений М.: Физкультура и спорт, 1986. - 192 с.
11. Ильинича ВИ. «Физическая культура студента», //- М.: Г ардари- кад 2000. - 295 с.
12. Коц Я. М. Физиология мышечной деятельности // Москва 1999 -
150с.
13. Куликов В.П., Кисилев В,И, Потребность в двигательной активности - Новосибирск «Наука» 1998 - 460 с.
14. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. - Ростов на/Д: Феникс, 2014. - 256 с.
15. Лапутин А.Н. Специальные упражнения тяжелоатлетов. - М.: Физкультура и спорт, 1993 - 36-37с...